г. Пермь |
|
15 октября 2009 г. |
Дело N А60-23091/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 октября 2009 года;.
Постановление в полном объеме изготовлено 15 октября 2009 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Осиповой С.П.
судей: Мещеряковой Т.И., Савельевой Н.М.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Кузьминой П.С.
при участии:
от заявителя ОАО "Буланашский машиностроительный завод": не явились;
от заинтересованного лица Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Уральском федеральном округе: не явились;
лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя ОАО "Буланашский машиностроительный завод"
на решение Арбитражного суда Свердловской области от 29.07.2009 года
по делу N А60-23091/2009
принятое судьей Хомяковой С.А.
по заявлению ОАО "Буланашский машиностроительный завод"
к Региональному отделению Федеральной службы по финансовым рынкам в Уральском федеральном округе
об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Буланашский машиностроительный завод" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Уральском федеральном округе (далее - административный орган, РО ФСФР России в УрФО) от 28.05.2009г. N 62-09-145/пн о назначении административного наказания по ч.2 ст.15.19 КоАП РФ в виде штрафа в размере 700.000 рублей.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 29.07.2009г. в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования.
При этом заявитель жалобы ссылается на вынесение оспариваемого постановлении с нарушение срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ст.4.5 КоАП РФ, поскольку данный срок исчисляется с момента совершения правонарушения, так как правонарушение, предусмотренное ч.2 ст.15.19 КоАП РФ, не является длящимся. Кроме того, по мнению заявителя жалобы, административным органом и судом необоснованно разделен состав административного правонарушения, поскольку привлечение общества к ответственности за необеспечение доступа к неразмещенной информации в сети Интернет противоречит ст.1.5 КоАП РФ. Также, по мнению заявителя жалобы, имеются основания для освобождения Общества от ответственности в порядке ст. 2.9 КоАП РФ.
В письменном отзыве на апелляционную жалобу административный орган просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на законность и обоснованность оспариваемого постановления, на соблюдение срока давности привлечения к административной ответственности и отсутствие оснований для признания вменяемого Обществу правонарушения в качестве малозначительного.
Стороны, надлежащим образом уведомленные о времени и месте судебного разбирательства, в суд апелляционной инстанции своих представителей не направили, что в порядке п.3 ст.156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, в ходе проведения РО ФСФР России в УрФО выездной проверки деятельности общества по соблюдению законодательства РФ о ценных бумагах, об акционерных обществах, о защите прав и законных интересов инвесторов обнаружен факт не обеспечения доступа на страннице в сети Интернет www.ecki.ru к информации о сроках исполнения обязательства по выплате дивидендов по акциям общества, и о начисленных и/или выплаченных доходах по ценным бумагам эмитента, в нарушение п.6.3.1 и п.6.3.2 Положения "О раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг", утвержденного Приказом ФСФР России от 10.10.2006г. N 06-117/пз-н.
Результаты проверки оформлены актом от 21.04.2009г. (л.д. 102 т.1).
По данному факту в отношении общества составлен протокол от 14.05.2009г. N 62-345/пр-ап об административном правонарушении, ответственность за которое установлена ч.2 ст.15.19 КоАП РФ (л.д. 113-115 т.1).
28.05.2009г. руководителем РО ФСФР России в УрФО по результатам рассмотрения материалов административного дела вынесено постановление N 62-09-145/пн о назначении административного наказания, которым ОАО "Буланашский машиностроительный завод" привлечено к административной ответственности по ч.2 ст.15.19 КоАП РФ за нарушение эмитентом порядка раскрытия информации на рынке ценных бумаг, обязанность по раскрытию которой предусмотрена законодательством, и назначено наказание в виде штрафа в размере 700.000 руб. (л.д.8-12, т.1).
Не согласившись с указанным постановлением, Общество обратилось с соответствующим заявлением в арбитражный суд.
Принимая решение об отказе в удовлетворении требований заявителя, суд первой инстанции исходил из доказанности в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 15.19 КоАП РФ, отсутствии пропуска срока привлечения к ответственности и признаков малозначительности совершенного правонарушения.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что оспариваемый судебный акт отмене не подлежит по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 92 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" открытое акционерное общество обязано, в частности, раскрывать сведения, определяемые федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг. Обязательное раскрытие информации обществом, включая закрытое общество, в случае публичного размещения им облигаций или иных ценных бумаг осуществляется обществом в объеме и порядке, которые установлены федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг.
Согласно ст. 30 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" в случае регистрации проспекта ценных бумаг эмитент обязан осуществлять раскрытие информации в форме: ежеквартального отчета эмитента эмиссионных ценных бумаг (ежеквартальный отчет); сообщения о существенных фактах (событиях, действиях), касающихся финансово-хозяйственной деятельности эмитента эмиссионных ценных бумаг (сообщения о существенных фактах). При этом установлено, что состав информации, порядок и сроки ее раскрытия, а также порядок и сроки представления отчетности профессиональными участниками рынка ценных бумаг определяются нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг.
Приказом Федеральной службы по финансовым рынкам от 10.10.2006 N 06-117/пз-н утверждено Положение о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг (далее - Положение).
Согласно п.5.1 Положения обязанность осуществлять раскрытие информации в форме ежеквартального отчета в порядке, предусмотренном настоящим Положением, распространяется на эмитентов, являющихся акционерными обществами, созданными при приватизации государственных и/или муниципальных предприятий (их подразделений), в соответствии с планом приватизации, утвержденным в установленном порядке и являвшимся на дату его утверждения проспектом эмиссии акций такого эмитента, если указанный план приватизации предусматривал возможность отчуждения акций эмитента более чем 500 приобретателям либо неограниченному кругу лиц.
Из материалов дела следует, что общество создано в процессе приватизации. 02.12.1993г. Финансовым управлением Администрации Свердловской области зарегистрирован выпуск акций общества (государственный регистрационный номер выпуска - 62-1п-489). Регистрация выпуска ценных бумаг сопровождалась регистрацией плана приватизации, который является решением о выпуске акций и проспектом эмиссии этих акций. План приватизации предусматривал размещение 50% акций путем свободной продажи.
Таким образом, общество обязано раскрывать информацию в форме ежеквартального отчета эмитента эмиссионных ценных бумаг.
Согласно представленному в РО ФСФР России в УрФО Ежеквартальному отчету за IV квартал 2008 г. (л.д. 56-68 т.1) общество использует страницу Интернет www.ecki.ru для размещения указанной информации. Указанный отчет содержит информацию об объявленных (начисленных) и о выплаченных дивидендах по акциям эмитента. Данные по выплаченным и полученным акционерами общества дивидендам представлены по состоянию на 01.10.2008г. Дата проведения годового общего собрания акционеров, на котором принято соответствующее решение - 23.05.2008г. Сроки, отведенные для выплаты объявленных дивидендов по обыкновенным акциям - 31.12.2008г.
В соответствии с п.6.1.1 Положения обязанность осуществлять раскрытие информации в форме сообщений о существенных фактах в порядке предусмотренном данным Положением, распространяется на эмитентов, которые в соответствии с данным Положением обязаны раскрывать информацию в форме ежеквартального отчёта.
Согласно п.6.2.1 Положения сообщениями о существенных фактах, в том числе признаются: сведения о сроках исполнения обязательств эмитента перед владельцами ценных бумаг эмитента; сведения о начисленных и/или выплаченных доходах по ценным бумагам.
Статьей 30 Федерального закона "О рынке ценных бумаг" установлено, что под раскрытием информации понимается обеспечение ее доступности всем заинтересованным лицам независимо от целей получения данной информации. Вся информация, которую эмитент обязан раскрывать в соответствии с данным Положением и иными нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг в сети Интернет, должна быть доступна в течение сроков, установленных этими нормативными правовыми актами, на одной странице в сети Интернет.
Согласно п.6.3.1 Положения акционерное общество, обязанное в соответствии с настоящим Положением раскрывать информацию в форме ежеквартального отчета обязано опубликовать информацию в форме сообщения о существенном факте в следующие сроки с момента наступления существенного факта: в ленте новостей - не позднее 1 дня; на странице в сети Интернет - не позднее 2 дней.
Текст сообщения о существенном факте должен быть доступен на странице в сети Интернет в течение не менее 6 месяцев с даты его опубликования в сети Интернет.
Согласно п.6.2.11 Положения, в форме сообщений о существенных фактах раскрываются сведения о сроках исполнения и о просрочке исполнения обязательств эмитента перед владельцами ценных бумаг эмитента, в том числе обязательств по выплате дивидендов по акциям эмитента. Моментом наступления существенного факта считается дата, в которую обязательство эмитента перед владельцами ценных бумаг должно быть исполнено, а в случае, если такое обязательство должно быть исполнено эмитентом в течение определенного срока (периода времени), - дата окончания этого срока.
Согласно п.6.2.13 Положения, в форме сообщения о существенных фактах раскрываются сведения о начисленных и/или выплаченных доходах по ценным бумагам эмитента: дивидендов (в том числе промежуточных) по акциям и доходов по облигациям. Моментом наступления существенного факта считается дата составления протокола (дата истечения срока, установленного законодательством РФ для составления протокола) собрания (заседания) уполномоченного органа управления эмитента, на котором принято решение об определении размера процента (купона) по облигациям; дата, в которую обязательство по выплате доходов по ценным бумагам эмитента должно быть исполнено, в случае, если такое обязательство по выплате доходов по ценным бумагам должно быть исполнено эмитентом в течение определённого срока (периода времени), - дата окончания этого срока.
Таким образом, сведения о сроке исполнения обязательств по выплате дивидендов по акциям общества, сведения о начисленных и/или выплаченных доходах по ценным бумагам эмитента должны быть опубликованы обществом на странице в сети Интернет: по обыкновенным акциям - не позднее 11.01.2009г., доступ к данной информации должен быть обеспечен, в соответствии с п.6.3.1 Положения, в течение не менее 6 месяцев с даты опубликования.
Согласно ч.2 ст.15.19 КоАП РФ нераскрытие или нарушение эмитентом, профессиональным участником рынка ценных бумаг, акционерным инвестиционным фондом, управляющей компанией акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда, специализированным депозитарием акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда либо лицом, оказывающим услуги по публичному представлению раскрываемой информации, порядка и сроков раскрытия информации, предусмотренной федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами, а равно раскрытие информации не в полном объеме, и (или) недостоверной информации, и (или) вводящей в заблуждение информации влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от семисот тысяч до одного миллиона рублей.
Как следует из материалов дела, обществом на дату проведения проверки (21.04.2009г.) не обеспечен доступ на страннице в сети Интернет www.ecki.ru к сообщениям в форме существенных актов, а именно к сведениям о сроках исполнения обязательств по выплате дивидендов по акциям Общества, и о начисленных и/или выплаченных доходах по ценным бумагам эмитента.
Данная информация размещена на странице в сети Интернет www.ecki.ru только 20.05.2009г., после получения обществом предписания административного органа об устранении допущенных недостатков.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Поскольку Общество имело возможность выполнить требования законодательства, но им не были приняты все зависящие для этого меры, иного из представленных в материалы дела документов не следует, наличие в его действиях состава вменяемого административного правонарушения является доказанным.
В силу ч. 1, 2 ст. 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения. При длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.
Пунктом 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" разъяснено, что при применении ст. 4.5 КоАП РФ судьям необходимо исходить из того, что длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении обязанностей, возложенных на нарушителя законом. Невыполнение предусмотренной нормативным правовым актом обязанности к установленному в нем сроку не является длящимся административным правонарушением. При этом необходимо иметь в виду, что днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения.
Обязанность по раскрытию информации является сложным юридическим составом, включающим как действия, обязанность совершить которые прекращается истечением установленного законом срока, так и действия, продолжающиеся в течение срока, также определенного законом. Исходя из сущности правоотношений, на защиту которых направлена норма, установленная ч. 2 ст. 15.19 КоАП РФ, нарушение порядка раскрытия информации - это не только неопубликование отчетности, но и необеспечение доступа на странице сети Интернет, который должен обеспечиваться в течение установленного срока.
Первичным нарушением является неисполнение обязанности по опубликованию информации, поскольку доступ к неопубликованной информации обеспечить невозможно. Вместе с тем, каждое из требований является самостоятельным и обязательным к исполнению, а не производным одно от другого. Невыполнение каждого из требований самостоятельно образует состав административного правонарушения по ч. 2 ст. 15.19 КоАП РФ. При этом причины, по которым доступ к информации в сети Интернет не был обеспечен: в связи с неопубликованием информации или по причине ее несохранения в течение установленного периода времени, не имеют значения для установления объективной стороны правонарушения, квалифицируемого по ч. 2 ст. 15.19 КоАП РФ. Иной подход к разрешению данного вопроса влечет необоснованное освобождение от ответственности лиц, не выполнивших обязательные для исполнения требования и по размещению информации, и по обеспечению доступа к ней.
Неисполнение обязанности к установленному сроку не является длящимся правонарушением. Вместе с тем необеспечение доступа к указанным сведениям будет длящимся правонарушением, поскольку продолжается в течение всего периода, в течение которого доступ к сведениям должен быть обеспечен. В связи с тем, что наличие состава правонарушения в виде необеспечения доступа к информации не зависит от самого факта опубликования сведений, правонарушение будет совершенным с момента истечения сроков, установленных для размещения информации в сети Интернет.
Как следует из протокола и оспариваемого постановления в вину Обществу вменяется правонарушение в форме необеспечения доступа к информации, которое является длящимся.
В связи с изменениями, внесенными в Кодекс РФ об административных правонарушениях Федеральным законом от 09.02.2009г. N 9-ФЗ, давностный срок привлечении к административной ответственности за нарушение законодательства о рынке ценных бумаг стал равен одному году со дня обнаружения длящегося административного правонарушения.
Таким образом, общество, совершившее длящееся административное правонарушение, выразившееся в необеспечение доступа на страннице в сети Интернет www.ecki.ru к сообщениям в форме существенных актов, а именно к сведениям о сроках исполнения обязательств по выплате дивидендов по акциям Общества, и о начисленных и/или выплаченных доходах по ценным бумагам эмитента, моментом обнаружения которого является 21.04.2009г., привлечено к административной ответственности по ч.2 ст.15.19 КоАП РФ с соблюдением срока привлечения к административной ответственности, с учетом изменений, внесенных в законодательство на момент привлечения к административной ответственности.
Доводы апелляционной жалобы в указанной части судом апелляционной инстанции отклоняются по вышеизложенным мотивам.
Ссылка заявителя жалобы на малозначительность совершенного правонарушения является необоснованной в силу следующего.
Суд первой инстанции с учетом положений ст. 2.9 КоАП РФ, разъяснений, содержащихся в п. 18 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 г. N 10, а также обстоятельств дела пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для применения малозначительности при данном составе административного правонарушения.
По смыслу ст. 2.9 КоАП РФ оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Таким образом, административные органы обязаны установить не только формальное сходство содеянного с признаками того или иного административного правонарушения, но и решить вопрос о социальной опасности деяния.
В данном случае по указанному правонарушению существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения (состав правонарушения является формальным), а в пренебрежительном отношении заявителя к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права. Представление информации акционерным обществом является важной составляющей нормального функционирования рынка ценных бумаг, и ее непредставление влечет угрозу охраняемым законом общественным отношениям в указанной сфере.
При этом обстоятельство, указанное обществом в качестве основания для признания правонарушения малозначительным (совершение правонарушения впервые) было учтено в качестве смягчающего обстоятельства при назначении размера наказания.
Ссылка заявителя жалобы на содержание указанной информации в Уставе общества и ежеквартальных отчетах, не может рассматриваться в качестве критерия признания судом апелляционной инстанции вменяемого административного правонарушения малозначительным.
Согласно ч. 1 ст. 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом. Лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения. Как указано выше, допущенное обществом правонарушение является длящимся, на момент его обнаружения - 21 апреля 2009 г., в силу вступил Федеральный закон N 9-ФЗ от 09.02.2009г. (с 13.04.2009г.), которым изменен размер штрафа.
Обществу с учетом смягчающих вину обстоятельств, назначен минимальный размер штрафа, предусмотренный ч. 2 ст. 15.19 КоАП РФ, с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 09.02.2009г. N 9-ФЗ, в размере 700.000 рублей.
Существенных нарушений порядка привлечения общества к административной ответственности судом апелляционной инстанции не установлено.
О времени и месте составления протокола об административном правонарушении законный представитель юридического лица был извещен заблаговременно уведомлением от 22.04.2009г., полученным Обществом 28.04.2008 г. (л.д. 103-104,т.1). О времени и месте рассмотрения материалов дела об административном правонарушении законный представитель юридического лица извещен определением от 15.05.2009, которое получено Обществом 20.95.2009г. (л.д. 92-94).
Таким образом, Обществу предоставлена возможность воспользоваться правами лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, однако ни на составление протокола об административном правонарушении, ни на рассмотрение дела об административном правонарушении общество не являлось. Доказательств представления Региональному отделению ФС по финансовым рынкам в Уральском ФО соответствующих пояснений во время производства по делу не представлено.
Иные доводы, приведенные в жалобе, судом апелляционной инстанции во внимание не принимаются, поскольку не подтверждают незаконность и необоснованность выводов суда первой инстанции.
При изложенных обстоятельствах оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 176, 258, 266, 268, 269, 271АПК РФ, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 29 июля 2009 года по делу N А60-23091/2009 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Открытого акционерного общества "Буланашский машиностроительный завод" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Свердловской области.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий |
С.П. Осипова |
Судьи |
Т.И. Мещерякова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-23091/09
Истец: ОАО "Буланашский машиностроительный завод"
Ответчик: Федеральная служба по финансовым рынкам (Региональное отделение в Уральском федеральном округе (РО ФСФР России в УрФО)
Хронология рассмотрения дела:
14.10.2009 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-8259/09