г. Ессентуки |
Дело N А63-13818/2008-С4-37 |
12 октября 2009 г. |
N 16АП-1843/09 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 октября 2009 г., полный текст постановления изготовлен 12 октября 2009 г.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Афанасьевой Л.В.
судей Баканова А.П., Луговой Ю.Б.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Карапетовым С.Л.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Ставропольскому краю на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 05.02.2009 по делу NА63-13818/2008-С4-37 по заявлению индивидуального предпринимателя Новиковой Марины Владимировны к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N9 по Ставропольскому краю о признании незаконным решения налогового органа и взыскании судебных расходов (судья Костюков Д.Ю.),
при участии в судебном заседании:
от заявителя: Новикова М.В., представитель Салова И.В. (доверенность в деле),
от заинтересованного лица: Еланская А.В., Прихленко И.Б. (доверенность в деле),
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Новикова Марина Владимировна (далее - предприниматель) обратилась в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением о признании незаконным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Ставропольскому краю (далее - Инспекция) N 11-21/55 от 03.07.2008 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением суда от 05.02.2009 заявленные требования удовлетворены частично. Признано недействительным, не соответствующим Налоговому кодексу Российской Федерации (далее - НК РФ) и недействительным решение Инспекции от 03.07.2008 N 11-21/55 в части: привлечения предпринимателя к налоговой ответственности в виде штрафа по пункту 1 статьи 122 НК РФ за неуплату налога на доходы физических лиц в размере 214 564 руб., единого социального налога в размере 35 426 руб., налога на добавленную стоимость в размере 337 553 руб. 40 коп.; предложения к уплате единого социального налога в размере 290 748 руб., налога на доходы физических лиц в размере 1 348 208 руб., налога на добавленную стоимость в размере 2 081 105 руб.; начисления соответствующих сумм пени. В удовлетворении остальной части требований отказано. Решение мотивировано тем, что предприниматель обоснованно уменьшил налоговую базу по НДФЛ, а также применил вычеты по НДС на суммы расходов, связанных с приобретением товаров у фирм, не уплачивающих налоги в бюджет.
Инспекция подала апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить в части удовлетворении заявленных предпринимателем требований, ссылаясь на то, что налогоплательщик, осуществляя оптовую и розничную торговлю, не вел раздельного учета, необоснованно уменьшил налоговую базу по НДФЛ и поставил на вычеты расходы по приобретению товаров у несуществующих фирм.
Представители Инспекции - Прихленко И., Еланская А.А. доводы апелляционной жалобы поддержали
От предпринимателя поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором он просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения, ссылаясь на его законность и обоснованность. Предприниматель указывает, что его деятельность носит реальный характер. Выводы налогового органа о невозможности определения материальных затрат являются неправомерными. Факты приобретения стоимости товаров не оспариваются. Предприниматель вел раздельный налоговый учет и правильно исчислял налоги.
Предприниматель Новикова М.В. и ее представитель Салова И.В. доводы отзыва на апелляционную жалобу поддержали.
Изучив материалы дела, оценив доводы жалобы, отзыва на апелляционную жалобу, выслушав представителей сторон, и проверив законность обжалуемого судебного акта в обжалуемой части с учетом согласия на это сторон в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд пришел к выводу, что решение Арбитражного суда Ставропольского края от 05.02.2009 по делу N А63-13818/2008-С4-37 в оспариваемой части подлежит отмене, исходя из следующего.
Из материалов дела усматривается, что на основании решения N 378 от 25.06.2007 сотрудниками Межрайонной Инспекции проведена выездная налоговая проверка деятельности предпринимателя Новиковой М.В. по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания, перечисления) налогов и сборов за период 2004-2006 гг. По итогам проверки 28.04.2008 составлен акт. Копия акта вручена законному представителю предпринимателя 28.05.2008 (т.2, л.д.72-124).
Предпринимателем на акт проверки представлены в налоговый орган возражения вх. N 014300 от 18.06.2008 (т.22 л.д.4-9). Материалы выездной налоговой проверки и возражения налогоплательщика рассмотрены начальником Инспекции с участием должностных лиц инспекции и в присутствии налогоплательщика, о чем составлен протокол от 01.07.2008 (т.2, л.д.130).
Изучив материалы проверки, начальник Инспекции принял решение N 11-21/55 от 03.07.2008 о привлечении предпринимателя к налоговой ответственности (т.2 л.д.13-71). Данным решением предпринимателю доначислен налог на добавленную стоимость, единый социальный налог, налог на доходы физических лиц, единый налог на вмененный доход в общей сумме 3 650 877 руб., пени по вышеуказанным налогам в сумме 1 031 669 руб. 11 коп., а также штрафные санкций в размере 581 523 руб. 8 коп. Основанием для доначисления сумм указанных в решении налогов, пеней и привлечения к налоговой ответственности явилось занижение предпринимателем налоговой базы вследствие неправомерного применения налоговых вычетов, а также отсутствие надлежащих документов, подтверждающих расходы предпринимателя. Инспекция пришла к выводу о том, что предпринимателем не велся раздельный учет расходов, относящихся к общей системе налогообложения и ЕНВД, документы, подтверждающие расходы предпринимателя, получены от несуществующих юридических лиц.
В установленном порядке предпринимателем на указанное решение инспекции подана апелляционная жалоба от 24.07.2008 в вышестоящий налоговый орган - Управление ФНС России по Ставропольскому краю (т.2, л.д.9-12). Вышестоящим налоговым органом в порядке статьи 140 НК РФ изменены суммы начислений по ЕСН и НДФЛ в сторону увеличения, в связи с неверным применением инспекцией налоговых ставок и профессионального налогового вычета в размере 20 процентов общей суммы доходов при исчислении суммы налогов к уплате. В результате общая сумма доначисленных налогов по решению инспекции составила 3 724 017 руб., штрафных санкций - 596 824 руб. 40 коп. Выводы Управления ФНС России по Ставропольскому краю изложены в ответе на апелляционную жалобу от 03.09.2008 N 23-17/013068 (т.2, л.д.1-8).
16.09.2008 предприниматель Новикова М.В. обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения Инспекции N 11-21/55 от 03.07.2008.
При проверке оспариваемого решения налогового органа на соответствие требованиям НК РФ судом установлено, что процедура принятия решения, предусмотренная статьей 101 НК РФ, соблюдена. Срок, предусмотренный пунктом 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не пропущен.
По существу налогового правонарушения установлено следующее.
Предприниматель Новикова М.В. осуществляла два вида деятельности: розничную торговлю, доход от которой облагался ЕНВД, и оптовую торговлю, облагаемую налогами по общей системе налогообложения.
В целях осуществления указанной деятельности за период 2004-2006 гг. предприниматель Новикова М.В. закупала товары (автозапчасти, электрокабельную продукцию, хозтовары, строительные материалы) у 33 контрагентов.
В соответствии с пунктом 4 статьи 170 НК РФ суммы налога, предъявленные продавцами товаров (работ, услуг), имущественных прав налогоплательщикам, осуществляющим как облагаемые налогом, так и освобождаемые от налогообложения операции: учитываются в стоимости таких товаров (работ, услуг), имущественных прав в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи - по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам, используемым для осуществления операций, не облагаемых налогом на добавленную стоимость; принимаются к вычету в соответствии со статьей 172 настоящего Кодекса - по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам, используемым для осуществления операций, облагаемых налогом на добавленную стоимость; принимаются к вычету либо учитываются в их стоимости в той пропорции, в которой они используются для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, операции по реализации которых подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения), - по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам, используемым для осуществления как облагаемых налогом, так и не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения) операций, в порядке, установленном принятой налогоплательщиком учетной политикой для целей налогообложения. Указанная пропорция определяется исходя из стоимости отгруженных товаров (работ, услуг), имущественных прав, операции по реализации которых подлежат налогообложению (освобождены от налогообложения), в общей стоимости товаров (работ, услуг), имущественных прав, отгруженных за налоговый период.
В аналогичном порядке ведется раздельный учет сумм налога налогоплательщиками, переведенными на уплату единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности.
При этом налогоплательщик обязан вести раздельный учет сумм налога по приобретенным товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам, используемым для осуществления как облагаемых налогом, так и не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения) операций.
При отсутствии у налогоплательщика раздельного учета сумма налога по приобретенным товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам, вычету не подлежит и в расходы, принимаемые к вычету при исчислении налога на прибыль организаций (налога на доходы физических лиц), не включается.
В соответствии с пунктами 4, 7 Порядка учета доходов и расходов хозяйственных операций (утвержден приказом Минфина РФ и МНС России от 13.08.2002 N 86н/БГ-304/430) учет доходов и расходов и хозяйственных операций ведется предпринимателем путем фиксирования в Книге учета доходов и расходов и хозяйственных операций о полученных доходах и произведенных расходах в момент их совершения на основе первичных документов позиционным способом.
Книги учета доходов и расходов по оптовой деятельности за 2004-2006 годы не подтверждают ведение раздельного учета. Доказательств приобретения товаров для розничной торговли, облагаемой ЕНВД, материалы дела не содержат. Регистрация счетов-фактур проводилась не в хронологическом порядке; в книгах не зафиксирован остаток товаров на складе на начало налогового периода, в частности, по состоянию на 31.03.2004 и далее.
Вывод суда первой инстанции о наличии раздельного учета не соответствует фактическим обстоятельствам и материалам дела.
Исходя из подпункта 1 пункта 1 статьи 227 НК РФ, физические лица, зарегистрированные в установленном действующим законодательством порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, исчисление и уплату налога производят от суммы доходов, полученных от осуществления такой деятельности.
Согласно статье 210 НК РФ при определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды. Налоговая база определяется как денежное выражение доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых вычетов, предусмотренных статьями 218 - 221 Кодекса.
В силу статьи 221 Кодекса при исчислении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц право на получение профессиональных налоговых вычетов имеют налогоплательщики, указанные в пункте 1 статьи 227 Кодекса, - в сумме фактически произведенных ими и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов. Состав расходов, принимаемых к вычету, определяется налогоплательщиком самостоятельно в порядке, аналогичном порядку определения расходов для целей налогообложения, установленному главой "Налог на прибыль организаций" Кодекса.
В соответствии со статьей 236 Кодекса объектом обложения единым социальным налогом для налогоплательщиков - индивидуальных предпринимателей признаются доходы от предпринимательской либо иной профессиональной деятельности за вычетом расходов, связанных с их извлечением.
Налоговая база указанных налогоплательщиков определяется как сумма доходов, полученных ими за налоговый период от предпринимательской либо иной профессиональной деятельности, за вычетом расходов, связанных с их извлечением. При этом состав расходов, принимаемых к вычету, определяется в порядке, аналогичном порядку определения состава затрат, установленных для плательщиков налога на прибыль.
Согласно статье 252 НК РФ расходы - обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком; обоснованные расходы - экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме; документально подтвержденные расходы - затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Таким образом, при решении вопроса о возможности принятия расходов в целях исчисления налога на доходы физических лиц и единого социального налога необходимо исходить из реальности этих расходов, произведенных для приобретения товаров (работ, услуг), а также их документального подтверждения.
На основании пункта 1 статьи 171 Кодекса налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога на добавленную стоимость, исчисленную в соответствии со статьей 166 Кодекса, на установленные этой статьей налоговые вычеты. Вычетам подлежат суммы данного налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации в отношении товаров (работ, услуг), приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в силу главы 21 Кодекса, и товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи.
В статье 172 Кодекса (в редакции, действовавшей в рассматриваемый период) определен порядок применения налоговых вычетов, согласно которому налоговые вычеты, установленные статьей 171 Кодекса, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных пунктами 3, 6 - 8 статьи 171 Кодекса. Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг), после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) с учетом особенностей, предусмотренных этой статьей, и при наличии соответствующих первичных документов.
Следовательно, исполнив упомянутые требования Кодекса, налогоплательщик вправе претендовать на получение налогового вычета при исчислении налога на добавленную стоимость.
Вместе с тем согласно пункту 2 статьи 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон) первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, представленной в альбомах унифицированных форм первичной документации, а документы, форма которых не определена в этих альбомах, должны содержать следующие обязательные реквизиты: наименование документа, дату составления документа, наименование организации, от имени которой составлен документ, содержание хозяйственной операции, измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении, наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления, личные подписи указанных лиц.
Таким образом, перечисленные требования Закона касаются не только полноты заполнения всех реквизитов, но и достоверности содержащихся в них сведений.
В соответствии с позицией, изложенной в пункте 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 53 "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды" представление налогоплательщиком в налоговый орган всех надлежащим образом оформленных документов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, в целях получения налоговой выгоды является основанием для ее получения, если налоговым органом не доказано, что сведения, содержащиеся в этих документах, неполны, недостоверны и (или) противоречивы.
Предпринимателем представлены в материалы дела первичные документы в подтверждение произведенных расходов по приобретению товаров за 2004-2006 гг. у фирм, а именно: счета, товарные накладные, кассовые чеки, квитанции к приходным кассовым ордерам, заверенные печатями и подписями уполномоченных лиц организаций (т.11-21). Общая сумма произведенных расходов по представленным документам составляет 13539987,68 рублей (в том числе НДС 2065423,93 рублей).
Из материалов дела следует, что поставщики не являются действующими организациями. ООО "Комплект-Дизель" в ЕГРН не значится. Под таким ИНН на налоговом учете состоит юридическое лицо ООО ПКФ "СВАМ", у которого не зарегистрирована ККМ, директор общества взаимоотношений с предпринимателем Новиковой не подтвердил (том 5 л.д. 39 86-92). ООО "Люмекс" ИНН 2308123560 в ЕГРЮЛ не значится, под таким ИНН на налоговом учете состоит ООО "КубаньАгроплюс" (том 6 л.д.60). ООО "Электротех" в ЕГРЮЛ не значится, на учете не состоит, в базе данных отсутствует (том 5 л.д. 78). ООО "Кавказкабель" взаиморасчеты по представленным документам не подтверждены (том 6 л.д.73-175). ООО "Авторос" в ЕГРЮЛ не значится, с таким ИНН на учете состоит ООО "АвтоРУС" (том 6 л.д. 139-149). ООО "Полимер" в ЕГРЮЛ не значится, на налоговом учете не состоит (том 5. Л.д. 125-131). ООО "Промавтоматика" в ЕГРЮЛ не значится, на налоговом учете не состоит (том 26 л.д. 58).ООО "Натюр" в ЕГРЮЛ не значится, на налоговом учете не состоит (том 6 л.д. 25-28). ООО "Фобус" в ЕГРЮЛ не значится, на налоговом учете не состоит (том 5 л.д. 132). ООО "ТВ-Спектр" в ЕГРЮЛ не значится, на налоговом учете не состоит (том 6 л.д. 39-41). ООО "Атлант" в ЕГРЮЛ не значится, на налоговом учете не состоит (том 6 л.д. 50-59). ООО "АЗАР" в ЕГРЮЛ не значится, на налоговом учете не состоит (том том 5 л.д. 148, том 6 л.д. 1-6). ООО "Беринг" в ЕГРЮЛ не значится, на налоговом учете не состоит (том 5 л.д. 7).ООО "Белис" в ЕГРЮЛ не значится, на налоговом учете не состоит (том 5 л.л. 48). ООО "Бик ТК" в ЕГРЮЛ не значится, на налоговом учете не состоит (том 5 л.д. 54). ООО "Калагия" адрес не указан, на налоговом учете не состоит, в ЕГРЮЛ не значится (том 26 л.д. 59).ООО "Таурас-М", в ЕГРЮЛ не значится (том 5 л.д. 60).ООО "Кавказцемент", адрес не указан, в ЕГРЮЛ не значится, на налоговом учете не состоит (том 5 л.д. 72-74).ООО "Делар" в ЕГРЮЛ не значится, на налоговом учете не состоит (том 5 л.д. 101,109).ООО "Байт" в ЕГРЮЛ не значится, на налоговом учете не состоит (том 5 л.д. 93). ООО "Салма" в ЕГРЮЛ не значится, на налоговом учете не состоит (том 5 л.д. 141). ООО "Евросвет" в ЕГРЮЛ не значится, на налоговом учете не состоит (том 6 л.д.7-16). ООО "Нибко-Юг" в ЕГРЮЛ не значится, на налоговом учете не состоит (том 6л.д.25-28).ООО "Вектор". Адрес не указан, в ЕГРЮЛ не значится (том 5 л.д. 60, том 6 л.д. 17-24).ООО "Каскад" в ЕГРН, ЕГРЮЛ не значится, адрес не читается (том 5 л.д. 13-24). ЗАО "Юнна" в ЕГРН, ЕГРЮЛ не значится, ИНН не присваивался, на учете не состоит (том 6 л.д. 150). ООО "Вилат" " в ЕГРН, ЕГРЮЛ не значится, на учете не состоит и не состояло (том 5 л.д. 1-6). ООО "Комплект-Дизель" ИНН 7606043044 Ярославль ликвидирована по решению суда, в связи с банкротством (том 5 л.д. 25, 38).
Составление счетов-фактур несуществующими юридическими лицами, не состоящими на налоговом учете, не отвечает требованием статьи 169 НК РФ.
В силу положений статей 49, 51 Гражданского кодекса Российской Федерации организации, не прошедшие государственную регистрацию в качестве юридических лиц, не приобретают правоспособности юридического лица, а их действия, направленные на установление, изменение и прекращение гражданских прав и обязанностей, не могут быть признаны сделками, что влечет негативные налоговые последствия для участников данных правоотношений.
Поскольку первичные документы оформлены несуществующими юридическими лицами, это лишает права предпринимателя по принятию понесенных им расходов при исчислении НДФЛ и ЕСН, а также возможности заявить налоговой вычет. Данная правовая позиция изложена в постановлении Президиума ВАС РФ от 18.11.2008 N 7588/08.
На основании изложенного, исходя из фактических обстоятельств дела, с учетом оценки представленных доказательств, арбитражный апелляционный суд приходит к выводу, что судом неправильно применены норма материального права, выводы суда, изложенные в решении, не соответствуют фактическим обстоятельствам и материалам дела, что в силу пункта 3 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены решения Арбитражного суда Ставропольского края от 05.02.2009 по делу N А63-13818/2008-С4-37 в оспариваемой части.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ставропольского края от 05.02.2009 по делу N А63-13818/2008-С4-37 отменить в части признания недействительным, не соответствующим Налоговому кодексу Российской Федерации, решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Ставропольскому краю от 03.07.2008 N 11-21/55 в части: привлечения Новиковой Марины Владимировны к налоговой ответственности в виде штрафа по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неуплату налога на доходы физических лиц в размере 214 564 рублей, единого социального налога в размере 35 426 рублей, налога на добавленную стоимость в размере 337 553 руб. 40 коп.; предложения к уплате единого социального налога в размере 290 748 руб., налога на доходы физических лиц в размере 1 348 208 руб., налога на добавленную стоимость в размере 2 081 105 руб.; начисления соответствующих сумм пени.
В удовлетворении требований индивидуального предпринимателя Новиковой Марины Владимировны о признании недействительным, не соответствующим Налоговому кодексу Российской Федерации, решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Ставропольскому краю от 03.07.2008 N 11-21/55 в части: привлечения Новиковой Марины Владимировны к налоговой ответственности в виде штрафа по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неуплату налога на доходы физических лиц в размере 214 564 рублей, единого социального налога в размере 35 426 рублей, налога на добавленную стоимость в размере 337 553 руб. 40 коп.; предложения к уплате единого социального налога в размере 290 748 руб., налога на доходы физических лиц в размере 1 348 208 руб., налога на добавленную стоимость в размере 2 081 105 руб.; начисления соответствующих сумм пени отказать.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в двухмесячный срок.
Председательствующий |
Л.В. Афанасьева |
Судьи |
А.П. Баканов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А63-13818/2008-С4-37
Заявитель: ИП Новикова М.В.
Ответчик: МИФНС N9 по Ставропольскому краю