г. Томск |
Дело N 07АП- 7179/08 |
05 октября 2009 г. |
|
Резолютивная часть постановления объявлена 02 октября 2009 г.
Полный текст постановления изготовлен 05 октября 2009 г.
Седьмой Арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Усаниной Н.А.
судей Бородулиной И.И., Шатохиной Е.Г.
при ведении протокола судебного заседания судьей Усаниной Н.А.
при участии: без участия
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу
ИФНС России по г. Стерлитамаку Республики Башкортостан
на решение Арбитражного суда Республики Алтай
от 16 июля 2009 г. по делу N А02-466/2009 (судья Масалова А.Н.)
по заявлению Межрайонной ИФНС России N 5 по Республике Алтай
к ООО "Брэнд"
третьи лица: ИФНС России по г.Стерлитамаку Республики Башкортостан, Кохан Артем Александрович
о признании недействительной государственной регистрации смены нахождения организации,
УСТАНОВИЛ
Межрайонная ИФНС России N 5 по Республике Алтай (далее по тексту Межрайонная Инспекция, заявитель) обратилась в Арбитражный суд Республики Алтай с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Брэнд" (далее по тексту ООО "Брэнд", Общество) с привлечением к участию в деле третьих лиц ИФНС России по г. Стерлитамаку Республики Башкортостан, Кохана Артема Александровича о признании недействительной государственной регистрации смены нахождения юридического лица N 2080268044745 от 23.09.2008г., произведенной ИФНС России по г.Стерлитамаку.
Решением Арбитражного суда Республики Алтай от 16.07.2009г. заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ИФНС России по г.Стерлитамаку обратилась в арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт, в том числе по следующим основаниям:
- заявителем соблюден порядок предоставления документов при государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом N 129-ФЗ и выполнены все требования к оформлению документов, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 439 от 19.06.2002г.; юридическая экспертиза документов, представленных на регистрацию, не предусмотрена; правовых оснований для отказа в государственной регистрации у налогового органа не имелось.
Лица, участвующие в деле надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, ООО "Брэд" по последнему известному суду месту нахождения, в судебное заседание не явились, своих представителей не направили.
Межрайонная ИФНС России N 5 в ходатайстве от 28.09.2009г. просит рассмотреть дело без участия ее представителя.
В порядке ч. 1 ст. 266, ч.1, ч.3 ст.156 АПК РФ суд считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие неявившихся сторон.
Проверив материалы дела в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, дополнения к ней (поступили 01.10.2009г.) суд апелляционной инстанции считает решение Арбитражного суда Республики Алтай от 16 июля 2009 г. не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 16 сентября 2008 г. ООО "Брэнд" обратилось в ИФНС России по г.Стерлитамаку с заявлением о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, касающиеся места нахождения юридического лица (форма N Р13001).
В результате произведенной 23 сентября 2008 г. государственной регистрации изменений, местом нахождения ООО "Брэнд" определен г.Горно-Алтайск, ул.Б.Головина, 2.
В связи с изменением места нахождения общества регистрационное дело ООО "Брэнд" было передано в Межрайонную ИФНС России N 5 по Республике Алтай, осуществившей проведение соответствующих мероприятий налогового контроля, в результате которых установлено, что Общество по данному адресу не находится.
Указанные обстоятельства явились основанием для признания Межрайонной Инспекцией сведений, предоставленных Обществом при регистрации изменений, вносимых в учредительные документы, не соответствующими действительности, влекущими отмену регистрации данных изменений и обращения в арбитражный суд с заявлением о признании недействительной государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы ООО "Брэнд".
Суд первой инстанции, принимая решение об удовлетворении заявленных требований, исходил из того, что представленные в материалы дела доказательства подтверждают недостоверность сведений, содержащихся в заявлении общества, представленном для государственной регистрации.
Поддерживая выводы суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции исходит из обстоятельств, установленных судом, и следующих норм материального права.
В соответствии с п.п. 1, 2 ст. 52 ГК РФ юридическое лицо действует на основании устава, либо учредительного договора и устава, либо только учредительного договора.
В учредительных документах юридического лица должны определяться наименование юридического лица, место его нахождения, порядок управления деятельностью юридического лица, а также содержаться другие сведения, предусмотренные законом для юридических лиц соответствующего вида.
Согласно п. 2 ст. 54 ГК РФ место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации. Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа- иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.
Пунктом 1 ст. 4 ФЗ от 08.08.2001г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее по тексту Закон N 129-ФЗ) установлено, что в Российской Федерации ведутся государственные реестры, содержащие соответственно сведения о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, иные сведения о юридических лицах и соответствующие документы.
Из п.п. "в" п. 1 ст. 5 названного Закона следует, что в Едином государственном реестре юридических лиц содержатся, в том числе, сведения об адресе (месте нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица- иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности), по которому осуществляется связь с юридическим лицом.
На основании п.1 ст.17 Закона N 129-ФЗ для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляются:
а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством РФ, в котором подтверждается, что изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица, соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах и в заявлении, достоверны и соблюден установленный федеральным законом порядок принятия решения о внесении изменений в учредительные документы юридического лица;
б) решение о внесении изменений в учредительные документы юридического лица;
в) изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица;
г) документ об уплате государственной пошлины.
При этом в заявлении подтверждается, что изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица, соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах и в заявлении, достоверны и соблюден установленный федеральным законом порядок принятия решения о внесении изменений в учредительные документы юридического лица.
Следовательно, является законодательно установленным требование о достоверности сведений, подлежащих отражению в Едином государственном реестре юридических лиц.
При этом Федеральный Закон N 129-ФЗ не возлагает на регистрирующий орган обязанность по проведению правовой экспертизы представленных на государственную регистрацию изменений, вносимых в учредительные документы, документов юридического лица, однако, исходя из приведенных положений Закона N 129-ФЗ, представление юридическим лицом в регистрирующий орган одновременно с заявлением о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы, полного пакета документов в соответствии со ст. 17 названного Закона, не означает, что документы, представляемые на государственную регистрацию, не должны отвечать требованиям законности и достоверности содержащейся в них информации.
Согласно статье 4 Закона N 129-ФЗ Единый государственный реестр юридических лиц является федеральным информационным ресурсом.
Федеральный информационный ресурс представляет из себя информацию, содержащуюся в федеральной информационной системе (статьи 13, 14 Федерального Закона N 149-ФЗ от 27.07.2006 "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (далее - Закон N 149-ФЗ)).
Одним из принципов правового регулирования отношений в сфере информации, информационных технологий и защиты информации является принцип достоверности информации (статья 3 Закона N 149-ФЗ).
В соответствии с пунктом "а" статьи 17 Закона N 129-ФЗ при государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляется заявление о государственной регистрации, в котором подтверждается достоверность представленных сведений.
Статьей 25 Закона N 129-ФЗ предусмотрено привлечение к установленной законодательством Российской Федерации ответственности заявителей, юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей за представление недостоверных сведений.
Следовательно, необходимым условием проведения регистрации в соответствии с требованиями Закона N 129-ФЗ является не только представление заявителем полного перечня документов, предусмотренного соответствующей главой указанного Закона, но и достоверность заявленной информации, в том числе, подлежащей внесению в ЕГРЮЛ.
С учетом изложенного, из установленных арбитражным судом обстоятельств и имеющихся в деле доказательств: протокола осмотра (обследования) N 13 от 30.03.2009г., согласно которого офисные и складские помещения, обособленные рабочие места, вывеска ООО "Брэнд" отсутствуют; здание по адресу г.Горно-Алтайск, ул. Б.Головина,2 принадлежит на праве собственности ЗАО "ПТФ Сумер", не заключавшим договора аренды с ООО "Брэнд", не выдававшим гарантийных писем на право предоставления юридического адреса; объяснений Пустогачева В.Г. - генерального директора ЗАО "ПТФ Сумер", пояснившего в письменных объяснениях и в судебном заседании, о неподписании договора аренды с ООО "Брэнд", о непринадлежности ему подписи в договоре аренды N 4 от 16.09.2008г. и печати организации; почтовой корреспонденцией, направленной в адрес ООО "Брэнд" и возвращенной в связи с отсутствием адресата, является правильным вывод о том, что в рассматриваемом случае государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы Общества, касающихся изменения его адреса (места нахождения) осуществлена по документам, содержащим заведомо ложные сведения.
Учитывая, что государственная регистрация изменений о месте нахождения Общества осуществлена на основании документов, содержащих недостоверную информацию об измененном адресе (месте нахождения), что, соответственно, повлекло принятие регистрирующим органом акта о внесении в ЕГРЮЛ недостоверных сведений об адресе (месте нахождения) юридического лица, которые в силу подпункта "в" пункта 1 статьи 5 Закона N 129-ФЗ подлежат обязательному отражению в ЕГРЮЛ, у арбитражного суда отсутствовали правовые основания для отказа в удовлетворении заявленных Межрайонной Инспекцией требований.
ИФНС России по г. Стерлитамаку в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не опровергла установленные обстоятельства дела и вывод суда относительно недостоверности сведений, представленных на государственную регистрацию.
При изложенных обстоятельствах, апелляционная инстанция считает, что в том случае, если у налогового органа не было оснований для отказа в проведении государственной регистрация, то действия налогового органа нельзя признать незаконными, но данное обстоятельство не является безусловным доказательством соответствия произведенной государственной регистрации требованиям Закона N 129-ФЗ, поскольку доказанная недостоверность представленных на регистрацию сведений является самостоятельным основанием для признания государственной регистрации недействительной.
То обстоятельство, что статьей 25 Закона N 129-ФЗ предусмотрена ответственность за предоставление недостоверных сведений на государственную регистрацию, подтверждает, что требование достоверности предоставляемых сведений для регистрации установлено Законом N 129-ФЗ.
Привлечение заявителей, юридических лиц к ответственности не лишает налоговый орган права на предъявление требования о признании государственной регистрации недействительной , поскольку, не является мерой ответственности заявителя, иное не установлено ни Законом N 129-ФЗ, ни Законом Российской Федерации от 21.03.1991г. N 943-1 "О налоговых органах в Российской Федерации".
При этом, право налогового органа на обращение в суд с заявлением о признании государственной регистрации недействительной предусмотрена пунктом 11 статьи 7 Закона РФ "О налоговых органах в Российской Федерации" и не зависит от права исключить прекратившее деятельность юридическое лицо из ГРЮЛ через 12 месяцев после событий, указанный в статье 21.1 Закона N 129-ФЗ, а равно от права на предъявление иска о признании государственной регистрации недействительной по причине предоставления недостоверных сведений в порядке ст. 61 Гражданского Кодекса Российской Федерации, п. 2 ст. 25 Закона N 129-ФЗ, в связи с чем налоговый орган вправе сам избирать способ защиты, путем предъявления соответствующего требования к определенному лицу.
В связи с чем, отклоняются за несостоятельностью доводы, содержащиеся в дополнении к апелляционной жалобе.
Доводы апелляционной жалобы о том, что проверка фактического местонахождения Общества произведена заявителем по истечении полугода с момента получения регистрационного дела, отклоняются, согласно выписке из ЕГРЮЛ 23.09.2008г. Инспекцией по г.Стерлитамаку Республики Башкортостан внесены сведения о передаче регистрационного дела в другой регистрирующий орган, Межрайонной ИФНС N 5 по Республике Алтай сведения о поступлении регистрационного дела из другого регистрирующего органа внесены 24.03.3009г., 30.03.2009г. проведены проверочные мероприятия; доказательств иной даты передачи регистрационного дела (в ЕГРЮЛ внесена только запись о передаче) ИФНС России по г.Стерлитамаку Республики Башкортостан в материалы дела не представлено.
Согласно ст.11 Закона N 129-ФЗ основанием для внесения соответствующей записи в государственный реестр является решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом, моментом государственной регистрации признается внесение регистрирующим органом соответствующей записи в соответствующий государственный реестр. В связи с чем признание недействительной государственной регистрации юридического лица, произведенной на основании решения регистрирующего органа о государственной регистрации, влечет за собой недействительность самой произведенной регистрации и произведенных регистрационных записей.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции находит выводы суда первой инстанции соответствующими обстоятельствам и материалам дела, основанными на правильном применении норм материального права; оснований для переоценки которых, а равно удовлетворения апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции, не имеется.
Руководствуясь статьей 156, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции,
ПОСТАНОВИЛ
Решение арбитражного суда Республики Алтай от 16 июля 2009 года по делу N А02-466/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
Н.А. Усанина |
Судьи |
И.И. Бородулина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А02-466/2009
Истец: МИФНС России N5 по Республике Алтай
Ответчик: ООО "Брэнд"
Третье лицо: Кохан Артем Александрович, ИФНС по г. Стерлитомаку Республики Башкортостан