г. Пермь |
Дело N А60-18345/2009 |
19 октября 2009 г. |
|
Резолютивная часть постановления объявлена 19 октября 2009 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 19 октября 2009 года
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Зелениной Т.Л.,
судей Скромовой Ю.В., Паньковой Г.Л.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Русановой Ю.С.,
при участии в судебном заседании:
от заявителя - представитель не явился,
от ответчика - представитель не явился,
(лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрев апелляционную жалобу ответчика - Управления Федеральной регистрационной службы по Свердловской области
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 18 августа 2009 года
по делу N А60-18345/2009,
принятое судьей Италмасовой Е.Г.
по заявлению администрации города Екатеринбурга
к Управлению Федеральной регистрационной службы по Свердловской области
о признании незаконным отказа в государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним,
УСТАНОВИЛ:
Администрация города Екатеринбурга (заявитель) обратилась в арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Управлению Федеральной регистрационной службы по Свердловской области (ответчик) о признании незаконным отказа в государственной регистрации обременений на объект недвижимости - земельный участок с кадастровым номером 66:41:0106064:19, расположенный в г. Екатеринбурге, по ул. Победы, о возложении на ответчика обязанности устранить нарушение прав заявителя путем регистрации ограничений, указанных в Постановлении Главы Екатеринбурга N 4836 от 10.11.2008 "О резервировании для муниципальных нужд земельных участков в квартале улиц Победы-Народного фронта-переулка Никитина".
Решением арбитражного суда Свердловской области от 18.08.2009 (резолютивная часть от 14.08.2009) заявленные требования удовлетворены.
Ответчик с решением суда от 18.08.2009 не согласен, в апелляционной жалобе ссылается на отсутствие доказательств нарушения требований закона и прав заявителя. Ответчик считает, что государственная регистрация обременения земельных участков в отсутствие открытого раздела ЕГРП осуществлена быть не может.
Заявитель против доводов апелляционной жалобы возражает, в отзыве на апелляционную жалобу указывает, что обязанность произвести государственную регистрацию ограничений (обременений) установлена законом, она осуществляется по инициативе органов, принявших решение о резервировании земельных участков для государственных или муниципальных нужд, и не зависит от воли правообладателя земельного участка.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует:
Постановлением Главы Екатеринбурга от 10.11.2008 N 4836 утверждена схема резервируемых земель площадью 9811 кв.м., расположенных в г. Екатеринбурге в квартале улиц Победы - Народного фронта- переулка Никитина.
Пунктом 2 указанного постановления зарезервированы для муниципальных нужд земельные участки, расположенные в г. Екатеринбурге в квартале улиц Победы - Народного фронта- переулка Никитина.
26.12.2008 заявитель обратился к ответчику с заявлением о регистрации обременении на объект недвижимости - земельный участок с кадастровым номером 66:41:0106064:19, площадью 524 кв.м, расположенный по адресу: г. Екатеринбург, ул. Победы, категория - земли населенных пунктов, разрешенное использование - размещение здания детского сада.
20.02.2009 ответчик отказал заявителю в проведении государственной регистрации, поскольку в соответствии с абз. 3 п. 2 ст. 13 ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация ограничения (обременения) права на недвижимое имущество возможна при условии наличия государственной регистрации ранее возникших прав на данный объект в Едином государственном реестре прав.
Полагая, что указанный отказ не соответствует требованиям закона, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящими заявленными требованиями.
Часть 1 ст. 198 АПК РФ предусмотрено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего:
В соответствии с ч. 1 ст. 279 ГК РФ земельный участок может быть изъят у собственника для государственных или муниципальных нужд путем выкупа.
Согласно ч. 4 ст. 279 ГК РФ решение федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд подлежит государственной регистрации в органе, осуществляющем регистрацию прав на земельный участок. Собственник земельного участка должен быть извещен о произведенной регистрации с указанием ее даты.
Статьей 283 ГК РФ предусмотрено, что в случаях, когда земельный участок, изымаемый для государственных или муниципальных нужд, находится во владении и пользовании на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, прекращение этих прав осуществляется применительно к правилам, предусмотренным статьями 279 - 282 настоящего Кодекса.
В силу п. 1 ст. 4 Федерального закона Российской Федерации от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон) ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество, возникающие на основании договора либо акта органа государственной власти или акта органа местного самоуправления, подлежат государственной регистрации в случаях, предусмотренных законом.
Государственная регистрация перехода права на объект недвижимого имущества, его ограничения (обременения) или сделки с объектом недвижимого имущества возможна при условии наличия государственной регистрации ранее возникших прав на данный объект в Едином государственном реестре прав (ст. 13 Закона).
Согласно п. 1 ст. 6 Закона права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу данного Федерального закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной названным Федеральным законом. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей.
Следовательно, государственная регистрация ранее возникших прав возможна лишь на основании волеизъявления правообладателей, в том числе и в тех случаях, когда такая регистрация необходима для государственной регистрации обременения.
Поскольку изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд, осуществляемое в публичных интересах, не требует согласия лица, у которого изымается земельный участок, установленная законом обязательная государственная регистрация такого решения не может быть поставлена в зависимость от действий правообладателя земельного участка по осуществлению регистрации ранее возникших прав на этот земельный участок.
Таким образом, оснований для отказа в государственной регистрации обременений на земельный участок, не имелось, решение суда от 18.08.2009 является законным, обоснованным и отмене не подлежит.
Государственная пошлина по апелляционной жалобе относится на ответчика (ст. 110 АПК РФ).
На основании изложенного и руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение арбитражного суда Свердловской области от 18 августа 2009 года по делу N А60-18345/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Свердловской области.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий |
Т.Л. Зеленина |
Судьи |
Ю.В. Скромова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-18345/09
Истец: Администрации города Екатеринбурга
Ответчик: Управление Федеральной регистрационной службы по Свердловской области
Хронология рассмотрения дела:
19.10.2009 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-9345/09