Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда
от 9 октября 2009 г. N 04АП-2610/09
г. Чита |
|
09.10.2009 |
Дело N А10-1272/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08.10.2009.
Полный текст постановления изготовлен 09.10.2009
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи М. А. Клепиковой, судей: О. А. Куклина, Г. В. Борголовой
при ведении протокола судебного заседания секретарем Л. М. Шумаковой
при участии:
и. о. руководителя истца - ТУ ФАУГИ по РБ Е. Ю. Цивилевой
представителя истца Н. Г. Фетисовой по доверенности от 27.08.08 г.
представителя ответчика МО Городской округ "Город Улан-Удэ" А. Ю. Горюновой по доверенности N 26 от 04.06.09 г.
ответчик НОУ Центр развития ребенка "Престиж" не явился, извещен (уведомление телеграфом от 05.10.09 г.)
третье лицо не явилось, извещено (уведомление от 28.09.09 г.)
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску
Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Бурятия
к муниципальному образованию Городской округ "Город Улан-Удэ"
и негосударственному образовательному учреждению Центр развития ребенка "Престиж"
с участием третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, ОАО "РЖД" в лице локомотивовагоноремонтного завода (ЛВРЗ)
об истребовании недвижимого имущества из чужого незаконного владения
УСТАНОВИЛ:
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Республике Бурятия обратилось с иском к Комитету по управлению имуществом и землепользованию г. Улан-Удэ об истребовании из чужого незаконного владения здания бывшего детского сада N 149, расположенного по адресу: г. Улан-Удэ, ул. Октябрьская, 19а, принадлежащего Российской Федерации; обязании ответчика передать ТУ Росимущества по РБ здание бывшего детского сада N 149, расположенного по адресу: г. Улан-Удэ, ул. Октябрьская, 19а.
Определением от 22.04.2009 г. к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены открытое акционерное общество "РЖД" в лице ЛВРЗ, негосударственное образовательное учреждение Центр развития ребенка "Престиж".
Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 29.06.2009 года в удовлетворении исковых требований отказано в связи с тем, что истец не заявил требования к негосударственному образовательному учреждению Центр развития ребенка "Престиж", во владении которого находится спорное имущество, доказательств включения спорного имущества в реестр федеральной собственности не представлено, доказательств законного владения ОАО "РЖД" в лице ЛВРЗ спорным имуществом до его передачи в муниципальную собственность не представлено.
Истец, не согласившись с данным решением, в апелляционной жалобе просил его отменить, исковые требования удовлетворить, поскольку:
законных оснований для привлечения негосударственного образовательного учреждения Центр развития ребенка "Престиж" в качестве ответчика нет, т.к. учреждение не является добросовестным приобретателем спорного имущества, а пользуется им временно на основании договора безвозмездного пользования;
ничтожность сделки купли-продажи спорного имущества от 24.04.98 г. между ответчиком и ЛВРЗ подтверждена вступившим в законную силу решением Арбитражного суда РБ от 20.02.09 г. по делу N А10-4022/07;
право федеральной собственности подтверждается: актом ввода спорного здания в эксплуатацию от 29.12.1961 г., из которого следует, что предъявленные к сдаче детясли паровозоремонтного завода считаются принятыми; согласием Министерства путей сообщения РФ на отчуждение спорного здания, выраженным в письме N Ш-3140 от 07.04.1998 г., из которого следует, что спорное здание находилось на балансе ГУП ЛВРЗ; п.1.1 устава ГУП ЛВРЗ, утвержденному зам. министра путей сообщения РФ 17.10.1995 г., согласно которому имущество завода является федеральной собственностью и закреплено за заводом на праве хозяйственного ведения; техническим паспортом 1995 г., в котором указано полное наименование спорного помещения - детские ясли N 149 ВСЖД.
Четвертый арбитражный апелляционный суд определением от 27.08.09 г. перешел к рассмотрению дела по правилам суда первой инстанции, привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, МО Городской округ "Город Улан-Удэ", поскольку выводы суда первой инстанции затрагивают права и законные интересы муниципального образования Городской округ "Город Улан-Удэ", который указан в свидетельстве о регистрации права серии 03АА N 465497 от 17.11.2008 в качестве собственника спорного недвижимого имущества.
Четвертый арбитражный апелляционный суд определением от 17.09.08 г. по ходатайству истца привлек к участию в деле в качестве ответчиков МО Городской округ "Город Улан-Удэ" и НОУ Центр развития ребенка "Престиж".
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Республике Бурятия уточнило исковые требования, просило истребовать из чужого незаконного владения МО Городской округ "Город Улан-Удэ" и НОУ Центр развития ребенка "Престиж" нежилое двухэтажное здание общей площадью 929 кв.м, расположенное по адресу: г. Улан-Удэ, ул. Октябрьская, 19а; обязать ответчика НОУ Центр развития ребенка "Престиж" передать ТУ Росимущества по РБ указанное здание.
В судебном заседании истец поддержал уточненные исковые требования в полном объеме. Ответчик МО Городской округ "Город Улан-Удэ" с исковыми требованиями не согласился, просил в иске отказать, т.к. истец не представил доказательств того, что он является собственником спорного здания, что спорное имущество передавалось в хозяйственное ведение ГУП ЛВРЗ; кроме того, спорное имущество находится во владении НОУ Центр развития ребенка "Престиж", но не МО Городской округ "Город Улан-Удэ". При новом рассмотрении дела в суде апелляционной инстанции ответчик не заявил довод о пропуске истцом срока исковой давности и не поддержал этот довод, высказанный при рассмотрении дела в Арбитражном суде Республики Бурятия.
Ответчик НОУ Центр развития ребенка "Престиж" и третье лицо в судебное заседание не явились, представителей не направили, о месте и времени судебного заседания уведомлены надлежащим образом.
В соответствии со ст.156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд рассматривает дело в отсутствие надлежащим образом уведомленных лиц.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 24 апреля 1998 года между Администрацией г. Улан-Удэ и государственным унитарным предприятием "Локомотивовагоноремонтный завод" заключен договор, предметом которого являлась передача в муниципальную собственность находящегося на балансе завода здания бывшего детского сада N 149, расположенного по адресу: г. Улан-Удэ, ул. Октябрьская, 19а.
Управлением Федеральной регистрационной службы по РБ на основании решения Арбитражного суда РБ от 16.06.08 г. выдано свидетельство о государственной регистрации права муниципального образования городской округ "Город Улан-Удэ" серии 03АА N 465497 от 17.11.2008 на объект права: учреждение, назначение нежилое, площадь общая 929,2 кв.м., инвентарный номер 239, литера А, этажность 2, адрес: г. Улан-Удэ, ул. Октябрьская, дом 19а.
Постановлением Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 22 декабря 2008 года решение Арбитражного суда РБ от 16.06.08 г. отменено, дело передано на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Бурятия. Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 20.02.2009 по делу А10-4022/2007 данная сделка признана ничтожной.
Решением Администрации г. Улан-Удэ N 175 от 29.06.1998 г. здание бывшего детского сада N 149 по адресу: г. Улан-Удэ ул. Октябрьская, ул.19а принято в муниципальную собственность, включено в реестр муниципальной собственности, передано в безвозмездное пользование ГНИ по Железнодорожному району г. Улан-Удэ. 26.02.2007 г., по договору аренды N 364-ж здание передано в аренду Межрайонной ИФНС России РФ N 2 по РБ. 19.03.2007 г. в связи с расторжением договора аренды здание возвращено Комитету по управлению имуществом г. Улан-Удэ.
По договору безвозмездного пользования муниципальным имуществом N 54-Б от 01.11.2007 спорное недвижимое имущество на основании распоряжения Администрации г. Улан-Удэ N 1282-р от 01.11.2007 передано в безвозмездное временное пользование ссудополучателю негосударственному образовательному учреждению "Центр развития ребенка "Престиж" на срок с 01.11.2007 по 01.11.2017. Как пояснили стороны в судебном заседании, в настоящее время фактическим владельцем здания является НОУ "Центр развития ребенка "Престиж".
Согласно статье 301 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения.
Исходя из предмета иска и подлежащих применению норм материального права, в предмет доказывания по данному делу входят факты: наличия у истца права собственности или иного вещного права на истребуемое имущество, обладающее индивидуально-определенными признаками; владения ответчиком спорным имуществом; отсутствия у ответчика законных оснований для владения спорным имуществом.
Право на истребование имущества из чужого незаконного владения имеет только собственник или иной законный владелец имущества (п. 4 приложения к Информационному письму Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.04.1997 N 13 "Обзор практики разрешения споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав").
В силу пункта 1 статьи 2 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", государственная регистрация прав на недвижимое имущество является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
Свидетельство о государственной регистрации права муниципального образования Городской округ "Город Улан-Удэ" серии 03АА N 465497 от 17.11.2008 не является доказательством, подтверждающим наличие права собственности муниципального образования на спорный объект, поскольку оно основано на недействующем решении Арбитражного суда Республики Бурятия от 16.06.08 г.
Решение Администрации г. Улан-Удэ N 175 от 29.06.1998 г., которым спорный объект принят в муниципальную собственность и включен в реестр муниципальной собственности, основано на сделке от 24 апреля 1998 года между Администрацией г. Улан-Удэ и государственным унитарным предприятием "Локомотивовагоноремонтный завод", которая является ничтожной, поскольку заключена в отсутствие согласия Госкомимущества России.
Таким образом, у ответчика МО Городской округ "Город Улан-Удэ" отсутствовали законные основания для владения спорным имуществом, следовательно, МО Городской округ "Город Улан-Удэ" не имело права распоряжаться данным имуществом и передавать его в безвозмездное пользование НОУ "Центр развития ребенка "Престиж".
В силу пункта 1 статьи 2 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" от 21.07.1997г. N 122-ФЗ государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
Обязательной государственной регистрации подлежат права на недвижимое имущество, правоустанавливающие документы на которое оформлены после введения в действие настоящего кодекса (п. 2 ст.4 ФЗ от 21.07.1997г. N 122-ФЗ).
Истец свидетельство о регистрации права собственности Российской Федерации на спорное здание не представил, указав, что право Российской Федерации пока не зарегистрировано.
Согласно пункту 1 статьи названного Федерального Закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация права на недвижимое имущество, возникшего до момента вступления в силу настоящего Федерального закона, проводится по желанию их обладателей.
Согласно пункту 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.02.1998 г. N 8 "О некоторых вопросах практики разрешения споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" документом, подтверждающим право собственности субъектов права федеральной, государственной и муниципальной собственности на отдельные объекты, является соответствующий реестр федеральной, государственной и муниципальной собственности.
Выписку из реестра федеральной собственности истец не представил. Отсутствие доказательств внесения спорного здания в реестр федеральной собственности не является основанием для признания факта, что спорное имущество не относится к федеральной собственности, поскольку установление факта наличия права федеральной собственности входит в предмет доказывания по настоящему делу.
В подтверждение права федеральной собственности на истребуемое имущество, обладающее индивидуально-определенными признаками, в материалы дела представлены:
копия технического паспорта Улан-Удэнского БТИ 1995 г. на двухэтажные детские ясли ВСЖД N 149, расположенные в Железнодорожном районе г. Улан-Удэ, ул. Октябрьская, 19а, с поэтажной экспликацией к плану и указанием общей площади "всего по дому" 928,1 кв.м;
копия технического паспорта филиала ФГУП "Ростехинвентаризация" по РБ от 29.12.2004 г. на двухэтажное нежилое здание, расположенное в Железнодорожном районе г. Улан-Удэ, ул. Октябрьская, 19а, с поэтажной экспликацией к плану и указанием общей площади 929,2 кв.м;
копия акта ввода в эксплуатацию от 29.12.1961 г. детских яслей паровозовагоноремонтного завода, расположенных в г. Улан-Удэ, по ул. Октябрьской, в квартале N 27 (номер здания не указан);
копия приказа МПС от 27.02.1963 г. N Г-5170 и копия приказа начальника Улан-Удэнского ордена Ленина паровозовагоноремонтного завода N 39 от 12.03.1963 г. о переименовании Улан-Удэнского ордена Ленина паровозовагоноремонтного завода в Улан-Удэнский ордена Ленина локомотивовагоноремонтный завод;
копия устава государственного унитарного предприятия Улан-Удэнского локомотивовагоноремонтного завода МПС РФ, утв. заместителем Министра путей сообщения РФ от 17.10.1995 г., согласно п.1.1 которого Улан-Удэнский локомотивовагоноремонтный завод является государственным унитарным предприятием, находящимся в федеральной собственности.
Площадь здания, согласно данным технического паспорта ФГУП "Ростехинвентаризация" по РБ от 29.12.2004 г., фактически составляет 929,2 кв.м, различия в указании площади спорного здания технического паспорта Улан-Удэнского БТИ 1995 г. (928,1 кв.м) вызваны неточностью замеров. Как пояснила представитель ответчика в судебном заседании, доказательств того, что на ул. Октябрьской существовали еще какие-либо здания указанной площадью, принадлежавшие ЛВРЗ, ответчик представить не может. С учетом пояснений ответчика, характеристики здания, указанной в поэтажных экспликациях к техническим паспортам, и незначительным расхождением в площади (1,1 кв.м), апелляционный суд приходит к выводу, что истребуемое имущество, обладает следующими индивидуально-определенными признаками: расположено в г. Улан-Удэ, по ул. Октябрьской, 19а, является двухэтажным, имеет площадь 929,2 кв.м.
То, что в материалы дела не представлены доказательства передачи спорного здания из владения Улан-Удэнского ордена Ленина паровозовагоноремонтного завода во владение Улан-Удэнского ордена Ленина локомотивовагоноремонтного завода, не опровергает факт владения ЛВРЗ спорным имуществом до передачи его муниципалитету. Данный факт установлен вступившим в законную силу решением Арбитражного суда РБ от 20.02.09 г. по делу N А10-4022/07, которое, согласно требованиям ст.ст. 180-182 Арбитражного процессуального кодекса, является обязательным для исполнения. Кроме того, переименование завода не является его реорганизацией, которая требует оформления передачи имущества. В п.1.1 устава государственного унитарного предприятия Улан-Удэнского локомотивовагоноремонтного завода МПС РФ, утв. заместителем Министра путей сообщения РФ от 17.10.1995 г., указано, что Улан-Удэнский локомотивовагоноремонтный завод является государственным унитарным предприятием, находящимся в федеральной собственности.
Поскольку ЛВРЗ на момент передачи имущества муниципалитету являлся государственным унитарным предприятием, находящимся в федеральной собственности, имущество предприятия также являлось федеральной собственностью. Третье лицо самостоятельных требований на предмет спора не заявило. Доказательств того, что имущество передано предприятию в процессе приватизации и создания акционерного общества, в материалы дела не представлено. Таким образом, истец подтвердил право федеральной собственности на истребуемое имущество.
В соответствии с требованиями статьи 301 Гражданского кодекса Российской Федерации, собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения. В соответствии с требованиями статьи 302 Гражданского кодекса Российской Федерации, если имущество приобретено безвозмездно от лица, которое не имело права его отчуждать, собственник вправе истребовать имущество во всех случаях.
Как следует из договора безвозмездного пользования муниципальным имуществом N 54-Б от 04.08.09 г. между Комитетом по управлению имуществом и землепользованию г. Улан-Удэ и НОУ "Центр развития ребенка "Престиж", акта внеплановой проверки земельного участка, находящегося в собственности РФ от 28.09.09 г., и не оспаривается сторонами, имущество передано безвозмездно НОУ "Центр развития ребенка "Престиж" и находится в его владении.
Поскольку имущество не находится во владении МО Городской округ "Город Улан-Удэ", в иске к МО Городской округ "Город Улан-Удэ" следует отказать. Возможность расторжения договора в любой момент по соглашению сторон (раздел 4 договора) и, как следствие, временный характер владения имуществом со стороны НОУ "Центр развития ребенка "Престиж", не влечет за собой возможность истребования имущества от МО Городской округ "Город Улан-Удэ".
В соответствии с п.29 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 28.05.09 г. N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса РФ при рассмотрении дела в арбитражном суде апелляционной инстанции", по результатам рассмотрения дела суд апелляционной инстанции согласно пункту 2 статьи 269 АПК РФ выносит постановление, которым отменяет судебный акт первой инстанции с указанием обстоятельств, послуживших основаниями для отмены судебного акта (часть 4 статьи 270 Кодекса), и принимает новый судебный акт.
Основанием для отмены решения Арбитражного суда Республики Бурятия от 29.06.2009 г. является рассмотрение вопроса о правах и обязанностях МО Городской округ "Город Улан-Удэ", не привлеченного к участию в деле. В решении не содержится указания на то, что Комитет по управлению имуществом и землепользованию г. Улан-Удэ действовал от имени МО Городской округ "Город Улан-Удэ", в качестве ответчика выступал Комитет по управлению имуществом и землепользованию г. Улан-Удэ, МО Городской округ "Город Улан-Удэ" третьим лицом без самостоятельных требований не привлекалось.
В соответствии со ст.174 Арбитражного процессуального кодекса РФ, при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные со взысканием денежных средств или с передачей имущества, арбитражный суд в резолютивной части решения указывает лицо, обязанное совершить эти действия, а также место и срок их совершения.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 258, ст. ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 29.06.09 г. по делу N А10-1272/09 отменить.
Исковые требования удовлетворить частично.
Истребовать из владения негосударственного образовательного учреждения Центр развития ребенка "Престиж" нежилое двухэтажное здание общей площадью 929,2 кв.м, расположенное по адресу: г. Улан-Удэ, ул. Октябрьская, 19а. Обязать негосударственное образовательное учреждение Центр развития ребенка "Престиж" передать в собственность Российской Федерации нежилое двухэтажное здание общей площадью 929,2 кв.м, расположенное по адресу: г. Улан-Удэ, ул. Октябрьская, 19а, в течение двух месяцев со дня вступления настоящего постановления в законную силу.
В иске к муниципальному образованию Городской округ "Город Улан-Удэ" отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня принятия.
Председательствующий |
М. А. Клепикова |
Судьи |
Г. В. Борголова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А10-1272/09
Истец: Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом
Ответчик: Комитет по управлению имуществом и землепользованию г. Улан-Удэ
Третье лицо: Улан-Удэнский ЛВРЗ-филиал ОАО "РЖД", НОУ ЦРР "Престиж"
Хронология рассмотрения дела:
09.10.2009 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-2610/09