г. Пермь |
|
12 октября 2009 г. |
Дело N А71-5020/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 октября 2009 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 12 октября 2009 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Булкиной А.Н.,
судей Казаковцевой Т.В., Романова В.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Гордеевой Н.В.,
при участии:
от истца, Министерства лесного хозяйства Удмуртской Республики: Скачков А.Н., доверенность от 11.09.2009г. N 121-2009; Чернова Н.В., доверенность N 123-2009 от 11.09.2009г.; Черных А.Е., доверенность N 122-2009 от11.09.2009г.;
от ответчика, ЗАО "Биоресурс": Вологдин А.А., доверенность N 16 от 14.09.2009г.; Жихарев М.Н., доверенность от 10.03.2009г.,
лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу истца,
Министерства лесного хозяйства Удмуртской Республики,
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики
от 13 июля 2009 года
по делу N А71-5020/2009,
принятое судьей Г.А. Абуязидовой,
по иску Министерства лесного хозяйства Удмуртской Республики
к закрытому акционерному обществу "Биоресурс"
о взыскании долга по договорам аренды,
УСТАНОВИЛ:
Министерство лесного хозяйства Удмуртской Республики (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с иском к закрытому акционерному обществу "Биоресурс" (далее - ответчик) о взыскании 146 790 руб. 00 коп. долга по договору аренды участков лесного фонда б/н от 01.12.2006г. и по договору аренды лесного участка N 01/2-15/24 от 31.03.2008г.
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 13 июля 2009 года (резолютивная часть от 06.07.2009г.) в удовлетворении исковых требований отказано.
Истец, Министерство лесного хозяйства Удмуртской Республики, с принятым решением не согласен по мотивам, изложенным в апелляционной жалобе; считает, что решение принято по неполно выясненным обстоятельствам, с нарушением норм материального и процессуального права, просит его отменить и принять по делу новый судебный акт о взыскании арендной платы в размере 146 790 руб.
Заявитель жалобы ссылается на то, что Министерство лесного хозяйства Удмуртской Республики является исполнительным органом госвласти Удмуртской Республики, осуществляющим полномочия в области лесных отношений. Полагает, что поскольку договор от 31.03.2008г. прошел госрегистрацию только 09.10.2008г., то до указанного момента действовал договор аренды участка лесного фонда, заключенный между ФГУ "Иргинский лесхоз" и ЗАО "Биоресурс" (п. 22 договора от 31.03.2008г.). Истец указывает на принятие судом протокола согласования N 177 от 06.07.2009г., который не имеет юридической силы, так как подписан неуполномоченным лицом - руководителем ГУ УР "Иргинское лесничество" В.И. Сергеевым. Иных дополнительных соглашений или протоколов об изменении размера арендной платы ни по договору от 01.12.2006г., ни по договору от 31.03.2008г. не подписывалось.
Кроме того, ссылаясь на приложенные к жалобе платежные поручения, Министерство указывает на отсутствие у ответчика недоимки по арендным платежам за 2007 год и наличие задолженности за 2008 год в сумме 221 083 руб. По отраженному в жалобе расчету ЗАО "Биоресурс" должно оплатить за 2008 год арендную плату в размере 681 195 руб. (545 130 руб. - в федеральный бюджет и 227 065 руб. - в бюджет субъекта (УР)), исходя из фактического объема заготовленной ответчиком древесины - 5 204 м.куб., отраженного в его отчете в связи с заменой лесосек.
Заявитель жалобы считает, что суд неправомерно принял перерасчет арендной платы с применение постановления Правительства РФ N 310 от 22.05.2007г., так как исходя из условий пунктов 11а, 22 договора от 31.03.2008г. по исчислению арендной платы необходимо исходить из правоотношений сторон по договору от 01.12.2006г.
В жалобе указывается на отсутствие у Сергеева В.И., руководителя ГУ УР "Иргинское лесничество", действующего по доверенности N 51-2009 от 10.02.2009г. права подписи исковых заявлений (п. 2 ст. 62 АПК РФ).
В судебном заседании 15.09.2009г. представители истца доводы, изложенные в жалобе, поддержали, просили решение суда отменить, исковые требования удовлетворить в заявленном размере.
Ответчик письменного отзыва на жалобу не представил. Представители ответчика выразили несогласие с жалобой истца, решение считают законным и обоснованным. Пояснили, что согласно перерасчету, произведенному в соответствии с пунктом 4 постановления Правительства РФ N 310 от 22.05.2007г. "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности" (протокол согласования N 177 от 06.07.2009г.) у ответчика отсутствует задолженность по арендной плате.
В судебном заседании 15.09.2009г. был объявлен перерыв до 18.09.2009г. После перерыва от ответчика поступил письменный отзыв. В судебном заседании 15.09.2009г. стороны поддержали свои доводы, возражения соответственно. Ответчик пояснил, что заготовка древесины в 2007 - 2008годах осуществлялась им на основании выданных лесорубочных билетов, рассмотрение дела отложено для возможного урегулирования спора путем заключения мирового соглашения.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, на основании протокола лесного аукциона на право заключения договоров аренды участков лесного фонда от 20.11.2006г. N 4 между ФГУ "Игринский лесхоз" (арендодатель) и ЗАО "Биоресурс" (арендатор) был заключен договор аренды участка лесного фонда от 01.12.2006г., во исполнение условий которого, ответчику был передан в аренду участок лесного фонда Российской Федерации в Игринском районе УР площадью 33417га, для осуществления заготовки древесины по главному пользованию в объеме 5,2 тыс.м.куб., сроком на 5 лет (л.д. 12-16).
Согласно разделу 2 договора арендная плата за осуществление заготовки древесины исчисляется по минимальным ставкам платы за древесину, отпускаемую на корню на основании постановления Правительства Российской Федерации N 127 от 19.02.2001г. (п. 2.3), пересматривается и изменяется по мере изменения ставок лесных податей (п. 2.5).
Расчетная сумма арендной платы при заготовке древесины в объеме 5 200м.куб. по главному пользованию в 2007 году составляла 347 900 руб. и подлежала уплате арендатором: 231 900 руб. - в доход федерального бюджета, 116 000 руб. - в доход бюджета Удмуртской Республики (п. 2.2 договора, п. 1.2 Приложения N 3).
Договор прошел государственную регистрацию 22.12.2006г. (л.д. 15а).
Федеральным законом от 04.12.2006г. N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 201-ФЗ) с 01.12.2007г. введен в действие Лесной кодекс Российской Федерации 2006 года.
Согласно вышеназванному Закону (п. 1, 2 ст. 4) договоры аренды участков лесного фонда и договоры безвозмездного пользования участками лесного фонда должны быть приведены в соответствие с Лесным кодексом РФ до 01 января 2009 года.
В соответствии со статьями 72, 74, 83 Лесного кодекса Российской Федерации, на основании Приказа Министерства лесного хозяйства Удмуртской Республики N 64 от 07.03.2008г. "О переоформлении договора аренды участка лесного фонда" 31.03.2008г. заключен договор аренды лесного участка за N 01/2-15/24 между Министерством лесного хозяйства Удмуртской Республики (арендодатель) и ЗАО "Биоресурс" (арендатор) (л.д. 17-20). Срок действия названного договора, предусматривающего предоставление арендатору для заготовки древесины участка площадью 33 417га, расположенного в районе ГУ УР "Игринское лесничество", установлен 10 лет с момента государственной регистрации (п. 20).
Договор зарегистрирован в Управлении Федеральной регистрационной службы по Удмуртской Республике 09.10.2008г. (л.д. 19).
По условиям договора (п. 6, Приложение N 4) размер арендной платы за 2008 год составляет 490 680 руб. и подлежит внесению поквартально (в равных долях) по 122 670 руб. в федеральный бюджет.
Размер арендной платы подлежит изменению пропорционально ставки платы за единицу объема древесины лесных насаждений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации N 310 от 22.05.2007г. (п. 7 договора).
На 2008 год между ГУ УР "Иргинское лесничество" и ЗАО "Биоресурс" подписан акт передачи лесосечного фонда главного пользования в объеме 5200м.куб., в том числе по хвойному хозяйству - 3800м.куб.
Фактический объем заготовленной ответчиком древесины в 2008 году составил 5 204м.куб., арендная плата - 681 195 руб. (л.д. 64).
В связи с тем, что регистрация договора аренды лесного участка от 31.03.2008г. осуществлена ответчиком лишь 09.10.2008г. расчет арендной платы за 2008 год в общем размере 637 470 руб. произведен истцом с учетом положений пункта 3 статьи 433 Гражданского кодекса РФ, пунктов 20, 21 договора от 31.03.2008г. (л.д. 40, 59). При этом, годовая арендная плата определена: 524 855 руб. - за период с января 2008 года по 08.10.2008г. (с применением условий п. 2.3 договора участка лесного фонда от 01.12.2006г., по минимальным ставкам платы за древесину отпускаемую на корню, на основании постановления Правительства РФ N 127 от 19.02.2001г. и коэффициента для расчета ставок лесных податей по Удмуртской Республике, утвержденного Приказом Рослесхоза от 27.10.2005г. N 238) и 112 615 руб. - за период с 09.10.2008г.(исходя из условий п. 6 договора от 31.03.2008г. (490 689 руб. в год).
Поскольку арендная плата за 2008 год оплачена ответчиком в общем размере 460 112 руб., истец обратился с настоящим иском о взыскании 146 790 руб. (л.д. 5, 22, 40).
Отказывая в удовлетворении исковых требований суд первой инстанции исходил из того, что представленный истцом при рассмотрении дела перерасчет арендной платы произведен в соответствии с постановлением Правительства РФ от 22.05.2007г., отсутствием у ответчика задолженности по арендной плате (ст.ст. 309-310, 408 ГК РФ, ст. 71 АПК РФ).
Суд апелляционной инстанции считает решение обоснованным в связи со следующим.
Согласно пункту 3 статьи 71 Лесного кодекса Российской Федерации к договорам аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации
Пунктом 1 статьи 614 Гражданского кодекса Российской Федерации установлена обязанность арендатора своевременно вносить плату за пользование имуществом, порядок, условия и размер которой определяются договором аренды.
В силу статьи 73 Лесного кодекса РФ при использовании лесного участка с изъятием лесных ресурсов минимальный размер арендной платы определяется как произведение ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и объема изъятия лесных ресурсов на арендованном лесном участке (пункт 2).
В соответствии с пунктом 4 названной статьи для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Согласно пункту 4 постановления Правительства РФ N 310 от 22.05.2007г. "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности" выбор разряда такс производится для каждого лесного квартала исходя из расстояния от центра квартала до ближайшего пункта, откуда возможна погрузка и перевозка древесины железнодорожным транспортом.
Из пояснений сторон и представленных ими в судебное заседание апелляционного суда документов следует, что ГУ УР "Игринское лесничество" обществу "Биоресурс" были выданы лесорубочные билеты на заготовку древесины в 2007 году: N 347 и N 348 от 28.12.2006г., N 140 от 25.12.2007г.; в 2008 году: N 13 от 25.01.2008г., N 14 от 22.02.2008г., N 15 от 18.04.2008г., N 16 от 22.07.2008г. на 5 204 м.куб. древесины. Лесорубочные билеты выписаны по первому разряду такс.
В связи с тем, что при подаче иска расчет арендной платы был произведен по первому разряду такс, что не соответствовало фактической оценке лесосек, истцом при рассмотрении дела судом первой инстанции был представлен перерасчет её с учетом требований пункта 4 постановления Правительства РФ N 310 от 22.05.2007г.
Согласно представленному перерасчету - протокол согласования N 177 от 06.07.2009г. размер арендной платы исчислен по разрядам такс, то есть согласно постановлению Правительства РФ N 310 от 22.05.2007г. в связи с чем, арендная плата, подлежащая внесению арендатором, составила за 2007 год - 229 232 руб., за 2008 год - 512 060 руб. (л.д. 98-99).
С учетом произведенных ответчиком проплат: 305 682 руб. за 2007 год и 460 112 руб. - за 2008 год, недоимки по арендной плате не имеется (переплата 24 502 руб.). Следовательно, выводы суда первой инстанции об отсутствии долга и оснований для удовлетворения заявленного иска обоснованны (ст. 408 ГК РФ, ст. 71 АПК РФ).
При этом апелляционной суд отклоняет доводы апелляционной жалобы Министерства лесного хозяйства Удмуртской Республики о том, что принятый судом первой инстанции перерасчет - протокол согласования N 177 от 06.07.2009г. не имеет юридической силы, поскольку подписан неуполномоченным лицом, руководителем ГУ УР "Игринское лесничество" В.И. Сергеевым, не имеющим права подписи протоколов согласования по договорам аренды.
Из буквального содержания названного документа, адресованного арбитражному суду, явствует воля стороны о признании ей отраженного в нем расчета (ст. 431 ГК РФ). Наименование же документа "протокол согласования" и отсутствие в нем сведений относительно подписи второй стороны по расчетам (арендатора - ЗАО "Биоресурс") не исключает юридическую значимость его содержания. Исходя из перечня полномочий, предоставленных руководителю ГУ УР "Игринское лесничество" Сергееву В.И. по доверенности N 51-2009 от 10.01.2009г. (л.д. 8), он вправе признавать или отказываться полностью от исковых требований, что не противоречит статье 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Поскольку договор аренды лесного участка от 31.03.2008г. зарегистрирован в Управлении Федеральной регистрационной службы по Удмуртской Республике 09.10.2008г. (л.д. 19), он в силу пункта 3 статьи 433 Гражданского кодекса РФ считается заключенным с момента регистрации, что свидетельствует о действии до названного срока предыдущего договора аренды участка лесного фонда от 01.12.2006г. При этом условия пункта 11а договора от 31.03.2008г. предусматривающие право арендатора приступить к заготовке древесины при представлении арендодателю в установленном порядке разработанного проекта освоения лесов, не связаны с моментом заключения договора. Указанное исключает доводы Министерства о действии договора от 01.12.2006г. до 23.01.2009г., то есть до даты утверждения им положительного заключение по результатам экспертизы проекта освоения лесов ЗАО "Биоресурс" Приказом N 15.
Не может быть принято и утверждение заявителя апелляционной жалобы о неправомерности принятого судом первой инстанции представленного перерасчета арендной платы.
В соответствии с абзацем 2 пункта 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.
Как указывалось ранее, ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности устанавливаются уполномоченными органами (п. 4 ст. 73 ЛК РФ), являются регулируемыми. Следовательно, применение к спорным отношениям постановления Правительства РФ от 22.05.2007г. N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади участка, находящегося в федеральной собственности", устанавливающего порядок исчисления и взимания платежей за использование лесов правомерно. С принятием названного постановления, постановление Правительства Российской Федерации от 19.02.2001г. N 127, на применение которого указывает истец, утратило силу в связи с чем, оно не могло применяться после вступления в силу постановления N 310.
Доводы Министерства лесного хозяйства УР об отсутствии у лица, подписавшего исковое заявление, руководителя государственного учреждения "Игринское лесничество" Сергеева Виктора Ивановича полномочий на совершение названного действия полномочий, поскольку согласно выданной ему доверенности от 10.02.2009г. за N 51-2009 последний вправе предъявлять исковые заявления, апелляционным судом отклоняется в связи со следующим.
Согласно пункту 1 статьи 185 Гражданского кодекса РФ, доверенностью признается письменное уполномочие, выдаваемое одним лицом другому лицу для представительства перед третьими лицами.
В соответствии с пунктом 4 статьи 61, статьей 62 Арбитражного процессуального кодекса РФ представитель вправе совершать от имени представляемого им лица процессуальные действия на основании полномочий, выраженных в доверенности, выданной и оформленной в соответствии с федеральным законом.
В соответствии с частью 2 статьи 62 названного Кодекса в доверенности, выданной представляемым лицом, или ином документе должно быть специально оговорено право представителя на подписание искового заявления.
Из содержания доверенности от 10.02.2009г. N 51-2009 (л.д. 8) следует, что Министерство лесного хозяйства УР в лице министра Касимова Рафиса Зинатулловича уполномочило руководителя государственного учреждения "Игринское лесничество" Сергеева Виктора Ивановича вести гражданские уголовные, административные и следственные дела во всех судебных учреждениях со всеми правами, предоставленными сторонам, с правом предъявления заявлений, апелляционных, кассационных, надзорных жалоб и исковых заявлений, участвовать в их рассмотрении, предъявления встречного иска в том числе с правом окончания дела миром, признания или отказа полностью или частично от исковых требований, изменение предмета или основания иска. Доверенность выдана с правом передоверия её другим лицам, подписана министром Касимовым Р.З., скреплена печатью. Таким образом, объём прав преданных по настоящей доверенности Сергееву В.И. с указанием на подачу исковых заявлений, надзорных, кассационных жалоб подтверждает полномочия последнего на подписание названных документов при обращении с иском от имени Министерства лесного хозяйства УР.
Следовательно, утверждение заявителя жалобы о том, что настоящее исковое заявление подлежало оставлению без рассмотрения в порядке пункта 7 статьи 148 Арбитражного процессуального кодекса РФ несостоятельно.
С учетом изложенных обстоятельств выводы суда первой инстанции подтверждаются материалами, основаны на представленных в дело доказательствах (ст. 71 АПК РФ).
Оснований для отмены обжалуемого решения в порядке статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ не имеется. В удовлетворении апелляционной жалобы следует отказать.
Руководствуясь статьями 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного Удмуртской Республики от 13 июля 2009 года по делу N А71-5020/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев, со дня его принятия через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на Интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий |
А.Н. Булкина |
Судьи |
Т.В. Казаковцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А71-5020/2009-Г10
Истец: Министерство лесного хозяйства Удмуртской Республики
Ответчик: ЗАО "Биоресурс"
Хронология рассмотрения дела:
12.10.2009 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-7952/09