г.Томск |
Дело N 07АП-7415/09 |
22 октября 2009 г. |
|
Резолютивная часть постановления объявлена 22 октября 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 октября 2009 года
Седьмой Арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Усаниной Н.А.
судей Бородулиной И.И., Шатохиной Е.Г.
при ведении протокола судебного заседания судьей Шатохиной Е.Г.
при участии:
от заявителя: Бакулина Н.Н. по доверенности от 09.06.2009г.
от заинтересованного лица: Кротиков С.В. по доверенности от 19.10.2009г. ,
Крошнякова Л.Б. по доверенности от 11.01.2009г.
от третьих лиц: без участия
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу
Федерального агентства по Рыболовству
на решение Арбитражного суда Новосибирской области от 24 июля 2009 года
по делу N А45-145092/2008 (судья Чернова О.В.)
по заявлению Верхнеобского территориального управления Федерального агентства по рыболовству
к Управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Новосибирской области
третьи лица: Территориальное Управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Новосибирской области, Федеральное агентство по рыболовству
о признании бездействия незаконным
УСТАНОВИЛ
Верхнеобское территориальное управление Федерального агентства по рыболовствуРоссийской Федерации по рыболовству (далее Верхнеобское управление, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением к Управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Новосибирской области (далее Россельхознадзор) о признании незаконным бездействия, выразившееся в не передаче имущества, указанного в протоколе разногласий 1 раздела, 2 раздела всего 272 объекта и обязании Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Новосибирской области передать указанное имущество Верхнеобскому управлению.
29.05.2009г. заявителем уточнены требования, кроме того, просил истребовать из незаконного владения Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по новосибирской области имущество, переданное ему от ФГУ "Верхнеобьрыбвод" для осуществления функций по контролю, надзору и охране водных биологических ресурсов и среды их обитания и передать его Верхнеобскому территориальному управлению Рыболовства (л.д.33-37, т.3).
С участием в деле третьих лиц Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Новосибирской области; Федерального агентства по рыболовству (судом произведена замена третьего лица).
Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 24.07.2009г. в удовлетворении заявленных требований заявителям отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, Федеральное агентство по Рыболовству (далее Росрыболовство) подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт по основаниям не дачи судом оценки Указам Президента РФ от 24.09.2007г. N 1274, N 444 от 11.06.2008г., N 314 от 09.03.2009г. в части возврата Россельхознадзором всего имущества Росрыболовству и его территориальным органам в связи с сокращением ранее переданных ем функций и штата сотрудников; а равно без учета того, что ранее ответчику было передано спорное имущество именно для осуществления функций по контролю и надзору за водными биологическими ресурсами и средой их обитания, однако, оспариваемые объекты не попали в перечень Распоряжение территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом в Новосибирской области от сентября 2005 г. N 1356-р, что противоречит Указу Президента Российской Федерации от 24.09.2007г. N 1274 "Вопросы структуры Федеральных органов исполнительной власти", распоряжению Правительства Российской Федерации от 19.01.2008г. N34-р и иным нормативным актам; в нарушение ст.ст. 333. 35, 333. 37 НК РФ с заявителя взыскана государственная пошлина.
Верхнеобское территориальное Управление Росрыболовства в отзыве на апелляционную жалобу (поступил 20.10.2009г.) доводы жалобы поддержало, просит решение суда отменить, указав на неисполнение Россельхознадзором совместного приказа Государственного комитета Российской Федерации по рыболовству и Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору от 14.03.2008г. N 38/232 "О передаче имуществ и бюджетных ассигнований на его содержание от территориальных управлений Россельхознадзора территориальным органам Госкомрыболовства России, необходимых для осуществления контроля и надзора за водными биологическими ресурсами и средой их обитания" в части не согласования с Верхнеобским территориальным управлением Госкомрыболовства перечня подлежащего передаче имущества; в нарушение п.п. "б" п. 1 Распоряжения в перечень подлежащего передаче имущества было включено не все имущество , принятое Территориальным управлением Россельхознадзора , что подтверждается протоколом разногласий от 26.08.2008г. (раздел 1- 238 объектов); несогласование перечня имущества, подлежащего передаче, не передача даже согласованного имущества, не ключение в перечень всего переданного ранее Управлению Россельхознадзора по Новосибирской области от ФГУ "Вехнеобьрыбвод" имущества, предназначенного непосредственно для реализации функций в сфере рыболовства является бездействием ответчика.
Заинтересованного лицо - Россельхознадзор, его представители в суде апелляционной инстанции просят решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения, по основаниям изложенным в отзыве , указав, на не доказанность заявителем бездействий Россельхознадзора, принявшего все меры для передачи имущества.
Федеральное агентство по Рыболовству в представленном 19.10.2009г. ходатайстве просит рассмотреть дело в отсутствие его представителя.
Территориальное Управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Новосибирской области, надлежащим образом извещено, не явилось, отзыв на апелляционную жалобу не представило.
В соответствии с ч. 1 ст. 266, ч. 1, ч. 3 ст. 156 АПК РФ, с учетом мнения представителей лиц, явившихся в судебное заседание и не возражавших на рассмотрение дела в отсутствие третьих лиц, судом рассмотрено дело в их отсутствие.
Проверив законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции в порядке ст.268 АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, отзывов на нее, заслушав представителей заявителя, заинтересованного лица, суд апелляционной инстанции считает решение арбитражного суда Новосибирской области от 24.07.2009г. подлежащим отмене в части взыскания с Верхнеобского территориального управления государственной пошлины в доход федерального бюджета, в части рассмотрения требований по существу- без изменения.
Как следует из материалов дела, Указом Президента Российской Федерации от 24.09.2007 N 1274 "Вопросы структуры Федеральных органов исполнительной власти" Федеральное агентство по рыболовству преобразовано в Государственный комитет Российской Федерации по рыболовству и ему переданы функции Министерства сельского хозяйства Российской Федерации в сфере рыболовства, производственной деятельности на судах рыбопромыслового флота, изучения, сохранения, воспроизводства и использования водных биологических ресурсов, а также функции Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору в сфере контроля и надзора за водными биологическими ресурсами и средой их обитания.
Распоряжением Правительства РФ от 19.01.2008 N 34-р "О передаче Госкомрыболовству России имущества и бюджетных ассигнований на его содержание" Россельхознадзору предписано осуществить в установленном порядке передачу Госкомрыболовству России имущества, необходимого для обеспечения выполнения им функций по контролю и надзору за водными биологическими ресурсами и средой их обитания, а также бюджетных ассигнований на его содержание.
Совместным приказом Госкомрыболовства РФ и Россельхознадзоа РФ целях обеспечения вышеназванного распоряжения Правительства РФ руководителям территориальных управлений органов приказано организовать работы совместных комиссий при подготовке перечня имущества, подлежащего передаче территориальными управлениями Госкомрыболовства России от территориальных управлений Россельхознадзора России, включать имущество, принятое территориальными управления Россельхознадзора от Росрыболовства.
Во исполнение Указа Президента РФ N 1274 и распоряжения Правительства РФ N 34-р Россельхознадзором издан Приказ от 25.01.2008г. N 13 , которым , в частности, предписано руководителям территориальных управлений Россельхознадзора: обеспечить представление в Россельхознадзор на согласование перечней имущества подлежащего передаче территориальным органам Госкомрыболовства РФ по форме; осуществить в установленном порядке передачу территориальным органам Госкомрыболовства РФ имущества, относящегося к федеральной собственности по перечню, согласованному Россельхознадзором.
Управлением Россельхознадзора по Новосибирской области 22.02.2008г. в Федеральную службу по ветеринарному и фитосанитарному надзору направлено письмо (л.д.91, т.1), с приложением перечня имущества , подлежащего передаче в территориальный орган Государственного комитета Российской Федерации по рыболовству. Россельхознадзором согласован направленный перечень , что следует из письма от 06.03.2008г. (л.д.94, т.1).
В соответствии с пунктом 1 статьи 296 ГК РФ учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника и назначением этого имущества.
Пунктом 2 указанной нормы права предусмотрено, что собственник имущества, закрепленного за учреждением, вправе изъять излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество и распорядиться им по своему усмотрению.
Согласно пункту 3 статьи 299 ГК РФ право оперативного управления имуществом прекращается по основаниям и в порядке, предусмотренным настоящим Кодексом, другими законами и иными правовыми актами для прекращения права собственности, а также в случаях правомерного изъятия имущества у учреждения по решению собственника.
В соответствии с совместным приказом Госкомрыболовства России и Россельхознадзора России N 38/232 от 14.03.2008 и письмом Федерального агентства по управлению федеральным имуществом от 11.02.2008 N СС-07/2624 закрепление в установленном порядке за Госкомрыболовством России и его территориальными органами имущества, подлежащего передаче от Россельхознадзора, осуществляется органами Росимущества путем издания распорядительных актов об изъятии из оперативного управления Россельхознадзора и его территориальных органов объектов федерального имущества и закреплении их на праве оперативного управления за Росрыболовством и его территориальными органами.
Такое закрепление возможно после определения пообъектного состава имущества, подлежащего передаче, с обоснованием потребности Росрыболовства и его территориальных органов в данном имуществе.
В обоснование своих доводов по заявленным требованиям заявитель сослался на нарушение пункта 1 "б" совместного Приказа от 14.03.2008г. N 38/232, устанавливающего требование о подготовке перечня имущества , подлежащего передаче территориальным управлениям Госкомрыболовства России от территориальных управлений Россельхознадзора должно включать все имущество , принятое территориальным управлением Россельхознадзора от Госрыболовства , однако передано не все имущество.
Данному доводу заявителя, судом первой инстанции дана надлежащая оценка.
Согласно перечня имущества, передаваемого территориальным органам Госкомрыболовства России, приложение в распоряжению ТУ Росимущества по Новосибирской области от 11.04.2008 N 443р (л.д.22-29, т.1), подписанного представителем Верхнеобского управления Пожарским С.Ю. было согласовано 238 позиций имущества, подлежащего передаче, из которых 201 позиция передана, находится на согласовании 4 позиции и 33 позиции не приняты.
В судебном заседании представитель Управления ветеринарного и фитосанитарного надзора пояснил, что 4 позиции, которые были на согласовании переданы заявителю, что подтверждается письмом от 28.05.2009г.
В отношении 33 объектов имущества, имеющихся в перечне, объекты не приняты Верхнеобским управлением, что следует из приложения к распоряжению ТУ Росимущества по Новосибирской области от 11.04.2008г. N 443-р, а также актов приема-передачи (л.д.103-111, т.1).
Судом установлено и подтверждено материалами дела, что Россельхознадзором неоднократно принимались меры к передаче 33 объектов имущества, так 16.10.2008г. заинтересованное лицо обратилось к заявителю с просьбой подписать акты приема-передачи имущества с указанием на уклонение от такого подписания Верхнеобским управлением в течение пяти месяцев; 28.05.2009г. заинтересованным лицом повторно направлено в адрес Верхнеобского управления письмо с приложением актов приема-передачи имущества, для чего судом дело слушанием откладывалось для принятия сторонами мер досудебного урегулирования спора, однако на момент рассмотрения дела в суде заявителем никаких мер не предпринято; пояснения об отсутствии объективной возможности подписания актов и принятия имущества не представлены.
В силу распоряжения Правительства РФ N 34-р от 19.01.2008г. , поручения Федерального агентства по управлению федеральным имуществом от 11.02.2008г. N СС-07/2624 , положением о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Новосибирской области Территориальным управлением Федерального агентства по управлению Федеральным имуществом по Новосибирской области распоряжением от 11.04.2008г. N 443-р (л.д. 103, т.1) из оперативного управления у Управления федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Новосибирской области изъято федеральное имущество согласно приложение к распоряжению (п. 1), с указанием на обеспечение передачи, а Верхнеобским территориальным управлением принятие имущества по актам приема-передачи (п.3); закрепление имущества за Верхнеобским территориальным управлением Государственного комитета Российской Федерации по рыболовству на праве оперативного управления (п.2) с обеспечением регистрации права оперативного управления на недвижимое имущество (п. 4).
Поскольку Россельхознадзором выполнена в установленном порядке организация работы по подготовке и передачи перечня имущества территориальному управлению Госкомрыболовства России, заявитель фактически сам создал препятствия для передачи имущества уже изъятого из оперативного управления Россельхознадзора (распоряжение ТУ Управления по НСО от 11.04.2008г.), в связи с чем, основания для истребования из незаконного владения имущества у Россельхознадзора не имеется, при этом, заявителем не приведен перечень имущества (его наименование, характеристики), которое подлежит истребованию, а равно факт нахождения его у заинтересованного лица с учетом частичной передачи объектов.
Довод заявителя о не включении в перечень имущества, подлежащего передаче 239 объектов имущества, указанных им в протоколе разногласий, обоснованно отклонен судом первой инстанции, указанный протокол разногласий составлен в одностороннем порядке Верхнеобским управлением, не представлено доказательств, вручения его заинтересованному лицу; кроме того, во исполнение совместного приказа Госкомитета РФ по рыболовству и Россельхознадзора от 14.03.2008 N 38/232 Управлением по ветеринарному и фитосанитарному надзору был сформирован перечень имущества, находящегося в неисправном состоянии и не подлежащим использованию для составления актов списания, который письмом от 18.02.2008 N03/300 был направлен в Россельхознадзор; Россельхознадзором дано согласие на списание 137 единиц имущества, в том числе: гусеничный тягач ГАЗ-71 в количестве 1 единицы; 120 наименований оборудования (радиостанции); 15 лодочных моторов; 1 компьютер, что подтверждается представленными в судебное заседание экспертными заключениями и актами на списание, которые также были направлены в адрес заявителя письмом от 29.05.2009г.
При этом, возникшие разногласия по вопросу передачи спорного имущества Россельхознадзора Госкомрыболовству в порядке, предусмотренном совместным приказом N 38/232 не были урегулированы путем совместных совещаний, доказательств того, что заявитель обращался к заинтересованному лицу с представлением мотивированных разногласий, а равно не рассмотрение последним или отказ в рассмотрении данных разногласий материалы дела не содержат; принятое решение о списании основных средств никем не оспорено; обоснованность потребности в спорном имуществе для осуществления функций по контролю и надзору за водными биологическими ресурсами и средой их обитания, заявителем не представлено.
Поскольку заинтересованным лицом были совершены юридически значимые действия: определен пообъектный состава имущества, подлежащего передаче в установленном порядке от Россельхознадзора Госкомрыболовству; Территориальным управлением Федерального агентства по управлению Федеральным имуществом в Новосибирской области принято соответствующее распоряжение по вопросу изъятия из оперативного управления Россельхознадзора федерального имущества и передаче его в оперативное управление Госкомрыболовства в лице Верхнеобского территориального управления, суд апелляционной инстанции поддерживает выводы суда первой инстанции о соблюдении заинтересованным лицом порядка передачи имущества от одного органа федеральной исполнительной власти другому, в связи с чем правомерно, не усмотрел оснований для признания незаконными бездействий Россельхознадзора, действия фактически произведены; их незаконность не доказана.
В целом доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда первой инстанции, содержат ссылки на нормативно-правовые акты, оценка которым с учетом фактических обстоятельств дела судом первой инстанции дана, в порядке ст. 270 АПК РФ не указаны основания, влекущие отмену судебного акта, в связи с чем, в данной части решение суда отмене, а апелляционная жалоба удовлетворению не подлежат.
Между тем, решение суда первой инстанции в части взыскания в Верхнеобского территориального управления государственной пошлины в размере 2000 руб. основано на неправильном применении норм материального права и в данной части подлежит отмене.
В соответствии с п.п. 1.1 п. 1 ст. 333.37 Налогового Кодекса Российской , введенного в действие Федеральным Законом N 281-ФЗ от 25.12.2008г. и вступившим в действие с 30.01.2009г. от уплаты государственной пошлины освобождены государственные органа, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцом и ответчиков.
В связи с чем, в силу ч. 3 ст. 110 АПК РФ государственная пошлина с Верхнеобского территориального управления за подачу заявления в арбитражный суд, с учетом того, что на момент рассмотрения дела и принятия судебного акта, изменения внесенные в п. 1 ст. 333. 37 НК РФ действовали, взысканию не подлежит.
Руководствуясь ст. 156, п.2 ст. 269, п. 4 ч. 1 ст. 270, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ
Решение арбитражного суда Новосибирской области отменить в части взыскания с Верхнеобского территориального управления Государственного комитета Российской Федерации по рыболовству государственной пошлины в сумме 2000 рублей в доход федерального бюджета Российской Федерации.
В остальной части решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу Федерального агентства по рыболовству - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
Н.А.Усанина |
Судьи |
И.И.Бородулина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А45-14092/2008
Истец: УФС по ветеринарномуи фитосанитарному надзору по Новосибирской обл., Верхнеобское территориальное управление Государственного комитета РФ по рыболовству
Третье лицо: Федеральное агентство по рыболовству, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Новосибирской области
Хронология рассмотрения дела:
22.10.2009 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-7415/09