г. Томск |
Дело N 07АП- 7654/09 |
15 октября 2009 г. |
|
Резолютивная часть постановления объявлена 15 октября 2009 г.
Полный текст постановления изготовлен 15 октября 2009 г.
Седьмой Арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Усаниной Н.А.
судей Бородулиной И.И., Шатохиной Е.Г.
при ведении протокола судебного заседания судьей Бородулиной И.И.
при участии:
от заявителя: Быкова Е.А. по доверенности от 23.03.2009г.
от заинтересованного лица: без участия (извещен)
от третьего лица: без участия (извещен)
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу,
Администрации Колыванского района Новосибирской области
на Решение Арбитражного суда Новосибирской области
от 27 июля 2009 года по делу N А45-3579/2009 (судья Хорошилов А.В.)
по заявлению Администрации Колыванского района Новосибирской области
к судебному приставу-исполнителю отдела по исполнению особых исполнительных производств УФССП по Новосибирской области Михайловой Е.В.третье лицо ЗАО "Колыванский райтоп"
о признании недействительным постановления от 27.01.2009 о возбуждении исполнительного производства,
УСТАНОВИЛ
Администрация Колыванского района Новосибирской области (далее Администрация, заявитель) обратилась в Арбитражный суд Новосибирской области к судебному приставу-исполнителю отдела по исполнению особых исполнительных производств УФССП по Новосибирской области Михайловой Е.В. (далее судебный пристав) с привлечением в дело взыскателя ЗАО "Колыванский райтоп" с заявлением о признании недействительным постановления от 27.01.2009 о возбуждении исполнительного производства N 50/15/877/11/2009.
Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 27.07.2009г. заявленные требования оставлены без удовлетворения.
Не согласившись с указанным решением, Администрация обратилась с апелляционной жалобой в Седьмой арбитражный апелляционный суд, в которой просит решение арбитражного суда отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, в том числе по следующим основаниям:
- оспариваемым постановлением нарушаются права Администрации Колыванского района на особый порядок взыскания денежных средств, предусматривающий трехмесячный срок для добровольного исполнения судебных актов; у Администрации отсутствуют счета в кредитных организациях; исполнение судебных актов должно производиться в порядке, установленном ст. 242.5 БК РФ; права и законные интересы Администрации нарушены.
Подробно доводы Администрации изложены в апелляционной жалобе.
Представитель Администрации в судебном заседании поддержала доводы апелляционной жалобы и наставила на ее удовлетворении.
Заинтересованное лицо, третье лицо надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства (суд апелляционной инстанции располагает сведениями о получении адресатами направленной копии судебного акта (ч. 1 ст. 123 АПК РФ)), в судебное заседание апелляционной инстанции не явились.
В порядке ч. 1 ст. 266, ч.3 ст. 156 АПК РФ суд считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в их отсутствие.
Проверив материалы дела в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя заявителя, суд апелляционной инстанции считает решение Арбитражного суда Новосибирской области от 27 июля 2009 года подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 20.01.2009 ЗАО "Колыванский райтоп" в адрес Управления Федеральной службы судебных приставов по Новосибирской области был направлен для исполнения исполнительный лист от 16.09.2008 N 001448, выданный Седьмым арбитражным апелляционным судом, о взыскании с Администрации Колыванского района Новосибирской области в пользу ЗАО "Колыванский райтоп" 854 361,52 руб. - задолженности, 161199,40 руб. - процентов, к заявлению было приложено Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда и уведомление Отделения по Колыванскому району Управления Федерального казначейства по Новосибирской области о возвращении исполнительного документа в связи с закрытием лицевого счета.
21.01.2009 главным судебным приставом по Новосибирской области, исполнительный документ был направлен в отдел по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Новосибирской области, для решения вопроса о возбуждении исполнительного производства.
27.01.2009 судебным приставом - исполнителем вынесено оспариваемое постановление, в соответствии с которым возбуждено исполнительное производство, в ходе осуществления исполнительных действий судебным приставом-исполнителем от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 15 по Новосибирской области была получена информация о наличии у заявителя открытых счетов в кредитных организациях. (банк "Левобережный (ОАО) счета N N 40703810009103000001, 40116810709100000001).
Полагая указанные действия судебного пристава незаконными, Администрация обратилась с соответствующим заявлением в арбитражный суд.
Принимая судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из отсутствия у судебного пристава на момент решения вопроса о возбуждении исполнительного производства оснований для отказа в возбуждении исполнительного производства, предусмотренных статьей 31 Закона N 229-ФЗ.
В соответствии с п.1, п. 8 ст.30 Федерального закона "Об исполнительном производстве" от 02.10.2007 N 229-ФЗ (далее - Закон N229-ФЗ), судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление о возбуждении исполнительного производства либо об отказе в возбуждении исполнительного производства.
Основанием для отказа в возбуждении исполнительного производства в силу статьи 31 Закона является:
1) предъявление исполнительного документа без заявления взыскателя либо заявление не подписано взыскателем или его представителем, за исключением случаев, когда исполнительное производство подлежит возбуждению без заявления взыскателя;
2) предъявление исполнительного документа не по месту совершения исполнительных действий, за исключением случая, предусмотренного частью 4 статьи 30 настоящего Федерального закона;
3) истечение и не восстановление судом срока предъявления исполнительного документа к исполнению;
4) документ не является исполнительным либо не соответствует требованиям, предъявляемым к исполнительным документам, установленным статьей 13 настоящего Федерального закона;
5) исполнительный документ был ранее предъявлен к исполнению и исполнительное производство по нему было прекращено по основаниям, установленным статьей 43 и частью 14 статьи 103 настоящего Федерального закона;
6) исполнительный документ был ранее предъявлен к исполнению и исполнительное производство по нему было окончено по основаниям, установленным пунктами 1 и 2 части 1 статьи 47 и пунктами 1, 2 и 4 части 15 статьи 103 настоящего Федерального закона;
7) не вступление в законную силу судебного акта, акта другого органа или должностного лица, который является исполнительным документом или на основании которого выдан исполнительный документ, за исключением исполнительных документов, подлежащих немедленному исполнению;
8) исполнительный документ в соответствии с законодательством Российской Федерации не подлежит исполнению Федеральной службой судебных приставов.
Статьей 12 Закона предусмотрено, что исполнительными документами, направляемыми (представляемыми) судебному приставу-исполнителю, являются, в том числе, исполнительные листы, выдаваемые арбитражными судами на основании принимаемых ими судебных актов.
Исходя из положений ст. 37, 41 Федерального закона от 06.10.2003г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", п. 6 ст. 161 Бюджетного кодекса РФ, Администрация Колыванского района является органом местного самоуправления и имеет статус муниципального бюджетного учреждения.
Статьей 239 Бюджетного кодекса РФ установлено, что иммунитет бюджетов бюджетной системы Российской Федерации представляет собой правовой режим, при котором обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется только на основании судебного акта. Обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации службой судебных приставов не производится, за исключением случаев, установленных Бюджетным кодексом РФ.
Согласно пункту 5 статьи 254 Бюджетного кодекса РФ бюджетное учреждение вправе распоряжаться средствами, зачисленными на его лицевой счет, только в том размере, который отражен на лицевом счете бюджетного учреждения.
Пунктом 2 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами.
Положениями пункта 1 статьи 298 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что учреждение не вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом и имуществом, приобретенным за счет средств, выделенных ему по смете.
Обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на основании судебных актов производится в соответствии с главой 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Пунктом 5 статьи 242.2 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено, что исполнение судебных актов осуществляется за счет ассигнований, предусмотренных на эти цели законом (решением) о бюджете. Указанной статьей регламентируется порядок исполнения судебных актов в объемах, превышающих ассигнования, утвержденные законом (решением) о бюджете на эти цели.
Нормами статей 242.3, 242.4, 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации определены полномочия органов Федерального казначейства по исполнению судебных актов, предусматривающие обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации по денежным обязательствам бюджетных учреждений.
Вышеуказанными нормами предусмотрено, что исполнительный документ направляется взыскателем или судом в орган Федерального казначейства по месту открытия лицевого счета должнику как получателю средств соответствующего бюджета.
В рассматриваемом деле правоотношения сторон возникли вследствие неисполнения судебного акта по денежному обязательству муниципального бюджетного учреждения и регулируются статьей 242.5 Бюджетного кодекса РФ.
В частности, согласно пункту 1 названной статьи исполнительный документ, предусматривающий обращение взыскания на средства местного бюджета по денежным обязательствам его бюджетного учреждения - должника, направляется судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем вместе с документами, указанными в пункте 2 статьи 242.1 настоящего Кодекса, в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений для учета средств местного бюджета, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.
Исполнительный лист, предусматривающий обращение взыскания на бюджетные средства по денежным обязательствам бюджетных учреждений, может быть принят судебным приставом-исполнителем к исполнению только лишь в случае, если исполнение решения суда не было произведено за счет средств соответствующего бюджета в течение установленного трехмесячного срока.
Судом первой инстанции установлено, что ЗАО "Колыванский райтоп" к заявлению о возбуждении исполнительного производства было приложено уведомление отделения по Колыванскому району Управления Федерального казначейства по Новосибирской области о возврате исполнительного документа в связи с невозможностью его исполнения.
Вместе с тем, судом не учтено следующее.
Исполнительный лист N 001448 от 16.09.2008г. возвращен Отделением по Колыванскому району Управления Федерального казначейства по Новосибирской области без исполнения в связи с закрытием лицевых счет с указанием на необходимость направления исполнительных листов на исполнение по месту открытия лицевого счета должнику бюджетополучателю, на основании чего рекомендовано обратиться по месту обслуживания Администрации, то есть в финансовый орган муниципального образования.
Как следует из письма Управления финансов и налоговой политики Колыванского района Новосибирской области N 78 от 09.04.2009г., в Управлении открыты лицевые счета Администрации N 444000013 и 444000011.
Ни судебный пристав-исполнитель, ни взыскатель не представили доказательств того, что до направления исполнительного листа в службу судебных приставов исполнительный лист предъявлялся к исполнению в силу статей 242.3, 242.4, 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации по месту открытия лицевого счета администрации и не был исполнен.
В пункте 3 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" разъяснено, что если исполнительный документ не будет исполнен финансовым органом в течение трех месяцев, то он может быть предъявлен взыскателем для принудительного исполнения судебному приставу-исполнителю.
Следовательно, вынесение постановления о возбуждении исполнительного производства без предъявления исполнительного листа на исполнение в соответствующий финансовый орган и до истечения установленного законом срока противоречит положениям бюджетного законодательства.
Таким образом, на основании вышеизложенных норм права, при обращении взыскания на денежные средства муниципального бюджета Российской Федерации арбитражный суд не учел требований законодательства, определяющих порядок обращения взыскания на данную категорию средств, в связи с чем является неправомерным вывод суда о том, что у судебного пристава-исполнителя отсутствовали основания для возвращения исполнительного листа взыскателю по принудительному взысканию денежных средств с администрации.
Вынесение незаконного постановления о возбуждении исполнительного производства нарушает установленный законом порядок исполнения судебного акта, способ взыскания задолженности, а, следовательно, законные права и интересы должника.
При изложенных обстоятельствах решение арбитражного суда первой инстанции подлежит отмене с принятием нового судебного акта в соответствии с ч.2 ст. 201 АПК РФ об удовлетворении заявленных Администрацией требований.
Руководствуясь ст.156, п.2 ст. 269, пп.1 ч.1 ст. 270, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда Новосибирской области от 27 июля 2009 года по делу N А45-3579/2009 отменить.
Признать недействительным постановление судебного пристава - исполнителя отдела по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Новосибирской области Михайловой Е.В. от 27.01.2009 года о возбуждении исполнительного производства N 50/15/877/11/2009.
Обязать судебного пристава - исполнителя отдела по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Новосибирской области Михайлову Е.В. устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Администрации Колыванского района Новосибирской области.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
Н.А.Усанина |
Судьи |
И.И.Бородулина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А45-3579/2009
Истец: Администрация Колыванского района Новосибирской области
Ответчик: ОИОИП УФССП по Новосибирской области, ЗАО "Колыванский райтоп"