г. Пермь |
|
28 октября 2009 г. |
Дело N А60-10854/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 октября 2009 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 28 октября 2009 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Риб Л. Х.,
судей Савельевой Н.М., Осиповой С.П.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Миллер Н.В.
при участии:
от заявителя (Общество с ограниченной ответственностью "ЭкоМ-Авто"): не явились, извещен надлежащим образом;
от ответчиков: : не явились, извещены надлежащим образом;
лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда;
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя Общества с ограниченной ответственностью "ЭкоМ-Авто"
на решение Арбитражного суда Свердловской области от 20 августа 2009 года
по делу N А60-10854/2009,
принятое судьей Казаковой Г.И.
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "ЭкоМ-Авто" к
о взыскании убытков в сумме 3 862 630, 89 рублей,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "ЭкоМ-Авто" (далее - Общество) обратилось в арбитражный суд Свердловской области с иском о взыскании с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (казны Российской Федерации), Свердловской области в лице Министерства финансов Свердловской области (казны Свердловской области), Администрации Режевского городского округа (казны Режевского городского округа) солидарно денежных средств в сумме 3 862 630 руб. 89 коп., в том числе 3 342 406 руб. убытков в виде проездной платы, недополученной за осуществление перевозки граждан, которым действующим законодательством предоставлены льготы, а также 520 224 руб. 89 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами, начисленных за период с 01.01.2008г. по 16.03.2009г., судебные издержки, включая расходы на оплату услуг представителей, в сумме 60 000 руб.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 20 августа 2009 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с вынесенным решением, Общество обратилось в суд апелляционной инстанции с жалобой, в которой просит решение суда отменить в связи с несоответствием выводов суда обстоятельствам дела, неправильным применением судом норм материального права, вынести новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование апелляционной жалобы указывает, что перевозка льготных категорий граждан осуществлялась на основании договоров, заключенных с Администрацией Режевского городского округа, согласно условиям которых Обществу подлежали возмещению расходы по перевозке льготных категорий граждан; количество перевезенных на городских и пригородных маршрутах пассажиров подтверждено надлежащим образом актами, подписанными сторонами договора.
Общество, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения жалобы, явку представителя в заседание суда не обеспечило.
Ответчики против доводов, изложенных в жалобе, возражают, оснований для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения жалобы не усматривают.
В отзыве на жалобу ответчик - , представляющее интересы Свердловской области, указал, что постановлением Правительства Свердловской области от 28.12.2004г. N 1178-ПП утвержден Порядок предоставления мер социальной поддержки по бесплатному проезду и оплате в размере 50 процентов стоимости проезда на территории Свердловской области и возмещения расходов, связанных с их предоставлением, действующий в период, за который заявлены к взысканию убытки (октябрь - декабрь 2007 года). Расходы, исчисленные в соответствии с указанным Порядком Обществу возмещены. Фактически в настоящем деле Общество оспаривает установленный Порядок, между тем данный нормативный акт не признан в установленном порядке недействующим. В то же время предлагаемый апеллятором расчет расходов (с учетом количества поездок и утвержденных тарифов) не подтвержден документально, правовых оснований для взыскания процентов за пользование чужими денежными средствами в соответствии со ст.395 Гражданского кодекса РФ не имеется.
Присутствующие в судебном заседании представители ответчиков - Российской Федерации и Свердловской области поддержали изложенные в отзыве на жалобу доводы.
Ответчик - с апелляционной жалобой общества не согласна по основаниям, в отзыве на жалобу указал, что заключение договоров на транспортное обслуживание граждан муниципального образования не свидетельствует о наличии у муниципального образования обязательств по возмещению расходов перевозчика, финансирование дополнительных мер социальной поддержки, установленных федеральным и областным законодательством, не является обязанностью муниципального образования. По заявленным к возмещению убыткам ответчик в отзыве на жалобу указал, что размер убытков не подтвержден Обществом документально, расчет убытков не соответствует установленному нормативными актами порядку.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Обсудив доводы жалобы, исследовав представленные в материалы дела доказательства, заслушав присутствующих в судебном заседании представителей, проверив правильность применения судом действующего законодательства, суд апелляционной инстанции полагает, что принятое судом первой инстанции решение является законным, обоснованным и не подлежит отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, постановлением Главы Режевского городского округа N 779 от 12.07.2007г. Общество включено в Перечень предприятий, осуществляющих пассажирские перевозки льготных категорий граждан на территории Режевского городского округа (т.1 л.д.78). В период с октября по декабрь 2007 года Общество осуществляло пассажирские перевозки автомобильным транспортом, в том числе граждан, имеющих право на предоставление льгот в виде бесплатного проезда на основании заключенных с Администрацией Режевского городского округа договоров N 274 и N 275 от 01.10.2007г. на перевозку пассажиров льготной категории граждан на городских и пригородных маршрутах (т.1 л.д.32-53). Услуги по бесплатной перевозке льготных категорий граждан предоставлялись в соответствии с Федеральным законом N 5-ФЗ от 12.01.1995г. "О ветеранах", Федеральным законом N 1761-1 от 18.10.1991г. "О реабилитации жертв политических репрессий", Указом Президента Российской Федерации N 431 от 05.05.199 г. "О мерах по социальной поддержке многодетных семей", Законами Свердловской области от 25 ноября 2004 года N 190-ОЗ "О социальной поддержке ветеранов в Свердловской области", N 191-ОЗ "О социальной поддержке реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, в Свердловской области", N 38-ОЗ от 23.10.1995г. "О защите прав ребенка". Факт осуществления перевозок подтвержден актами выполненных работ за октябрь-декабрь 2007 г., подписанными представителями Администрации Режевского округа и Общества. Указанные акты содержат сведения о количестве выполненных рейсов, перевезенных пассажиров, в том числе льготных категорий. Согласно представленным расчетам Обществом в указанный период оказаны услуги по перевозке льготных категорий пассажиров на сумму 5 816 120 рублей.
В возмещение расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки в виде льготы по бесплатному проезду, Обществу из бюджета перечислены денежные средства в сумме 2 473714 рублей.
Полагая, что Российская Федерация и Свердловская область, установив вышепоименованными законодательными актами федерального и регионального значения льготы в виде бесплатного проезда приняли на себя обязанности по полному возмещению транспортным предприятиям расходов по предоставлению данных льгот за счет средств федерального и областного бюджетов, суммы компенсаций из федерального и регионального бюджетов не в полном объеме покрывают фактически понесенные Обществом расходы (недополученные доходов в соответствии с утвержденными тарифами) на перевозку пассажиров, Общество обратилось в арбитражный суд с требованиями о взыскании 3 342 406 рублей убытков в виде проездной платы, а также 520 224, 89 рублей процентов за пользование чужими денежными средствами, начисленными за период с 01.01.2008г. по 16.03.2009г.
Рассматривая спор, суд первой инстанции, признав за транспортной организацией право на полное возмещение из бюджета расходов по перевозке граждан, имеющих льготу по бесплатному проезду в соответствии с законодательством Российской федерации и региональным законодательством, пришел к выводу о том, истцу в полном объеме выделены денежные средства на возмещение расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по бесплатному проезду граждан по территории Свердловской области, исходя из расчета, установленного Порядком предоставления мер социальной поддержки по бесплатному проезду и оплате в размере 50 процентов стоимости проезда по территории Свердловской области и возмещения расходов, связанных с их предоставлением, утвержденным Постановлением Правительства Свердловской области N 1178-ПП от 28.12.2004г., в связи с чем оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.
Апелляционная инстанция считает выводы суда соответствующими действующему законодательству и обстоятельствам настоящего дела, руководствуясь при этом следующим.
В соответствии со ст. 15 Гражданского кодекса РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, то есть расходов, которые это лицо произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
По искам о взыскании убытков доказыванию подлежат факт наличия и размер убытков, факт противоправного поведения ответчика и причинно-следственная связь между действиями (бездействием) ответчика и понесенными истцом убытками.
Убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования (ст. ст. 16, 1069 Гражданского кодекса РФ).
Согласно ст. 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с п. 3 ст. 125 указанного Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
В силу ч.ч. 1, 5 ст. 790 Гражданского кодекса РФ за перевозку пассажиров взимается провозная плата, установленная соглашением сторон, если иное не предусмотрено законом или иными правовыми актами. В случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организацией за счет средств соответствующего бюджета.
Как разъяснил Пленум Высшего Арбитражного суда Российской Федерации в пункте 16 Постановления от 22.06.2006г. N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", организации, непосредственно предоставившие потребителям услуги бесплатно или по льготной цене, имеют право получить с надлежащего публичного образования компенсации в виде не полученной с потребителя платы.
В пункте 19 вышеприведенного Постановления указано, что при решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществляемым после 01.01.2005г. предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), судам необходимо иметь в виду положения статей 84, 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей после 01.01.2005), ст. 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", разграничивающие полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, в том числе по вопросам социальной защиты населения, и устанавливающие принципы финансового обеспечения осуществления данных полномочий. Ответчиком по указанным делам выступает публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот.
Полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, установленным Конституцией Российской Федерации, которые осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета) перечислены в п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных), исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 06.10.1999г. N 184-ФЗ). Приведенной нормой права установлено, что осуществление указанных полномочий может в порядке и случаях, установленных федеральными законами, дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета и федеральных государственных внебюджетных фондов, в том числе в соответствии с федеральными целевыми программами.
Федеральным законодательством компетенция Российской Федерации и субъектов РФ в области социальной защиты населения разграничена.
Так в силу ст. 10 Федерального закона от 12.01.2005г. N 5-ФЗ "О ветеранах", расходы, связанные с реализацией названного закона, подлежат компенсации за счет казны Российской Федерации.
Расходные обязательства по обеспечению мерами социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации (ст.16 Закона РФ N 1761-1 от 18.10.1991г. "О реабилитации жертв политических репрессий").
С целью установления мер социальной поддержки для отдельных категорий граждан, отнесенных федеральным законодательством к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации, Областной Думой Законодательного собрания Свердловской области приняты Законы от 25.11.2004г. N 190-ОЗ "О социальной поддержке ветеранов в Свердловской области", N 191-ОЗ "О социальной поддержке реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, в Свердловской области", от 23.10.1995г. N 38-ОЗ "О защите прав ребенка", устанавливающие право определенных категорий граждан на бесплатный проезд (приобретение социального проездного документа для проезда) в городском и пригородном пассажирском транспорте.
Меры социальной поддержки, установленные указанными Законами, являются расходными обязательствами субъекта Российской Федерации - Свердловской области.
В соответствии со ст.47 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2007 год" бюджетам субъектов Российской Федерации предоставлялись межбюджетные трансферты в форме субвенций на осуществление расходов на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта на территории соответствующего субъекта Российской Федерации для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации.
Свердловской области на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации, в 2007 году было выделено 57651,9 тыс.руб.
Фактически согласно отчета (ф. 0521427) об использовании субсидий (субвенций), представленных из Федерального бюджета бюджету Свердловской области в 2007 году была предоставлена денежная сумма в размере - 57693,2 тыс. руб.
В соответствии с Утвержденным Постановлением Правительства Свердловской области N 1178-ПП от 28.12.2004 г. Порядком предоставления мер социальной поддержки по бесплатному проезду и оплате в размере 50 процентов стоимости проезда по территории Свердловской области и возмещения расходов, связанных с их предоставлением (далее - Порядок), общий плановый объем расходов, подлежащих возмещению транспортным организациям, предоставляющим меры социальной поддержки по бесплатному проезду граждан по территории Свердловской области на всех видах городского пассажирского транспорта (кроме такси) и на автомобильном транспорте общего пользования (кроме такси) пригородных и междугородных маршрутов, определяется отдельно для каждого муниципального образования по финансовому показателю на организацию транспортного обслуживания населения с учетом количества граждан, пользующихся мерами социальной поддержки в данном муниципальном образовании.
Общий плановый объем расходов, подлежащих возмещению транспортным организациям, определяется исходя из финансового показателя на организацию транспортного обслуживания населения в муниципальном образовании; количества граждан, пользующихся мерами социальной поддержки, по данным отраслевого исполнительного органа государственной власти Свердловской области в сфере социальной защиты населения на дату, определенную нормативным правовым актом Правительства Свердловской области по подготовке проекта областного бюджета на очередной финансовый год; индексов-дефляторов, утверждаемых Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации.
Финансовый показатель на организацию транспортного обслуживания населения в муниципальном образовании определяется исходя из фактических отчетных расходов транспортных организаций по перевозке пассажиров за последний отчетный год, представленные в территориальный финансовый орган, численности постоянного населения муниципального образования по состоянию на 1 января года, предшествующего планируемому.
Плановая сумма возмещения расходов для каждой транспортной организации определяется исходя из общего планового объема расходов муниципального образования; удельного вес транспортной организации в общем объеме перевозок по муниципальному образованию.
Расчет расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по бесплатному проезду граждан по территории Свердловской области на всех видах городского пассажирского транспорта (кроме такси) и на автомобильном транспорте общего пользования (кроме такси) пригородных и междугородных маршрутов по территории Свердловской области должен производиться транспортными организациями ежемесячно исходя из годовой плановой суммы возмещения расходов и фактически отработанного времени транспортной организацией. Указанные расчеты направляются транспортными организациями в территориальные финансовые органы в муниципальных образованиях в Свердловской области по месту их нахождения. К расчету прилагаются документы, подтверждающие осуществление указанных в нем расходов (п.п. 8, 9 Порядка).
Из анализа положений данного нормативного документа следует, что предусмотренный Порядком механизм расчета расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки, имеет целью определение реально понесенных расходов транспортной организации, поскольку в его основу положены такие показатели, как фактически отработанное время транспортной организации; количество граждан, пользующихся мерами социальной поддержки, по данным отраслевого исполнительного органа государственной власти Свердловской области в сфере социальной защиты населения.
Порядок предоставления мер социальной поддержки имеет силу нормативного акта, обязательного для применения всеми хозяйствующими субъектами. Оснований для неприменения указанного нормативного акта у арбитражного суда, исходя из положений ст.13 Арбитражного процессуального кодекса РФ, не имеется.
Между сторонами по настоящему делу нет спора о том, что расходы, связанные с предоставлением мер социальной поддержки по бесплатному проезду граждан, размер которых определен в соответствии с установленным Порядком Обществу, возмещены, их сумма составила 2 473 714 рублей.
В обоснование доводов о том, что фактически истцом понесены расходы в сумме, больше чем исчисленные в соответствии с Порядком, Обществом представлены ежемесячные акты выполненных работ по договорам, в которых отражены итоговые данные о выполненных рейсах, количество перевезенных пассажиров, в том числе пользующихся льготами (т.1 л.д.61-66). Данные акты подписаны представителями Общества и Администрации Режевского городского округа.
Однако в материалы дела не представлено каких-либо первичных документов, обосновывающих содержание указанных актов. Администрация Режеского городского округа в настоящем деле содержание актов оспаривает по тем основаниям, что расходы предприятие определило расчетным путем исходя из предполагаемого (с учетом утвержденных графиков), а не фактического количества поездок. Для определения расчетов предприятием использован средний показатель количества поездок граждан, имеющих право на бесплатный проезд (30 поездок в месяц для льготника, проживающего в городе, 20 поездок для льготника, проживающего в сельской местности). Однако данный показатель не может быть использован для финансовых расчетов (п.55 Порядка заполнения и представления форм федерального государственного статистического наблюдения, утвержденного постановлением Федеральной службы государственной статистики РФ от 19.01.2007г. N 9).
При изложенных обстоятельствах представленные истцом акты выполненных работ не могут служить доказательством количества перевезенных пассажиров, имеющих льготы на проезд в автомобильном городском (пригородном) пассажирском транспорте, соответственно не может быть признан достоверным предложенный истцом расчет убытков.
Поскольку материалами дела не подтверждено наличие у Общества убытков от перевозки льготных категорий пассажиров и не доказан факт противоправного поведения ответчиков, на что обоснованно указал суд первой инстанции, отказ в удовлетворении заявленных требований правомерен.
Таким образом оснований для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения жалобы не имеется.
В соответствии со ст.110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 20 августа 2009 года по делу N А60-10854/2009 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "ЭкоМ-Авто" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Свердловской области.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий |
Л. Х. Риб |
Судьи |
С. П. Осипова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-10854/09
Истец: ООО "ЭкоМ-Авто"
Ответчик: Публично-правовое образование Свердловская область субъект РФ в лице Министерства финансов Свердловской области, Министерство Финансов РФ, Администрация МО "Режевской городской округ"
Хронология рассмотрения дела:
28.10.2009 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-9499/09