г. Томск |
Дело N 07АП-8204/09 (А02-992/2009) |
28 октября 2009 г. |
|
Седьмой арбитражный апелляционный суд
в составе
председательствующего И. Н. Мухиной
судей Л. Ф. Зубаревой, Л. Е. Лобановой
при ведении протокола судьей И.Н.Мухиной
При участии:
от истца: представитель не допущен с учетом служебной записки судебных приставов
от ответчика: не явился, извещен
от третьих лиц: не явились, извещены
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федерального казначейства по Республике Алтай на решение Арбитражного суда Республики Алтай
от 25 августа 2009 года по делу N А02-992/2009 (судья Е. М. Гуткович)
по иску Чергинского муниципального унитарного предприятия "Жилищно-коммунальное хозяйство"
к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (Отдел федерального казначейства по Республике Алтай)
о взыскании 462 432 руб. 93 коп.
третьи лица: Министерство финансов Республики Алтай, муниципальное учреждение "Отдел социального развития муниципального образования "Шебалинский район"
УСТАНОВИЛ:
Чергинское муниципальное унитарное предприятие "Жилищно-коммунальное хозяйство" (далее - Чергинское МУП "ЖКХ") обратилось в Арбитражный суд Республики Алтай с иском к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (Отдел федерального казначейства по Республике Алтай) (далее - Минфин РФ) о взыскании 462 432 руб. 93 коп. убытков, возникших вследствие не возмещения расходов по предоставлению в январе - июне 2009 года тепловой энергии педагогам, работающим и проживающим в сельской местности (л.д.3-6).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены Министерство финансов Республики Алтай (далее - Минфин РА), муниципальное учреждение "Отдел социального развития муниципального образования "Шебалинский район" (МУ "ОСРМО "Шебалинский район").
Решением суда первой инстанции иск удовлетворен (л.д.94-104).
Не согласившись с решением, Минфин РФ в апелляционной жалобе просит его отменить. По мнению подателя, социальная защита, включая социальное обеспечение, общие вопросы образования отнесены к предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ. Федеральное законодательство безусловно сохраняет предоставление льгот в натуральной форме педагогическим работникам, а субъектам РФ передано право определять порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам тем организациям, которые оказывают жилищно-коммунальные услуги. Надлежащим ответчиком по спору выступает Минфин РА. Финансирование расходов на предоставление льгот осуществляется за счет средств бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов с последующей компенсацией соответствующих затрат из федерального бюджета. Кроме того, изменение сводной росписи и лимитов бюджетных обязательств осуществляется до 25 декабря текущего года (л.д.107-110).
Минфин РА в отзыве на апелляционную жалобу считает ее не подлежащей удовлетворению. Третье лицо указало, что право педагогических работников на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности является федеральной мерой социальной поддержки. Следовательно, ее предоставление населению является расходным обязательством РФ. Ответчик не доказал выполнение федеральными органами государственной власти обязательств по выделению денежных средств на указанные расходы в бюджет ни на 2008 год, ни на 2009 год (л.д.117-119).
Чергинское МУП "ЖКХ" и МУ "ОСРМО "Шебалинский район" отзывы на апелляционную жалобу не представили.
Ответчик и третьи лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте разбирательства дела, своих представителей в заседание суда не направили.
Согласно статье 156 АПК РФ дело рассматривается в отсутствие представителей сторон и третьих лиц.
Изучив доводы апелляционной жалобы и материалы дела, проверив в соответствии со ст. 268 АПК РФ законность и обоснованность обжалуемого решения, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, МУ "ОСРМО "Шебалинский район" (заказчик) и Чергинское МУП "ЖКХ" (исполнитель) заключили договор об оказании жилищно-коммунальных услуг от 01.01.2007 года (пролонгированный на 2009 год), по условиям которого истец обязался предоставлять коммунальные услуги отдельным категориям граждан, имеющим право на льготы, в том числе мер социальной поддержки педагогам на основании Закона РФ от 10.07.1992 года (в редакции ФЗ от 22.08.2004г. N 122-ФЗ) "Об образовании" и Закона РА N 43-РЗ от 07.06.2005 года "О мерах социальной поддержки отдельных категорий работников, проживающих в сельской местности Республики Алтай".
Судом первой инстанции установлено и, по существу, не оспаривается ответчиком, что в январе - июне 2009 года Чергинское МУП "ЖКХ" во исполнение принятых на себя обязательств обеспечило работников села Черга Шебалинского района тепловой энергией в количестве 24 234 Гкал на сумму 462 423 руб. 93 коп.
Согласно пункту 5 статьи 55 Закона РФ "Об образовании" педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством РФ, пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа).
Статьей 2 ФЗ от 06.05.2003 года N 52-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон РФ "Об основах федеральной жилищной политики" предусмотрено, что размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, определенных абзацем 3 пункта 5 статьи 55 Закона РФ "Об образовании", устанавливаются законодательными актами субъектов РФ и учитываются в межбюджетных отношениях.
Постановлением Правительства РФ N 377 от 27.06.2003 года утверждены Правила предоставления бюджетам субъектов РФ субсидий для возмещения расходов в связи с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельской местности (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 2 Правил, компенсации подлежат фактически понесенные бюджетами субъектов РФ и местными бюджетами затраты на предоставление льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг гражданам, которые работают в учреждениях, финансируемых за счет средств бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, и проживают в сельской местности. Субсидии выделяются за счет средств Фонда компенсаций в пределах ассигнований, предусмотренных на указанные цели в федеральном бюджете на соответствующий год.
Судом первой инстанции установлен факт недостаточного финансирования из федерального бюджета расходов в связи с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельской местности. Доказательств нецелевого использования полученных субъектом РФ и муниципальным образованием денежных средств не имеется.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2, пунктом 1 статьи 3 Закона Алтайского края от 03 ноября 2005 года N 88-ЗС "О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений, работающим и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа)" возмещение организациям, предоставляющим жилищно-коммунальные услуги, расходов, связанных с предоставлением педагогическим работникам мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, отопления и освещения, производится органом, уполномоченным администрацией Алтайского края, на основании заключенных с организациями договоров за счет и в пределах средств, выделяемых из федерального бюджета на указанные цели.
Довод Минфина РФ о том, что он является ненадлежащим ответчиком по делу, апелляционным судом отклоняется. Обязанность Российской Федерации по возмещению расходов юридическим лицам обусловлена самим фактом предоставления федеральным законом льгот гражданам, имеющим право на их получение, и соответствующее обязательство Российской Федерации может быть прекращено только путем его исполнения. По настоящему делу судом установлено недофинансирование со стороны Минфина РФ, вследствие чего с ответчика правомерно взысканы убытки на основании статей 16, 1069, 1071 ГК РФ.
Ссылка подателя жалобы на то, что ответчиком по настоящему спору должно выступать публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот, апелляционным судом не принимается. Решение вопросов социальной поддержки педагогических работников не отнесено к полномочиям органов государственной власти субъекта РФ по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ.
По данному вопросу свою позицию в Определении N 322-О-П от 08.02.2007 года изложил и Конституционный суд РФ, указав, что спорные убытки подлежат возмещению с Российской Федерации в лице Минфина РФ за счет казны РФ.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные Чергинским МУП "ЖКХ" требования в полном объеме.
Ссылки подателя жалобы на то, что до 25 декабря текущего года возможно изменение сводной росписи и лимитов бюджетных обязательств, не являются основанием для отмены оспариваемого решения.
Чергинское МУП "ЖКХ" заявило требование о возмещении убытков, составляющих расходы, фактически понесенные предприятием на момент обращения в суд. То есть, истец, с учетом установленных обстоятельств, в любом случае, обладает правом на получение с ответчика взыскиваемых денежных средств, как сторона, надлежащим образом исполнившая принятые на себя обязательства.
Вместе с тем, как установлено судом первой инстанции и не оспорено Минфином РФ, на момент обращения Чергинского МУП "ЖКХ" в суд с настоящими требованиями, денежные средства на возмещение расходов, фактически понесенных предприятием, в необходимом объеме выделены не были. Доказательства предоставления достаточного финансирования не подтверждено ответчиком и в суде апелляционной инстанции. При этом суд принимает во внимание, что до 25 декабря текущего года осталось менее двух месяцев.
Таким образом, апелляционный суд считает, что судом первой инстанции обстоятельства спора исследованы всесторонне и полно, нормы материального и процессуального права применены правильно, выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Основания для переоценки обстоятельств, правильно оцененных судом первой инстанции, у апелляционного суда отсутствуют. Доводы подателя, изложенные в жалобе, не опровергают выводы суда первой инстанции и апелляционным судом отклоняются.
С учетом изложенного, апелляционная инстанция не усматривает нарушения норм материального и процессуального права Арбитражным судом Республики Алтай и не находит основания для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда первой инстанции.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса РФ, Седьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда Республики Алтай от 25 августа 2009 года по делу N А02-992/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
И. Н. Мухина |
Судьи |
Л. Ф. Зубарева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А02-992/2009
Истец: Чергинское МУП "ЖКХ" МО "Шебалинский район"
Ответчик: Управление Федерального казначейства по Республике Алтай, Российская Федерация в лице Министерство финансов (УФК по Республике Алтай)
Третье лицо: Отдел социального развития МО "Шебалинский район", Министерство финансов Республики Алтай