г. Чита |
Дело N А58-2195/09 |
23 октября 2009 г. |
|
Резолютивная часть постановления объявлена 19 октября 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 октября 2009 года
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Н.В. Клочковой,
судей: Е.В. Желтоухова, Г.Г. Ячменёва,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Будаевой Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу заинтересованного лица по делу Управления по недропользованию по Республике Саха (Якутия) на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 26 августа 2009 года по делу N А58-2195/09 по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Диринг" о признании незаконным бездействия по неподписанию лицензий и лицензионных соглашений Управления по недропользованию по Республике Саха (Якутия) (суд первой инстанции: Бадлуева Е.Б.);
при участии в судебном заседании:
от заявителя ООО "Диринг": не было;
от заинтересованного лица Управления по недропользованию по Республике Саха (Якутия): не было;
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Диринг" (далее - Общество, ООО "Диринг") обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с требованием, уточненным в порядке статьи 49 арбитражного процессуального кодекса российской Федерации (далее - АПК РФ) о признании незаконным бездействия Управления по недропользованию по Республике Саха (Якутия) (далее - Якутнедра), выраженного в не подписании лицензий и лицензионных соглашений, переоформленных с Общества с ограниченной ответственностью "Карат" на Общество с ограниченной ответственностью "Диринг" исх. N 1-29.12-08 от 29 декабря 2008 года.
Решением Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) от 26 августа 2009 года заявленные требования удовлетворены, признано незаконным бездействие Якутнедра по не подписанию лицензий и лицензионных соглашений, переоформленных с ООО "Карат" на ООО "Диринг", как несоответствующее Федеральному закону "О недрах". Как следует из судебного акта основанием для удовлетворения требования заявителя послужил вывод суда о неправомерности бездействия государственного органа, нарушении этим бездействием прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности в связи с созданием препятствий к осуществлению заявителем на основании переоформленных на него лицензий недропользования.
Якутнедра, не согласившись с решением суда, обжаловало его в суд апелляционной инстанции. В апелляционной жалобе Якутнедра ставит вопрос об отмене решения суда в связи с неполным выяснением обстоятельств, имеющих значение для дела, недоказанностью имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд считал установленными, и несоответствием выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, просит принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, указывает на то, что в нарушение статьи 198 АПК РФ суд не обосновал какие права и законные интересы ООО "Диринг" в сфере предпринимательской деятельности нарушены в связи с не подписанием лицензий, не дал оценку содержанию письма Общества от 29.12.2008 г. N 1-29-12-08 о предоставлении лицензий и лицензионных соглашений для ознакомления и подписания, по своему смыслу являются требованием о выдаче лицензии и было запрещено государственному органу судебным актом, а также не дал оценку тому, что момент рассмотрения иска лицензия ООО "Диринг" не прошла государственную регистрацию и соответственно лицензия ООО "Карат", по заявлению которого была переоформлена лицензия, не прекратила своего действия, не снята с учета, и ООО "Карат" вправе осуществлять деятельность по недропользованию.
Заявитель и Якутнедра о времени и месте судебного заседания были уведомлены надлежащим образом, в судебное заседание не явились.
Заявитель представил отзыв, в котором просит оставить решение арбитражного суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, указывает на то, что без лицензий не имеет возможность осуществлять предпринимательскую деятельность по добыче и разведке полезных ископаемых, несет убытки, не имеет возможности оформлять разрешительную документацию лесного, водного и земельного законодательства, оформление и сдачу проектов, планов развития горных работ, технических проектов, не ведет добычу золота.
Руководствуясь частью 1 статьи 123 и частью 3 статьи 156 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие надлежащим образом извещенных участвующих в деле лиц.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела и проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Из материалов дела следует, что 13.04.2005 года была зарегистрирована лицензия ЯКУ 02250 БЭ на право пользования недрами, выданная ООО "Карат" с целевым назначением и видами работ: разведка и добыча на россыпном месторождении ручей Диринь-Юрях.
14.11.2005 года была зарегистрирована лицензия ЯКУ 02367 БЭ на право пользования недрами, выданная ООО "Карат" с целевым назначением и видами работ: разведка и добыча на россыпном месторождении ручей Диринь-Юрях (р.л. N N 29-104).
Решением комиссии для рассмотрения заявок о предоставлении права пользования участками недр на территории Республики Саха (Якутия), отнесенных к компетенции Управления по недропользованию по Республике Саха (Якутия), от 02 июня 2008 года (пункт 2.2 протокола N 26) рекомендовано переоформить лицензии ЯКУ 02250 БЭ с целью разведки и добычи золота на россыпном месторождении руч. Диринь-Юрях (левый приток р. Эльги) (р.л. NN0-29) и ЯКУ 02250 БЭ с целью разведки и добычи золота на россыпном месторождении руч. Диринь-Юрях (р.л. NN29-104) с ООО "Карат" на ООО "Диринг". Приказом от 03 июня 2008 года N78 начальника Управления Якутнедра указанный протокол комиссии был утвержден.
19.06.2008года Якутнедра направило генеральному директору ООО "Диринг" Переверзеву Ю.А. уведомление о необходимости явки в Якутнедра 26.06.2008 года для решения вопроса о выдачи лицензий, переоформленных с ООО Карат" на ООО "Диринг", однако лицензии не выдало и не подписало лицензии и лицензионные соглашения, что подтверждается заявлением генерального директора ООО "Диринг" Переверзева Ю.А. от 29.12.2008 года N 1-29.12-08 о предоставлении лицензий и лицензионных соглашений для ознакомления и подписания, а также представленными лицензиями на право пользования недрами и лицензионными соглашениями на указанные выше горные отводы (т.1 л.д.92-97), пояснениями и отзывами представителя Якутнедра.
Частью 3 статьи 9 Закона Российской Федерации "О недрах" (Закон о недрах) установлено, что в случае, если федеральными законами установлено, что для осуществления отдельных видов деятельности, связанных с пользованием недрами, требуются разрешения (лицензии), пользователи недр должны иметь разрешение (лицензию) на осуществление соответствующих видов деятельности или заключать договоры с организациями, имеющими право на осуществление видов деятельности связанных с пользованием недрами.
В соответствии со статьей 11 Закона о недрах лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора.
Часть 1 статьи 12 Закона о недрах определяет содержание лицензии и требует включения следующей информации: данные о целевом назначении работ; сроки действия лицензии и сроки начала работ; условия, связанные с платежами, взимаемыми при пользовании недрами, земельными участками, акваториями; согласованный уровень добычи минерального сырья, право собственности на добытое минеральное сырье; условия выполнения установленных законодательством, стандартами (нормами, правилами) требований по охране недр и окружающей природной среды, безопасному ведению работ.
Исходя из анализа указанных норм в их во взаимосвязи и совокупности суд находит, что фактически между недропользователем и государством в соответствии с частью 3 статьи 11 Закона о недрах заключается соглашение, являющееся неотъемлемой частью лицензии, акта государственного органа, который содержит предписания лицензирующего органа, направленные на установление прав конкретного лица на пользование недрами.
Статьей 17.1 Закона Российской Федерации "О недрах" предусмотрены случаи перехода права пользования участками недр и переоформления лицензий на пользование участками недр на бесконкурсной основе, а также установлено, что при переходе права пользования участком недр лицензия на пользование участком недр подлежит переоформлению. Порядок переоформления лицензий на пользование участками недр устанавливается федеральным органом управления государственным фондом недр.
В соответствии с пунктом 5 Положения о Федеральном агентстве по недропользованию, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 17.06.2004 N 293, выдачу, оформление и регистрацию лицензий на пользование недрами осуществляет Федеральное агентство по недропользованию. В силу пункта 4 указанного Положения Федеральное агентство по недропользованию осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы или подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Согласно приказу Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 07.03.2006 года N 39 "Об организации оформления лицензий на пользование недрами" оформление лицензий на пользование недрами и направление их на государственную регистрацию подлежат в течение двадцати календарных дней с даты принятия решения о предоставлении права пользования участками недр, в порядке установленном законодательством Российской Федерации.
Форма титульного листа лицензии на право пользования недрами приведена в приложении 1 к письму Роскомнедра от 10 сентября 1992 г. N ВО-61/2296 "О Положении о порядке лицензирования пользования недрами".
Согласно Порядку заполнения лицензионных бланков (Приложение 2 к письму Роскомнедра от 10.09.1992г. N ВО-61/2296 с изменениями, внесенными письмом Роскомнедра от 15.03.1993 N ВД-47/584) лицензионные бланки заполняются на машинке или чернилами, четким почерком, исправления, подчистки не допускаются.
Приказом Комитета по геологии и использованию недр от 21.07.1995 года N 91 утверждена Инструкция по государственной регистрации лицензий на пользование недрами, учету, систематизации, хранению и организации использования лицензионных документов. Пунктом 2.1 Инструкции предусмотрено: лицензия и прилагаемые к ним лицензионные документы, оформленные в соответствии с требованиями действующего Положения о порядке лицензирования пользования недрами, в обязательном порядке представляются на государственную регистрацию лицензионным подразделением соответствующего органа управления государственным фондом недр.
Исходя из вышеназванных положений, выдаче подлежит оформленная лицензия, при этом под оформлением понимается подписание лицензии уполномоченным органом, и подписание лицензионного соглашения уполномоченным органом и представителем недропользователя.
Материалами дела, а также вступившими в законную силу постановлением Федерального Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 06.07.2009года по делу А58-4913/08, подтверждается, что в нарушение приказа Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 07.03.2006 года N 39 "Об организации оформления лицензий на пользование недрами" Якутнедра в течение 20 дней с момента издания приказа N 78 от 03 июня 2008 года не подписали спорные лицензии и лицензионные соглашения, что явилось препятствием к регистрации и выдачи Обществу переоформленных лицензий на право пользования недрами в период, когда отсутствовали обеспечительные меры в виде запрета Якутнедра на выдачу, а также на подписание, регистрацию, выдачу копий и выдачу для ознакомления спорных лицензий на право пользования недрами, примененные определениями Якутского городского суда от 06 августа 2008 года и от 22 июля 2009 года соответственно, что в свою очередь привело к ограничению прав ООО "Диринг" пользоваться горными отводами для разведки и добычи золота на россыпном месторождении руч. Диринь-Юрях (левый приток р.Эльги) (р.л. NN0-29) и на россыпном месторождении руч. Диринь-Юрях (р.л. NN29-104).
С учетом изложенного, выводы суда первой инстанции основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, соответствуют установленным фактическим обстоятельствам, имеющимся в деле доказательствам, поэтому решение суда отмене или изменению не подлежит, а доводы апелляционной жалобы апелляционный суд отклоняет как несостоятельные.
Руководствуясь статьей 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четвертый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 26 августа 2009 года по делу N А58-2195/09 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия.
Председательствующий судья |
Н.В. Клочкова |
Судьи |
Е.В. Желтоухов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А58-2195/09
Заявитель: ООО "Диринг"
Ответчик: Управление по недропользованию "Якутнедра"