г. Ессентуки |
Дело N А25-1521/2009 |
21 мая 2010 г. |
Вх.16АП-863/10 (1) |
17 мая 2010 года объявлена резолютивная часть постановления.
21 мая 2010 года постановление изготовлено в полном объеме.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Фриева А.Л.,
судей: Джамбулатова С.И., Белова Д.А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Карапетовым С.Л.,
рассмотрев апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Южная телекоммуникационная компания" в лице Карачаево-Черкесского филиала на решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 27.02.2010 по делу N А25-1521/2009 по заявлению ОАО "ЮТК" в лице Карачаево-Черкесского филиала к УФАС по КЧР, с участием третьего лица - Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по КЧР, ОАО международной и междугородной электрической связи "Ростелеком" в лице ТУ N 2 южного филиала ОАО международной и междугородной электрической связи "Ростелеком" о признании недействительным приказа, (судья А.А. Кукоев),
в судебное заседание явились:
от ОАО "ЮТК" в лице Карачаево-Черкесского филиала - Тлябичева З.Б. по доверенности от 11.01.2010,
от УФАС по КЧР - Уракчиева А.С. по доверенности N 6-1/14 от 11.01.2010,
от ОАО международной и междугородной электрической связи "Ростелеком" - не явился, извещено 14.04.2010, просит рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствии своих представителей,
от Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по КЧР - не явился, извещено 16.04.2010, просит рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствии своих представителей,
УСТАНОВИЛ
Открытое акционерное общество "Южная телекоммуникационная компания" в лице Карачаево-Черкесского филиала (далее - общество) обратилось в арбитражный суд Карачаево-Черкесской Республики с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Карачаево-Черкесской Республике (далее - управление, антимонопольный орган) о признании недействительным приказа от 28.04.2009 N 49 о включении заявителя в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более 35 %.
Определениями суда к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по КЧР (далее - Роскомнадзор), ОАО междугородной и международной электрической связи "Ростелеком" в лице Территориального управления N 2 южного филиала открытое акционерное общество междугородной и международной электрической связи "Ростелеком" (далее- Ростелеком).
Решением Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 27.02.2010 в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован тем, что общество правомерно и обоснованно включено в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов.
Не согласившись с данным решением суда, общество обжаловало его в апелляционном порядке. В судебное заседание апелляционного суда представитель общества поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить.
Представитель управления просил оставить решение суда без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Рассмотрев апелляционную жалобу, материалы дела и выслушав представителей сторон, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о необходимости оставления без изменения обжалуемого решения суда по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, приказом от 28.04.2009 N 49 общество включено в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более 35 %. В приложении к указанному приказу наименование хозяйствующего субъекта названо следующим образом: ОАО "Южная телекоммуникационная компания" в лице филиала по Карачаево-Черкесской Республике.
Управление приказом от 20.08.2009 N 134 внесло изменения в приложение к приказу от 28.04.2009 N 49, изложив наименование хозяйствующего субъекта в следующей редакции: ОАО "Южная телекоммуникационная компания" в лице Карачаево-Черкесского филиала, который получен заявителем 24.08.2009 (т.1 л.д.45-46).
Считая, что приказ антимонопольного органа нарушает его права и законные интересы, общество обратилось в арбитражный суд.
В соответствии с Федеральным законом "О защите конкуренции" от 26.07.2006 N 135 организации, внесенные в Реестр хозяйствующих субъектов с долей участия на товарном рынке более 35%, обязаны согласовать с антимонопольным органом определенные виды сделок в порядке, предусмотренном статьями 32, 33, 34 ФЗ "О защите конкуренции". Включение общества в Реестр хозяйствующих субъектов с долей участия на товарном рынке более 35 % накладывает на него дополнительные обязанности и ограничения в осуществлении хозяйственной деятельности.
Согласно п. 12 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применение арбитражными судами антимонопольного законодательства" включение в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка другими федеральными законами в целях их применения установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов (далее - реестр хозяйствующих субъектов, реестр), надлежит учитывать следующее.
Согласно пункту 8 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган ведет реестр хозяйствующих субъектов. Порядок формирования и ведения реестра устанавливается Правительством Российской Федерации. В настоящее время действуют Правила формирования и ведения реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.12.2007 N 896 (далее - Правила).
При этом по смыслу пунктов 4 и 9 Правил в их взаимосвязи включение в реестр хозяйствующих субъектов хозяйствующих субъектов, действующих как группа лиц, производится исходя из их совокупной доли на рынке.
Кроме того, следует учитывать, что если доля лица на рынке определенного товара превышает 50%, то в силу п. 1 ч. 1 ст. 5 Закона о защите конкуренции положение такого лица признается доминирующим, если не доказано иное.
Доминирующим признается и положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии (ч. 5 ст. 5 Закона о защите конкуренции).
В силу пункта 13 Правил основаниями для принятия решения о включении сведений о хозяйствующем субъекте в реестр является, в том числе аналитический отчет, подготовленный, в частности, по итогам анализа состояния конкуренции на товарном рынке, проведенного антимонопольным органом по собственной инициативе.
Порядок проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке утвержден Приказом Федеральной антимонопольной службы от 25.04.2006 N 108 (далее - Порядок).
Согласно подпункту "д" пункта 1 Порядка он используется в случаях, требующих анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке или положения на нем хозяйствующих субъектов, в том числе при формировании реестра хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35 процентов.
В соответствии с пунктом 3 Порядка решение о включении того или иного лица в реестр хозяйствующих субъектов с долей участия на товарном рынке более 35% принимается на основании аналитического отчета.
Как правильно установлено судом первой инстанции, из содержания аналитического отчета следует, что ОАО "Южная телекоммуникационная компания" в лице Карачаево-Черкесского филиала в исследуемый период являлось единственным поставщиком на рынке услуг по организации и предоставления соединений между оборудованием сторонних операторов.
Ссылка общества на короткий период исследования ( второе полугодие 2008 года), в связи с невозможностью исследование рынка услуг соединения между оборудованием сторонних операторов обоснованно отклонена судом первой инстанции.
Согласно пункту 9 Порядка временной интервал исследования товарного рынка определяется в зависимости от цели исследования особенностей товарного рынка и доступности информации.
Таким образом, порядком при определении временного интервала исследования товарного рынка не установлен рамочный период, за который следует провести анализ и оценку состояния конкурентной среды на товарном рынке.
Между тем, материалами дела подтверждается и не оспаривается обществом, что филиал предоставляет услуги соединений между оборудованием сторонних операторов с 2003 года по настоящее время и положение общества на этом рынке услуг обусловлено деятельностью субъекта естественной монополии в сфере оказания услуг общедоступной электросвязи, поскольку располагает технологической инфраструктурой, сети которой охватывают всю территорию Карачаево-Черкесской Республики.
Из имеющегося в материалах дела аналитического отчета видно, что исследование проводилось в пределах географических границ Карачаево-Черкесской Республики, временным интервалом определен отчетный период с 01.01.2008 по 31.12.2008, определены продуктовые границы товарного рынка - это присоединение сетей электросвязи - установление технико-технологического взаимодействия средств связи 2 сетей связи, при котором становится возможным пропуск трафика между этими сетями минуя другие сети связи. В Общероссийском классификаторе видов экономической деятельности ОК 2001(ОКВЭД) (КДЕС Ред1) классифицируется по коду 64.20.3 "прочая деятельность в области электросвязи".
Антимонопольным органом для целей анализа рынка оказания услуг по организации и предоставлению услуг соединений между оборудованием сторонних операторов в КЧР рассмотрены покупатели-операторы связи, использующие услуги соединения между оборудованием некоммутируемого транзитного соединения и организация некоммутируемого транзитного соединения) для дальнейшей перепродажи и организации собственных сетей передачи данных.
Из отчета видно, что в проверяемый период услуги соединений между оборудованием сторонних операторов на территории КЧР оказывались только на технических площадях общества. Пользователями соединительных линий являются: ОАО "Арктел", ОАО "Мобильные ТелеСистемы", ОАО "Вымпелком - коммуникации", ООО "Межрегиональный Транзит Телеком", ЗАО "Мобиком-Кавказ", ЗАО "Нестер".
В связи с изложенным суд первой инстанции пришел к правильному выводу о включении общества в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов.
Вышеизложенные обстоятельства обоснованно послужили основанием для отказа обществу в удовлетворении его требований.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 27.02.2010 по делу N А25-1521/2009 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
А.Л. Фриев |
Судьи |
С.И. Джамбулатов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А25-1521/2009
Истец: ОАО "Южная Телекоммуникационная Компания" в лице Карачаево-Черкесского филиала
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Карачаево-Черкесской Республике
Третье лицо: ОАО междугородной и международной эликтрической связи "Ростелеком" в лице Территориального управления N2 южного филиала ОАО междугородной и международной электрической связи "Ростелеком", Управление Роскомнадзора по КЧР, Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по КЧР, ОАО междугородней и международной электрической связи "Ростелеком", Управление Федеральной антимонопольной службы по Карачаево-Черкесской Республике