г. Владимир |
|
08 октября 2009 г. |
Дело N А43-6674/2008 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05.10.2009.
Постановление в полном объеме изготовлено 08.10.2009.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Захаровой Т.А.,
судей Урлекова В.Н., Рубис Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Яковенко С.Н.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации города Нижнего Новгорода
на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 22.10.2008
по делу N А43-6674/2008,
принятое судьей Кабановым В.П.
по заявлению Министерства государственного имущества и земельных ресурсов по Нижегородской области о признании незаконными действий федерального государственного учреждения "Земельная кадастровая палата" по Нижегородской области,
без участия лиц,
и УСТАНОВИЛ:
Министерство государственного имущества и земельных ресурсов по Нижегородской области (далее - Министерство) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконным включения федеральным государственным учреждением "Земельная кадастровая палата" по Нижегородской области земельного участка общей площадью 12 426,00 кв.м., местоположением: город Нижний Новгород, ул. Генкиной, 15, кадастровый номер 52:18:07 04 10:0009, в Единый государственный реестр земель.
Решением Арбитражного суда Нижегородской области от 22.10.2008 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, администрация г. Нижнего Новгорода обратилась в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе заявителю в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование жалобы указано на несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального и процессуального права.
Определением Первого арбитражного апелляционного суда от 19.01.2009 производство по делу приостанавливалось до вступления в законную силу судебного акта по делу N А43-26443/2008-21-678 по иску Министерства государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области к муниципальному образованию Нижний Новгород, Комитету по управлению городским имуществом и земельными ресурсами администрации г. Нижнего Новгорода о признании недействительным зарегистрированного права собственности на нежилое здание, расположенное по адресу: г.Нижний Новгород, ул.Генкиной, 15.
Определением Первого арбитражного апелляционного суда от 16.09.2009 производство по делу возобновлено.
В судебное заседание администрация г.Нижнего Новгорода явку своего представителя не обеспечила, направив дополнение к апелляционной жалобе.
Министерство государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области, Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости в Нижегородской области также не обеспечило явку своих представителей.
ФГУ "Земельная кадастровая палата", Управление Федеральной регистрационной службы по Нижегородской области ходатайствуют о рассмотрении дела в отсутствие их представителей.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие неявившихся представителей лиц, участвующих в деле, по имеющимся в материалах дела доказательствам.
Законность принятого судебного акта, правильность применения норм материального и процессуального права проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 257-262, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Установлено по делу, что Нижегородской области принадлежит на праве собственности на нежилое здание - гараж общей площадью 124,10 кв.м, расположенное по адресу: г.Нижний Новгород, ул.Генкиной, 15 "А", что подтверждается сведениями из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (запись N 52-01/01-258/2004-274 от 18.12.2004).
Одновременно установлено, что муниципальному образованию Нижний Новгород принадлежит на праве собственности нежилое здание площадью 127,3 кв.м, расположенное по адресу: г.Нижний Новгород, ул.Генкиной, 15, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 02.09.2008 серия 52-АВ N 617885. Здание входит в состав производственной базы, расположенной по адресу: Нижний Новгород, ул.Генкиной, 15.
Постановлением и.о. главы администрации г. Нижнего Новгорода от 05.04.2006 N 943 (с учетом изменений, внесенных постановлением от 02.11.2006 N 3750) на основании статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации утвержден проект границ земельного участка площадью 12 426,00 кв.м., занимаемого производственной базой, местоположением: город Нижний Новгород, ул. Генкиной, 15.
Согласно выписке Управления Роснедвижимости по Нижегородской области из государственного земельного кадастра от 19.12.2006 земельный участок общей площадью 12 426,00 кв.м. с разрешенным назначением - под производственную базу, местоположением: город Нижний Новгород, Советский район, ул. Генкиной, 15, поставлен на учет с кадастровым номером 52:18:07 04 10:0009.
Выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 25.03.2008 подтверждено, что вышеуказанный земельный участок является муниципальной собственностью.
Полагая, что действия ФГУ "Земельная кадастровая палата" по включению земельного участка в Единый государственный реестр земель не соответствуют закону и нарушают права и законные интересы Нижегородской области, Министерство обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя требования заявителя, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемые действия не соответствуют Федеральному закону от 02.01.2000 N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре", Земельному кодексу Российской Федерации и нарушают права и законные интересы Нижегородской области.
Суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения Арбитражного суда Нижегородской области.
Статья 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
В суде первой инстанции в процессе рассмотрении дела администрация г.Нижнего Новгорода заявляла ходатайство о пропуске Министерством предусмотренного частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации срока для обращения в суд с заявлением в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. По мнению органа местного самоуправления, заявитель узнал о возможном нарушении своих прав 29.01.2007 из письма администрации Нижнего Новгорода.
Арбитражный суд первой инстанции отклонил данные доводы как не подтвержденные надлежащим образом и рассмотрел дело по существу.
Согласно статье 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 17.04.2006 N 53-ФЗ) в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности субъектов Российской Федерации, в частности, относятся земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации.
Из объяснений представителей лиц, участвующих в деле, и материалов дела (справка Нижегородского филиала ФГУП "Ростехинвентаризация" от 12.09.2008 N 248, акт обследования земельного участка от 29.09.2008 и приложение к нему) однозначно установлено, что нежилое здание - гараж, общей площадью 124,10 кв.м., местоположением: г.Нижний Новгород, ул.Генкиной, 15 "А", являющееся государственной собственностью Нижегородской области, расположено в границах спорного земельного участка, право собственности на который зарегистрировано в порядке статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации за муниципальным образованием г. Нижний Новгород.
При этом суд признает несостоятельной и отклоняет ссылку администрации г.Нижнего Новгорода в дополнениях к апелляционной жалобе на то, что при рассмотрении дела N А43-26443/2008-21-678 Министерство отказалось от иска к муниципальному образованию Нижний Новгород, Комитету по управлению городским имуществом и земельными ресурсами администрации г. Нижнего Новгорода о признании недействительными зарегистрированного права собственности на нежилое здание, расположенное по адресу: г.Нижний Новгород, ул.Генкиной, 15, ввиду отсутствия у него правоустанавливающих документов на здание гаража.
В соответствии с пунктом 3 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.02.1998 N 8 "О некоторых вопросах практики разрешения споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" реестр федеральной, государственной и муниципальной собственности является документом, подтверждающим право федеральной, государственной собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности.
В материалы дела представлена копия свидетельства о государственной регистрации права на спорное нежилое здание от 18.12.2004 серия 52-АБ N 184738, оформленного на основании выписки из реестра имущества государственной собственности Нижегородской области от 20.10.2004.
Федеральный закон от 02.01.2000 N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре" (утратил силу 16.05.2008, далее- Закон) регулировал отношения, возникающие при осуществлении деятельности по ведению государственного земельного кадастра и при использовании его сведений.
Согласно статье 12 Закона государственный земельный кадастр содержит в том числе сведения о земельных участках.
Статья 13 Закона определяет, что документы государственного земельного кадастра подразделяются на основные, вспомогательные и производные документы и их ведение осуществляется на русском языке.
К основным документам государственного земельного кадастра относятся Единый государственный реестр земель, кадастровые дела и дежурные кадастровые карты (планы).
В силу статьи 14 Закона Единый государственный реестр земель представляет собой документ, который предназначен для проведения государственного кадастрового учета земельных участков.
Единый государственный реестр земель содержит сведения о существующих и прекративших существование земельных участках.
В Едином государственном реестре земель содержатся следующие основные сведения о земельных участках: кадастровые номера; местоположение (адрес); площадь; категория земель и разрешенное использование земельных участков; описание границ земельных участков, их отдельных частей; зарегистрированные в установленном порядке вещные права и ограничения (обременения); экономические характеристики, в том числе размеры платы за землю; качественные характеристики, в том числе показатели состояния плодородия земель для отдельных категорий земель; наличие объектов недвижимого имущества, прочно связанных с земельными участками.
Моментом возникновения или моментом прекращения существования земельного участка как объекта государственного кадастрового учета в соответствующих границах является дата внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр земель.
В соответствии со статьей 17 Закона на всей территории Российской Федерации ведение государственного земельного кадастра осуществляется по единой методике и представляет собой последовательные действия по сбору, документированию, накоплению, обработке, учету и хранению сведений о земельных участках.
Сведения о правах на земельные участки и об ограничениях (обременениях) этих прав вносятся в Единый государственный реестр земель на основании сведений Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также на основании иных документов о правах на земельные участки, являющихся юридически действительными на момент внесения указанных сведений в государственный земельный кадастр.
Единый государственный реестр земель и кадастровые дела подлежат вечному хранению, их уничтожение и изъятие не допускаются.
Порядок согласования и утверждения землеустроительной документации, создания и ведения государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства, а также их использования определяется в Положении о согласовании и утверждении землеустроительной документации, создании и ведении государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 N 514.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.06.2002 N 396 утверждено Положение о проведении территориального землеустройства, которое устанавливает порядок проведения территориального землеустройства, включая образование новых и упорядочение существующих объектов землеустройства, а также межевание объектов землеустройства.
Территориальное землеустройство объектов землеустройства проводится юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями на основании договора по инициативе органов местного самоуправления, собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев или по решению суда.
Согласно пункту 3 Положения работы по образованию новых и упорядочению существующих объектов землеустройства включают в себя:
а) сбор информации об объектах землеустройства, содержащейся в государственном земельном кадастре, государственном градостроительном кадастре, государственном фонде данных, полученных в результате проведения землеустройства, геодезической, картографической и иной связанной с использованием, охраной и перераспределением земель документации;
б) определение местоположения границ объектов землеустройства, в том числе ограниченных в использовании частей объектов землеустройства;
в) определение вариантов использования земель с учетом размера земельного участка, целевого назначения, разрешенного использования земель и расположенных на них объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры;
г) определение площади объектов землеустройства и (или) ограниченных в использовании частей объектов землеустройства;
д) составление карты (плана) объектов землеустройства, отображающей в графической форме местоположение, размер, границы объекта землеустройства и ограниченных в использовании частей объекта землеустройства, а также размещение объектов недвижимости, прочно связанных с землей.
В силу пункта 9 Положения работы по межеванию объектов землеустройства включают в себя:
а) определение границ объекта землеустройства на местности и их согласование с лицами, права которых могут быть затронуты;
б) закрепление на местности местоположения границ объекта землеустройства межевыми знаками и определение их координат или составление иного описания местоположения границ объекта землеустройства;
в) изготовление карты (плана) объекта землеустройства в порядке, устанавливаемом Федеральной службой земельного кадастра России.
В силу пункта 10 Положения при определении границ объекта землеустройства на местности и их согласовании обеспечивается учет законных интересов лиц, права которых могут быть затронуты межеванием, путем извещения их в письменной форме не позднее чем за 7 дней до начала работ.
Отсутствие надлежащим образом извещенных лиц не является препятствием для проведения этих работ.
В соответствии с вышеуказанным Положением 17.02.2003 руководителем Росземкадастра утверждены Методические рекомендации по проведению землеустройства при образовании новых и упорядочении существующих объектов землеустройства.
Основное содержание, требования к точности, порядок выполнения, контроля, приемки и оформления результатов работ по межеванию земель определены в Инструкции по межеванию земель, утвержденной 08.04.1996 Комитетом Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству.
Согласно пункту 8.1 Инструкции собственники, владельцы и пользователи размежевываемого и смежных с ним земельных участков заблаговременно, не позднее чем за 2 дня до начала работ, извещаются о времени проведения межевых работ.
В силу пункта 8.2 извещения вручаются под расписку с указанием времени вручения. Извещения и расписки составляются в 2 экземплярах, один экземпляр из которых подшивается в межевое дело.
Согласно пункту 9.1 установление границ земельного участка производят на местности в присутствии представителя районной, городской (поселковой) или сельской администрации, собственников, владельцев или пользователей размежевываемого и смежных с ним земельных участков или их представителей, полномочия которых удостоверяются доверенностями, выданными в установленном порядке.
В пункте 4 статьи 69 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что при проведении землеустройства обеспечивается учет законных интересов лиц, права которых могут быть затронуты при его проведении, путем извещения их в письменной форме землеустроителями не позднее чем за семь календарных дней до начала работ. Отсутствие при проведении землеустроительных работ надлежащим образом извещенных лиц не является препятствием для проведения землеустройства (в редакции на момент совершения кадастрового учета спорного земельного участка)
В материалах дела отсутствуют доказательства извещения Министерства о проведении мероприятий по землеустройству; согласование границ с Министерством, являющимся представителем собственника объекта недвижимости, расположенного на формируемом земельном участке (как со смежным землепользователем), не осуществлялось.
Согласно статье 5 Федерального закона от 02.01.2000 N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре" одним из основных принципов осуществления деятельности по ведению государственного земельного кадастра является сопоставимость и совместимость сведений государственного земельного кадастра со сведениями, содержащимися в других государственных и иных кадастрах, реестрах, информационных ресурсах.
В силу положений пункта 3 статьи 20 вышеуказанного закона в проведении государственного кадастрового учета земельного участка должно быть отказано, если документы, представленные в органы, осуществляющие деятельность по ведению государственного земельного кадастра, для проведения государственного кадастрового учета земельных участков, по форме или содержанию не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации; при межевании земельных участков, в отношении которых должен проводиться государственный кадастровый учет земельных участков, нарушены права смежных землепользователей (в редакции на момент совершения кадастрового учета спорного земельного участка).
Таким образом, оспариваемые действия ФГУ "Земельная кадастровая палата" не соответствовали вышеуказанным нормам права и повлекли нарушение прав и законных интересов Нижегородской области в сфере экономической деятельности.
В силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Всесторонне и полно исследовав обстоятельства, имеющие значение для дела, правильно применив нормы материального права, Арбитражный суд Нижегородской области пришел к правильному выводу о законности и обоснованности требований Министерства.
В связи с изложенным предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания к отмене решения арбитражного суда первой инстанции отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом не допущено.
Апелляционная жалоба администрации г.Нижнего Новгорода признается не подлежащей удовлетворению как основанная на неверном толковании норм действующего законодательства.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине за подачу апелляционной жалобы суд относит на ее заявителя.
Руководствуясь статьями 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 22.10.2008 по делу N А43-6674/2008-42-194 оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации города Нижнего Новгорода - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Т.А. Захарова |
Судьи |
В.Н. Урлеков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А43-6674/2008-42-194
Истец: Министерство государственного имущества и земельных ресурсов
Ответчик: ФГУ "Земельная кадастровая палата"
Третье лицо: УФРС по Нижегородской области, Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости в Нижегородской области, Администрация города Нижнего Новгорода
Хронология рассмотрения дела:
08.10.2009 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-4291/08