г. Томск |
Дело N 07АП-7114/09 |
05 октября 2009 г. |
|
Резолютивная часть постановления объявлена 01 октября 2009 г.
Полный текст постановления изготовлен 05 октября 2009 г.
Седьмой арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Е.Г. Шатохиной
судей И.И. Бородулиной, В.А. Журавлевой
при ведении протокола судебного заседания судьей В.А. Журавлевой
при участии:
от заявителя: Ярцевой Е.Г., удостоверение N 167147
от заинтересованного лица: без участия ( извещен),
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу потребительского общества "Южное"
на решение Арбитражного суда Алтайского края от 03.08.2009 г.
по делу N А03-8816/2009 ( судья Матвиенко В.И.)
по заявлению прокурора Егорьевского района Алтайского края, с. Калманка
к потребительскому обществу "Южное", с. Новоегорьевское Алтайского края
о привлечении к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Егорьевского района Алтайского края, с. Калманка (далее по тексту - прокурор) обратился в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением о привлечении потребительского общества "Южное" ( далее по тексту -ПО "Южное", общество ) к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях ( далее по тексту- КоАП РФ)
Решением Арбитражного суда Алтайского края от 03.08.2009 года ПО "Южное" привлечено к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 40 000 рублей.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ПО "Южное" обратилось в арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Алтайского края от 03.08.2009 года отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, в том числе по следующим основаниям:
- проводимое оперативным сотрудником ОВД по Егорьевскому району мероприятие - проверочная закупка может проводиться исключительно с целью выявления преступлений, ответственность за совершение которых предусмотрена Уголовным кодексом Российской Федерации, поэтому доказательства, представленные заявителем получены с нарушением закона и не могут являться допустимыми;
- отсутствие числа совершения покупки и наименование товара в кассовом чеке не позволяют считать данный документ безусловным доказательством продажи ПО "Южное" лекарственного препарата "Амоксициллин" без рецепта врача;
- заявителем не представлено суду достаточных доказательства совершения административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ;
Подробно доводы ПО "Южное" изложены в апелляционной жалобе.
В отзыве на апелляционную жалобу, прокурор просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу- без удовлетворения, поскольку, удовлетворяя заявленные прокурором требования, суд первой инстанции исходил из доказанности наличия в действиях ПО "Южное" состава административного правонарушения, и допустимости представленных в материалы дела доказательств.
ПО "Южное" надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не направило своих представителей.
В соответствие со статьей 156 АПК РФ суд рассмотрел дело в отсутствие представителя апеллянта.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции прокурор поддержал возражения на доводы апелляционной жалобы, по основаниям, указанным в отзыве на нее.
Проверив материалы дела в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, заслушав возражения на доводы апелляционной жалобы прокурора, суд апелляционной инстанции считает решение Арбитражного суда Алтайского края от 03.08.2009 года не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, на основании поручения прокурора Егорьевского района Алтайского края 16.06.2009 г. отделом внутренних дел по Егорьевскому району была проведена проверка аптечного пункта ПО "Южное", расположенного по адресу: с. Новоегорьевское Алтайского края, улица Машинцева, 6, на предмет соблюдения законодательства по осуществлению деятельности по реализации лекарственных средств с выполнением лицензионных требований и условий.
В ходе контрольной покупки установлен факт реализации лекарственного средства "Амоксициллин" 0,5 г.в количестве 20 таблеток по цене 53 рубля, подлежащего отпуску по рецепту врача, без предъявления покупателем рецепта.
По данному факту 09.07.2009 года прокурором Егорьевского района Алтайского края в отношении общества вынесено постановление о возбуждении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения прокурора в Арбитражный суд Алтайского края с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные Прокурором требования, суд первой инстанции исходил из наличия в действиях Общества состава правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ, в том числе, установления вины юридического лица; отсутствия нарушений положений действующего законодательства при проведении контрольной закупки.
Выводы суда первой инстанции соответствуют фактически установленным обстоятельствам дела.
В соответствии с частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Согласно примечанию к данному пункту статьи 14.1 КоАП РФ понятие грубого нарушения устанавливается Правительством РФ в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 17 Федерального закон РФ от 08.08.2001 года N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" фармацевтическая деятельность отнесена к видам деятельности, на осуществление которых требуются лицензии.
Согласно статье 2 указанного Закона, лицензионные требования и условия - совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
В силу пункта 2 статьи 32 Федерального закона от 22.06.1998 года N 86-ФЗ "О лекарственных средствах" лекарственные средства, отпускаемые по рецепту врача, подлежат продаже только через аптеки, аптечные пункты. Лекарственные средства, отпускаемые без рецепта врача, могут продаваться также в аптечных магазинах и аптечных киосках.
Правила и порядок отпуска лекарственных средств определяются и утверждаются федеральным органом исполнительной власти, в компетенцию которого входит осуществление функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере обращения лекарственных средств (пункт 4 указанной статьи).
Так, "Правила отпуска (реализации) лекарственных средств в аптечных организациях. Основные положения" определены в Отраслевом стандарте ОСТ 91500.05.0007-2003, который утвержден приказом Министерства здравоохранения РФ от 04.03.2003 года N 80 и введен в действие с 30.03.2003 года, а Порядок отпуска лекарственных средств, утвержден приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 14.12.2005 года N 785.
Пунктом 6.1 общих положений Отраслевого стандарта ОСТ 91500.05.0007-2003 предусмотрено, что отпуск (реализация) лекарственных препаратов осуществляется как по рецепту, так и без рецепта врача, а также по требованиям учреждений здравоохранения на основании договора. Все лекарственные средства, за исключением включенных в Перечень лекарственных средств, отпускаемых без рецепта врача, должны отпускаться аптечными учреждениями (организациями) только по рецептам, оформленным в установленном порядке на рецептурных бланках соответствующих учетных форм (п. 2.1 вышеназванного Порядка отпуска лекарственных средств).
Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 13.09.2005 года N 578, в соответствии с Федеральным законом от 22.06. 1998 года N 86-ФЗ "О лекарственных средствах", введен в действие Перечень лекарственных средств, отпускаемых без рецепта врача, в котором отсутствует препарат "Амоксициллин".
Согласно пункту 5 Положения о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 июля 2006 года N 416 (в ред. Постановлений Правительства РФ от 19.07.2007 года N 455, от 07.04.2008 года N 241), невыполнение лицензиатом требований и условий, предусмотренных подпунктами "а"-"д" пункта 4 Положения, является грубым нарушением, которое влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.
Исходя из совокупности доказательств, представленных в материалах дела, а именно: объяснений директора ПО "Южное" Алиевой Е.Г., фармацевта Поляковой Е.Н., понятых Гольц Д.А. и Ландырь А.А., в присутствие которых было изъято лекарственное средство "Амоксициллин", рапорта УУМ ОВД по Егорьевскому району Сидорова С.В. о получении информации о продаже лекарственного препарата "Амоксициллин" в аптечном киоске, принадлежащем ПО "Южное", рапорта Гурьева Е.Г. о проведении контрольной закупки 16.06.2009 г. лекарственного препарата "Амоксициллин" в аптечном киоске, принадлежащем ПО "Южное" по адресу: с. Новоегорьевское Алтайского края, улица Машинцева, 6, акта проведения закупки от 16.06.2009 г., акта контрольной проверки от 16.06.2009 г., протокола изъятия от 16.06.2009 г., кассового чека о реализации лекарственных средств от 16.06.12009 г., факт грубого нарушения Обществом условий, предусмотренных лицензией - отпуск лекарственных средств, отпускаемых по рецепту врача 16.06.2009 года, без рецепта врача является доказанным.
В решении суда первой инстанции всем доказательствам дана надлежащая оценка, и они обоснованно признаны допустимыми доказательствами по делу, добытыми с соблюдением требований действующего законодательства.
В соответствии с пунктом 3 статьи 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежит выяснению виновность лица в его совершении.
Согласно положениям части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В силу части 3 статьи 2.1 КоАП РФ вина конкретного работника в совершении административного правонарушения не освобождает юридическое лицо от административной ответственности за данное правонарушение.
Из приведенных норм следует, что виновность юридического лица в совершении административного правонарушения определяется в зависимости от принятия им исчерпывающих мер по соблюдению требований действующего законодательства.
Доказательств того, что Общество не имело возможности для соблюдения норм и правил, установленных действующим законодательством, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ, и им были приняты все зависящую от него меры по их соблюдению, материалы дела не содержат.
В данном случае допущенное продавцом-фармацевтом Поляковой Е.Н., противоправное виновное действие по отпуску лекарственного средства, отпускаемого только по рецепту врача, без предъявления рецепта, является грубым нарушением лицензионных требований, не освобождает юридическое лицо - Общество от административной ответственности, так как реализация лекарственного средства "Амоксициллина" произведена от его имени.
Неисполнение работником юридического лица трудовых обязанностей, в число которых входит продажа рецептурных препаратов при наличии у покупателя рецептурного бланка на конкретный препарат (установленный факт правонарушения), свидетельствует об отсутствии надлежащего контроля юридического лица за исполнением его работником своих трудовых обязанностей, непринятии юридическим лицом исчерпывающих, зависящих от него мер по обеспечению соблюдения его работниками норм действующего законодательства.
Данные обстоятельства свидетельствуют о ненадлежащем исполнении Обществом обязанностей по обеспечению деятельности аптечного пункта, соответственно, о вине ответчика в продаже лекарственного препарата без рецепта врача.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно привлек Общество к административной ответственности, поскольку в действиях юридического лица содержатся признаки правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
Согласно ст. 1.1 КоАП РФ законодательство об административном правонарушении состоит из настоящего Кодекса (который определяет условия и основания административной ответственности, виды административных наказаний, порядок производства по делам об административных правонарушениях), а также принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.
Из изложенного следует, что производство по делу об административных правонарушениях должно осуществляться в порядке, предусмотренном КоАП РФ.
В силу п. 1 ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ одним из оснований для возбуждения дела об административном правонарушении является непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения. При этом никакого распоряжения (постановления) на проведение проверки не требуется.
Как следует из материалов дела, 16.06.2009 года сотрудником ОВД по Егорьевскому району Алтайского края проведена проверка соблюдения действующего законодательства в аптечном учреждении.
В рассматриваемом случае поводом к возбуждению дела об административном правонарушении в отношении Общества явилось непосредственно обнаружение должностным лицом административного органа (ОВД) достаточных данных, указывающих на совершение административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ. При этом, производство по делу осуществлялось в порядке, предусмотренном КоАП РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 22 Федерального закона РФ N 2202-1 от 17.01.1992 года "О прокуратуре" прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе требовать от руководителей и других должностных лиц проведение проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольным или подведомственным им организаций.
Основным нормативным документом, регламентирующими деятельность органов внутренних дел по проведению мероприятий в сфере предпринимательской и торговой деятельности является Закон РФ N 1026-1 от 18.04.1991 года "О милиции" и Федеральный закон от 12.08.1995 N 3144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности".
Довод апеллянта о том, что собранные доказательства по факту выявленного нарушения получены с нарушением закона, поскольку проверочная закупка является оперативно-розыскным мероприятием с целью выявления преступлений, ответственность за которое предусмотрена Уголовным кодексом Российской Федерации, суд первой инстанции обоснованно отклонил и признал несостоятельным, неподтвержденным материалами дела, так как проверочная закупка проводилась не в рамках оперативно-розыскной деятельности, а на предмет соблюдения ПО "Южное" действующего законодательства Российской Федерации по поручению прокурора Егорьевского района Алтайского края.
Таким образом, действия сотрудников внутренних дел правомерны, нарушений процессуальных норм в ходе привлечения Общества к административной ответственности, не допущено.
При изложенных обстоятельствах, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 156, 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской федерации, Седьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда Алтайского края от 03.08.2009 г. по делу N А03-8816/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу- без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
Е.Г. Шатохина |
Судьи |
И.И. Бородулина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А03-8816/2009
Истец: Прокуратура Егорьевского района Алтайского края
Ответчик: Потребительское общество "Южное"