г. Пермь |
|
08 октября 2009 г. |
Дело N А71-6216/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 октября 2009 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 08 октября 2009 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Богдановой Р. А.,
судей: Сафоновой С.Н., Грибиниченко О.Г.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Якимовой Е.В.
при участии:
от заявителя закрытого акционерного общества "Торговый Дом "Ижнефтемаш" - Крылов А.С., паспорт 94 07 N 835686, доверенность от 05.10.2009; Келеева Г.Н., паспорт 94 04 N 566638, доверенность от 06.10.2009; Кунгурцева Н.В., паспорт 94 02 N 854800, доверенность от 01.02.2009; Желудова А.Г., паспорт 94 03 N 221007, доверенность от 25.06.2009
от заинтересованного лица Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Удмуртской Республике - Гридина А.В., удостоверение УР N 454107, доверенность от 29.01.2009
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда.
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Удмуртской Республике
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 30 июля 2009 года
по делу N А71-6216/2009,
принятое судьей Буториной Г.П.,
по заявлению закрытого акционерного общества "Торговый Дом "Ижнефтемаш" к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Удмуртской Республике о признании незаконным бездействия налогового органа и обязании перечислить сумму процентов, начисленную за несвоевременный возврат налога
УСТАНОВИЛ:
Закрытое акционерное общество "Торговый Дом "Ижнефтемаш" (далее - общество, налогоплательщик), уточнив заявленные требования в порядке ст. 49 АПК РФ (т. 2, л.д. 1-3), обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным бездействия Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Удмуртской Республике (далее - инспекция, налоговый орган), выразившегося в отказе от начисления процентов за несвоевременный возврат суммы налога на добавленную стоимость (далее - НДС) за 1 квартал 2008 года, и об обязании налоговый орган перечислить сумму процентов, начисленную за несвоевременный возврат НДС за 1 квартал 2008 года, в размере 910 203, 70 руб.
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 30 июля 2009 года заявленные требования удовлетворены: признано незаконным бездействие инспекции, выразившееся в отказе в начислении процентов за несвоевременный возврат суммы НДС за 1 квартал 2008 года, как не соответствующее ст. 176 Налогового Кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
Суд обязал инспекцию в установленный законом срок перечислить обществу 910 203, 70 руб. процентов за несвоевременный возврат НДС за 1 квартал 2008 года, а также взыскал с налогового органа в пользу общества в возмещение расходов по уплате государственной пошлины 17 506 руб. 47 коп.
Не согласившись с решением суда, налоговый орган обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить в части удовлетворения требований о начислении процентов за несвоевременный возврат НДС за 1 квартал 2008 года в размере 868 397, 17 руб., ссылаясь на неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, и на несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела.
По мнению инспекции, начисление процентов обоснованно с 12-го дня с момента вступления в законную силу судебного акта апелляционной инстанции от 20.02.2009 по делу N А71-7894/2008-А5, то есть с 12.03.2009, с учетом фактического количества дней в календарном году (365 дней, високосный год - 366 дней).
При решении вопроса о количестве дней, влияющих на размер процентов за нарушение сроков возмещения налога, предусмотренных ст. 176 НК РФ, необходимо руководствоваться п. 3.9. Положения о порядке начисления процентов по операциям, связанным с привлечением и размещением денежных средств банками, утвержденного Центральным банком РФ от 26.06.1998 N 39-П, согласно которого в расчет принимается фактическое количество календарных дней, на которое привлечены или размещены денежные средства.
Судом не учтено, что в сумму 16 909 326 руб. входят суммы зачетов, произведенных инспекцией по итогам рассмотрения судами заявления о признании незаконными решения налогового органа. Следовательно, на сумму 126 643, 08 руб. (126 480, 71 + 162, 37), правомерно невозвращенную налоговым органом, проценты не начисляются.
Вывод суда о наличии переплаты по ЕСН по состоянию на 11.03.2009 в размере 17 516 руб., не соответствует материалам дела, поскольку по состоянию на 11.03.2009 в лицевой карточке налогоплательщика содержались сведения об уплаченном по первому сроку ежемесячном авансовом платеже за 1 квартал 2009 года. Сумма уплаченных авансовых платежей, определяемая в КРСБ как переплата, фактически таковой не являлась.
Обществом представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
По мнению налогоплательщика, проценты за несвоевременный возврат НДС за 1 квартал 2008 года рассчитаны в соответствии с Постановлениями Пленумов Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ N 13/14 от 08.10.1998, согласно которым при расчете подлежащих уплате годовых процентов по ставке рефинансирования ЦБ РФ количество дней в году (месяце) принимается равным 360 (30).
Период просрочки возврата НДС начинается с 12-го дня после истечения трехмесячного срока, установленного ст. 88 НК РФ, для проведения камеральной налоговой проверки.
Довод налогового органа о том, что в расчет процентов не должны включаться суммы налога, зачтенные на основании решения налогового органа о проведении зачетов, является несостоятельным, поскольку на дату (14.10.2008), когда налогоплательщику должна была быть возвращена сумма НДС, недоимки по налогам, пени, штрафам у общества не имелось, а также по состоянию на 09.10.2008 и 11.03.2009 у общества по налогу на прибыль имелась переплата в сумме 4 114 095,52 руб. и 4 726 652, 52 руб. соответственно, по состоянию на 11.03.2009 у общества по ЕСН имелась переплата по КБК в размере 17 516 руб.
В судебном заседании представители налогового органа заявили ходатайство о приобщении к материалам дела письменного дополнения к апелляционной жалобе, в котором инспекция просит решение суда отменить в части начисления процентов за несвоевременный возврат НДС в сумме, превышающей сумму добровольно возвращенную в размере 41 806, 53 руб., и поддержали доводы апелляционной жалобы.
Представитель заявителя поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, признал, что 41 806, 53 руб. процентов за несвоевременный возврат НДС за 1 квартал 2008 года возвращены обществу на расчетный счет, просил суд принять в порядке ст. 49 АПК РФ письменный отказ от заявленных требований на сумму 41 806, 53 руб.
Ходатайство налогового органа о приобщении к материалам дела дополнения к апелляционной жалобе судом рассмотрено и удовлетворено, дополнения к апелляционной жалобе приобщены к материалам дела.
В соответствии с ч. 2 ст. 49 АПК РФ истец вправе при рассмотрении дела в арбитражном суде любой инстанции до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела в суде соответствующей инстанции, отказаться от иска полностью или частично.
Согласно извещения о принятом налоговым органом решении о возврате от 23.07.2009 N 45545 инспекция уведомила налогоплательщика о том, что на основании заявления общества инспекцией в соответствии с п. 1 ст. 78 НК РФ проведен возврат процентов, начисленных за несвоевременный возврат НДС за 1 квартал 2008 года, на сумму 41 806, 53 руб. (т. 2, л.д. 30).
В судебном заседании представитель общества признал, что указанная сумма перечислена на расчетный счет общества.
В порядке ч. 5 ст. 49 АПК РФ отказ общества от заявленных требований на сумму 41 806, 53 руб. принят арбитражным апелляционным судом, поскольку он не противоречит действующему законодательству и не нарушает чьих-либо прав, производство по делу в части обязания Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Удмуртской Республике перечислить проценты за несвоевременный возврат налога на добавленную стоимость в сумме 41 806, 53 рублей подлежит прекращению в соответствии с пунктом 4 части 1 ст. 150 АПК РФ.
Таким образом, на рассмотрение арбитражного апелляционного суда поставлен вопрос о правомерности начисления процентов за несвоевременный возврат НДС за 1 квартал 2008 года в сумме 826 590, 64 руб. (868 397, 17 руб. - 41 806, 53 руб.).
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст.ст. 266, 268 Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации (далее - АПК РФ) в пределах доводов жалобы.
Как следует из материалов дела, по результатам камеральной налоговой проверки налоговой декларации общества по НДС за 1 квартал 2008 года налоговой инспекцией вынесено решение N 14-20-9034 от 25.09.2008 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и решение N 14-20/2296 от 25.09.2008 о возмещении суммы НДС в размере 16 909 326 руб.
Письмом исх. N 901/06-378 от 30.07.2008 общество обратилось в налоговый орган с просьбой возвратить переплату по НДС в размере 16 909 326 руб. за 1 квартал 2008 года, образовавшуюся в связи с подачей налоговой декларации по НДС за 1 квартал 2008 года, на расчетный счет в Удмуртском отделении N 8618 СБ РФ г. Ижевск.
В связи с не поступлением ответа налогового органа на указанное заявление, письмом исх. N 901-06/469 от 24.10.2008 общество повторно обратилось в налоговый орган с заявлением о возврате суммы излишне уплаченного НДС в размере 16 909 326 руб. за 1 квартал 2008 года на расчетный счет в Удмуртском отделении N 8618 СБ РФ г. Ижевск.
Возврат налога в сроки, установленные ст. 78 НК РФ, налоговым органом произведен не был со ссылкой на имеющуюся у общества задолженность в размере 50 273 393, 19 руб., образовавшуюся согласно решения налогового органа N 09-57/12 от 27.06.2008, принятого по результатам выездной налоговой проверки.
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 12.12.2008 по делу N А71-7894/2008, постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.02.2009 решение налогового органа N 09-57/12 от 27.06.2008 признано незаконным и необоснованным в части доначисления налога на прибыль в размере 104 916 руб., 20 983, 20 руб., взыскания предусмотренных п. 1 ст. 122 НК РФ налоговых санкций; доначисления НДС в размере 32 721 006,17 руб., взыскания предусмотренных п. 1 ст. 122 НК РФ налоговых санкций в размере 543 308, 67 руб., взыскания в соответствующей части пени, начисленных на указанные суммы налогов.
Письмом исх. N 901/06-39 от 05.03.2009 общество обратилось в налоговый орган с заявлением о возврате суммы излишне уплаченного налога в размере 16 909 326 руб. с начисленными на указанную сумму процентами на дату фактического возврата денежных средств на расчетный счет.
На основании решений о проведении зачета от 16.03.2009 N N 25653-25663, 25665 налоговым органом осуществлен зачет переплаты по НДС в счет погашения недоимки по налогам, пени, штрафам в общей сумме 126 480, 71 руб.
Согласно решения налогового органа N 42096 от 12.03.2009 на расчетный счет налогоплательщика произведен возврат суммы НДС в размере 49 456 руб., о чем свидетельствует направленное в адрес общества извещение о принятом налоговым органом решении о возврате от 17.03.2009 N 39485 и платежное поручение N 270 от 16.03.2009.
Согласно решения налогового органа N 42214 от 16.03.2009 на расчетный счет налогоплательщика произведен возврат суммы НДС в размере 16 733 226,92 руб., о чем свидетельствует направленное в адрес общества извещение о принятом налоговым органом решении о возврате от 17.03.2009 N 39485 и платежное поручение N 97 от 18.03.2009.
В начислении процентов по ст. 78 НК РФ за несвоевременный возврат налога, налоговый орган обществу отказал без обоснования причин отказа.
Считая, что бездействие налогового органа, выразившиеся в отказе от начисления процентов за несвоевременный возврат суммы НДС за 1 квартал 2008 года является незаконным, налогоплательщик обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что налоговый орган своим бездействием, выразившемся в отказе начислять проценты за несвоевременный возврат сумм НДС за 1 квартал 2008 года, существенно нарушил права и законные интересы общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции установил, что оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
В силу п. 1 ст. 171 Кодекса налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в порядке, предусмотренном ст. 166 Кодекса, на установленные указанной статьей налоговые вычеты.
В соответствии с п. 1, 2 ст. 176 Кодекса в случае, если по итогам налогового периода сумма налоговых вычетов превышает общую сумму налога, исчисленную по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с подп. 1 - 3 п. 1 ст. 146 Кодекса, полученная разница подлежит возмещению (зачету, возврату) налогоплательщику в соответствии с положениями настоящей статьи.
После представления налогоплательщиком налоговой декларации налоговый орган проверяет обоснованность суммы налога, заявленной к возмещению, при проведении камеральной налоговой проверки в порядке, установленном ст. 88 Кодекса.
По окончании проверки в течение семи дней налоговый орган обязан принять решение о возмещении соответствующих сумм, если при проведении камеральной налоговой проверки не были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах.
Согласно п. 6 ст. 176 Кодекса при отсутствии у налогоплательщика недоимки по НДС, иным федеральным налогам, задолженности по соответствующим пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию в случаях, предусмотренных Кодексом, сумма налога, подлежащая возмещению по решению налогового органа, возвращается по заявлению налогоплательщика на указанный им банковский счет.
В соответствии с п. 7, 8 ст. 176 Кодекса решение о зачете (возврате) суммы налога принимается налоговым органом одновременно с вынесением решения о возмещении суммы налога (полностью или частично).
Поручение на возврат суммы налога, оформленное на основании решения о возврате, подлежит направлению налоговым органом в территориальный орган Федерального казначейства на следующий день после дня принятия налоговым органом этого решения.
Территориальный орган Федерального казначейства в течение пяти дней со дня получения указанного поручения осуществляет возврат налогоплательщику суммы налога в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации и в тот же срок уведомляет налоговый орган о дате возврата и сумме возвращенных налогоплательщику денежных средств.
В силу п. 10 ст. 176 Кодекса при нарушении сроков возврата суммы налога считая с 12-го дня после завершения камеральной налоговой проверки, по итогам которой было вынесено решение о возмещении (полном или частичном) суммы налога, начисляются проценты исходя из ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в дни нарушения срока возмещения.
Проценты являются компенсацией потерь налогоплательщика в связи с несвоевременным возвратом из бюджета причитающихся ему денежных средств в случае, если налоговым органом нарушается срок возврата налога, предусмотренный статьей 176 Налогового кодекса. При этом под установленным сроком возврата налога понимается совокупность процедурных сроков, установленных Кодексом для проведения камеральной проверки, принятия решения о возврате налога и выставлении в кредитное учреждение платежного документа на возврат налога.
Таким образом, период просрочки возврата НДС начинается с 12-го дня после истечения трехмесячного срока, установленного ст. 88 Кодекса для проведения камеральной налоговой проверки.
Судом установлено и подтверждено материалами дела, что возврат сумм НДС за 1 квартал 2008 года произведен с нарушением сроков, указанных в статье 176 Кодекса, в связи с чем у налогоплательщика имелось право требовать начисления процентов за несвоевременный возврат налога.
На основании письма ФНС России от 23.01.2009г. N ШС-21-3/40 со ссылкой на Постановление Президиума ВАС РФ от 29.11.2005 N 7528/05 в случае неправомерного отказа налогового органа в возмещении НДС проценты начисляются на сумму, подлежащую возврату налогоплательщику, с того момента, когда она должна быть возвращена в силу закона, как если бы налоговый орган своевременно принял надлежащее решение, судом первой инстанции правильно установлено, что датой, с которой подлежат начислению проценты, является 13.10.2008.
Довод инспекции о том, что обязанность по зачету (возврату) суммы НДС возникла у налогового органа с 13.03.2009, то есть с даты вынесения Семнадцатым арбитражным апелляционным судом постановления по делу А71-7894/2008 с учетом двенадцати дней, предусмотренных п. 10 ст. 176 НК РФ, судом первой инстанции обоснованно не принят, поскольку ст. 176 НК РФ не связывает срок начисления процентов с моментом вступления судебного акта в законную силу.
Пунктом 10 ст. 176 НК РФ предусмотрено, что срок для начисления процентов исчисляется с 12-го дня после завершения камеральной налоговой проверки, по итогам которой было вынесено решение о возмещении (полном или частичном) суммы налога, а не со дня вынесения решения (постановления) арбитражным судом.
Более того, указанное постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда не имеет никакого отношения к сумме возмещения, возникшей в связи с подачей уточненной налоговой декларацией по НДС за 1 квартал 2008 года.
Из материалов дела следует, что о проведении возврата суммы НДС и реквизитах, на которые необходимо перечислить НДС, налоговый орган был уведомлен письмами налогоплательщика. Оснований для не возврата сумм налога в установленный срок, у инспекции не было.
Рассматривая довод налогового органа об уменьшении суммы для расчета процентов до 16 782 682, 92 руб., подлежащих уплате по выездной налоговой проверке, суд первой инстанции правомерно его отклонил, поскольку решение по выездной налоговой поверке и результат его оспаривания в судебных инстанциях не является основанием для отказа в своевременном возврате суммы НДС налогоплательщику.
Кроме того, отказ налогового органа в возврате суммы НДС до рассмотрения дела по результатам выездной налоговой проверки, является незаконным и необоснованным, поскольку положения ст. 176 НК РФ не предусматривают оспаривание решения, вынесенного по результатам выездной налоговой проверки, и введение обеспечительных мер на доначисленную по результатам такой проверки сумму, в качестве основания освобождения налоговой инспекции от исполнения обязанностей, предусмотренных ст. 176 НК РФ.
Судом первой инстанции обоснованно принято во внимание, что на дату, когда обществу должна была быть возвращена сумма НДС на основании решения налогового органа, недоимки по налогам, пени и штраф у общества не имелось.
В отношении проведенных инспекцией зачетов сумм НДС, подлежащих возврату на основании решения, вынесенного по камеральной проверке, в счет погашения недоимки по налогу на прибыль в размере 126 480, 71 руб. и по единому социальному налогу в размере 162, 37 руб., судом установлено, что инспекцией не учтено, что у налогоплательщика по состоянию на 09.10.2008 и 11.03.2009 имелась переплата по налогу на прибыль в сумме 4 114 095, 52 руб. и 4 726 652, 52 руб. соответственно, и переплата по ЕСН состоянию на 11.03.2009 в размере 17 516 руб., которой было достаточно для покрытия имеющейся задолженности.
Довод заявителя жалобы о том, что переплата по ЕСН в размере 17 516 руб. по данным КРСБ переплатой не является, арбитражным апелляционным судом проверен и признан правильным на основании следующего.
Порядок исчисления и сроки уплаты единого социального налога (авансовых платежей по ЕСН) устанавливается главой 24 НК РФ.
Согласно ст. 240 НК РФ отчетным периодом по налогу признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.
Данные о суммах исчисленных, а также уплаченных авансовых платежей, данные о сумме налогового вычета, которым воспользовался налогоплательщик, а также о суммах фактически уплаченных страховых взносов за тот же период налогоплательщик отражает в расчете, представляемом не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом (не позднее 20-го апреля - первый квартал, не позднее 20-го июля - полугодие и не позднее 20-го октября - 9 месяцев).
Пунктом 3 ст. 243 НК РФ предусмотрено, что в течение налогового (отчетного) периода по итогам каждого календарного месяца налогоплательщики производят исчисление ежемесячных авансовых платежей по налогу, исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных с начала налогового периода до окончания соответствующего календарного месяца, и ставки налога. Сумма ежемесячного авансового платежа по налогу, подлежащая уплате, определяется с учетом ранее уплаченных сумм ежемесячных авансовых платежей.
Уплата ежемесячных авансовых платежей производится не позднее 15-го числа следующего месяца.
Как следует из материалов дела, во исполнение указанных норм, налогоплательщиком была уплачена сумма ежемесячного авансового платежа по ЕСН за 1 квартал 2009 года по сроку 15.02.2009 в размере 17 517 руб.
Срок для предоставления отчетности за указанный период 20.04.2009.
Таким образом, на момент составления справки о состоянии и расчетов с бюджетом по состоянию на 11.03.2009 в лицевой карте налогоплательщика содержались сведения об уплаченном по первому сроку ежемесячном авансовом платеже за 1 квартал 2009 года и не имелось данных о суммах исчисленных авансовых платежей за 1 квартал 2009 года, что подтверждается выпиской из лицевой карты налогоплательщика (т. 2, л.д. 34).
По срокам 15.03.2009 и 15.04.2009 налогоплательщиком также были уплачены ежемесячные авансовые платежи в размере 14 193 руб. и 16 429 руб. соответственно.
Общая сумма уплаченных авансовых платежей за 1 квартал 2009 года составила 48 139 руб. Эта же сумма указана в расчете авансовых платежей за 1 квартал 2009 года.
Следовательно, до момента подачи расчета авансовых платежей за 1 квартал 2009 года, содержащего суммы исчисленных авансовых платежей, сумма уплаченных авансовых платежей определялась в КРСБ как переплата, хотя фактически таковой не являлась.
Таким образом, вывод суда о наличии переплаты по ЕСН в размере 17 517 руб. по состоянию на 11.03.2009 не соответствует материалам дела.
Однако указанный вывод не привел к принятию судом неправильного решения, поскольку судом правильно установлено наличие у налогоплательщика по состоянию на 09.10.2008 и 11.03.2009 переплаты по налогу на прибыль в сумме 4 114 095, 52 руб. и 4 726 652, 52 руб. соответственно.
При наличии указанной переплаты у налогового органа отсутствовали основания для зачета недоимки по налогу на прибыль, начисленной и подлежащей уплате по решению N 09-56/12 от 27.06.2008, в размере 126 480, 71 руб. и недоимки по ЕСН в размере 162, 37 руб. за счет сумм НДС, подлежащих возврату на основании решения, вынесенного по результатам камеральной проверки.
Зачет недоимки по налогу на прибыль и ЕСН за счет переплаты по налогу на прибыль правомерен, поскольку данные налоги в соответствии со ст. 13 НК РФ отнесены к федеральным налогам и подлежат уплате в федеральный бюджет Российской Федерации.
Таким образом, нарушение прав и законных интересов налогоплательщика усматривается в том, что несмотря на наличие переплаты, достаточной для зачета недоимки по налогу на прибыль и ЕСН, налоговый орган произвел зачет с другого налога и другого КБК.
Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что изменение способа возмещения налога, а также, что возврат суммы налога в размере 126 643, 08 руб. (126480, 71 + 162, 37) произведен путем осуществления зачета, не должны лишать налогоплательщика на получение процентов из бюджета за несвоевременный возврат суммы НДС.
Арбитражный апелляционный суд соглашается с выводом суда.
Учитывая, что возврат налога на добавленную стоимость в сумме 16 909 326 руб. за 1 квартал 2008 года произведен налоговым органом с нарушением срока, установленного ст. 176 НК РФ, проценты при производстве возврата налога в более поздние сроки по сравнению с установленными законом налоговым органом не начислены и не перечислены обществу в нарушение его прав и законных интересов, суд первой инстанции обоснованно признал незаконным бездействие налогового органа, выразившееся в отказе от начисления процентов за несвоевременный возврат суммы НДС за 1 квартал 2008 год, как несоответствующее ст. 176 НК РФ.
Доводы инспекции о том, что начисление процентов обоснованно с 12-го дня с момента вступления в законную силу судебного акта апелляционной инстанции от 20.02.2009 по делу N А71-7894/2008-А5, а также то, что в расчет процентов не должны включаться суммы налога, зачтенные на основании решения налогового органа о проведении зачетов, рассмотрены судом первой инстанции, им дана надлежащая оценка, с которой арбитражный апелляционный суд соглашается.
Утверждение налогового органа о том, что обществом неправомерно при расчете процентов не учтено фактическое количество календарных дней в году (365 и 366) не принимается арбитражным апелляционным судом, поскольку выводы суда первой инстанции в указанной части соответствуют п. 10 ст. 176 НК РФ и разъяснениям Постановления Пленумов Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ за N 13/14 от 08.10.1998.
Указание инспекции на то, что при решении вопроса о количестве дней, влияющих на размер процентов за нарушение сроков возмещения налога, предусмотренных ст. 176 НК РФ, необходимо руководствоваться п. 3.9. Положения о порядке начисления процентов по операциям, связанным с привлечением и размещением денежных средств банками, утвержденного Центральным банком РФ от 26.06.1998 N 39-П, согласно пункту 3.9 которого за базу берется действительное число календарных дней в году (365 или 366 дней соответственно), арбитражным апелляционным судом не принимается, поскольку согласно пунктам 1.1 и 1.5 указанного Положения оно определяет порядок начисления процентов по активным и пассивным операциям банка, а также применяется к небанковским кредитным организациям.
Учитывая отказ общества от части заявленных требований на сумму 41 806, 53 руб., требования общества об обязании налоговый орган перечислить сумму процентов, начисленную за несвоевременный возврат НДС за 1 квартал 2008 года, подлежат удовлетворению в размере 868 397, 17 руб. (910 203, 70 руб. - 41 806, 53 руб.).
В силу подп. 1.1 п. 1 ст. 333.37 НК РФ налоговый орган освобожден от уплаты госпошлины при обращении в арбитражный суд.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 150 ч. 1 п. 4, статьями 176, 258, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Принять отказ закрытого акционерного общества "Торговый Дом "Ижнефтемаш" от части заявленных требований, прекратить производство по делу в части обязания Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Удмуртской Республике перечислить проценты за несвоевременный возврат налога на добавленную стоимость в сумме 41 806, 53 рублей.
Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 30 июля 2009 года по делу N А71-6216/2009 изменить, изложив п. 2 резолютивной части решения в следующей редакции:
"2. Обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 9 по Удмуртской Республике в установленный законом срок перечислить закрытому акционерному обществу "Торговый Дом "Ижнефтемаш" (ОГРН 1021801503349, ИНН 1833023903, зарегистрированное по адресу: г. Ижевск, ул. Ухтомского, 28) 868 397, 17 (восемьсот шестьдесят восемь тысяч триста девяносто семь рублей семнадцать копеек) рублей процентов за несвоевременный возврат налога на добавленную стоимость за 1 квартал 2008 года".
В остальной части решение оставить без изменения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий |
Р. А. Богданова |
Судьи |
О. Г. Грибиниченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А71-6216/2009
Истец: ЗАО "Торговый дом "Ижнефтемаш"
Ответчик: Межрайонная ИФНС России N 9 по Удмуртской Республике
Хронология рассмотрения дела:
08.10.2009 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-8889/09