г. Чита |
Дело N А19-13808/09 |
08 октября 2009 г. |
|
Резолютивная часть постановления вынесена 05 октября 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 08 октября 2009 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Лешуковой Т.О.,
судей Рылова Д.Н., Желтоухова Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Малановой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Федерального государственного образовательного учреждения Среднего профессионального образования "Иркутский аграрный техникум" на решение Арбитражного суда Иркутской области от 30 июля 2009 по делу N А19-13808/09 по заявлению Федерального государственного образовательного учреждения Среднего профессионального образования "Иркутский аграрный техникум" к Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому округу г. Иркутска о признании в части незаконным решения N05-14/13 от 30.03.2009 года, с привлечением к участию в деле в качестве третьих лиц Управления Федеральной налоговой службы по Иркутской области, Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Иркутской области, (суд первой инстанции: Загвоздин В.Д.)
при участии в судебном заседании:
от заявителя: не было,
от инспекции: не было,
от третьих лиц: не было,
установил:
Заявитель - Федеральное государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования "Иркутский аграрный техникум" - обратился в суд с требованием о признании незаконным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому округу г. Иркутска от 30.03.2009 года N 05-14/13 в части привлечения к налоговой ответственности по п.1 ст.126 НК РФ за непредставление 18 сведений (авансовых расчетов по транспортному, земельному налогам и налогу на прибыль) за 2006-2007 годы в виде штрафа в размере 900 руб., по п.1 ст.122 НК РФ за неполную уплату налога на добавленную стоимость, налога на прибыль, транспортного и земельного налогов в виде штрафа в общем размере 12486,60 руб., влечении к налоговой ответственности, по п.1 ст.119 НК РФ за непредставление в установленный срок налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за 2 квартал 2008 года в виде штрафа в размере 57,26 руб., по п.2 ст.119 НК РФ за непредставление налоговых деклараций по налогу на добавленную стоимость за 1, 2, 3, 4 кварталы 2006 года, 2007 года и 1 квартал 2008 года, по налогу на прибыль за 2006-2007 годы, по транспортному и земельному налогам за 2006-2007 годы в виде штрафа в общем размере 87456,14 руб., начисления и предложения уплатить пени за неуплату земельного налога в сумме 1339906,86 руб., предложения уплатить штрафы в размере 99900 руб.
Суд первой инстанции решением от 30 июля 2009 года заявленные требования удовлетворил частично, признав незаконным решение налогового органа в части п/п 1 п.1 и п/п 3.2 п.3 о привлечении к налоговой ответственности, предусмотренной п.1 ст.126 НК РФ, и предложении уплатить штраф в размере 600 рублей.
В обоснование принятого решения суд сослался на то, что налоговый орган при снижении размера налоговых санкций за совершение правонарушений, предусмотренных п.1 ст.122, ст.119 НК РФ, учел смягчающие обстоятельства и снизил размер налоговых санкций за налоговые правонарушения, в связи с чем оснований для снижения налоговых санкций в большем размере не имеется; однако установил, что вопрос о снижении санкций по п.1 ст.126 НК РФ налоговым органом не рассматривался в связи с его незначительностью, и снизил размер штрафа по п.1 ст.126 НК РФ до 300 руб.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований в части земельного налога и пени, суд первой инстанции исходил из результатов государственной кадастровой оценки земель, опубликованных в установленном порядке в средствах массовой информации и доведенных таким образом до сведения налогоплательщика.
Заявитель, не согласившись с решением суда, обжаловал его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе заявитель ставит вопрос об отмене решения суда, вынесенного, по его мнению, с нарушением норм материального и процессуального права.
Учреждение не согласно с тем, что кадастровая стоимость земельного участка была доведена до налогоплательщика, который, по выводу суда, не предпринял надлежащих мер для получения данных сведений. Результаты государственной кадастровой оценки земель по состоянию на 01.01.2006 года, опубликованные 20.02.2006 года в еженедельной городской газете "Иркутск", определяют кадастровую оценку земель по кварталам, что не может с достоверностью свидетельствовать о том, что принадлежащий заявителю земельный участок также оценен.
Судом не был исследован вопрос об опубликовании сведений о кадастровой стоимости земельного участка в 2007 году по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. В судебном заседании 30.07.2009 года были исследованы представленные налоговым органом результаты государственной оценки земель по состоянию только на 01.01.2006 года.
Судом не принят во внимание довод о том, что Иркутский агарный техникум самостоятельно направлял запрос в Территориальный отдел по г. Иркутску Управления Роснедвижимости по Иркутской области, в ответ на который получена выписка из государственного земельного кадастра от 03.05.2007 года N 74/07-2-529, в которой кадастровая стоимость и нормативная цена не указаны.
Учреждение не согласно с выводом суда о том, что указанная выписка не может быть принята во внимание. В соответствии с Правилами оформления кадастрового плана земельного участка Форма кадастрового плана земельного участка предусматривает графы "Нормативная цена" и "Кадастровая стоимость", которые должны быть заполнены в случае наличия данных сведений в государственном земельном кадастре. Таким образом, выписка из государственного земельного кадастра является доказательством того, что по состоянию на 03.05.2007 года в государственном земельном кадастре не содержалось сведений о кадастровой стоимости земельного участка, а также того, что заявителем были предприняты меры для установления кадастровой стоимости земельного участка.
Факт отсутствия оценки и, соответственно, кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 01 января 2006 года и на 01 января 2007 года, принадлежащего заявителю на праве постоянного (бессрочного) пользования, подтвержден представителем Управления Роснедвижимости в судебном заседании и ответом Управления Роснедвижимости по Иркутской области от 06.08.2009 года. Судом не были исследованы сведения представителя Управления Роснедвижимости по Иркутской области Хорошиловой Н.Л. о том, что земельный участок не попал в первоначальную оценку земель и был оценен лишь 11.07.2007 года. Ответ не представлен в суд первой инстанции, поскольку выдан лишь 06.08.2009 года, то есть после вынесения обжалуемого решения.
Согласно ответу земельный участок с кадастровым номером 38:36:000003:245 на момент получения кадастрового плана земельного участка от 03.05.2007 года N 74/07-2-529 не был оценен, в связи с чем сведения о кадастровой стоимости земельного участка в кадастровом плане отсутствовали.
Налогоплательщик не мог определить налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о земельном участке. Законодательством не урегулирован вопрос уплаты земельного налога в случае, если кадастровая стоимость земельного участка не определена.
На основании изложенного заявитель полагает отсутствующим объект налогообложения.
Также судом не приняты во внимание доводы о невозможности начисления пени за несвоевременную уплату земельного налога.
Участвующие в деле лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, своих представителей не направили. Налоговый орган апелляционную жалобу заявителя оспорил по мотивам, изложенным в отзыве, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке ст.266 АПК РФ.
В резолютивной части апелляционной жалобы заявитель просит отменить решение суда в части п/п.11 п.1 и п/п.3.2 п.3 о привлечении к налоговой ответственности, предусмотренной п.2 ст.119 НК РФ и предложении уплатить штраф в размере 80243,8 руб., п/п. 6 п.2, п.3.3 резолютивной части решения в части 1339906,86 руб. пени по земельному налогу, принять по делу новый судебный акт. Между тем доводы мотивировочной части апелляционной жалобы сводятся к несогласию заявителя и с доначислением и предложением уплатить земельный налог.
Таким образом, законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверяются апелляционным судом в части земельного налога, пени, штрафов.
Рассмотрев материалы дела, обсудив доводы заявителя апелляционной жалобы, возражения инспекции, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, налоговым органом проведена выездная налоговая проверка учреждения по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания, перечисления) налогов и сборов за период с 01.01.2005 года по 31.12.2007 года, по результатам которой составлен акт и с учетом возражений учреждения вынесено оспариваемое им решение о привлечении к налоговой ответственности, уплате земельного налога, пени, налоговых санкций.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Иркутской области от 05.06.2009 года N 26-16/14463 решение инспекции оставлено без изменения.
В обоснование принятого решения инспекция указала на то, что налогоплательщик, являясь в 2006-2007 годах обладателем земельного участка с кадастровым номером: 38636600000360245 в размере 6,72га на праве бессрочного пользования, не определил налоговую базу и не уплатил земельный налог в общей сумме 6083684 руб.
Не согласившись с решением налогового органа, учреждение обратилось в суд.
Решение суда первой инстанции о частичном удовлетворении заявленных требований является правильным и не подлежит отмене, исходя из следующего.
Судом первой инстанции правильно установлены фактические обстоятельства по делу, верно применены нормы материального права.
Согласно Государственному акту А-I N 306838 от 19.06.1981 года, выданному Исполнительным комитетом Иркутского городского Совета народных депутатов, за ФГОУ СПО "Иркутский аграрный техникум" закреплен в бессрочное и бесплатное пользование земельный участок с кадастровым номером 38:36:000003:0245 площадью 6,72га для строительства комплекса совхоза-техникума. Свидетельством от 17.09.2008 года 38 АГ 893150 на указанный земельный участок, расположенный по адресу: Иркутская область, г. Иркутск, Ленинский район, зарегистрировано право федеральной собственности.
В соответствии со ст.388 НК РФ заявитель является плательщиком земельного налога.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 390 Налогового кодекса РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса.
Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 3 статьи 391 Налогового кодекса РФ налогоплательщики-организации определяют налоговую базу по налогу на землю самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или на праве постоянного (бессрочного) пользования.
Пунктами 11, 12, 13 статьи 396 НК РФ установлено, что органы, осуществляющие ведение государственного земельного кадастра, и органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, представляют информацию в налоговые органы в соответствии с пунктом 4 статьи 85 настоящего Кодекса.
Органы, осуществляющие ведение государственного земельного кадастра, и органы муниципальных образований ежегодно до 1 февраля года, являющегося налоговым периодом, обязаны сообщать в налоговые органы по месту своего нахождения сведения о земельных участках, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Сведения, указанные в пунктах 11 и 12 настоящей статьи, представляются органами, осуществляющими ведение государственного земельного кадастра, органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, и органами муниципальных образований по формам, утвержденным Министерством финансов Российской Федерации.
Согласно пункту 14 статьи 396 НК РФ по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков в порядке, определяемом органами местного самоуправления (исполнительными органами государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), не позднее 1 марта этого года.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, заявителю принадлежит на праве постоянного (бессрочного) пользования земельный участок площадью 6,72га (кадастровый номер 38:36:000003:0245) в г. Иркутске.
Постановлением Губернатора Иркутской области от 28.02.2003 года N 87-п, опубликованным в газете "Восточно-Сибирская правда" от 20.03.2003 года N 54, утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель, используемых учреждениями и организациями народного образования, по номеру квартала 38:36:000003, согласно которым кадастровая стоимость земель по номеру квартала составляла 3017,70 руб. за 1 кв.м.
Пунктом 7.1. Положения о земельном налоге на территории города Иркутска установлен порядок доведения до налогоплательщиков информации о кадастровой стоимости земельных участков по состоянию на 1 января календарного года, в соответствии с которым Администрация города Иркутска ежегодно не позднее 1 марта календарного года обеспечивает публикацию данных сведений в газете "Иркутск".
Результаты государственной кадастровой оценки земель по состоянию на 01.01. 2006 года опубликованы 20.02.2006 года в еженедельной городской газете "Иркутск".
Согласно данным результатам кадастровая стоимость земли, используемой учреждениями и организациями народного образования, по номеру квартала 38:36:000003 по состоянию на 01.01.2006 года составляла 3017,70 руб.
Таким образом, кадастровая стоимость земельного участка по состоянию на 1 января календарного года доведена до сведения налогоплательщика в порядке, определенном органом местного самоуправления, что свидетельствует об имевшейся у налогоплательщика возможности использовать данную стоимость при исчислении налога и авансовых платежей по земельному налогу.
Доводы заявителя апелляционной жалобы о том, что судом первой инстанции не был исследован вопрос об опубликовании сведений о кадастровой стоимости земельного участка в 2007 году по состоянию на 1 января этого года, а были исследованы представленные налоговым органом результаты государственной оценки земель по состоянию только на 01.01.2006 года, апелляционным судом рассмотрены и признаны подлежащими отклонению, поскольку в судебном заседании представитель третьего лица - Управления Роснедвижимости по Иркутской области подтвердил, что кадастровая стоимость земельных участков, утвержденная постановлением Губернатора Иркутской области от 28.02.2003 года N 87-п, в период с 2003 года по настоящее время не менялась. Следовательно, при расчете налога за 2007 год налогоплательщик имел возможность и должен был воспользоваться результатами государственной кадастровой оценки земли по состоянию на 01.01.2006 года.
Как следует из акта проверки, налоговая инспекция в ходе проверки направила запрос в Территориальный отдел по г. Иркутску Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости о кадастровой стоимости спорного земельного участка. Согласно полученному ответу от 24.02.2009 года N 052-03-247/9 кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером: 38:36:000003:245 по состоянию на 01.01.2006 года и 01.01.2007 года составляла 202789440 руб.
В соответствии с п.п.3.4. п.3 Положения о земельном налоге на территории города Иркутска в отношении прочих земельных участков налоговая ставка в 2006 и 2007 годах установлена в размере 1,5% от кадастровой стоимости земельного участка.
Установленные размеры ставки земельного налога налогоплательщиком не оспариваются.
В соответствии со ст.397 НК РФ налог и авансовые платежи по налогу подлежат уплате налогоплательщиками в порядке и сроки, которые установлены нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга).
В течение налогового периода налогоплательщики уплачивают авансовые платежи по налогу, если нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) не предусмотрено иное. По истечении налогового периода налогоплательщики уплачивают сумму налога, исчисленную в порядке, предусмотренном пунктом 4 статьи 396 настоящего Кодекса.
Налог и авансовые платежи по налогу уплачиваются в бюджет по месту нахождения земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса.
В силу п. 4.1. Положения о земельном налоге на территории города Иркутска налог, подлежащий уплате по истечении налогового периода, уплачивается налогоплательщикам в бюджет города не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Налогоплательщики-организации и физические лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями, уплачивают авансовые платежи по налогу на землю не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом, то есть не позднее 30 апреля, 31 июля, 31 октября, в размере произведения соответствующей налоговой базы и одной четвертой соответствующей налоговой ставки (п.4.3 Положения).
Таким образом, следует признать, что налоговым органом обоснованно доначислен земельный налог за 2006 год в размере 3041842 руб. из расчета 67200 кв.м. * 3017,70 руб. * 1,5% и, соответственно, за 2007 год в размере 3041842 руб. согласно аналогичному расчету, а также пени, исходя из установленных сроков уплаты налога и авансовых платежей, а также действовавших в соответствующих периодах ставок рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации.
При рассмотрении требования налогоплательщика о снижении размера налоговых санкций суд первой инстанции обоснованно руководствовался приведенной им правовой позицией Конституционного Суда РФ, выраженной в Постановлении от 15.07.1999 года N 11-П, согласно которой санкции штрафного характера, исходя из общих принципов права, должны отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям справедливости и соразмерности.
Принцип соразмерности, выражающий требования справедливости, предполагает установление публично-правовой ответственности лишь за виновное деяние и ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания. Указанные принципы привлечения к ответственности в равной мере относятся к физическим и юридическим лицам.
Установив в соответствии со ст.112 НК РФ наличие смягчающих ответственность обстоятельств, налоговый орган при принятии оспариваемого решения снизил размер налоговых санкций по сравнению с размером, установленным НК РФ, более чем в десять раз. В связи с чем суд первой инстанции правильно пришел к выводу об отсутствии оснований для снижения санкций в большем размере.
Вместе с тем суд первой инстанции, установив, что вопрос о снижении санкций по п.1 ст.126 НК РФ налоговым органом не рассматривался в связи с его незначительностью, также обоснованно снизил размер штрафа по п.1 ст.126 НК РФ до 300 руб.
Доводам заявителя апелляционной жалобы судом первой инстанции при рассмотрении дела дана надлежащая правовая оценка.
Справка Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Иркутской области от 06.08.2009 года, приложенная к апелляционной жалобе, не меняет выводов суда, поскольку из ее содержания следует, что отсутствие оценки земельного участка не исключает наличие его кадастровой стоимости, определенной в соответствии с Постановлениями Губернатора Иркутской области, в размере 202789440 руб.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта. Оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции не имеется.
Рассмотрев апелляционную жалобу на не вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Иркутской области от 30 июля 2009 года по делу N А19-13808/09, арбитражный суд апелляционной инстанции на основании статей 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 30 июля 2009 года по делу N А19-13808/09 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление апелляционного суда вступает в силу со дня его принятия.
Данное постановление может быть обжаловано в двухмесячный срок в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа.
Председательствующий |
Т.О. Лешукова |
Судьи |
Д.Н. Рылов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-13808/09
Заявитель: ФГУП СПО "Иркутский аграрный техникум"
Ответчик: ИФНС по Ленинскому округу г. Иркутска
Третье лицо: УФНС по Иркутской области, Управление Роснедвижимости по Иркутской области