г. Чита |
Дело N А78-3436/2009 |
"05" октября 2009 г. |
|
Резолютивная часть постановления объявлена 28 сентября 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 05 октября 2009 года
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Е.В. Желтоухова, судей Н.В. Клочковой, Т.О. Лешуковой, при ведении протокола секретарем судебного заседания Малановой А.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции государственного строительного надзора Забайкальского края, на решение арбитражного суда Читинской области от 20 июля 2009 года по делу N А78-3436/2009, по заявлению открытого акционерного общества Проектно-строительная компания "Читаспецстрой" о признании незаконным и отмене предписания Инспекции государственного строительного надзора Забайкальского края N 125-2/09 от 14 мая 2009 года в части возложения обязанности предоставления подтверждения соответствия примененной при производстве работ продукции установленным требованиям качества и безопасности - сертификатами соответствия, а при их отсутствии - документами о качестве и подтверждения компетентности лаборатории аттестатом аккредитации испытательной лаборатории, принятое судьей Горкиным Д.С.,
при участии:
от заявителя: Руденко Л.В., представителя по доверенности от 28.09.2009г.;
от заинтересованного лица: Степановой М.В., представителя по доверенности от 02.10.2008г.;
от третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, Сибирское региональное территориальное управление Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии: Гаталай Л.А., представителя по доверенности от 11.01.2009г.;
и установил:
Заявитель, открытое акционерное общество Проектно-строительная компания "Читаспецстрой", обратился с требованием о признании незаконным и отмене предписания Инспекции государственного строительного надзора Забайкальского края N 125-2/09 от 14 мая 2009 года в части возложения обязанности предоставления подтверждения соответствия примененной при производстве работ продукции установленным требованиям качества и безопасности - сертификатами соответствия, а при их отсутствии - документами о качестве и подтверждения компетентности лаборатории аттестатом аккредитации испытательной лаборатории.
Решением суда первой инстанции от 20 июля 2009 года требования заявителя удовлетворены.
Суд первой инстанции признал недействительным предписание Инспекции государственного строительного надзора Забайкальского края N 125-2/09 от 14 мая 2009 года в части возложения обязанности на открытое акционерное общество Проектно-строительная компания "Читаспецстрой" предоставления подтверждения соответствия примененной при производстве работ продукции установленным требованиям качества и безопасности - сертификатами соответствия, а при их отсутствии - документами о качестве и подтверждения компетентности лаборатории аттестатом аккредитации испытательной лаборатории, как несоответствующее Федеральному закону от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании", Федеральному закону от 26.06.2008 N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений", постановлению Госстандарта России от 30.07.2002 N 64 "О номенклатуре продукции и услуг (работ), подлежащих обязательной сертификации, и номенклатуре продукции, соответствие которой может быть подтверждено декларацией о соответствии".
Суд взыскал в пользу открытого акционерного общества Проектно-строительная компания "Читаспецстрой" с Инспекции государственного строительного надзора Забайкальского края государственную пошлину в размере 2000 руб.
Принимая указанное решение, суд первой инстанции исходил из следующего.
Инспекцией проведена проверка на соответствие выполненных работ требованиям технических регламентов, иных правовых актов и проектной документации при строительстве 9-ти этажного многоквартирного дома жилого дома по проспекту Фадеева в мкр. 5 п.Текстильщиков, г.Чита.
Актом проверки от 14.05.2009 N 125/09 установлено, что не подтверждено соответствие примененной при производстве работ продукции (железобетонные панели стен и перекрытия) установленным требованиям качества и безопасности - сертификатами соответствия, а при их отсутствии - документами о качестве и не подтверждена компетентность лаборатории аттестатом аккредитации испытательной лаборатории.
На основании акта проверки подрядчику - ОАО ПСК "Читаспецстрой" было выдано предписание от 14.05.2009 N 129-2/09 с указанием подтвердить соответствие примененной при производстве работ продукции установленным требованиям качества и безопасности - сертификатами соответствия, а при их отсутствии - документами о качестве и подтвердить компетентность лаборатории аттестатом аккредитации испытательной лаборатории.
В подтверждение качества продукции ОАО ПСК "Читаспецстрой" в ходе проверки были представлены технические паспорта на используемую при строительстве продукцию, выпускаемую заводом ЖБК ОАО ПСК "Читаспецстрой", выданные испытательной лаборатории ОАО ПСК "Читаспецстрой". Данная лаборатория имеет свидетельство о состоянии измерений N 24, выданное ФГУ "Читинский центр стандартизации, метрологии и сертификации". Свидетельство выдано на перечень объектов и контролируемых в них показателях, в том числе цементы, смеси бетонные, бетоны, растворы строительные, материалы стеновые, сталь арматурная, арматурные изделия к закладным деталям сварные для железобетонных конструкций. Указанным свидетельством удостоверено наличие в лаборатории условий, необходимых для выполнения измерений в закрепленной за лабораторией области деятельности.
Технические паспорта на используемую при строительстве продукцию, выпускаемую заводом ЖБК ОАО ПСК "Читаспецстрой", выданные испытательной лаборатории ОАО ПСК "Читаспецстрой", в ходе проверки Инспекцией не оценивались в акте проверки, обжалуемом предписании не упомянуты.
Железобетонные конструкции, выпускаемые и применяемые при строительстве ОАО ПСК "Читаспецстрой", не входят в "Номенклатуру продукции, в отношении которой законодательными актами Российской Федерации предусмотрена обязательная сертификация" (утверждена постановлением Гостстандарта РФ от 30.07.2002 N 64).
В соответствии со ст.31 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" аккредитация органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), выполняющих работы по подтверждению соответствия, осуществляется на основе принципов добровольности.
Упомянутый Инспекцией Федеральный закон от 27.04.1993 N 4872-1 "Об обеспечении единства измерений" утратил силу в связи с изданием Федерального закона от 26.06.2008 N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений". Ст.1 Федерального закона от 26.06.2008 N 102-ФЗ установлено, что целями настоящего Федерального закона являются установление правовых основ обеспечения единства измерений в Российской Федерации. Данным законом регулируются отношения, возникающие при выполнении измерений, установлении и соблюдении требований к измерениям, единицам величин, эталонам единиц величин, стандартным образцам, средствам измерений, применении стандартных образцов, средств измерений, методик (методов) измерений, а также при осуществлении деятельности по обеспечению единства измерений, предусмотренной законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений, в том числе при выполнении работ и оказании услуг по обеспечению единства измерений. К сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений относятся также измерения, предусмотренные законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.
Таким образом, ОАО ПСК "Читаспецстрой" выпускает используемые им в строительстве железобетонные изделия, сертификация которых не требуется, удостоверяется в их качестве на принадлежащем ей испытательном оборудовании, имеющем надлежащее освидетельствование, выданные паспорта качества в ходе проверки Инспекцией не оценивались, обязательной аккредитации испытательной лаборатории законом не установлено.
Инспекция, не согласившись с выводами суда первой инстанции, заявила апелляционную жалобу, в которой просит решение отменить и отказать заявителю в удовлетворении требований
Представитель Инспекции в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы, указав следующее.
Для всех организаций, осуществляющих испытания, независимо от численности персонала или видов их деятельности в области испытаний и калибровки, государственным стандартом ГОСТ Р ИСО/МЭК 17025 - 2006 "Общие требования к компетентности испытательных и калибровочных лабораторий" устанавливаются общие требования к компетентности.
В соответствии со статьёй 46 Федерального закона от 27.12.2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании", постановлением Государственного комитета РФ по стандартизации и метрологии от 30.01.2004 г. N 4 "О национальных стандартах РФ" требования к продукции или связанными с ними процессами проектирования, производства, строительства, эксплуатации, реализации подлежат обязательному исполнению в части, соответствующей целям защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества; охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений; предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей. Требования к компетентности испытательных лабораторий, установленные ГОСТ Р ИСО/МЭК 17025 - 2006, соответствуют целям предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей. Соответствие организации (лаборатории) требованиям ГОСТ Р ИСО/МЭК 17025 - 2006 означает, что данная организация (лаборатория) способна получать технически обоснованные результаты испытаний, то есть предоставить потребителю достоверную информацию об объекте испытания, в нашем случае - железобетонной конструкции, выпускаемой ОАО ПСК "Читаспецстрой". Следовательно, требования ГОСТ Р ИСО/МЭК 17025 - 2006 к компетентности испытательных лабораторий являются обязательными для исполнения, в том случае, если продукция производится для поставки потребителю, а не для собственных нужд предприятия.
Принцип добровольности аккредитации, установленный в статье 31 федерального закона от 27.12.2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании", означает, что испытательная организация (лаборатория) вправе самостоятельно определять область деятельности (область аккредитации), в которой она хочет получить официальное признание своей компетентности, и согласна выполнять требования, обусловленные аккредитацией.
Технический паспорт, выданный ОТК завода ЖБК -1 N 39, не соответствует требованиям ГОСТ 13015-2003 "Изделия железобетонные и бетонные для строительства. Общие технические требования. Правила приёмки, маркировки, транспортирования и хранения", предъявляемым к документу о качестве. В документе отсутствует номер партии изделий, адрес завода- изготовителя, дата выдачи документа и дата изготовления в последовательности год-месяц-число. При этом по паспорту невозможно определить возраст бетона конструкции на момент поставки потребителю, фактическая отпускная прочность бетона указана не точно. Марка изделий не соответствует ГОСТ 12504-80 "Панели стеновые внутренние бетонные и железобетонные для жилых и общественных зданий", раздел 2. Нарушается принцип идентификации продукции, ст. 2 федерального закона от 27.12.2002 года N 184-ФЗ "О техническом регулировании".
Данный паспорт не подтверждает надлежащее качество и безопасность изделий, так как невозможно идентифицировать эти изделия (конструкции) в соответствии с указанным в паспорте государственным стандартом. Инспекция считает, что данный факт не исследован судом.
Представитель общества в судебном заседании с доводами апелляционной жалобы не согласился, пояснив, что решение суда законно и обосновано.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора пояснил, что вопрос об удовлетворении требований апелляционной жалобы оставляет на усмотрение суда. Пояснив при этом, что специальной обязательной аккредитации лабораторий не требуется.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях на нее, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права и заслушав доводы сторон, пришел к следующим выводам.
Оспариваемым предписанием, от 14 мая 2009 года, обществу предложено устранить следующие нарушения - подтвердить соответствие применённой при производстве работ строительной продукции установленным требованиям качества и безопасности продукции, сертификатами качества либо документами о качестве, а также подтвердить компетентность лаборатории, выдавшей документ о качестве этой продукции, аттестатом аккредитации испытательной лаборатории в соответствии с прилагаемой к аттестату областью аккредитации (т.1 , л/д.30).
Как правильно установлено судом и подтверждено сторонами, железобетонные конструкции, выпускаемые и применяемые при строительстве ОАО ПСК "Читаспецстрой", не входят в "Номенклатуру продукции, в отношении которой законодательными актами Российской Федерации предусмотрена обязательная сертификация" которая утверждена постановлением Гостстандарта РФ от 30.07.2002 N 64.
Таким образом, качество указанной продукции не может быть подтверждено сертификатами соответствия.
Согласно п. 4.5 СНиП 52-01-2003 "Бетонные и железобетонные конструкции. Основные положения" безопасность, эксплуатационная пригодность, долговечность бетонных и железобетонных конструкций должна быть обеспечена выполнением требований к бетону и его составляющим, требований к арматуре, требований к расчетам конструкций, конструктивных требований, технологических требований, требований по эксплуатации.
При изготовлении и поставке железобетонных и бетонных изделий для строительства изготовитель должен, в соответствии с требованиями раздела 6 ГОСТ 13015-2003 "Изделия железобетонные и бетонные для строительства. Общие технические требования. Правила приёмки, маркировки, транспортирования и хранения", проверить качество выпускаемых им изделий. Пункт 6.6 ГОСТ 13015-2003 устанавливает требования к контролю показателей свойств готовых изделий и критерии приёмки партии изделий для поставки потребителю, при этом каждая партия изделий должна сопровождаться документом о качестве (п. 6.8 ГОСТ13015-2003).
В соответствии с ГОСТ13015-2003 приёмка осуществляется службой технического контроля предприятия - изготовителя на основе документированных результатов входного, операционного, приёмочного контроля, периодических испытаний применяемого бетона и готовых изделий, приёмосдаточных испытаний партий бетона и партии готовых изделий.
Между тем, представленные обществом технические паспорта N 26, 27,25 (т.1, л/д.38-40), 39 (т.2, л/д.72) выданные ОТК заводом ЖБК -1 принадлежащего обществу не соответствует требованиям ГОСТ 13015-2003 "Изделия железобетонные и бетонные для строительства. Общие технические требования. Правила приёмки, маркировки, транспортирования и хранения".
В документах отсутствует номер партии изделий, адрес завода- изготовителя, дата выдачи документа и дата изготовления в последовательности год-месяц-число. При этом по паспортам невозможно определить возраст бетона конструкции на момент поставки потребителю, фактическая отпускная прочность бетона указана не точно. Марка изделий не соответствует ГОСТ 12504-80 "Панели стеновые внутренние бетонные и железобетонные для жилых и общественных зданий", раздел 2. Нарушается принцип идентификации продукции, что не соответствует ст. 2 федерального закона от 27.12.2002 года N 184-ФЗ "О техническом регулировании".
Таким образом, указанные паспорта не подтверждают надлежащее качество и безопасность изделий в соответствии с указанным в паспорте государственным стандартом.
В соответствии с п. 2 ст.54 Градостроительного кодекса Российской Федерации, предметом государственного строительного надзора является проверка:
соответствия выполнения работ и применяемых строительных материалов в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства, а также результатов таких работ требованиям технических регламентов, проектной документации;
наличия разрешения на строительство;
выполнения требований частей 2 и 3 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Пунктом 4.1. "Положения о государственном строительном надзоре в Российской Федерации" (с изменениями на 10 марта 2009 года), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01 февраля 2006 года N 54 определено, что в случае отсутствия технических регламентов предметом государственного строительного надзора является проверка соответствия выполняемых работ, применяемых строительных материалов и результатов таких работ строительным нормам и правилам, государственным стандартам, а также требованиям других нормативных правовых актов РФ, подлежащих обязательному исполнению при строительстве.
Согласно ст. 34 Федерального закона РФ от 27.12.2002 N 184-ФЗ (ред. от 18.07.2009) "О техническом регулировании" на основании положений настоящего Федерального закона и требований технических регламентов органы государственного контроля (надзора) вправе:
требовать от изготовителя (продавца, лица, выполняющего функции иностранного изготовителя) предъявления декларации о соответствии или сертификата соответствия, подтверждающих соответствие продукции требованиям технических регламентов, или их копий, если применение таких документов предусмотрено соответствующим техническим регламентом;
осуществлять мероприятия по государственному контролю (надзору) за соблюдением требований технических регламентов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
выдавать предписания об устранении нарушений требований технических регламентов в срок, установленный с учетом характера нарушения;
В ч. 6 ст. 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 31.12.2005 N 210-ФЗ), указывается, что по результатам проведенной проверки органом государственного строительного надзора составляется акт, являющийся основанием для выдачи лицу, осуществляющему строительство, предписания об устранении выявленных нарушений. В предписании указываются вид нарушения, ссылка на нормативный правовой акт, технический регламент, проектную документацию, требования которых нарушены, а также устанавливается срок устранения выявленных нарушений.
Из указанного следует, что инспекция в ходе проведения контрольных мероприятий вправе требовать от изготовителя (продавца, лица, выполняющего функции иностранного изготовителя) предъявления декларации о соответствии или сертификата соответствия, подтверждающих соответствие продукции требованиям технических регламентов, или их копий, а последние обязаны представить их, оформленные в соответствии с требованиями.
Поскольку, заявитель представил в ходе проведения административного контроля на изделия технические паспорта не соответствующие требованиям названного ГОСТа, административный орган правомерно выдал ему предписание в порядке ч. 1 ст. 34 Федерального закона РФ от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании", ст. 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации о представлении ему документов о качестве железобетонных конструкций, соответствующих установленным требованиям.
Учитывая, что указанные изделия не подлежат обязательной сертификации, общество обязано было в подтверждение качества изделий, представить иные документы о качестве предусмотренные законодательством, и в частности технические паспорта на данные изделия, предусмотренные названным ГОСТом.
Довод заявителя о том, что в связи с принятием Федерального закона РФ от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" нормы ГОСТов не носят обязательного характера, до утверждения соответствующих технических регламентов, судом не принимается.
Согласно ч. 1 ст. 46 Федерального закона РФ от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (в ред. Федерального закона от 01.05.2007 N 65-ФЗ) со дня вступления в силу настоящего Федерального закона впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции или к связанным с ними процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям:
защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества;
охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений;
предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей.
Как следует из материалов дела, применение ГОСТа 13015-2003 "Изделия железобетонные и бетонные для строительства. Общие технические требования. Правила приёмки, маркировки, транспортирования и хранения" обусловлено защитой жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, в связи с чем он подлежит применению.
Таким образом, в указанной части решение суд первой инстанции подлежит изменению, а апелляционная жалоба удовлетворению, поскольку требования предписания в указанной части являются законными и не нарушают прав заявителя.
В части указания предписания N 125-2/09, о представлении документов о подтверждении компетенции лаборатории, выдавшей документы о качестве, и в частности аттестата аккредитации испытательной лаборатории, оно подлежит признанию незаконным, как не основанное на нормах действующего законодательства.
Согласно ч. 2 ст. 31 Федерального закона РФ от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" аккредитация органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), выполняющих работы по подтверждению соответствия, осуществляется на основе принципа добровольности.
Норм об обязательной сертификации лабораторий, подтверждающих качество изделий в строительной отрасли, действующее законодательство не предусматривает, в связи с чем, в данной части решение суда законно и обосновано, а апелляционная жалоба подлежит отклонению.
Суд, руководствуясь статьями 258, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
ПОСТАНОВИЛ
Решение арбитражного суда Читинской области от "20" июля 2009 года по делу N А78-3436/2009 изменить, изложив резолютивную часть в следующей редакции.
Признать недействительным предписание Инспекции государственного строительного надзора Забайкальского края N 125-2/09 от 14 мая 2009 года в части возложения на открытое акционерное общество Проектно-строительная компания "Читаспецстрой" обязанности представления подтверждения компетенции лаборатории аттестатом аккредитации испытательной лаборатории, как несоответствующее Федеральному закону от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании".
В удовлетворении остальной части требований отказать.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции, в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу.
Председательствующий судья |
Е.В. Желтоухов |
Судьи |
Т.О. Лешукова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А78-3436/09
Заявитель: ОАО СПК "Читаспецстрой"
Ответчик: Инспекция государственного строительного надзора Забайкальского края
Третье лицо: Сибирское региональное управление Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии
Хронология рассмотрения дела:
05.10.2009 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-3355/09