г. Томск |
Дело N 07АП- 7335/09 |
08 октября 2009 г. |
|
Резолютивная часть постановления объявлена 06 октября 2009 г.
Полный текст постановления изготовлен 08 октября 2009 г.
Седьмой Арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Бородулиной И.И.
судей Журавлевой В.А., Усаниной Н.А.
при ведении протокола судебного заседания судьей Журавлевой В.А.
при участии:
от заявителя: без участия (извещены),
от заинтересованного лица: Ардатовой Е.С. по доверенности от 25.08.2009 года (сроком до 01.01.2010 года),
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Алтайскому краю
на решение Арбитражного суда Алтайского края
от 31.07.2009 года по делу N А03-6074/2009 (судья Тэрри Р.В.)
по заявлению Федерального государственного унитарного предприятия "Бийское производственное объединение "Сибприбормаш", г. Бийск
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Алтайскому краю, г. Бийск
о признании недействительным требования,
УСТАНОВИЛ
Федеральное государственное унитарное предприятие "Бийское производственное объединение "Сибприбормаш" (далее по тексту - ФГУП "БПО "Сибприбормаш", Предприятие, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Алтайскому краю (далее по тексту - Межрайонная ИФНС N 1 по Алтайскому краю, Инспекция, налоговый орган) о признании недействительным требования N 5515 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 13.04.2009 г.
Решением Арбитражного суда Алтайского края удовлетворены требования ФГУП "БПО "Сибприбормаш" в части признания недействительным требование Межрайонной ИФНС N 1 по Алтайскому краю от 13.04.2009 N 5515 в части предложения уплатить пени в сумме 1 267 729,88 рублей, вынесенное в отношении ФГУП "БПО "Сибприбормаш" как не соответствующее статье 75 Налогового кодекса Российской Федерации (далее по тексту - НК РФ).
В остальной части в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции в части признания недействительным требование от 13.04.2009 N 5515 в части предложения уплатить пени в сумме 1 267 729,88 рублей, Инспекция обратилась в арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Кемеровской области в этой части изменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований заявителя, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права; выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела; неправомерный вывод суда о возложении расходов по госпошлине на налоговый орган.
Письменный отзыв Предприятием на апелляционную жалобу в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ) не представлен.
Представитель Инспекции в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы по изложенным в ней основаниям.
Представитель Предприятия в судебное заседание не явился, о месте и времени его проведения извещен надлежащим образом.
Суд апелляционной инстанции в порядке частей 1 и 3 статьи 156, части 1 статьи 266 АПК РФ счёл возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ФГУП "БПО "Сибприбормаш".
Проверив материалы дела в порядке статьи 268 АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя апеллянта, суд апелляционной инстанции считает решение Арбитражного суда Алтайского края от 31.07.2009 года подлежащим отмене в части по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Инспекцией налогоплательщику направлено требование N 5515 об уплате по состоянию на 13.04. 2009 года налога на имущество в сумме 2 854 632 руб., пени по налогу на имущество в размере 1 275 151, 92 руб. с установлением срока для добровольного исполнения требования до 04.05.2009 года.
Считая указанное требование не соответствующим требованиям статей 69, 70, 71 НК РФ, Предприятие обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением о признании его недействительным.
Удовлетворяя требования заявителя о признании недействительным оспариваемого требования налогового органа в части предложения уплатить пени в сумме 1 267 729,88 рублей, суд первой инстанции исходил из отсутствия у налогового органа законных оснований для выставления налогоплательщику требования N 5515 по состоянию на 13.04.009 в части уплаты пени по налогу на имущество в размере 1 267 729, 88 рублей.
Арбитражный суд первой инстанции принял по существу правильное решение.
Согласно пункту 1 статьи 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
В соответствие с пунктом 1 статьи 69 НК РФ требованием об уплате налога признается направленное налогоплательщику письменное извещение о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога и соответствующие пени. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.
Согласно пунктам 1 и 3 статьи 75 НК РФ пеней признается установленная данной статьей денежная сумма, которую налогоплательщик, плательщик сборов или налоговый агент должны выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, в более поздние, по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах, сроки.
Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора.
Статьями 69 - 70 НК РФ определен порядок оформления и направления требования об уплате налога.
Пунктом 4 статьи 69 НК РФ предусмотрено, что требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке уплаты налога, установленного законодательством о налогах и сборах, сроке исполнения требования, а также о мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Во всех случаях требование должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога и ссылки на положения закона о налогах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог.
Следуя материалам дела, обжалуемое требование указанные сведения, иных требований к его содержанию Налоговый кодекс Российской Федерации не содержит, в том числе и о необходимости указания ставки и периода его начисления.
Согласно пункту 19 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 5 от 28.02.2001 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации" досудебное урегулирование спора о взыскании пеней состоит в указании налоговым органом в направленном налогоплательщику требовании размера недоимки, даты, с которой начинают начисляться пени, и ставки пеней.
Судами первой и апелляционной инстанций установлено, что налоговым органом предъявляются к уплате пени, начисленные на задолженность, размер и обоснованность начисления которой налогоплательщиком не оспаривается и подтверждается актом сверки, имеющимся в материалах дела (листы дела 34-35).
С учетом статей 23,45, 75 НК РФ налогоплательщик имеет возможность не только определить, но и обязан знать размер своей задолженности (недоимки), в связи с неуплатой которой ему начисляются пени, указанные в требовании об уплате налога (пени); при этом налогоплательщик имеет возможность самостоятельно рассчитать размер пени, исходя из исчисленной и уплаченной им суммы налогов.
Как правильно указал суд первой инстанции, не являются безусловными основаниями для признания недействительным требования налогового органа отсутствие в требовании об уплате налога (пени) данных о периоде начисления и ставки пени, а равно нарушение Инспекцией срока его направления налогоплательщику.
В соответствие со статьей 75 НК РФ пени уплачиваются одновременно с уплатой налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.
В случае если пресекательный срок взыскания задолженности по налогу нарушен, то пени не могут служить способом обеспечения исполнения обязанности по его уплате, так как их начисление и взыскание при таких обстоятельствах будет противоречить Налоговому кодексу Российской Федерации, поскольку разграничение процедуры взыскания налога и пени недопустимо.
Исходя из содержания статьи 75 НК РФ , а также учитывая правовую позицию, изложенную в Определении Конституционного суда Российской Федерации от 04.07.2002 N 200-О, законодательство напрямую связывает срок уплаты пени с установленным сроком уплаты налога.
Судом первой инстанции приведен верный расчет пени, подлежащий взысканию с налогоплательщика, в связи с чем доводы апеллянта в этой части апелляционный суд находит необоснованным.
Из содержания оспариваемого требования усматривается, что пеня в сумме 1 275 151, 92 руб. начислена за период с 30.03.2009 по 05.04.2009 год, то есть за 6 дней просрочки, что не соответствует действительности, поскольку сумма пени должна рассчитываться как 2 854 632 руб. х (13/300х6)/100, следовательно, сумма пени составит 7 422 рубля 04 коп.
На основании изложенного вывод суда первой инстанции о необоснованности включения Инспекцией в обжалуемое требование пени в сумме 1 267 729, 88 рублей является правильным.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно удовлетворил требования Предприятия в части признания недействительным требования налогового органа N 5515 в части предложения уплатить пени в сумме 1 267 729, 88 рублей.
Вместе с тем, решение суда подлежит отмене в части взыскания с налогового органа в пользу Предприятия расходов по государственной пошлине в размере 2000 рублей.
В силу части 1 статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
В случае если иск удовлетворен частично, судебные расходы относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.
При этом по смыслу статьи 110 АПК РФ судебные расходы подлежат взысканию со стороны, не в пользу которой принят судебный акт, в том случае если она не освобождена от ее оплаты.
Статья 333.37 НК РФ определяет круг лиц, которые освобождаются от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах.
Федеральным законом от 25.12.2008 года N 281-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ", вступившим в законную силу 31.01.2009 года, пункт 1 статьи 333.37 НК РФ дополнен пунктом 1.1, согласно которому от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков.
Таким образом, с 31.01.2009 года государственные органы, к которым относится инспекция, освобождаются от уплаты государственной пошлины, независимо от того в качестве истца или ответчика они выступают по делу.
Поэтому решение суда от 31.07.2009 года, которым взыскивается с налогового органа государственная пошлина в размере 2000 рублей, в указанной части является незаконным.
С учетом изложенного, доводы апелляционной жалобы в части необоснованного распределения расходов по государственной пошлине признаются судом апелляционной инстанции обоснованными, а решение суда первой инстанции в части взыскания с Инспекции государственной пошлины подлежащим отмене, в связи с неприменением закона, подлежащего применению (пункт 1 части 1 статьи 270 АПК РФ).
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 2 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда Алтайского края от 31.07.2009 года по делу N А403- 6074/2009 в части взыскания с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Алтайскому краю в пользу Федерального государственного унитарного предприятия "Бийское производственное объединение "Сибприбормаш" расходов по оплате государственной пошлины в сумме 2000 рублей отменить.
Принять в указанной части новый судебный акт.
Возвратить из федерального бюджета Федеральному государственному унитарному предприятию "Бийское производственное объединение "Сибприбормаш" государственную пошлину в сумме 2000 рублей.
В остальной части решение Арбитражного суда Алтайского края от 31.07.2009 года по делу N А03-6074/2009 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
И.И.Бородулина |
Судьи |
В.А.Журавлева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А03-6074/2009
Истец: ФГУП "БПО "Сибприбормаш"
Ответчик: МИФНС России N1 по Алтайскому краю
Хронология рассмотрения дела:
08.10.2009 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-7335/09