г. Владимир |
|
23 октября 2009 г. |
Дело N А43-547/2008 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22.10.2009.
Постановление в полном объеме изготовлено 23.10.2009.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Рубис Е.А.,
судей Захаровой Т.А., Протасова Ю.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Богдановой Т.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Проект на набережной"
на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 03.07.2009
по делу N А43-547/2008,
принятое судьей Кабановым В.П.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Проект на набережной" о признании незаконным отказа Министерства государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области в заключении договора аренды земельного участка площадью 3890 кв.м. расположенного по Верхне-Волжской набережной г. Нижнего Новгорода,
при участии представителей:
от общества с ограниченной ответственностью "Проект на набережной" - Ежиковой Т.А. по доверенности от 12.07.2007, Антипова А.В. по доверенности от 12.07.2007;
от Министерства государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области - Радкевич И.П. по доверенности от 22.12.2008;
от Правительства Нижегородской области - Панькиной О.В. по доверенности от 11.01.2009, Веркашинской М.А. по доверенности от 11.01.2009,
и УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Проект на набережной" (далее - ООО "Проект на набережной", Общество, Заявитель) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконным изложенного в письме от 17.10.2007 N 34/16965-06-14 отказа Министерства государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области (далее - Министерство госимущества, государственный орган) заключить договор аренды земельного участка площадью 3890 кв.м., расположенного по Верхне-Волжской набережной г. Нижнего Новгорода, на нормативный срок строительства первой очереди жилого комплекса с подсобными подземными помещениями. В целях восстановления нарушенного права Общество просило суд обязать Министерство госимущества заключить такой договор аренды земельного участка.
Заинтересованными лицами по делу являются Правительство Нижегородской области (далее - Правительство), администрация г. Нижнего Новгорода (далее - Администрация) и Федеральное государственное учреждение "Земельная кадастровая палата" по Нижегородской области (далее - Кадастровая палата).
Решением Арбитражного суда Нижегородской области от 03.07.2009 Обществу отказано в удовлетворении заявленного требования.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "Проект на набережной" обжаловало его в Первый арбитражный апелляционный суд.
В обоснование жалобы заявитель указывает на несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела; неправильное применение норм материального права.
Более подробно доводы Общества изложены в апелляционной жалобе (л.д. 100-104 том 2).
В судебном заседании представители ООО "Проект на набережной" поддержали в полном объеме позицию, изложенную в апелляционной жалобе.
Представитель Министерства госимущества в отзыве на апелляционную жалобу и в судебном заседании просил оставить обжалуемый судебный акт без изменения, считая, что основания для его отмены отсутствуют.
Представители Правительства в отзыве на апелляционную жалобу и в судебном заседании выразили несогласие с доводами апелляционной жалобы и просили оставить решение суда первой инстанции без изменения.
Администрация г. Нижнего Новгорода и Федеральное государственное учреждение "Земельная кадастровая палата" по Нижегородской области, отзывы на апелляционную жалобу не представили, надлежаще извещенные о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку полномочных представителей в судебное заседание не обеспечили.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие не явившихся представителей Администрации г. Нижнего Новгорода и Федерального государственного учреждения "Земельная кадастровая палата" по Нижегородской области.
Законность принятого судебного акта, правильность применения судом норм материального и процессуального права проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 257-261, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Установлено по делу, что 07.10.2004 Администрация и общество с ограниченной ответственностью "Истэк" (далее - ООО "Истэк") заключили инвестиционный договор, предметом которого явилась реализация инвестиционного проекта по строительству жилого комплекса на земельном участке общей площадью 4400 кв.м., расположенном по адресу: г. Нижний Новгород, Нижегородский район, Верхне-Волжская набережная, рядом с гостиницей "Октябрьская". Срок реализации инвестиционного проекта установлен с октября 2004 года по июль 2007 года.
Распоряжением Администрации от 07.12.2004 N 4137-р ООО "Истэк" разрешена разработка градостроительной и проектной документации на территории квартала в границах улиц Верхне-Волжская набережная, Семашко, Минина и Нестерова в Нижегородском районе.
Распоряжением Администрации от 26.09.2005 N 4081-р ООО "Истэк" предоставлен в аренду земельный участок площадью 4400 кв.м. под строительство жилого комплекса с подземной автостоянкой по Верхне-Волжской набережной в Нижегородском районе.
В пункте 2 указанного распоряжения Комитету по управлению городским имуществом и земельными ресурсами предписано в установленном законом порядке заключить с ООО "Истэк" договор аренды земельного участка на время совместной деятельности по строительству объекта сроком до 15.09.2008.
Впоследствии распоряжениями Администрации от 30.12.2006 N 6501-р, от 22.03.2006 N 711 и от 24.05.2006 N 1650 в распоряжение от 26.09.2005 N 4081-р внесены изменения, касающиеся площади земельного участка, она определена в размере 3890 кв.м.
06.10.2006 ООО "Истэк" обращалось в Администрацию с заявлением о заключении договора аренды земельного участка площадью 3890 кв.м. сроком до 15.09.2008.
Внеочередным общим собранием участников ООО "Истэк" принято решение об изменении наименования Общества на ООО "Проект на набережной", что подтверждается протоколом внеочередного общего собрания участников ООО "Истэк" от 02.11.2006 N 3.
Письмом от 15.12.2006 N 23-22114 Администрация отказала ООО "Истэк" (ООО "Проект на набережной) в заключении договора аренды, обосновав свой отказ вступлением в действие с 01.01.2006 Закона Нижегородской области от 13.12.2005 N 192-З, в соответствии с которым администрация г.Нижнего Новгорода не является органом, уполномоченным заключать договоры аренды земельного участка.
ООО "Проект на набережной" обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением, посчитав, что отказ Администрации в заключении договора аренды земельного участка является незаконным и нарушающим его права и законные интересы.
Отказывая Обществу в удовлетворении требований по делу N А43-406/2007 от 03.12.2007, суд первой инстанции исходил из того, что с 01.01.2006 лицом, уполномоченным на сдачу в аренду земельных участков на территории Нижегородской области, государственная собственность на которые не разграничена, стало Правительство, в связи, с чем пункт 2 распоряжения Администрации от 26.09.2005 N 4081-р, предписывающий Комитету по управлению городским имуществом и земельными ресурсами заключить с ООО "Истэк" (ООО "Проект на набережной") договор аренды земельного участка, не мог быть реализован после указанной даты.
В октябре 2007 года Общество обратилось в Министерство государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области с заявлением, в котором, ссылаясь на ранее заключенный с администрацией г.Нижнего Новгорода инвестиционный договор от 07.10.2004 и изданное главой администрации распоряжение от 26.09.2005 N 4081-р (с последующими изменениями) просило заключить договор аренды земельного участка площадью 3890 кв.м. под строительство первой очереди жилого комплекса с подсобными подземными помещениями по Верхне-Волжской набережной в Нижегородском районе города Н.Новгорода.
По результатам рассмотрения обращения Общества государственный орган письмом за N 34/06965-06-14 от 17.10.2007 сообщил заявителю о невозможности в настоящее время рассмотреть вопрос о заключении договора аренды земельного участка, указывая, в частности, что испрашиваемый земельный участок не свободен от прав третьих лиц.
Общество восприняло указанное письмо Министерства отказом в заключении договора аренды земельного участка, который не соответствует положениям действующего законодательства и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности; обратилось в арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о его оспаривании.
Суд первой инстанции признал действие Министерства госимущества, выраженное в письме от 17.10.2007 N 34/16965-06-14, соответствующим нормам действующего законодательства и не нарушающим права и законные интересы Заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Однако Первый арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемое решение суда первой инстанции подлежит отмене по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного правового акта недействительным, решения, действия (бездействия) органа местного самоуправления незаконными суд должен установить наличие совокупности двух условий:
- несоответствие ненормативного акта, решения, действия (бездействия) органа местного самоуправления закону или иному нормативному правовому акту;
- нарушение ненормативным актом, решением, действием (бездействием) органа местного самоуправления прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Согласно статье 29 Земельного Кодекса Российской Федерации (здесь и далее приводятся нормы законодательства на момент возникновения спорного правоотношения) предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Пунктом 7 статьи 30 указанного Кодекса, в частности, предусмотрено, что решение исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных статьей 29 настоящего Кодекса, о предоставлении земельного участка для строительства или протокол о результатах торгов (конкурсов, аукционов) является основанием заключения договора аренды земельного участка и государственной регистрации данного договора при передаче земельного участка в аренду.
Из содержания части 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" следует, что распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами (столицами) субъектов Российской Федерации, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов Российской Федерации не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
На территории Нижегородской области с 01.01.2006 вступил в силу Закон от 13.12.2005 N 192-З "О регулировании земельных отношений в Нижегородской области" (далее - Закон Нижегородской области N 192-З, Закон).
В пункте 2 статьи 9 названного Закона установлено, что решения органов местного самоуправления о предоставлении земельных участков гражданам и юридическим лицам для строительства (реконструкции), о резервировании земельных участков на период проектирования или на период разработки документации по планировке территории, принятые до 1 января 2006 года, если в отношении данных земельных участков не заключены соответствующие договоры и (или) не истекли сроки, установленные данными решениями, подлежат рассмотрению в порядке, определенном Правительством Нижегородской области.
Статьей 3 указанного Закона Нижегородской области N 192-З (в редакции на момент возникновения спорного правоотношения) определены полномочия Правительства Нижегородской области по распоряжению земельными участками на территории Нижегородской области.
В частности, Правительство Нижегородской области принимает решения о предоставлении гражданам и юридическим лицам земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории города Нижний Новгород для целей строительства, реконструкции и размещения временных объектов, если иное не установлено частью 1 статьи 5 и пунктом 3 статьи 9 настоящего Закона; определяет исполнительные органы государственной власти Нижегородской области, уполномоченные по управлению и распоряжению земельными ресурсами на территории Нижегородской области и по подготовке, согласованию и выдаче заявителям материалов, необходимых для реализации инвестиционных проектов, при осуществлении строительства, реконструкции существующих объектов капитального строительства и размещения временных объектов (далее - уполномоченные органы), распределяет полномочия между ними в соответствии с компетенцией данных органов, установленной настоящим Законом; определяет порядок взаимодействия уполномоченных органов с органами местного самоуправления города Нижний Новгород по вопросам формирования и предоставления земельных участков.
Согласно статьи 4 Закона (пункт 2) уполномоченный Правительством Нижегородской области орган по управлению и распоряжению земельными ресурсами на территории Нижегородской области заключает на основании решений Правительства Нижегородской области или уполномоченного Правительством Нижегородской области органа по управлению и распоряжению земельными ресурсами на территории Нижегородской области договоры, объектом которых являются земельные участки (доли в праве общей собственности на них), государственная собственность на которые не разграничена, и земельные участки (доли в праве общей собственности на них), находящиеся в собственности Нижегородской области, а также иные договоры по приобретению прав на земельные участки (доли в праве общей собственности на них).
В целях последующей реализации положений Закона Нижегородской области N 192-З, обеспечения эффективного управления земельными ресурсами на территории Нижегородской области, в соответствии с нормами действующего законодательства Правительство Нижегородской области приняло 10.02.2006 постановление N 31.
Пунктом 1 постановления определено, что в городе Нижнем Новгороде управление и распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляет орган, уполномоченный на управление и распоряжение земельными ресурсами на территории Нижегородской области, за исключением случаев предоставления земельных участков для осуществления строительства, реконструкции существующих объектов капитального строительства и размещения временных объектов.
Согласно пункту 2 указанного правового акта уполномоченным органом по управлению и распоряжению земельными ресурсами на территории Нижегородской области определено министерство государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области, в том числе по реализации прав и обязанностей арендодателя земельных участков, переданных по договорам аренды, включая договоры, заключенные до момента вступления в силу Закона, а также принятию иных решений и совершению иных действий, отнесенных Законом к компетенции уполномоченного органа по управлению и распоряжению земельными ресурсами на территории Нижегородской области.
Однако в рассматриваемом судом случае до вступления вышеуказанного акта в законную силу вопрос о предоставлении земельного участка для осуществления строительства был рассмотрен главой администрации г. Нижнего Новгорода и принят соответствующий распорядительный акт, предусматривающий передачу в аренду земельного участка под строительство жилого комплекса с подземной автостоянкой по Верхне-Волжской набережной в Нижегородском районе.
В пункте 2 указанного распоряжения комитету по управлению городским имуществом и земельными ресурсами Администрации предписано в установленном законом порядке заключить с ООО "Истэк" договор аренды земельного участка на время совместной деятельности по строительству объекта сроком до 15.09.2008.
Следовательно, поскольку указанный нормативный акт ограничивает компетенцию Министерства - "за исключением случаев предоставления земельных участков для осуществления строительства", то положения указанного постановления Правительства не могут быть применимы в полной мере к рассматриваемому спорному правоотношению.
В целях реализации положений Земельного кодекса Российской Федерации, Градостроительного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", Закона Нижегородской области от 13.12.2005 N 192-З "О регулировании земельных отношений в Нижегородской области", а также создания благоприятных условий для привлечения инвестиций Правительство Нижегородской области приняло 15.02.2006 постановление N 46.
Пунктом 3 постановления утвержден прилагаемый Порядок подготовки материалов, необходимых для принятия Правительством Нижегородской области решения о целесообразности развития застроенной территории поселений Нижегородской области и инициировании рассмотрения органами местного самоуправления вопроса о развитии застроенной территории.
Указанный Порядок определяет процедуру подготовки материалов, необходимых для инициирования Правительством Нижегородской области принятия решений о развитии застроенной территории населенных пунктов Нижегородской области, и не ограничивает права органов местного самоуправления, физических или юридических лиц самостоятельно выступать инициаторами принятия соответствующих решений.
В соответствии с Порядком граждане и юридические лица, желающие реализовать инвестиционный проект, предусматривающий развитие застроенной территории на условиях инициирования Правительством Нижегородской области принятия соответствующего решения, обращаются с заявкой установленной формы в аппарат Губернатора и Правительства Нижегородской области (далее - аппарат Губернатора).
К заявке прилагаются документы, определенные перечнем документов (далее - комплект), утвержденным министерством инвестиционной политики Нижегородской области (далее - министерство).
При установлении фактов отсутствия документов, определенных пунктом 3 настоящего Порядка, несоответствия представленных документов установленным министерством требованиям заявителю возвращаются представленные документы специалистом аппарата Губернатора, ответственным за прием документов.
При возникновении у министерства необходимости истребования дополнительных сведений и документов, отсутствующих в заявке и комплекте, министерство в недельный срок по установленной министерством форме должно известить заявителя о приостановлении рассмотрения заявки.
В случае если дополнительные сведения не будут представлены в течение месячного срока, в рассмотрении заявки будет отказано.
Министерство в течение одного дня с момента регистрации заявки направляет комплект документов в министерство строительства Нижегородской области (далее - министерство строительства) и департамент градостроительного развития территории Нижегородской области (далее - департамент) для подготовки в течение 20 дней совместно с органом местного самоуправления муниципального образования, на территории которого находится запрашиваемый земельный участок (далее - орган местного самоуправления), заключений (информации) о градостроительном регламенте запрашиваемого земельного участка, местных нормативах градостроительного проектирования (при их отсутствии - утвержденных органом местного самоуправления расчетных показателях обеспечения территории объектами социального и коммунально-бытового назначения, объектами инженерной инфраструктуры) и проведения анализа соответствия земельного участка требованиям частей 3 - 5 статьи 46.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
В случае несоответствия запрашиваемого земельного участка требованиям частей 3 - 5 статьи 46.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, отсутствия градостроительного регламента или местных нормативов градостроительного проектирования (расчетных показателей обеспечения территории объектами социального и коммунально-бытового назначения, объектами инженерной инфраструктуры) (часть 2 статьи 46.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации) министерство отказывает заявителю в дальнейшей подготовке материалов для рассмотрения Правительством Нижегородской области вопроса о целесообразности инициирования процедуры развития застроенной территории и возвращает представленные заявителем документы.
Из вышеизложенного следует, что указанный Порядок регулирует предоставление свободных земельных участков для реализации новых инвестиционных проектов. Положения указанного акта в полной мере применимы к тому случаю, когда решение о целесообразности развития застроенной территории и жилищного строительства, не было принято компетентным органом.
В рассматриваемых же судом иных обстоятельствах соответствующим распорядительным актом, принятым компетентным органом местного самоуправления, не отмененным, и не признанным недействительным в установленном законом порядке, заявителю был предоставлен в аренду земельный участок площадью 3890 кв.м. для строительства по ранее согласованному и утвержденному инвестиционному проекту.
Следовательно, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что, вышеуказанное постановление Правительства Нижегородской области 15.02.2006 N 46 подлежит применению лишь со стадии заключения договора аренды земельного участка, поскольку соответствующий распорядительный акт главы администрации г. Нижнего Новгорода был принят до вступления в силу указанного правового акта.
Постановлением Правительства Нижегородской области от 20.02.2006 утверждено Положение о Министерстве государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области (далее - Положение).
В соответствии с указанным нормативно - правовым актом Министерство является органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации - Нижегородской области, проводящим государственную политику и осуществляющим управление в области имущественно-земельных отношений, обеспечение контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации и Нижегородской области в подведомственной Министерству сфере.
В соответствии с пунктом 2.2. Положения одной из основных задач Министерства государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области является приватизация, управление и распоряжение государственным имуществом и земельными ресурсами в пределах своей компетенции.
Пунктами 3.20. и 3.24. Положения также определено, что данный орган исполнительной власти выступает арендодателем государственного имущества области и земельных участков, находящихся в государственной собственности и собственности области, предоставляет в установленном порядке земельные участки, находящиеся в государственной собственности и собственности области, гражданам и юридическим лицам в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Нижегородской области.
Исходя из взаимосвязанных положений вышеизложенных норм, в соответствии со статьей 29 Земельного Кодекса Российской Федерации и пунктом 7 статьи 30 указанного Кодекса, по мнению суда, заявитель обоснованно обратился в Министерство государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области с письмом о заключении договора аренды ранее предоставленного органом местного самоуправления земельного участка под строительство объекта недвижимости.
С учетом этого Арбитражный суд Нижегородской области обосновано отклонил довод представителей заинтересованных лиц о том, что по вопросу заключения договора аренды заявителю надлежало обратиться в Министерство инвестиционной политики Нижегородской области.
Довод о ничтожности распоряжения Администрации от 26.09.2005 N 4081-р судом также правомерно не принят во внимание, поскольку вступившим в законную силу решением арбитражного суда Нижегородской области от 03.12.2007 по делу N А43-406/2007 установлено, что данный ненормативный правовой акт администрация г.Нижнего Новгорода издала в пределах предоставленных ей полномочий. В установленном законом порядке он не отменен, не признан недействительным, и, следовательно, вынесен в соответствии с действующим законодательством.
Кроме того, решением Арбитражного суда Нижегородской области по делу N А43-11277/2008 установлено, что постановке на государственный кадастровый учет земельного участка площадью 3890 квадратных метров Обществу препятствует наложение данного участка на земельный участок площадью 3401 квадратный метр с кадастровым номером 52:18:0060091:14.
Суд первой инстанции по этому делу установил, что земельный участок площадью 3401 квадратный метр не был включен в перечень земельных участков, на которые у Нижегородской области возникло право собственности в порядке разграничения государственной собственности на землю, а представленные в ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Нижегородской области документы не относятся к правоустанавливающим документам, подтверждающим возможность проведения государственного кадастрового учета упомянутого земельного участка.
Указанное свидетельствует о нарушении при постановке на государственный кадастровый учет земельного участка площадью 3401 квадратный метр положений пункта 2 статьи 19 Федерального закона от 02.01.2000 N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре" и статей 4, 6 Федерального закона от 17.07.2001 N 101-ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю", а также прав и законных интересов заявителя. Незаконно произведенный 29.07.2003 государственный кадастровый учет упомянутого земельного участка препятствовал Обществу в постановке на государственный кадастровый учет земельного участка площадью 3890 квадратных метров, предоставленного ему администрацией Нижнего Новгорода в аренду под строительство.
Таким образом, суд первой инстанции по указанному делу признал действия ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Нижегородской области по постановке 29.07.2003 на государственный кадастровый учет земельного участка площадью 3401 квадратный метр с кадастровым номером 52:18:0060091:14 под зданием сараев (бывшей конюшни), расположенного по адресу: Нижний Новгород, улица Минина, 20, незаконными и нарушающими права и интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
На момент рассмотрения спорный земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет (кадастровый номер 52:18:0060091:35), указанное обстоятельство лицами, участвующими в деле, не оспаривается.
При таких обстоятельствах тот факт, что на момент обращения в Министерство Общество не представило сведений о постановке испрашиваемого участка земельного участка площадью 3890 квадратных метров, расположенного по Верхне-Волжской набережной Нижнего Новгород на государственный кадастровый учет, не имеет существенного значения.
Исходя из того, что на момент обращения Общества в Арбитражный суд Нижегородской области за защитой нарушенных прав срок действия распоряжения Администрации от 26.09.2005 N 4081-р о предоставлении заявителю в аренду земельного участка под строительство жилого комплекса по Верхне-Волжской набережной в Нижегородском районе сроком до 15.09.2008 не истек, земельный участок был поставлен на кадастровый учет, отказ суда первой инстанции в удовлетворении заявленных требований является незаконным и необоснованным.
Заявленные Обществом требования подлежали удовлетворению, поскольку оспариваемое решение принято уполномоченным органом, однако не соответствует статьям 29, 30 Земельного Кодекса Российской Федерации, Федеральному закону от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", Федеральному закону от 17.07.2001 N 101-ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю", Закону от 13.12.2005 N 192-З "О регулировании земельных отношений в Нижегородской области", Постановлению Правительства Нижегородской области от 10.02.2006 N 31, Постановлению Правительства Нижегородской области от 15.02.2006 N 46 и нарушает права и законные интересы ООО "Проект на Набережной" в сфере предпринимательской деятельности, что в силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для удовлетворения заявленных требований.
В соответствии с положениями статьи 270 АПК РФ неправильное применение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, несоответствие выводов суда материалам дела, являются основанием для отмены судебного акта.
Решение Арбитражного суда Нижегородской области от 03.07.2009 подлежит отмене с принятием нового судебного акта об удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью "Проект на набережной".
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом не допущено.
Согласно части 1 статьи 174 АПК РФ при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные со взысканием денежных средств или с передачей имущества, арбитражный суд в резолютивной части решения указывает лицо, обязанное совершить эти действия, а также место и срок их совершения.
В силу указанной нормы апелляционный суд считает необходимым обязать Министерство государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области в тридцатидневный срок со дня принятия настоящего постановления заключить с обществом с ограниченной ответственностью "Проект на набережной" договор аренды земельного участка площадью 3890 кв.м., расположенного по Верхне-Волжской набережной рядом с гостиницей "Октябрьская" в Нижегородском районе г. Нижнего Новгорода (кадастровый номер 52:18:0060091:35), на нормативный срок строительства первой очереди жилого комплекса с подсобными подземными помещениями.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с Министерства государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области подлежат взысканию в пользу Общества понесенные им судебные расходы в размере 3000 руб.
Руководствуясь статьями 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 03.07.2009 по делу N А43-547/2008 отменить.
Апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Проект на набережной" удовлетворить.
Изложенный в письме от 17.10.2007 N 34/16965-06-14 отказ Министерства государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области в заключении с обществом с ограниченной ответственностью "Проект на набережной" договора аренды земельного участка площадью 3890 кв.м. расположенного по Верхне-Волжской набережной рядом с гостиницей "Октябрьская" в Нижегородском районе г. Нижнего Новгорода (кадастровый номер 52:18:0060091:35) признать незаконным как не соответствующий статьям 29, 30 Земельного Кодекса Российской Федерации, Федеральному закону от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", Федеральному закону от 17.07.2001 N 101-ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю", Закону от 13.12.2005 N 192-З "О регулировании земельных отношений в Нижегородской области", постановлению Правительства Нижегородской области от 10.02.2006 N 31, постановлению Правительства Нижегородской области от 15.02.2006 N 46.
Обязать Министерство государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области в тридцатидневный срок со дня принятия настоящего постановления заключить с обществом с ограниченной ответственностью "Проект на набережной" договор аренды земельного участка площадью 3890 кв.м., расположенного по Верхнее-Волжской набережной рядом с гостиницей "Октябрьская" в Нижегородском районе г. Нижнего Новгорода (кадастровый номер 52:18:0060091:35), на нормативный срок строительства первой очереди жилого комплекса с подсобными подземными помещениями.
Взыскать с Министерства государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области в пользу общества с ограниченной ответственностью "Проект на набережной" судебные расходы в размере 3000 (три тысячи) руб.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Е.А. Рубис |
Судьи |
Т.А. Захарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А43-547/2008-42-36
Заявитель: ООО "Проект на набережной" Антипов А.В.
Заинтересованное лицо: ФГУ Земельная кадастровая палата по НО, Правительство Нижегородской области, Министерство гос. имущества и ЗР Нижегородской области, Администрация города Нижнего Новгорода
Хронология рассмотрения дела:
04.10.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-13517/11
20.06.2011 Определение Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа N А43-547/2008-42-36
23.10.2009 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-3908/09
30.09.2008 Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа N А43-547/2008-42-36