Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 26 ноября 2004 г. N КГ-А40/10883-04
(извлечение)
Открытое акционерное общество "Кузбассэнерго" (далее - ОАО "Кузбассэнерго") обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к Министерству финансов Российской Федерации (далее - Минфин РФ) о взыскании 3133 руб. 97 коп. расходов, понесенных в результате предоставления льгот по оплате электроэнергии в соответствии с Законом РФ "О милиции" и Положением о службе в органах внутренних дел Российской Федерации за период с 01.01.2001 г. по 01.01.2002 г.
Исковые требования мотивированы тем, что в соответствии с пунктом 3 статьи 30 Закона РФ "О милиции", пункта 14 статьи 54, пункта 7 статьи 64 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации сотрудникам органов внутренних дел и членам их семей, а также сотрудникам, уволенным из органов внутренних дел, предоставлялась 50% скидка по оплате электрической энергии. В течение 2001 года Энергосбытом ОАО "Кузбассэнерго" были предоставлены соответствующие льготы 10 гражданам на общую сумму 3133 рубля 97 копеек. Данные расходы ОАО "Кузбассэнерго" не были возмещены и подлежат возмещению за счет средств федерального бюджета.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 2 декабря 2003 года, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции того же суда от 12 апреля 2004 года, в удовлетворении исковых требований отказано.
При этом суд исходил из того, что Министерство финансов Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти и осуществляет свою деятельность в соответствии с Положением, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 06.03.98 г. N 273. Согласно пунктам 13-14 статьи 6 указанного Положения Минфин РФ исполняет в пределах своей компетенции федеральный бюджет, составляет отчет об исполнении федерального бюджета и консолидированного бюджета Российской Федерации, осуществляет контроль за целевым использованием средств федерального бюджета, подготавливает предложения и реализует меры, направленные на совершенствование структуры государственных расходов.
Исходя из смысла указанных положений Закона, суд первой инстанции считает, что Министерство финансов РФ не может быть ответчиком по данному спору, поскольку не является распорядителем бюджетных средств, а, следовательно, по отношению к истцу не является обязанным лицом по возмещению расходов.
Кроме того, суд считает, что истец фактически взыскивает разницу между суммой начисленной за потребленную абонентом электроэнергию, и суммой уплаченной с учетом представленных льгот, однако данная разница в суммах сама по себе не может быть признана именно расходами энергоснабжающей организации в связи с предоставлением указанной выше льготы десяти гражданам в 2001 году.
Не согласившись с решением от 2 декабря 2003 года и постановлением апелляционной инстанции от 12 апреля 2004 года ОАО "Кузбассэнерго" обратилось в Федеральный арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит указанные судебные акты отменить и, не передавая дело на новое рассмотрение, взыскать с Министерства финансов РФ в пользу ОАО "Кузбассэнерго" сумму расходов, понесенных при предоставлении льгот, в сумме 3133 руб. 97 коп.
В жалобе заявитель указывает на то, что поскольку он не имел возможности отказаться от предоставления гражданам льгот по оплате потребленных энергоресурсов, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации, у Российской Федерации в соответствии со статьей 8 Гражданского кодекса РФ возникла обязанность компенсировать энергоснабжающей организации сумму предоставленных льгот.
ОАО "Кузбассэнерго" были представлены доказательства, которые не оспаривались ответчиком, подтверждающие факт предоставления льгот отдельным категориям граждан, а также факт того, что до настоящего времени указанные расходы не компенсированы. Однако ответчиком не были представлены доказательства того, что он совершал какие-либо действия, направленные на компенсацию данных расходов, в том числе включил необходимые денежные средства в бюджет Российской Федерации.
Давая объяснения в кассационной инстанции, представитель Минфина РФ просил оставить обжалуемые решение и постановление без изменения, считая их законными и обоснованными.
ОАО "Кузбассэнерго", надлежащим образом извещенный о месте и времени заседания кассационной инстанции, своего представителя в суд не направил.
Обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав представителя ответчика, проверив в порядке статей 284, 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса РФ правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права при принятии обжалуемых решения и постановления, а также соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых актах установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, кассационная инстанция не находит оснований для их отмены в связи со следующим.
В соответствии с пунктом 3 статьи 30 Закона РФ от 18.04.91 г. N 1026-1 "О милиции", действовавшим в спорный период, сотрудникам милиции и проживающим с ними членам их семей предоставляется 50-процентная скидка в оплате жилых помещений, технического обслуживания, содержания и ремонта мест общего пользования в жилых домах (включая капитальный ремонт), коммунальных услуг, радио, коллективной антенны, за пользование телефоном, а также в оплате топлива в домах, не имеющих центрального отопления. Указанная скидка предоставляется сотрудникам милиции и членам их семей, проживающим в домах независимо от вида жилищного фонда, и компенсируется из средств бюджетов, за счет которых финансируются подразделения милиции.
Истец, в соответствии с вышеназванным законом, в 2001 году представил льготу 10 гражданам на общую сумму 3133 руб. 97 коп.
Согласно пункта 3 статьи 83 Бюджетного кодекса РФ финансирование новых видов расходов бюджетов или увеличение финансирования соответствующих видов расходов бюджетов может осуществляться только с начала очередного финансового года при условии их включения в закон (решение) о бюджете либо в текущем году после внесения соответствующих изменений в закон (решение) о бюджете при наличии соответствующих источников дополнительных поступлений в бюджет и (или) при сокращении расходов по отдельным статьям бюджета.
Судом установлено, что Федеральным законом РФ "О федеральном бюджете на 2001 год" выделение денежных средств из федерального бюджета на возмещение расходов, связанных с предоставлением льгот на основании Закона РФ "О милиции" не предусмотрено.
Министерство финансов РФ, в полномочия которого в соответствии со статьей 165 Бюджетного кодекса РФ входит составление сводной бюджетной росписи Федерального бюджета на основе уже утвержденного бюджета в соответствии с функциональной и экономической классификацией расходов бюджета РФ и доведение уведомления о бюджетных ассигнованиях до получателя, не наделено правом выделять средства из бюджета на возмещение расходов.
При таких обстоятельствах суд пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований.
С учетом изложенного, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса РФ, постановил:
решение Арбитражного суда города Москвы от 2 декабря 2003 года и постановление апелляционной инстанции того же суда от 12 апреля 2004 года по делу N А40-41814/03-57-388 оставить без изменения, а кассационную жалобу ОАО "Кузбассэнерго" - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 26 ноября 2004 г. N КГ-А40/10883-04
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании