г. Томск |
Дело N 07АП-7155/09 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 сентября 2009 г.
Полный текст постановления изготовлен 05 октября 2009 г.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кулеш Т. А.
судей: Ждановой Л. И.
Залевской Е. А.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи И.М. Казариным,
при участии:
от заявителя: без участия, извещена,
от заинтересованных лиц : без участия, извещены,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу инспекции Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району г. Новосибирска
на решение Арбитражного суда Новосибирской области от 14.07.2009г. по делу N А45-8954/2009 (судья О.М. Васютина)
по заявлению инспекции Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району г. Новосибирска к обществу с ограниченной ответственностью "Услуги", Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 3 по Амурской области
о признании недействительной государственной регистрации изменений, внесенных в учредительные документы,
УСТАНОВИЛ
Инспекция Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району г. Новосибирска (далее - заявитель, налоговый орган, инспекция) обратилась в Арбитражный суд Новосибирской области к обществу с ограниченной ответственностью "Услуги" (далее - заинтересованное лицо, Общество, ООО "Услуги"), Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 3 по Амурской области (далее - МРИ ФНС N 3 по Амурской области) с заявлением о признании недействительной государственной регистрации изменений, внесенных в учредительные документы Общества за государственным регистрационным номером 2082804006921, произведенной Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы России N 3 по Амурской области от 16.07.2008 г. N 353А.
Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 14.07.2009 г. заявителю в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с данным решением суда, Инспекция обжаловала его в суд апелляционной инстанции.
В апелляционной жалобе Инспекция Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району г. Новосибирска просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт, мотивируя следующим:
- документы, представленные Обществом на государственную регистрацию в налоговый орган носили заведомо ложные сведения о месте нахождения юридического лица и не отвечают требованиям законности и достоверности содержащейся в них информации;
- в ходе проверки было установлено, что ООО "Услуги" по заявленному им адресу не находится.
Отзывы на апелляционную жалобу от заинтересованных лиц в суд апелляционной инстанции не поступили.
Заявитель и заинтересованные лица, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, явку своих представителей не обеспечили.
Суд апелляционной инстанции считает возможным в порядке статьи 156 АПК РФ рассмотреть дело в их отсутствие.
Исследовав материалы дела, изучив доводы жалобы, проверив законность и обоснованность судебного решения, суд апелляционной инстанции считает решение суда не подлежащим отмене по следующим основаниям.
ООО "Услуги" было зарегистрировано в качестве юридического лица 06.03.2004 г. МРИ МНС N 3 по Амурской области, с указанием юридического адреса: Амурская область Белогорский район, с. Возжаевка ул. Гагарина, 87-2.
09.07.2008 г. ООО "Услуги" обратилось в МРИ ФНС N 3 по Амурской области с заявлением о регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, в части изменения сведений об адресе (местонахождении) юридического лица: новое место нахождения общества: г. Новосибирск, ул. Вокзальная магистраль, 11, строение 2, офис 410,
МРИ ФНС N 3 по Амурской области 16.07.2008г. было принято решение N 353А о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы ООО "Услуги".
На основании данного решения в ЕГРЮЛ внесены записи об изменении в учредительные документы, изменена запись о местонахождении Общества со старого адреса: Амурская область Белогорский район, с. Возжаевка ул. Гагарина, 87-2 на новый: г. Новосибирск, ул. Вокзальная магистраль, 11, строение 2, офис 410.
Инспекция ФНС по Железнодорожному району г. Новосибирска, считая, что представленные в регистрирующий орган сведения о месте нахождения общества являются недостоверными, обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании такой регистрации недействительной.
Суд первой инстанции, принимая решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, исходил из того, что регистрирующему органу на регистрацию изменений был представлен полный пакет необходимых документов и правовых оснований для отказа в государственной регистрации изменений не имелось. Кроме того, суд исходил из того, что заявитель не указал какие нормы закона и иных нормативно-правовых актов нарушены регистрирующим органом, не представил доказательств нарушения прав и законных интересов граждан, организаций.
Арбитражный апелляционный суд поддерживает выводы суда первой инстанции, в связи с чем, отклоняет доводы жалобы, при этом исходит из следующего.
В соответствии со статьей 54 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) нахождение юридического лица определяется местом его государственной регистрации. Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности. Место нахождения юридического лица указывается в его учредительных документах.
Пунктом 2 статьи 4 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" также установлено, что место нахождения общества определяется местом его государственной регистрации.
На основании подпункта "в" пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ) в Едином государственном реестре юридических лиц содержатся сведения и документы о юридическом лице - адрес (место нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица, в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности, по которому осуществляется связь с юридическим лицом.
Согласно части 1 статьи 17 Закона N 129-ФЗ для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляются:
а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации. В заявлении подтверждается, что изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица, соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах и в заявлении, достоверны и соблюден установленный федеральным законом порядок принятия решения о внесении изменений в учредительные документы юридического лица;
б) решение о внесении изменений в учредительные документы юридического лица;
в) изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица;
г) документ об уплате государственной пошлины.
В соответствии со статьей 18 Закона N 129-ФЗ государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, и (или) внесение в единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, осуществляются регистрирующим органом по месту нахождения юридического лица.
Отказ в государственной регистрации предусмотрен статьей 23 Закона N 129-ФЗ и допускается по основаниям, указанным в пункте 1 данной статьи, в случае:
а) непредставления определенных настоящим Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов;
б) представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган;
в) предусмотренном пунктом 2 статьи 20 или пунктом 4 статьи 22.1 настоящего Федерального закона.
Из материалов дела следует, что Инспекцией ФНС России по г. Таганрогу Ростовской области решение о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, было принято на основании полного пакета документов, предусмотренных статьей 17 Закона N 129-ФЗ.
Закон N 129 не допускает регистрирующему органу требовать от Общества предоставления иных документов.
Следовательно, процедура регистрации изменений в учредительные документы данного юридического лица не была нарушена.
Действительной может быть признана регистрация, произведенная не только на основании полного пакета документов, которые по своему наименованию соответствуют требованиям Федерального закона N 129-ФЗ, но и произведенная на основании документов, содержащих достоверную информацию относительно регистрируемых изменений.
Таким образом, установление после регистрации обстоятельств, свидетельствующих о том, что документы, представленные для регистрации изменений, являются недействительными или не отвечают требованиям достоверности содержащейся в них информации, влечет недействительность решения о государственной регистрации изменений.
Вместе с тем, факт осуществления государственной регистрации изменений на основании документов, содержащих недостоверные сведения, должен быть доказан заявителем.
В соответствии с требованиями части 2 статьи 198 АПК РФ государственные органы вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий государственных органов, если они полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Арбитражный апелляционный суд, оценивая представленные доказательства в их совокупности, приходит к выводу о том, что выводы суда о недоказанности обстоятельств, на которые указывал заявитель при обращении в суд, являются правильными.
Налоговый орган в апелляционной жалобе ссылается на ответ Администрации Железнодорожного района г. Новосибирска от 25.03.2009г., из которого следует, что девятиэтажный жилой дом по Вокзальной магистрали, 11 соответствует принятой нумерации в адресном реестре г. Новосибирска и в составе указанного адреса нет корпусов и номеров офисов.
Однако данного ответа, по мнению суда апелляционной инстанции, не достаточно для подобных выводов, а адресная справка по указанному объекту суду не представлена.
Не допрошен руководитель общества, несмотря на то, что данные о месте его жительства у налогового органа имелись, не заявлено ходатайство о его допросе и в суде.
В своей жалобе заявитель ссылается на право налогового органа предъявить иск о признании регистрации недействительной по основанию представления недостоверных сведений, а не в порядке статьи 61 ГК РФ, предусматривающей ликвидацию юридического лица.
Однако налоговый орган обратился в суд не в порядке искового производства, а в порядке главы 24 АПК РФ и его право реализовано, заявление рассмотрено и принято судебное решение по нему.
Доказательства по делу не позволяют сделать однозначный вывод о том, что ООО "Услуги" представило недостоверные сведения об изменении места нахождения юридического лица.
Доводам жалобы о невозможности при данной ситуации осуществить мероприятия налогового контроля судом первой инстанции дана надлежащая правовая оценка и у суда апелляционной инстанции не имеется оснований с этими выводами не согласиться.
Таким образом, вывод заявителя о недостоверных сведениях, представленных Обществом на момент принятия налоговым органом решения о государственной регистрации изменений, не подтвержден доказательствами.
Принимая во внимание изложенное, а также совокупность установленных судом первой инстанции обстоятельств, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что принятое Арбитражным судом Новосибирской области решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы материалы дела, им дана надлежащая правовая оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 268, 271, пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда Новосибирской области от 14.07.2009 года по делу N 45-8954/2009 оставить без изменения, а апелляционную жалобу инспекции Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району г. Новосибирска - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
Т. А. Кулеш |
Судьи |
Е. А. Залевская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А45-8954/2009
Истец: ИФНС России по Железнодорожному району г. Новосибирска
Ответчик: ООО "Услуги", МИФНС России N3 по Амурской области
Хронология рассмотрения дела:
05.10.2009 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-7155/09