г. Томск |
Дело N 07АП-7468/09 |
08 октября 2009 г. |
|
Резолютивная часть постановления объявлена 07 октября 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 08 октября 2009 года
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующей Н.А. Усаниной,
судей Бородулиной И.И., Шатохиной Е.Г.
при ведении протокола судебного заседания судьей Усаниной Н.А.
при участии в заседании: без участия
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу,
Управления финансов и налоговой политики мэрии города Новосибирска
на решение Арбитражного суда Новосибирской области
от 03 августа 2009 года по делу N А45-11628/2009 (судья Васютина О.М.)
по заявлению Управления Пенсионного Фонда России в Советском районе г.Новосибирска
к Управлению финансов и налоговой политики мэрии города Новосибирска
Третье лицо Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Детский сад N 506 комбинированного вида "Солнышко"
о признании незаконным отказа о взыскании недоимки по страховым взносам,
УСТАНОВИЛ
Управление Пенсионного Фонда России в Советском районе г.Новосибирска (далее по тексту УПФР, фонд) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением к Управлению финансов и налоговой политики мэрии города Новосибирска (далее по тексту Управление) о признании незаконным отказа в принятии к исполнению постановления N 861 от 07.11.2007 о взыскании недоимки по страховым взносам, пени и штрафов с Муниципального дошкольного образовательного учреждения Детский сад N 506 комбинированного вида "Солнышко" (далее муниципальное учреждение), оформленного письмом от 25.02.2009 N 01-3/601.
Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 03 августа 2009 года заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Управление финансов и налоговой политики мэрии города Новосибирска обратилось в арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда первой инстанции отменить, указывая, что обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы производится только на основании решения суда и главы 24.1 Бюджетного кодекса; принятие иных исполнительных документов недопустимо; положения письма Министерства финансов РФ и Федерального казначейства N 42-7.1-15/9.2-330 от 30.08.2007 не противоречат нормам Бюджетного кодекса РФ.
УПФР в отзыве на апелляционную жалобу возражает против доводов Управления, просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, указав, что установленная ст. 25.1 Закона N 167-ФЗ внесудебная процедура взыскания недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование , пеням и штрафам , если в отношении юридических лиц размер причитающейся к уплате суммы не превышает пятидесяти тысяч рублей, подлежит применению ко всем юридическим лицам независимо от их организационно-правовой формы; Закона N 167-ФЗ не содержит исключения в отношении бюджетных учреждений и не устанавливает правила о судебном порядке взыскания указанной задолженности.
Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства (суд апелляционной инстанции располагает сведениями о получении адресатами направленной копии судебного акта (ч. 1 ст. 123 АПК РФ)), в судебное заседание апелляционной инстанции не явились, своих представителей не направились.
УПФР в ходатайстве от 05.10.2009г. просит рассмотреть дело в отсутствие представителя Управления.
В соответствии с ч.1 ст. 266, ч.3 ст. 156 АПК РФ суд считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ, изучив доводы апелляционной жалобы и отзывов на нее, суд апелляционной инстанции считает решение Арбитражного суда Новосибирской области от 03 августа 2009 г. не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 07.11.2007 в порядке ст.ст. 25, 25.1 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" Пенсионным фондом вынесено постановление N 861 о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов с Муниципального дошкольного образовательного учреждения Детский сад N 506 комбинированного вида "Солнышко" в размере 22 608 рублей 43 копейки и обратилось в службу судебных приставов-исполнителей для принудительного исполнения указанного постановления.
Постановлением судебного пристава-исполнителя Отдела судебных приставов по Советскому району г. Новосибирска Управления Федеральной службы судебных приставов по Новосибирской области Горбачевой Е.В. от 23.10.2008 постановление Пенсионного фонда N 861 от 07.11.2007 о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов возвращено в связи с отсутствием у должника счетов; задолженность по уплате страховых взносов в размере 22 143 рубля 96 копеек погашена муниципальным учреждением добровольно.
Фонд направил постановление N 861 от 07.11.2007 о взыскании непогашенной задолженности по пени в размере 464 рубля 47 копеек с муниципального учреждения для исполнения в Управление финансов и налоговой политики мэрии города Новосибирска, которое полученное постановление оставило без исполнения в связи с несоответствием представленного документа требованиям Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Считая отказ Управления, оформленный письмом N 01-3/601 от 25.02.2009, незаконным, Фонд обратился в суд с соответствующим заявлением в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные УПФР требования, суд первой инстанции исходил из необходимости Управлению руководствоваться принципом исполнимости постановлений Пенсионного фонда, вынесенных в порядке п. 3 ст. 25 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", и применять установленный главой 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации порядок взыскания по аналогии.
В силу статьи 25 Закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" взыскание недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в случае, если размер причитающейся к уплате суммы не превышает в отношении юридических лиц пятидесяти тысяч рублей, осуществляется территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации на основании решения указанных органов в порядке, предусмотренном статьей 25.1 названного Федерального закона.
Внесудебная процедура взыскания недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, если размер причитающейся к уплате суммы не превышает определенного предела, подлежит применению ко всем юридическим лицам независимо от их организационно-правовой формы. Законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ не предусмотрено исключений в отношении бюджетных учреждений и не установлены правила о судебном порядке взыскания указанной задолженности.
Согласно разъяснениям Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенным в постановлении от 17.05.2007 N 31 "О рассмотрении арбитражными судами отдельных категорий дел, возникающих из публичных правоотношений, ответчиком по которым выступает бюджетное учреждение", при неисполнении бюджетным учреждением в добровольном порядке решения территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации, принятого в соответствии с пунктом 3 статьи 25 Закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ, данное решение (постановление) обращается к исполнению и направляется судебному приставу-исполнителю, который осуществляет принудительное взыскание со счетов должника, открытых в учреждениях Банка России или в кредитной организации.
В случае отсутствия у бюджетного учреждения указанных счетов (учитывая, что нормы законодательства, устанавливающие внесудебный порядок взыскания сумм обязательных платежей и санкций, являются специальными по отношению к положениям главы 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации) соответствующий исполнительный документ подлежит исполнению органом Федерального казначейства в порядке, предусмотренном статьями 242.3 - 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Положениями пункта 1 статьи 298 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что учреждение не вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом и имуществом, приобретенным за счет средств, выделенных ему по смете.
Согласно пункту 5 статьи 254 Бюджетного кодекса РФ бюджетное учреждение вправе распоряжаться средствами, зачисленными на его лицевой счет, только в том размере, который отражен на лицевом счете бюджетного учреждения.
Пунктом 2 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами.
Материалами дела подтверждено и не оспаривается сторонами, что размер задолженности Муниципального дошкольного образовательного учреждения Детский сад N 506 комбинированного вида "Солнышко", взыскиваемой Фондом во внесудебном порядке, не превышает пятидесяти тысяч рублей; Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Детский сад N 506 комбинированного вида "Солнышко" является бюджетной организацией; на момент совершения Управлением оспариваемых действий у учреждения отсутствовали денежные средства, а также иное имущество, которым должник вправе распоряжаться самостоятельно; у данного учреждения в Управлении финансов и налоговой политики мэрии города Новосибирска, выполняющим соответствующие бюджетные полномочия в порядке Бюджетного кодекса Российской Федерации, открыт лицевой счет получателя средств бюджета.
В связи с изложенным суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что возвращенное судебным приставом-исполнителем Отдела судебных приставов по Советскому району г. Новосибирска Управления Федеральной службы судебных приставов по Новосибирской области Горбачевой Е.В. постановление N 861 от 07.11.2007 правильно направлено заявителем для исполнения в Управление, поскольку через открытый в нем счет осуществляется финансирование учреждения из соответствующего бюджета; соответственно, обоснованно признал незаконными действия Управления, выразившиеся в отказе исполнить постановление Фонда, исходя из указанных положений законодательства и фактических обстоятельств дела, а равно с учетом принципа исполнимости постановлений Пенсионного фонда РФ.
В целом доводы апелляционной жалобы направлены на переоценку выводов суда первой инстанции, оснований для которой у суда апелляционной инстанции не имеется; принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьей 156, пунктом 1 статьи 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции,
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда Новосибирской области от 03 августа 2009 года по делу N А45-11628/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
Н.А. Усанина |
Судьи |
И.И.Бородулина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А45-11628/2009
Истец: УПФ России в Советском районе г.Новосибирска
Ответчик: Управление финансов и налоговой политики мэрии города Новосибирска
Третье лицо: МДОУ Детский сад N506 комбинированного вида "Солнышко"
Хронология рассмотрения дела:
08.10.2009 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-7468/09