г. Томск |
Дело N 07АП-7068/2008(2) (А67-820/07) |
05 октября 2009 г. |
|
Резолютивная часть постановления объявлена 01 октября 2009 года.
В полном объеме постановление изготовлено 05 октября 2009 года
Седьмой арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Фроловой Н.Н.,
судей: Емашовой Л.Н., Кудряшевой Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания судьей Кудряшевой Е.В.,
при участии:
от истца: Бушуев М.В., доверенность от 25.10.2008 г., паспорт
от ответчиков:
от Департамента финансов администрации г. Томска: Мазур В.В., доверенность от 05.06.2009 г., удостоверение N 114
от МУ "Томское городское имущественное казначейство": не явился (извещен)
от Департамента недвижимости администрации г. Томска: Гетунова Т.Н., доверенность N 3 от 01.10.2009 г., удостоверение N 44
от третьих лиц: не явились (извещены)
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ОАО "Территориальная генерирующая компания N 11" на решение Арбитражного суда Томской области от 31.07.2009 года по делу N А67-820/07 (судья Т.А. Куренкова)
по иску ОАО "Территориальная генерирующая компания N 11"
к МО г. Томск в лице: Департамента финансов администрации г. Томска; Департамента недвижимости администрации г. Томска; МУ "Томское городское имущественное казначейство"
третьи лица: ООО "Мегафинанс"; ОАО "Российские коммунальные системы"; ОАО "Томские коммунальные системы"
о взыскании 14170983,13 руб.,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Томские коммунальные системы" (далее - ОАО "ТКС") обратилось в Арбитражный суд Томской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к муниципальному образованию г. Томск в лице Департамента недвижимости администрации г. Томска (далее - Департамент недвижимости), Департамента финансов администрации г. Томска и муниципального учреждения (МУ) "Томское городское имущественное казначейство" о взыскании 14 170 983, 13 рублей задолженности по договору аренды муниципального имущества N 165-2к от 01.09.2004 г. в виде стоимости капитального ремонта арендованного имущества.
В соответствии со статьей 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, вследствие реорганизации истца и заключения договоров уступки права требования, произведена замена истца на правопреемника - ОАО "Территориальная генерирующая компания N 11".
На основании решений Думы г.Томска от 28.04.2009 г. N 1183 "Об изменении структуры администрации г.Томска и внесении изменений в решение Думы г.Томска от 24.05.2005 г. N 916", от 23.06.2009 г. N 1253 "О внесении изменений в решения Думы г.Томска от 15.09.2005 г. N 1000, от 26.06.2007 г. N 530 и от 30.10.2007 г. N 683", от 08.09.2009 г. N 1284 "О внесении изменений в решение Думы г.Томска от 23.06.2009 г. N 1253 "О внесении изменений в решения Думы г.Томска от 15.09.2005 г. N 1000, от 26.06.2007 г. N 530 и от 30.10.2007 г. N 683" Департамент недвижимости администрации г.Томска с 01.10.2009 г. переименован в Департамент экономического развития и управления муниципальной собственностью администрации г.Томска.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечены ООО "Мегафинанс", ОАО "Российские коммунальные системы", ОАО "Томские коммунальные системы".
Решением Арбитражного суда Томской области от 17.10.2008 г. по делу N А67-820/07 в иске отказано.
Постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 19.12.2008 г. по делу N А67-820/07 решение арбитражного суда первой инстанции оставлено без изменения.
Постановлением Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 02.04.2009 г. по делу N А67-820/07 решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Томской области.
Решением Арбитражного суда Томской области от 31.07.2009 г. по делу N А67-820/07 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, ОАО "Территориальная генерирующая компания N 11" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Томской области от 31.07.2009 года по делу N А67-820/07 отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении иска в полном объеме.
В обоснование апелляционной жалобы указано, что выполнение работ по капитальному ремонту объектов теплоснабжения было связано с экстремальностью, как правило, из-за отсутствия времени (наступления холодов), а промедление производства капитального ремонта может обернуться остановкой системы отопления, размораживания тепломагистралей. Согласно имеющейся в материалах дела переписке, Администрация г. Томска просила выполнить работы по капитальному ремонту объектов теплоснабжения требующих первоочередного ремонта и не вошедших в титульные списки целевой программы "Реабилитация и развитие коммунальной инфраструктуры г.Томска на 2006 год" согласно перечня Приложения N 1 и гарантировало их оплату. Работы по капитальному ремонту были выполнены Генеральным подрядчиком ОАО "Томские коммунальные системы" - ЗАО "КЭС - ЭнергоСтройИнжиниринг" в соответствии с договором подряда N 03/02-06208 от 01.09.2006 года. Работы по капитальному ремонту приняты УМП "Центр муниципального заказа".
В порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ООО "Мегафинанс", ОАО "Российские коммунальные системы", ОАО "Томские коммунальные системы" представили отзыв на апелляционную жалобу, в котором просили решение Арбитражного суда Томской области от 23.07.2009 года по делу N А67-820/07 отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований в полном объеме. В обоснование отзыва указано, что со стороны МО "Город Томск" не были определены и включены в титульные списки программы "Реабилитация и развитие коммунальной инфраструктуры г. Томска на 2006 год" объекты, на которых выполнен капитальный ремонт, также не последовала оплата стоимости работ капитального характера. Согласно имеющейся в материалах дела переписки, именно Администрация г. Томска просит выполнить работы по капитальному ремонту объектов теплоснабжения, требующих первоочередного ремонта и не вошедших в титульные списки целевой программы "Реабилитация и развитие коммунальной инфраструктуры г. Томска на 2006 г." согласно перечня Приложения N 1 и гарантирует их оплату. Просили рассмотреть дело в отсутствие представителя третьих лиц.
Департамент недвижимости представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит обжалуемое решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, указав, что суд первой инстанции обоснованно сделал вывод, что письма за подписью заместителя мэра г. Томска Панасюка С.Я. N 2709 от 30.08.2006 г., N 2347 от 01.08.2006 г., N 2505 от 15.08.2006 г., N 2285 от 27.07.2006 г. не подтверждают доводы истца и третьих лиц о даче ОАО "ТКС" согласия на проведение капитального ремонта. Разрешение на проведение капитального ремонта ОАО "ТКС" Департамент недвижимости, как и МУ "ТГИК", выступающий также на стороне арендодателя в договоре аренды N165-2к от 01.09.2004 г., не давал.
Представитель истца в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы по изложенным в ней основаниям.
Представитель Департамент недвижимости с апелляционной жалобой не согласился по основаниям, изложенным в отзыве.
Представитель Департамента финансов с апелляционной жалобой не согласился, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились.
В соответствии с частями 2, 3, 5 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, участвующих в деле.
Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзывы на нее, проверив законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого решения.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 01.09.2004 года между Муниципальным образованием г. Томск в лице Департамента недвижимости Администрации г. Томска и МУ "Томское городское имущественное казначейство" с одной стороны и ОАО "Томские коммунальные системы" заключен договор аренды муниципального имущества N 165-2к, на условиях которого ОАО "Томские коммунальные системы" в частности было передано в аренду имущество, относящееся к объектам теплового хозяйства, указанное в приложении N 3 к данному договору и приложении N 1 к соглашению N 26 от 21.02.2006 года об изменении, дополнении договора аренды N 165-2к от 01.09.2004 года (л.д. 104-109 том 8, 23-55 том 9). Срок действия договора согласно пунктам 9.1., 9.3. был продлен на 2006 год.
01 сентября 2006 года ОАО "Томские коммунальные системы" (заказчик) заключило с ЗАО "КЭС-ЭнергоСтройИнжиниринг" (генеральный подрядчик) договор подряда N 03/02-06208, по условиям которого генподрядчик принял на себя обязательства по выполнению работ по капитальному ремонту объектов теплоснабжения, указанных в приложении N 1 к данному договору (л.д. 80-86 том 9).
В период действия договора подряда N 03/02-06208 от 01 сентября 2006 года ЗАО "КЭС-ЭнергоСтройИнжиниринг" выполнило работы по капитальному ремонту объектов теплоснабжения, которые были приняты заказчиком - ОАО "Томские коммунальные системы", что подтверждается имеющимися в материалах дела актами приемки выполненных работ формы КС-2, КС- 3 (с л.д. 19 том 3 по л.д. 6 том 8). Стоимость выполненных ЗАО "КЭС-ЭнергоСтройИнжиниринг" работ составила 14 170 983, 13 рублей.
ОАО "ТКС", считая, что стоимость работ по капитальному ремонту арендованного имущества должна быть ему возмещена арендодателем, обратилось с настоящим иском в суд (с учетом уточнения).
Отказывая в иске, суд первой инстанции пришел к выводу, что требования о взыскании стоимости работ по капитальному ремонту объектов, вошедших в титульные списки целевой программы "Реабилитация и развитие коммунальной инфраструктуры г. Томска на 2006 г." могут быть предъявлены только в рамках правоотношений сторон, вытекающих из муниципальных контрактов, заключенных во исполнение данной программы, которые выполнены и профинансированы в 2006 году на 97, 84 %; факт уклонения арендодателя от проведения капитального ремонта также не подтверждается.
Выводы суда первой инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам материального и процессуального права, подлежащим применению, основаны на всестороннем и полном исследовании доказательств, которым дана правильная правовая оценка.
В соответствии с пунктом 1 статьи 616 Гражданского кодекса Российской Федерации арендодатель обязан производить за свой счет капитальный ремонт переданного в аренду имущества, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или договором аренды.
В пункте 7.1. договора аренды муниципального имущества N 165-2к от 01.09.2004 года стороны согласовали, что капитальный ремонт арендованного имущества проводится в установленные сроки и обязанность по его проведению лежит на арендодателе, то есть на Муниципальном образовании "Город Томск".
Стороны договора также установили, что капитальный ремонт, реконструкция, модернизация, восстановление, техническое перевооружение и иные улучшения арендованного имущества может производиться арендатором без согласия арендодателя только в соответствии с программой, утвержденной мэром г. Томска. При этом произведенные затраты по проведению капитального ремонта подлежат возмещению арендодателем на основании представленных арендатором документов, подтверждающих размер затрат и в пределах средств, предусмотренных бюджетом г. Томска на финансирование арендуемого имущества на соответствующий финансовый год (пункт 7.2. договора).
Однако, утвержденной мэром г. Томска программы, а также иных подписанных сторонами договора документов, устанавливающих необходимость проведения арендатором капитального ремонта арендованного имущества с последующим возмещением его стоимости арендодателем, в том числе, и в отношении спорных объектов суду не представлено.
Таким образом, обязанность по проведению капитального ремонта арендованного в рамках договора N 165-2к от 01.09.2004 года имущества лежит на арендодателе.
Сроки проведения капитального ремонта, как и перечень конкретных объектов, подлежащих капитальному ремонту, сторонами договора также не установлены.
В то же время, из содержания статьи 616 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что в случае, если производство капитального ремонта и срок его проведения установлен договором аренды либо его проведение вызвано неотложной необходимостью, но он не произведен арендатором в разумный срок, арендатор вправе по своему выбору, в том числе, произвести капитальный ремонт и взыскать с арендодателя стоимость ремонта.
Вместе с тем, требования о взыскании стоимости работ по капитальному ремонту объектов, вошедших в титульные списки целевой программы "Реабилитация и развитие коммунальной инфраструктуры горда Томска на 2006 год" (л.д. 147-150 том 10, л.д. 1 том 11) могут быть предъявлены только в рамках правоотношений сторон, вытекающих из муниципальных контрактов, заключенных во исполнение данной программы, которые выполнены в 2006 году на 97, 84%.
Учитывая, что отношения сторон регулируются договором аренды муниципального имущества, то в случае невозможности использования арендованного имущества по его целевому назначению правопредшественник истца не был лишен права требовать изменений в договор в части условий о порядке проведения капитального ремонта, а также о расторжении данного договора.
Из имеющихся в деле писем заместителя Мэра г. Томска следует, что Муниципальное образование "Город Томск" не уклонялось от проведения капитального ремонта и принимало все возможные меры для его проведения.
Кроме того, из содержания данной переписки также следует, что объекты теплоснабжения, в отношении стоимости ремонта которых заявлены исковые требования, не были включены в титульные списки программы "Реабилитация и развитие коммунальной инфраструктуры г. Томска на 2006 год", которые являются приложением N 1 к муниципальному контракту N 06-109-С от 11.06.2006 года, заключенному между Муниципальным образованием "город Томск" в лице УМП "Центр муниципального заказа" и ЗАО "КЭС-ЭнергоСтройИнжиниринг" и гарантии оплаты капитального ремонта данных объектов давались именно ЗАО "КЭС-ЭнергоСтройИнжиниринг" (а не ОАО "Томские коммунальные системы") и в рамках муниципального контракта N 06-109-С от 11.06.2006 года.
Суд первой инстанции правомерно указал, что данная переписка также не подтверждает согласие ОАО "Томские коммунальные системы" на проведение капитального ремонта, напротив, из содержания письма исх. N 2347 от 01.08.2006 года следует, что ввиду наличия задолженности ОАО "Томские коммунальные системы" по арендной плате в сумме 50 000 000 рублей, в качестве одного из вариантов оплаты ЗАО "КЭС-ЭнергоСтройИнжиниринг" работ по капитальному ремонту спорных объектов, ОАО "Томские коммунальные системы" предлагалось в счет арендной платы по договорам аренды муниципального имущества N 165-2к и N 165-3д от 01.09.2004 года профинансировать выполнение данных работ ЗАО "КЭС-ЭнергоСтройИнжиниринг".
Факт уклонения ответчика от проведения капитального ремонта муниципального имущества, переданного в аренду истцу, им не доказан. Напротив, как правильно указал суд, арендодателем принимались все возможные меры для его проведения посредством принятия Программы и ее финансирования.
Установив, что истцом не было представлено достаточных доказательств соблюдения установленного порядка проведения капитального ремонта арендованного имущества, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении исковых требований
Доводы заявителя в апелляционной жалобе не опровергают установленные судом обстоятельства и не влияют на существо принятых судебных актов, поэтому не являются основаниями для их отмены.
При таких обстоятельствах, арбитражный суд первой инстанции всесторонне и полно исследовал материалы дела, дал надлежащую правовую оценку всем доказательствам, применил нормы материального права, подлежащие применению, не допустив нарушений норм процессуального права. Выводы, содержащиеся в судебном акте, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, и оснований для его отмены, в соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционная инстанция не усматривает.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на истца, ОАО "Территориальная генерирующая компания N 11"
Руководствуясь статьями 110, 258, 268, пунктом 1 статьи 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Седьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Томской области от 31.07.2009 года по делу N А67-820/07 оставить без изменения, апелляционную жалобу ОАО "Территориальная генерирующая компания N 11" - без удовлетворения.
Постановление вступает в силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
Фролова Н.Н. |
Судьи |
Емашова Л.Н. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А67-820/07
Истец: ОАО "Территориальная генерирующая компания N11"
Ответчик: МУ "Томское городское имущественное казначейство", Департамент финансов администрации г.Томска, Департамент недвижимости администрации г. Томска
Третье лицо: ООО "Мегафинанс", ОАО "Томские коммунальные системы", ОАО "Российские коммунальные системы"