г. Чита |
Дело N А19-14020/09 |
26 октября 2009 г. |
|
Резолютивная часть постановления вынесена 19 октября 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 октября 2009 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Лешуковой Т.О.,
судей Рылова Д.Н., Ткаченко Э.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ульзутуевой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Адамант"
на решение Арбитражного суда Иркутской области от 06 августа 2009
по делу N А19-14020/09
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Адамант" к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N16 по Иркутской области о признании незаконным решения N99-11/06 от 26.11. 2008 года в части, (суд первой инстанции: Загвоздин В.Д.)
при участии в судебном заседании:
от заявителя: не было,
от инспекции: не было,
УСТАНОВИЛ:
Заявитель - Общество с ограниченной ответственностью "Адамант" - обратился в суд с требованием о признании незаконным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 16 по Иркутской области N 99-11/06 от 26.11.2008 года в части привлечения к налоговой ответственности по п.1 ст.122 НК РФ за неполную уплату земельного налога в виде штрафа в размере 130866 руб., начисления и предложения уплатить пени за неуплату земельного налога в сумме 80019,24 руб., недоимки по земельному налогу за 2006, 2007 годы в сумме 601746 руб. предложения уплатить штрафы в размере 130866 руб.
Суд первой инстанции решением от 06 августа 2009 года заявленные требования удовлетворил частично, признав незаконным решение налогового органа в части привлечении к налоговой ответственности, предусмотренной п.1 ст.122 НК РФ, и предложении уплатить штраф в размере 105866 рублей.
В обоснование принятого решения суд сослался на наличие смягчающих налоговую ответственность заявителя обстоятельств и снизил размер налоговых санкций до 25000 руб.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований в части земельного налога и пени, суд первой инстанции исходил из наличия у заявителя в проверяемом периоде зарегистрированного права на спорный земельный участок, прекратившегося путем внесения записи о государственной регистрации перехода прав на земельный участок ООО "Трикс-Строй" 29 января 2008 года, результатов государственной кадастровой оценки земель, опубликованных в установленном порядке в средствах массовой информации.
Заявитель, не согласившись с решением суда, обжаловал его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе заявитель ставит вопрос об отмене решения суда в части земельного налога и пени, вынесенного, по его мнению, с нарушением норм материального и процессуального права.
Заявитель, в частности, указывает, что не являлся в проверяемом периоде собственником спорного земельного участка на основании решения Арбитражного суда Иркутской области от 29.11.2006 года по делу N А19-23012/06-47 о признании недействительным зарегистрированного права ООО "Адамант" на спорный земельный участок, которому при рассмотрении настоящего дела суд первой инстанции не дал надлежащей оценки. По мнению заявителя, переход права собственности в данном случае не имел места, поскольку за ООО "Трикс-Строй" право собственности признано указанным решением суда.
Участвующие в деле лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, своих представителей не направили. Налоговый орган апелляционную жалобу заявителя не оспорил; общество заявило о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие своего представителя.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке ст.266 АПК РФ.
Рассмотрев материалы дела, обсудив доводы заявителя апелляционной жалобы, возражения инспекции, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, налоговым органом проведена выездная налоговая проверка заявителя по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания, перечисления) налогов и сборов за период с 01.01.2005 года по 31.12.2007 года, по результатам которой составлен акт и вынесено оспариваемое решение о привлечении к налоговой ответственности, уплате земельного налога, пени, налоговых санкций.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Иркутской области от 06.02.2009 года N 26-16/35405 решение инспекции оставлено без изменения.
В обоснование принятого решения инспекция указала на то, что налогоплательщик, являясь в 2006-2007 годах собственником земельного участка с кадастровым номером 38:36:000022:0079 площадью 3494 кв.м., не в полном объеме уплатил земельный налог, допустив неполную уплату налога в размере 311887 руб. за 2006 и 289859 руб. за 2007 годы.
Не согласившись с решением налогового органа, заявитель обратилось в суд.
Решение суда первой инстанции о частичном отказе в удовлетворении заявленных требований является правильным и не подлежит отмене, исходя из следующего.
Судом первой инстанции правильно установлены фактические обстоятельства по делу, верно применены нормы материального права.
Согласно свидетельству от 08.04.2003 года N 0138458 общество является собственником земельного участка с кадастровым номером 38:36:000022:0079 площадью 3494 кв. м., расположенного по адресу: Иркутская область, г. Иркутск, ул. Байкальская, 203А.
В соответствии со ст.388 НК РФ заявитель является плательщиком земельного налога.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 390 Налогового кодекса РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса.
Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 3 статьи 391 Налогового кодекса РФ налогоплательщики-организации определяют налоговую базу по налогу на землю самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или на праве постоянного (бессрочного) пользования.
Пунктами 11, 12, 13 статьи 396 НК РФ установлено, что органы, осуществляющие ведение государственного земельного кадастра, и органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, представляют информацию в налоговые органы в соответствии с пунктом 4 статьи 85 настоящего Кодекса.
Органы, осуществляющие ведение государственного земельного кадастра, и органы муниципальных образований ежегодно до 1 февраля года, являющегося налоговым периодом, обязаны сообщать в налоговые органы по месту своего нахождения сведения о земельных участках, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Сведения, указанные в пунктах 11 и 12 настоящей статьи, представляются органами, осуществляющими ведение государственного земельного кадастра, органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, и органами муниципальных образований по формам, утвержденным Министерством финансов Российской Федерации.
Согласно пункту 14 статьи 396 НК РФ по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков в порядке, определяемом органами местного самоуправления (исполнительными органами государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), не позднее 1 марта этого года.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, заявителю принадлежит на праве собственности земельный участок площадью 3494 кв.м. в г. Иркутске.
Постановлением Губернатора Иркутской области от 28.02.2003 года N 87-п, опубликованным в газете "Восточно-Сибирская правда" от 20.03.2003 года N 54, утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель по номеру квартала 38:36:000022, согласно которым кадастровая стоимость земель по номеру квартала составляла 5985,50 руб. за 1 кв.м.
Пунктом 7.1. Положения о земельном налоге на территории города Иркутска установлен порядок доведения до налогоплательщиков информации о кадастровой стоимости земельных участков по состоянию на 1 января календарного года, в соответствии с которым Администрация города Иркутска ежегодно не позднее 1 марта календарного года обеспечивает публикацию данных сведений в газете "Иркутск".
Результаты государственной кадастровой оценки земель по состоянию на 01.01. 2006 года опубликованы 20.02.2006 года в еженедельной городской газете "Иркутск".
Согласно данным результатам кадастровая стоимость земли по номеру квартала 38:36:000022 по состоянию на 01.01.2006 года составляла 5985,50 руб.
Таким образом, кадастровая стоимость земельного участка по состоянию на 1 января календарного года доведена до сведения налогоплательщика в порядке, определенном органом местного самоуправления, что свидетельствует об имевшейся у налогоплательщика возможности использовать данную стоимость при исчислении налога и авансовых платежей по земельному налогу.
Из материалов дела усматривается, что заявитель в проверяемом периоде произвел исчисление и уплату земельного налога в размере 1813 руб. за 2006 и в размере 23841 руб. за 2007 год.
Согласно сведениям Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Иркутской области кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 38:36:000022:0079 площадью 3494 кв.м. составляла 20913337 руб.
В соответствии с п/п.3.4. п.3 Положения о земельном налоге на территории города Иркутска в отношении прочих земельных участков налоговая ставка в 2006 и 2007 годах установлена в размере 1,5% от кадастровой стоимости земельного участка.
Установленные размеры ставки земельного налога налогоплательщиком не оспариваются.
В соответствии со ст.397 НК РФ налог и авансовые платежи по налогу подлежат уплате налогоплательщиками в порядке и сроки, которые установлены нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга).
В течение налогового периода налогоплательщики уплачивают авансовые платежи по налогу, если нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) не предусмотрено иное. По истечении налогового периода налогоплательщики уплачивают сумму налога, исчисленную в порядке, предусмотренном пунктом 4 статьи 396 настоящего Кодекса.
Налог и авансовые платежи по налогу уплачиваются в бюджет по месту нахождения земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса.
В силу п. 4.1. Положения о земельном налоге на территории города Иркутска налог, подлежащий уплате по истечении налогового периода, уплачивается налогоплательщикам в бюджет города не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Налогоплательщики-организации и физические лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями, уплачивают авансовые платежи по налогу на землю не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом, то есть не позднее 30 апреля, 31 июля, 31 октября, в размере произведения соответствующей налоговой базы и одной четвертой соответствующей налоговой ставки (п.4.3 Положения).
Таким образом, следует признать, что налоговым органом обоснованно доначислен земельный налог за 2006 год в размере 311887 руб. и, соответственно, за 2007 год в размере 289859 руб., а также пени, исходя из установленных сроков уплаты налога и авансовых платежей, а также действовавших в соответствующих периодах ставок рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации.
При рассмотрении требования налогоплательщика о снижении размера налоговых санкций суд первой инстанции обоснованно руководствовался приведенной им правовой позицией Конституционного Суда РФ, выраженной в Постановлении от 15.07.1999 года N 11-П, согласно которой санкции штрафного характера, исходя из общих принципов права, должны отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям справедливости и соразмерности.
Принцип соразмерности, выражающий требования справедливости, предполагает установление публично-правовой ответственности лишь за виновное деяние и ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания. Указанные принципы привлечения к ответственности в равной мере относятся к физическим и юридическим лицам.
Установив в соответствии со ст.112 НК РФ наличие смягчающих ответственность обстоятельств, суд первой инстанции снизил размер налоговых санкций по сравнению с размером, установленным НК РФ, до 25000 руб. Решение суда в данной части сторонами не обжалуется.
Доводам заявителя апелляционной жалобы судом первой инстанции при рассмотрении дела дана надлежащая правовая оценка.
Согласно пункту 2 статьи 223 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на объект недвижимости у приобретателя возникает с момента государственной регистрации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального Закона от 21.07.1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
Согласно п.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 23 июля 2009 года N 54 плательщиком земельного налога является лицо, которое в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним указано как обладающее правом собственности, правом постоянного (бессрочного) пользования либо правом пожизненного наследуемого владения на соответствующий земельный участок.
Поэтому обязанность уплачивать земельный налог возникает у такого лица с момента регистрации за ним одного из названных прав на земельный участок, то есть внесения записи в реестр, и прекращается со дня внесения в реестр записи о праве иного лица на соответствующий земельный участок.
Поскольку запись о праве собственности ООО "Трикс-Строй" на спорный земельный участок внесена в реестр за рамками проверяемого периода, следует признать, что заявитель в проверяемом периоде правомерно признан налоговым органом плательщиком земельного налога.
Доводы заявителя апелляционной жалобы со ссылками на решение Арбитражного суда Иркутской области от 29.11.2006 года по делу N А19-23012/06-47 о признании недействительным зарегистрированного права ООО "Адамант" на спорный земельный участок апелляционным судом рассмотрены и признаны подлежащими отклонению.
Правовая позиция Высшего Арбитражного Суда РФ, выраженная в постановлении от 28.04.2009 года N 15148/08, относительно признания недействительным зарегистрированного права основана на системном толковании положений Гражданского кодекса Российской Федерации о способах защиты нарушенных прав и положений Закона о регистрации, устанавливающих возможность оспаривания зарегистрированного права собственности.
Статьей 11 ГК РФ закреплена судебная защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов. Защита гражданских прав осуществляется перечисленными в статье 12 ГК РФ способами, причем эта статья также содержит указание на возможность применения иных способов, предусмотренных в законе.
Согласно абзацу второму пункта 1 статьи 2 Закона о регистрации государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. При этом зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Поскольку в ГК РФ, в Законе о регистрации, в иных законах не предусмотрен такой способ защиты как признание недействительным зарегистрированного права, Президиум приходит к выводу, что оспаривание зарегистрированного права на недвижимое имущество может происходить лишь с использованием установленных гражданским законодательством способов защиты, применяемых с учетом характера и последствий соответствующего правонарушения.
Восстановление нарушенного права собственности применительно к рассматриваемому спору возможно лишь путем заявления требования об изъятии имущества из чужого незаконного владения.
Таким образом, принятие судом решения о признании недействительным зарегистрированного права не влечет непризнание общества собственником спорного земельного участка.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта. Оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции не имеется.
Рассмотрев апелляционную жалобу на не вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Иркутской области от 06 августа 2009 года по делу N А19-14020/09, арбитражный суд апелляционной инстанции на основании статей 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 06 августа 2009 года по делу N А19-14020/09 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление апелляционного суда вступает в силу со дня его принятия.
Данное постановление может быть обжаловано в двухмесячный срок в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа.
Председательствующий |
Т.О. Лешукова |
Судьи |
Д.Н. Рылов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-14020/09
Заявитель: ООО "Адамант"
Ответчик: Межрайонная ИФНС N 16 по Иркутской области