г. Ессентуки |
Дело N А25-643/2009 |
26 октября 2009 г. |
16АП-2203/09 (1) |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 октября 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 октября 2009 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Параскевовой С.А.,
судей Винокуровой Н.В., Казаковой Г.В.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Чотчаевым Б.Т.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Управления Федерального казначейства по Карачаево-Черкесской Республике
на решение от 30.07.2009 по делу N А25-643/2009 Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики, принятое судьей Калмыковой М.Ю.,
по заявлению Управления Федерального казначейства по Карачаево-Черкесской Республике
к Управлению Федеральной регистрационной службы по Карачаево-Черкесской Республике,
третьи лица - Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Карачаево-Черкесской Республике,
Мэрия муниципального образования города Черкесска,
ООО "Гелерон"
об оспаривании действий (бездействия) государственного органа,
при участии в судебном заседании:
от Управления Федерального казначейства по Карачаево-Черкесской Республике - Салпагаров К.Х., доверенность N 79-12-10/3/1365 от 13.08.2009,
от ООО "Гелерон" - Джанкезов Ш.М., доверенность N 7 от 20.10.2009,
в отсутствие представителей Управления Федеральной регистрационной службы по Карачаево-Черкесской Республике, заявившего ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие своих представителей,
в отсутствие представителей Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Карачаево-Черкесской Республике и Мэрии муниципального образования города Черкесска, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания,
УСТАНОВИЛ
Управление Федерального казначейства по Карачаево-Черкесской Республике (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Карачаево-Черкесской Республики с заявлением к Управлению Федеральной регистрационной службы по Карачаево-Черкесской Республике (далее - заинтересованное лицо) об оспаривании действий (бездействия) государственного органа, выразившихся в отказе в государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок, предоставленный заявителю.
Решением от 30.07.2009 Арбитражный суд Карачаево-Черкесской Республики в удовлетворении заявления Управления Федерального казначейства по Карачаево-Черкесской Республике отказал.
Суд первой инстанции пришел к выводу к выводу о том, что действия Управления Федерального регистрационной службы по Карачаево-Черкесской Республике соответствуют требованиям земельного законодательства и законодательства о государственной регистрации прав, в связи с чем не нарушают права и законные интересы заявителя.
Не согласившись с принятым решением, Управление Федерального казначейства по Карачаево-Черкесской Республике подало апелляционную жалобу, в которой просит решение от 30.07.2009 отменить, принять новый судебный акт, ссылаясь на нарушение судом первой инстанции норм материального и процессуального права.
По мнению заявителя апелляционной жалобы, статьей 54 Конституции Российской Федерации установлено, что закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет, в связи с чем статья 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" неприменима к отношениям по разделу земельного участка по ул. Красноармейской, 70-а, поскольку ООО "Гелерон" подало заявление о выделении земельного участка 23.05.2006.
Правильность решения Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 30.07.2009 проверена в апелляционном порядке в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Определением от 07.09.2009 апелляционная жалоба принята к производству, дело назначено к судебному разбирательству в судебном заседании на 28.09.2009.
Определением от 28.09.2009 судебное разбирательство было отложено на 26.10.2009.
Изучив в судебном заседании 26.10.2009 материалы дела, доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей Управления Федерального казначейства по Карачаево-Черкесской Республике и ООО "Гелерон", в отсутствие представителей Управления Федеральной регистрационной службы по Карачаево-Черкесской Республике, заявившего ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие своих представителей, в отсутствие представителей Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Карачаево-Черкесской Республике и Мэрии муниципального образования города Черкесска, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, апелляционный суд не усматривает оснований к отмене решения от 31.07.2009 исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, Постановлением главы города Черкесска от 01.11.1995 N 2387 (том 1, лист дела 74) Управлению Федерального казначейства по Карачаево-Черкесской Республике предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование земельный участок площадью 0,2564 га. На основании постановления главы города Черкесска от 28.04.2001 N 1459 (том 1, лист дела 76) площадь предоставленного Управлению Федерального казначейства по Карачаево-Черкесской Республике земельного участка утверждена в размере 0,2472 га с внесением соответствующих изменений в постановление N 2387. Постановлением от 28.10.2003 N 4738 (том 1, лист дела 77) площадь указанного земельного участка утверждена в фактически сложившихся границах в размере 0,2538 га.
29.11.2006 Управление Федерального казначейства по Карачаево-Черкесской Республике обратилось в Территориальное управление Росимущества по Карачаево-Черкесской Республике с просьбой о даче согласия на отказ от неиспользуемой части земельного участка площадью 0,03 га в связи с необходимостью уменьшения налогооблагаемой базы по земельному налогу.
Письмом от 30.11.2006 Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Карачаево-Черкесской Республике сообщило заявителю о том, что не возражает против отказа от части используемого земельного участка в соответствии с действующим законодательством.
08.12.2006 Мэрией муниципального образования города Черкесска принято постановление N 3113 "О разделе земельного участка по ул.Красноармейской, 70-а на два самостоятельных с присвоением отдельных почтовых адресов. Об утверждении акта выбора земельного участка и разрешении на производство проектно-изыскательских работ для строительства объекта общественного питания по ул.Красноармейской, 70-а ООО "Гелерон". На основании указанного постановления из землепользования Управления Федерального казначейства по Карачаево-Черкесской Республике изъят земельный участок площадью 0,03 га; на праве постоянного (бессрочного) пользования закреплен участок площадью 0,2238 га. Вновь сформированные земельные участки прошли кадастровый учет.
26.02.2009 Управление Федерального казначейства по Карачаево-Черкесской Республике обратилось в Управление Федеральной регистрационной службы по Карачаево-Черкесской Республике с заявлением о государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования на вновь сформированный земельный участок площадью 0,2238 га, кадастровый номер 09:04:0101179:45. По результатам правовой экспертизы представленных для государственной регистрации документов заявителю направлено уведомление о приостановлении государственной регистрации права до 26.04.2009 в связи с наличием причин, препятствующих регистрации. По мнению регистратора представленное в качестве одного из правоустанавливающих документов постановление Мэрии от 08.12.2006 N 3113 вынесено с нарушением статей 3 и 3.1 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" от 25.10.2001 N 137-ФЗ, так как государственная собственность на земельный участок, используемый заявителем разграничена и отнесена к федеральной собственности. Распоряжение земельным участком осуществляется после государственной регистрации права собственности на него уполномоченным органом. В связи с неустранением в установленный срок причин, препятствующих регистрации, сообщением от 27.04.2009 Управление Федеральной регистрационной службы по Карачаево-Черкесской Республике отказало заявителю в государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок.
Считая, что действия (бездействие) Управления Федеральной регистрационной службы по Карачаево-Черкесской Республике не соответствуют требованиям действующего законодательства и нарушают его права и законные интересы, Управление Федерального казначейства по Карачаево-Черкесской Республике обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Как правильно указал суд первой инстанции по результатам рассмотрения заявления Управления Федерального казначейства по Карачаево-Черкесской Республике в соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании действий государственных органов арбитражный суд осуществляет проверку оспариваемых действий и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа, который совершил оспариваемые действия, а также устанавливает, нарушают ли эти действия права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав является юридическим актом признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Порядок проведения государственной регистрации прав регулируется статьей 13 Федерального закона N 122-ФЗ. Более детально указанный порядок регламентирован Методическими рекомендациями по порядку проведения государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденными Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 01.07.2002 N 184.
В соответствии с частью 1 статьи 13 Закона N 122-ФЗ при государственной регистрации прав проводятся: прием документов, представленных для государственной регистрации прав, регистрация таких документов; правовая экспертиза документов и проверка законности сделки; установление отсутствия противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на данный объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав; внесение записей в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество при отсутствии указанных противоречий и других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав; совершение надписей на правоустанавливающих документах и выдача удостоверений о произведенной государственной регистрации прав. По смыслу статей 32-45 Методических рекомендаций по порядку проведения государственной регистрации прав при правовой экспертизе документов, представляемых для государственной регистрации права, регистрирующий орган обязан исследовать документы в полном объеме, установить наличие или отсутствие всех возможных обстоятельств, препятствующих проведению государственной регистрации.
При оценке доводов Управления Федерального казначейства по Карачаево-Черкесской Республике о том, что при проведении правовой экспертизы представленных на регистрацию документов установлено несоответствие правоустанавливающего документа требованиям земельного законодательства, суд первой инстанции правомерно признал их обоснованными и с учетом при этом следующих положений земельного законодательства.
В силу статьи 17 Земельного кодекса Российской Федерации в федеральной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами, право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю, а также которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
В статье 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 17.04.2006 N 53-ФЗ) определены земельные участки, относящиеся к федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности. Права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом (статья 8 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 10 статьи 3 Федерального закона N 137-ФЗ распоряжение земельными участками, указанными в статье 3.1 Закона, осуществляется после государственной регистрации права собственности на них. Отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для распоряжения ими.
Как правильно установил суд первой инстанции, статья 3.1 Закона не связывает момент возникновения права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации и муниципального образования на указанные в ней земельные участки с датой государственной регистрации права, в связи с чем право собственности Российской Федерации возникает с даты вступления в силу Федерального закона от 17.04.2006 N 53-ФЗ (01.07.2006), при этом положение о возможности распоряжения земельными участками без государственной регистрации права собственности на них распространяется на земельные участки, не прошедшие процедуру разграничения.
Суд первой инстанции также правильно указал, что постановление Мэрии муниципального образования города Черкесска от 08.12.2006 N 3113 о разделе земельного участка, выделенного Управлению Федерального казначейства по Карачаево-Черкесской Республике, на два самостоятельных, вынесено Мэрией после введения в действие Федерального закона от 17.04.2006, то есть после того, как государственная собственность на спорный земельный участок была разграничена в пользу Российской Федерации.
Поскольку на указанную дату Мэрия утратила полномочия по распоряжению указанным земельным участком, суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что постановление N 3113 противоречит части статьи 3.1 Федерального закона N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" и нарушает законные интересы и права собственника земельного участка - Российской Федерации по управлению и распоряжению земельным участком, предусмотренные частью 2 статьи 9 Земельного кодекса Российской Федерации.
Суд первой инстанции правомерно счел необоснованной ссылку заявителя на факт согласования с Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Карачаево-Черкесской Республике отказа от части занимаемого земельного участка, указав, что, сообщая о том, что не возражает против такого отказа, Управление Росимущества указало на необходимость соблюдения установленного порядка.
В соответствии с пунктом 1 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Согласно пункту 3 статьи 214 и пункту 1 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени Российской Федерации права собственника осуществляют органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Право распоряжения федеральным имуществом может принадлежать только его собственнику (или уполномоченному органу), при этом право распоряжения федеральным имуществом, отнесенным к данному уровню собственности в процессе разграничения государственной собственности на землю, может быть реализовано только после его регистрации.
На основании изложенного суд первой инстанции правомерно признал законными действия Управления Федеральной регистрационной службы по Карачаево-Черкесской Республике по отказу в государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования Управления Федерального казначейства по Карачаево-Черкесской Республике на вновь сформированный земельный участок в размере 0,2238 га, так как они были обусловлены наличием обстоятельств, препятствующих проведению государственной регистрации права.
Также суд первой инстанции правомерно счел не подлежащим применению как противоречащее закону представленное для регистрации в качестве правоустанавливающего документа постановление Мэрии от 08.12.2006 N 3113 о разделе земельного участка, выделенного Управлению Федерального казначейства по Карачаево-Черкесской Республике, на два самостоятельных.
В соответствии со статьей 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" несоответствие документов, представленных на регистрацию, требованиям действующего законодательства, а также отсутствие у лица, выдавшего правоустанавливающий документ, полномочий по распоряжению правом на данный объект недвижимого имущества, являются основаниями для отказа в государственной регистрации права.
Согласно части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
С учетом изложенного суд первой инстанции, пришел к правильному выводу о том, что Управления Федерального регистрационной службы по Карачаево-Черкесской Республике соответствуют требованиям земельного законодательства и законодательства о государственной регистрации прав, в связи с чем не нарушают права и законные интересы заявителя и правомерно Управлению Федерального казначейства по Карачаево-Черкесской Республике в удовлетворении заявления отказал.
Таким образом, судом первой инстанции дана подробная и правильная оценка предъявленным Управлением Федерального казначейства по Карачаево-Черкесской Республике требованиям.
Доводы Управления Федерального казначейства по Карачаево-Черкесской Республике, изложенные в апелляционной жалобе, выводы суда первой инстанции не опровергают.
Апелляционным судом не принимается довод Управления Федерального казначейства по Карачаево-Черкесской Республике о том, что статьей 54 Конституции Российской Федерации установлено, что закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет, в связи с чем статья 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" неприменима к отношениям по разделу земельного участка по ул. Красноармейской, 70-а, поскольку данная статья не устанавливает и не отягчает ответственности, а лишь определяет порядок разграничения государственной собственности на землю. Кроме того, апелляционный суд обращает внимание на то, что постановление Мэрии N 3113 было принято после 01.07.2006.
Нормы материального права судом первой инстанции применены и доказательства оценены верно.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену вынесенного решения суда, при проверке дела в апелляционном порядке не установлено.
Руководствуясь статьями 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 30.07.2009 по делу N А25-643/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа через Арбитражный суд Карачаево-Черкесской Республики.
Председательствующий |
С.А. Параскевова |
Судьи |
Н.В. Винокурова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А25-643/2009
Истец: Управление Федерального Казначейства по Карачаево-Черкесской Республике
Ответчик: Управление Федеральной регистрационной службы по КЧР
Третье лицо: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в КЧР, ООО "Гелерон", Мэрия МО г. Черкесска