Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 14 сентября 2006 г. N КГ-А40/8401-06
(извлечение)
Решением от 18 декабря 2002 года Арбитражного суда города Москвы, оставленным без изменения постановлением от 3 апреля 2003 года апелляционной инстанции того же суда и постановлением от 17 июля 2003 года N КГ-А40/4542-03 Федерального арбитражного суда Московского округа, Б. отказано в удовлетворении исковых требований, с учетом уточнений, к открытому акционерному обществу "Экстра-М" (далее - ОАО "Экстра-М"), открытому акционерному обществу "Реестр" (далее - ОАО "Реестр"), товариществу с ограниченной ответственностью "Экстра" (далее - ТОО "Экстра") о признании недействительным решения внеочередного общего собрания акционеров ОАО "Экстра-М" от 16 октября 2001 года, о признании незаконными действий ОАО "Экстра-М" по приобретению принадлежащей истцу дробной акции (0.77331), о признании незаконными действий реестродержателя по исключению истца из реестра акционеров ОАО "Экстра-М" и обязанности реестродержателя восстановить запись в реестре акционеров ОАО "Экстра-М", восстановлении записи в реестре акционеров ОАО "Экстра М". В отношении филиала "Реестр-Оргэкономика" ОАО "Реестр"; производство по делу было прекращено.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суды, исходили из того, что обжалуемым собранием акционеров права истца не были нарушены, действия ОАО "Экстра М" по выкупу дробной акции у истца совершены в соответствии с действующим законодательством; действия реестродержателя по внесению записи в реестр акционеров в связи с выкупом дробной акции у истца также признанны соответствующими действующему законодательству.
29 марта 2004 г. Б. было подано заявление о пересмотре по вновь открывшимся обстоятельствам решения от 18 декабря 2002 г. по настоящему делу, как основанного на истолковании положения ст. 74 ФЗ "Об акционерных обществах" расходящемся с конституционно-правовым смыслом, выявленным в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 24.02.04 г. и ст. 1 Протокола к Конвенции о защите прав человека и основных свобод.
Определением Арбитражного суда г. Москвы от 21 апреля 2004 года, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции того же суда от 21 июня 2004 года и постановлением от 3 сентября 2004 года N КГ-А40/7259-04-П Федерального арбитражного суда Московского округа, в удовлетворении заявления о пересмотре решения по вновь открывшимся обстоятельствам отказано.
Суды исходили из того, что Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 24 февраля 2004 года N 3-П не является вновь открывшимся обстоятельством, поскольку статьи 74, 77 Федерального закона "Об акционерных обществах" не были признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации.
Обращаясь повторно с заявлением о пересмотре решения от 18 декабря 2002 года по вновь открывшимся обстоятельствам Б. ссылается на определение Конституционного Суда Российской Федерации N 61-О от 17 марта 2005 года, принятое по ее обращению, в котором, по мнению истца, указано на обязанность арбитражного суда пересмотреть настоящее дело по вновь открывшимся обстоятельствам.
Определением от 2 ноября 2005 года Арбитражный суд г. Москвы в удовлетворении заявления Б. о пересмотре по вновь открывшимся обстоятельствам решения от 18.12.02 г. отказал, не установив наличия оснований для пересмотра решения по вновь открывшимся обстоятельствам.
Постановлением от 28 декабря 2005 года N 09АП-15082/05-ГК Девятый арбитражный апелляционный суд определение от 2 ноября 2005 года отменил и направил вопрос в суд первой инстанции для рассмотрения по существу. При этом апелляционный суд указал на отсутствие правовых позиций для отказа в удовлетворении заявления истца о пересмотре решения суда от 18.12.02 г. по вновь открывшимся обстоятельствам.
Определением от 10 марта 2006 года Арбитражный суд г. Москвы отказал в удовлетворении заявления о пересмотре решения от 18.12.02 г. по вновь открывшимся обстоятельствам.
Суд первой инстанции исходил из того, что из положения п. 2.3 Определения Конституционного Суда Российской Федерации N 61-О от 17.03.05 г., на которые ссылается истец, не следует об обязанности арбитражного суда пересмотреть настоящее дело по вновь открывшимся обстоятельствам.
Постановлением от 13 июня 2006 года N 09АП-4261/06-ГК Девятый арбитражный апелляционный суд оставил определение от 10.03.06 г. без изменения, с поддержанием выводов суда первой инстанции. Кроме того, апелляционный суд указал на выплату Б. денежных средств, причитающихся ей за выкуп акций.
Законность вынесенных определения и постановления проверяется в порядке статей 274, 284, 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по кассационной жалобе Б., которая считает, что при принятии обжалуемых судебных актов судами неправильно применены нормы процессуального права и просит обжалуемые судебные акты отменить.
По мнению заявителя кассационной жалобы, суды не приняли во внимание разъяснения данные Конституционным Судом Российской Федерации относительно п. 1 ст. 74 Федерального закона "Об акционерных обществах"; действия совершенные ОАО "Экстра-М" в процессе консолидации акций привели к нарушению прав акционеров.
В судебном заседании заявитель кассационной жалобы и его представитель, поддержали доводы, в ней изложенные, просили определение и постановление отменить.
Представитель ОАО "Экстра-М" в судебном заседании возражал против доводов кассационной жалобы, полагая, что обжалуемые судебные акты являются законными и обоснованными.
ТОО "Экстра", ОАО "Реестр" в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Выслушав явившихся лиц, участвующих в деле, обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы дела, проверив в соответствии со статьей 286, 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правильность применения норм процессуального права при вынесении определения и постановления, Федеральный арбитражный суд Московского округа не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы в связи со следующим.
В соответствии с пунктом 6 статьи 311 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием пересмотра судебных актов по вновь открывшимся обстоятельствам является, в том числе признание Конституционным Судом Российской Федерации не соответствующим Конституции Российской Федерации закона, примененного арбитражным судом в конкретном деле, в связи с принятием решения, по которому заявитель обращался в Конституционный Суд Российской Федерации.
Исковыми требованиями по настоящему делу являлось признание недействительным решения внеочередного общего собрания акционеров ОАО "Экстра-М" от 16 октября 2001 года, признание незаконными действий ОАО "Экстра-М" по приобретению принадлежащей Б.Н.С. дробной акции (0.77331), признание незаконными действий реестродержателя по исключению истца из реестра акционеров ОАО "Экстра-М".
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 18.12.02 г., вступившим в законную силу, Б. было отказано в удовлетворении исковых требований, при этом суд руководствовался, в том числе п. 1 ст. 74 Федерального закона "Об акционерных обществах" (в редакции от 1999 года).
Заявляя ходатайство о пересмотре решения от 18.12.02 г. по вновь открывшимся обстоятельствам Б. ссылается на Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 24.02.04 г. N 3-П (п. 5.2.) и Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 17.03.05 г. N 61-О.
Постановлением от 24 февраля 2004 года N 3-П по делу о проверке конституционности отдельных положений статей 74, 77 Федерального закона "Об акционерных обществах", регулирующих порядок консолидации размещенных акций акционерного общества и выкупа дробных акций в связи с жалобами граждан, в том числе Б., Конституционный Суд Российской Федерации признал не противоречащими Конституции Российской Федерации взаимосвязанные положения абз. 2 п. 1 ст. 74 и ст. 77 ФЗ "Об акционерных обществах" (в редакции от 24.05.99 г.), согласно которым в случае образования при консолидации дробных акций последние подлежат выкупу обществом по рыночной стоимости, поскольку эти положения в их конституционно-правовом истолковании предполагают учет прав и законных интересов обладателей дробных акций посредством применения надлежащих юридических процедур и эффективный судебный контроль за решениями, принимаемыми советом директоров и общим собранием акционеров.
Определением от 17 марта 2005 года N 61-О Конституционный Суд Российской Федерации отказал в удовлетворении ходатайства граждан, в том числе Б. об официальном разъяснении постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 24.02.04 г. N 3-П.
В пункте 2.3. этого определения указано, что согласно правовым позициям Конституционного Суда Российской Федерации правоприменительные решения, основанные на акте, который хотя и признан в результате разрешения дела в конституционном судопроизводстве соответствующим Конституции Российской Федерации, но которому в ходе применения по конкретному делу суд общей юрисдикции или арбитражный суд придали истолкование, расходящееся с его конституционно-правовым смыслом, выявленным Конституционным судом Российской Федерации, также подлежат пересмотру в порядке, установленном законом.
В резолютивной части Постановления Конституционный Суд Российской Федерации признал не противоречащими Конституции Российской Федерации взаимосвязанные положения абзаца второго пункта 1 статьи 74 и статьи 77 Федерального закона "Об акционерных обществах" (в редакции от 24 мая 1999 года), установив при этом, что правоприменительные решения по делам граждан-акционеров, основанные на положениях указанных норм в истолковании, расходящимся с их конституционно-правовым Смыслом, выявленным в настоящем постановлении, должны быть пересмотрены в установленном порядке, если для этого нет других препятствий.
Реализация судами данного положения зависит от исследования и установления ими фактических обстоятельств конкретного дела.
При рассмотрении исковых требований по настоящему делу судом были исследованы фактические обстоятельства дела и не установлено нарушений норм Федерального закона "Об акционерных обществах".
При этом, суд руководствовался положениями ст. 8 ГК РФ, п. 1 ст. 74 ФЗ "Об акционерных обществах", Положением о ведении реестра владельцев именных ценных бумаг, утвержденным Постановлением ФКЦБ России от 02.10.97 г. N 27.
Рассматривая заявление Б. о пересмотре решения по вновь открывшимся обстоятельствам, суды правильно сослались на не установление расхождения толкования ст. 74 ФЗ "Об акционерных обществах", данном в решении суда по настоящему делу, с конституционно-правовым смыслом, выявленным Конституционным судом Российской Федерации.
Кроме того, как следует из материалов дела и отмечено апелляционным судом Б. после ее обращения к обществу с заявлением о выплате причитающихся денежных средства за выкуп акций были перечислены на предоставленные банковские реквизиты 516069 руб. 39 коп., что истцом не отрицается.
Учитывая изложенное, обстоятельства, указанные истцом в качестве вновь открывшихся, правильно оценены судами как не являющимися таковыми в силу п. 6 ст. 311 АПК РФ.
При таких обстоятельствах, оснований, предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для отмены обжалуемых в кассационном порядке судебных актов, не имеется, в связи, с чем кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст.ст. 274, 284, 286, п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289, 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Московского округа постановил:
определение Арбитражного суда города Москвы от 10 марта 2006 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 13 июня 2006 года N 09АП-4261/06-ГК по делу N А40-37850/02-113-378 оставить без изменения, а кассационную жалобу Б. - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 14 сентября 2006 г. N КГ-А40/8401-06
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании