г. Чита |
Дело N А10-2757/2009 |
"15" октября 2009 г. |
|
Резолютивная часть постановления объявлена 08 октября 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 октября 2009 года
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Н.В. Клочковой,
судей Е.В. Желтоухова, Д.Н. Рылова,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Павловой Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу заявителя по делу Открытого акционерного общества "Гортоп" на решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 03 августа 2009 года по делу N А10-2757/2009 по заявлению открытого акционерного общества "Гортоп" о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Республике Бурятия о государственной регистрации от 11.06.2009г., выписки из ЕГРЮЛ на ОАО "Гортоп" от 11.06.2009г., свидетельство серии 03 N001409562 от 11.06.2009г. (суд первой инстанции: Устинова Н.В.);
при участии в судебном заседании:
от заявителя ОАО "Гортоп": не было;
от заинтересованного лица Межрайонной ИФНС России N 9 по Республике Бурятия: не было;
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Гортоп" (далее - ОАО "Гортоп", Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Бурятия с требованием о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Республике Бурятия (далее - Межрайонная ФНС России N 9 по РБ, регистрирующий орган) о государственной регистрации свидетельства формы Р50003 о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) изменения в сведения о юридическом лице, не связанные с внесением изменений в учредительные документы серии 03 N 001409562 от 11.06.2009г., выписки из ЕГРЮЛ на ОАО "Гортоп" от 11.06.2009, свидетельства формы Р50003 серии 03 N001409562 от 11.06.2009г.
Решением арбитражного суда Республики Бурятия от 03 августа 2009 года в удовлетворении заявленных требований отказано. Как следует из судебного акта основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований послужил вывод суда об отсутствие доказательств того, что решение регистрирующего органа о государственной регистрации изменений, не связанных с внесением изменений в учредительные документы ОАО "Гортоп", от 11.06.2009 N 3257А не соответствует закону или иным нормативным правовым актам, нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Заявитель, не согласившись с решение суда, обжаловал его в суд апелляционной инстанции. В апелляционной жалобе заявитель ставит вопрос об отмене решения суда в связи с неправильным применением судом норм материального права и неправильной оценкой фактических обстоятельств, и принятии нового судебного акта об удовлетворении заявленных требований, указывает на то, что заявление от 04 июня 2009 года о государственной регистрации изменений в сведения о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица ОАО "Гортоп" было подписано неуполномоченным лицом Алексеевым В.Р., приложенные к заявлению протоколы заседаний советов директоров от 30.05.2008 г., от 06.02.2009 г. и от 03.06.2009 г., согласно которым генеральным директором Общества был избран Алексеев В.Р., не могли быть положены в основу регистрации, так как оформлены неуполномоченным органом. В соответствии с пунктом 1 статьи 17 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" и Федерального закона "Об акционерных обществах" для подтверждения полномочий совета директоров, принимающих решение об избрании единоличного органа Общества, к заявлению Алексеева В.Р. должны были быть приложены решения собрания акционеров об избрании совета директоров. Обеспечивая при ведении государственных реестров соблюдение установленного статьей 4 Федерального закона принципа единства и сопоставимости сведений о юридических лицах регистрирующий орган обязан был сопоставить сведения уже имеющиеся в реестре с теми сведениями, которые поступили для регистрации. Имея в реестре данные о регистрации единоличного исполнительного органа на основании решений годового собрания акционеров и совета директоров от 30 марта 2009 года, нельзя считать достоверными сведения о такой регистрации на основании решения собрания от 29 мая 2008 года и совета директоров от 03 июня 2009 года. Наличие указанного несоответствия являлось основанием для отказа в государственной регистрации на основании подпункта "а" статьи 23 Федерального закона. А представленные с заявлением решения судов по делам арбитражного суда Республики Бурятия с данным спором не связаны. Оспариваемое решения регистрирующего органа нарушило права и законные интересы заявителя: законный единоличный исполнительный орган не мог осуществлять предпринимательскую деятельность, а совершение недействительных сделок и иных действий от имени ОАО "Гортоп" незаконным единоличным исполнительным органом может привести к причинению ущерба Обществу.
Заявитель и Межрайонная ИФНС России N 9 по РБ о времени и месте судебного заседания были уведомлены надлежащим образом, в судебное заседание не явились.
Межрайонная ИФНС России N 9 по РБ представила отзыв, в котором считает доводы жалобы несостоятельными, просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу общества - без удовлетворения.
Руководствуясь частью 1 статьи 123 и частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие надлежащим образом извещенных участвующих в деле лиц.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, на основании пункта 5 статьи 268 АПК РФ суд проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции в обжалуемой части.
Изучив материалы дела и проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Из материалов дела следует, что открытое акционерное общество "Гортоп" было создано и зарегистрировано в ЕГРЮЛ 23.02.1998г. за основным государственным регистрационным номером 1020300986386 по адресу: г.Улан-Удэ, ул.Стрелка 502км.
04 июня 2009 года от ОАО "Гортоп" в Межрайонную ИФНС России N 9 по РБ поступило заявление формы N Р14001 (входящий N 3257А) о внесении в ЕГРЮЛ изменений в сведения о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы (сведения о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица). В качестве лица, имеющего право без доверенности действовать от имени ОАО "Гортоп" в заявлении указан Алексеев Владимир Раднаевич, им же было подписано указанное заявление. Подпись заявителя Алексеева В.Р. была удостоверена Осиповой Светланой Гавриловной, исполняющей обязанности нотариуса Улан-Удэнского нотариального округа Старковой Натальи Александровны, 04 июня 2009 года в реестре за N 650809.
Межрайонная ИФНС России N 9 по РБ приняла решение от 11 июня 2009 года N 3257А о регистрации указанных изменений, на основании которого в ЕГРЮЛ внесла запись за N 2090327128560 от 11.06.2009 и выдала свидетельство серии 03 N 001409562 от 11.06.2009 (записи 332-340 выписки из ЕГРЮЛ от 11.06.2009 N 4044).
Указанное обстоятельство послужило основанием для обращения Общества в суд с настоящим заявлением.
Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в учредительные документы, а также в связи с ведением единого государственного реестра юридических лиц, регулируются Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ).
В соответствии с пунктом 2 статьи 17 Закона N 129-ФЗ для внесения в единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляется подписанное заявителем заявление о внесении изменений в единый государственный реестр юридических лиц по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что вносимые изменения соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям и содержащиеся в заявлении сведения достоверны.
Частью 2 статьи 18 Закона N 129-ФЗ установлено, что представление документов для регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, и (или) внесения в единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с изменениями учредительных документов юридического лица, осуществляются в порядке, предусмотренном статьей 9 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 2 статьи 17, пунктом 1 статьи 9 Закона N 129-ФЗ при смене единоличного исполнительного органа соответствующие изменения подлежат внесению в государственный реестр на основании заявления, удостоверяемого подписью уполномоченного лица, подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке с указанием паспортных данных заявителя или в соответствии с законодательством Российской Федерации данных иного удостоверяющего личность документа и идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии).
В соответствии с пунктом 1 статьи 23 Закона N 129-ФЗ отказ в государственной регистрации допускается в случае непредставления необходимых для государственной регистрации документов и представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган, а также, - предусмотренном пунктом 2 статьи 20 или пунктом 4 статьи 22.1 данного Закона.
Согласно нормам статей 9, 17, 18 Закона N 129-ФЗ регистрация юридических лиц, в том числе государственная регистрация изменений в сведения о юридическом лице, содержащаяся в ЕГРЮЛ, носит уведомительный характер; в случае представления всех необходимых документов, регистрирующий орган обязан в пятидневный срок со дня представления документов, произвести соответствующую государственную регистрацию; при этом регистрирующий орган не вправе требовать представления иных документов, кроме документов, установленных настоящим Законом.
Иных правовых оснований применительно к данной ситуации для отказа в государственной регистрации указанным Законом не предусмотрено. Обязанность указания достоверной информации возложена Законом N 129-ФЗ на заявителя, в связи чем согласно пунктам 1 и 2 статьи 25 названного Закона за представление недостоверных сведений заявители, юридические лица, несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации, в том числе, и административную.
От ОАО "Гортоп" для государственной регистрации изменений, не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица поступило заявление по форме Р14001, подписанное Алексеевым В.Р. как руководителем постоянно действующего исполнительного органа (генеральным директором). В подтверждение статуса Алексеева В.Р. как генерального директора Общества были представлены не по инициативе регистрирующего органа и не во исполнение требований законодательства протокол заседания Совета директоров от 03 июня 2009 года и иные документы. Требование о представлении документов, подтверждающих легитимность органа, принявшего решение об избрании руководителя постоянно действующего исполнительного органа закон N 129-ФЗ не содержит.
Принимая решение, суд первой инстанции руководствовался названными законоположениями, и правомерно исходил из отсутствия у регистрирующего органа правовых оснований для отказа в государственной регистрации изменений в ЕГРЮЛ сведений о юридическом лице, не связанных с изменениями учредительных документов юридического лица.
В соответствии со статьей 198 АПК РФ для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, суд должен установить наличие одновременно двух условий: 1) оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту; 2) оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Вывод суда о соответствии требованиям, установленным нормами Закона N 129-ФЗ, решения от 11.06.2009г N 3257А регистрирующего органа, и последующего внесения 11.06.2009г. в ЕГРЮЛ сведений об Алексееве Владимире Раднаевиче как лице, имеющем право без доверенности действовать от имени ОАО "Гортоп", а также выдаче свидетельства серии 03 N 001409562 от 11.06.2009г., основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, соответствуют установленным фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
При таких обстоятельствах, доводы апелляционной жалобы о не соответствии закону или иному нормативному правовому акту оспариваемого решения регистрирующего органа отклоняются в силу их недоказанности, а нарушение оспариваемым решением прав и законных интересов Общества в данном случае не влияет на правомерность решения суда первой инстанции.
С учетом изложенного, решение суда отмене или изменению не подлежит.
Руководствуясь статьей 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 03 августа 2009 года по делу N А10-2757/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия.
Председательствующий судья |
Н.В. Клочкова |
Судьи |
Е.В. Желтоухов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А10-2757/09
Заявитель: ОАО "Гортоп"
Ответчик: Межрайонная ИФНС России N9 по Республике Бурятия
Хронология рассмотрения дела:
15.10.2009 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-3839/09