Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 13 октября 2006 г. N КА-А40/9774-06
(извлечение)
Резолютивная часть постановления объявлена 10 октября 2006 г.
Открытое акционерное общество "Судоходная компания "Волжское пароходство" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании недействительным решения Межрегиональной инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 6 от 30.09.2005 N 7-4, которым в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2002 N 269 "О списании суммы задолженности по пеням и штрафам" и Постановлением Администрации города Нижнего Новгорода от 31 июля 2002 N 62 "О списании суммы задолженности по пеням и штрафам" отказано Обществу в списании суммы задолженности по пеням и штрафам перед бюджетом города Нижний Новгород, реструктурированной в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 сентября 1999 года N 1002 "О порядке и строках проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом" и Постановлением Городской Думы города Нижнего Новгорода от 27.09.2001 N 44 "О реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед бюджетом города Нижнего Новгорода".
Решением Арбитражного суда города Москвы от 03.03.2006, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 22.06.2006, заявленные требования удовлетворены, поскольку началом течения сроков уплаты задолженностей по налогам и сборам как в федеральный, так и в региональный и местный бюджеты необходимо считать с даты принятия решения налоговым органом о реструктуризации иной (дополнительной) суммы задолженности с учетом согласованного графика платежей, не распространяя указанные правоотношения на уже прошедший период времени.
Законность и обоснованность судебных актов проверена в порядке ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с кассационной жалобой налогового органа, в которой он просил решение и постановление судов первой и апелляционной инстанций отменить, в удовлетворении требований отказать, так как суды первой и апелляционной инстанций применили закон, не подлежащий применению, поскольку суды сослались на то, что проверка решения налогового органа осуществлена на предмет соответствия его Налоговому кодексу Российской Федерации, тогда как право, основания и порядок реструктуризации задолженности установлены Федеральными законами от 22.02.1999 N 36-ФЗ "О федеральном бюджете на 1999 год" и от 30.12.2001 N 194-ФЗ "О федеральном бюджете на 2002 год", Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.09.1999 N 1002 в соответствующих редакциях, Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2002 N 269 "О списании суммы задолженности по пени и штрафам"; суды необоснованно расширили пределы спора, рассмотрев в ходе оспаривания одного ненормативного акта вопрос законности и обоснованности иных ненормативных актов.
В судебном заседании представитель Инспекции поддержал доводы кассационной жалобы, представитель Общества в отзыве на кассационную жалобу и в судебном заседании возражал против ее удовлетворения по мотивам, изложенным в судебных актах.
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, решением Управления МНС России по Нижегородской области от 19.01.2000 N 9 реструктуризирована задолженность Общества перед федеральным бюджетом на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 03.09.1999 N 1002 "О порядке и строках проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом" в общей сумме 20 784 000 руб., в том числе по федеральным налогам и сборам в размере 10 363 000 руб. в течение 6 лет по начисленным пеням и штрафам в размере 10 421 000 руб. в течение 4 лет (после погашения основного долга) с обязательным погашением в соответствии с утвержденным графиком задолженности по обязательным платежам в федеральный бюджет, а также на основании указанного решения заявитель должен осуществлять текущие обязательные платежи своевременно и в полном объеме.
Инспекцией МНС России по Нижегородскому району г. Нижнего Новгорода 30.12.2001 принято дополнительное решение N 39 к вышеназванному решению с реструктуризации кредиторской задолженности по пеням, начисленным за период рассмотрения заявления о предоставлении права на реструктуризацию по федеральным налогам, в соответствии с которым налоговый орган дополнительно реструктуризировал по пеням, начисленным за период рассмотрения заявления о предоставлении права на реструктуризацию задолженности, в сумме 970 290 руб. в течение 4 лет, начиная с первого квартала 2006 года равными долями не реже раза в квартал.
30.12.2001 Инспекцией МНС России по Нижегородскому району г. Н. Новгорода принято решение N 36-у также в дополнение вышеуказанного решения Инспекции о реструктуризации кредиторской задолженности Общества по федеральным, региональным и местным налогам и сборам, также начисленным по пеням и штрафам, а именно, по федеральным налогам и сборам в сумме 1 199 350 руб. (в течение 4-х лет), начисленным пеням 8 780 190 руб. и штрафам 6 448 790 руб. (в течение 4-х лет), по региональным налогам и сборам в сумме 13 850 руб. (в течение 6-ти лет), начисленным пеням в сумме 5 291 930 руб. и штрафам в размере 205 850 руб. (в течение 4-х лет), по местным налогам и сборам в сумме 200 руб. (в течение 6-ти лет), начисленным пеням в сумме 496 310 руб. и штрафам в размере 54 040 руб. (в течение 4-х лет). На основании указанного решения налогоплательщик должен погашать имеющуюся задолженность в соответствии с утвержденными графиками равными долями не реже одного раза в квартал: по федеральным налогам и сборам начиная с 1-го квартала 2002 года, пеням и штрафам - начиная с 1-го квартала 2006 года, по региональным и местным налогам и сборам начиная с 1-го квартала 2002 года, пеням и штрафам - начиная с 1-го квартала 2008 года.
Межрайонной инспекцией МНС России по крупнейшим налогоплательщикам Нижегородской области 27.12.2002 внесено изменение N 1 в решение от 19.01.2000 N 9 о реструктуризации кредиторской задолженности перед федеральным бюджетом по налогам и сборам, пеням и штрафам, в соответствии с которым налоговый орган увеличил сумму реструктуризируемой задолженности налогоплательщика на сумму дополнительных платежей по налогу на прибыль в размере 3 765 700 руб., одновременно уменьшив сумму задолженности по пеням и штрафам в указанном размере. На основании указанного решения налогоплательщик должен погашать сумму задолженности по федеральным налогам и сборам в рамках ранее утвержденного графика, предусматривающего шестилетний срок на погашение основной задолженности организации перед федеральным бюджетом, даты принятия изменения, фактически в течение трех лет.
27.12.2002 Межрайонной инспекцией МНС России по крупнейшим налогоплательщикам Нижегородской области внесено изменение N 1 в дополнительное решение N 39 от 30.12.2001 и N 36-1 от 30.12.2001, в соответствии с которым налоговый орган увеличил сумму реструктуризируемой задолженности налогоплательщика в региональный и местный бюджеты на сумму дополнительных платежей по налогу на прибыль в размере 9 322 800 руб., одновременно уменьшив сумму задолженности по пеням и штрафам в указанном размере. На основании указанного решения налогоплательщик должен уплатить сумму задолженности в рамках ранее утвержденного графика.
В соответствии с решением N 9 от 19.01.2000 Общество перечислило налог на прибыль 5 платежными поручениями в сумме 10 363 580 руб., 13 платежными поручениями перечислил дополнительные платежи по налогу на прибыль на общую сумму 3 765 705 руб. 39 коп. По решению N 36-у от 30.12.2001 налогоплательщик перечислил 28 платежными поручениями налог на прибыль в сумме 1 199 355 руб. 16 коп. В период с 17.12.2002 по 30.06.2005 налогоплательщик 24 платежными поручениями уплатил дополнительные платежи по налогу на прибыль в общей сумме 9 322 817 руб.
12.07.2005 Общество обратилось в Межрегиональную инспекцию ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 6 с заявлением о списании сумм задолженности по пеням и штрафам в связи с досрочным погашением реструктуризированной задолженности, к которому дополнением от 29.07.2005 представил перечень платежных поручений, которыми были перечислены суммы задолженности по налогам и сборам.
По результатам рассмотрения представленных документов Инспекцией принято решение от 30.09.2005 N 7-4, которым налогоплательщику отказано в списании суммы задолженности по пеням и штрафам.
Считая ненормативный акт налогового органа незаконным, Общество обратилось в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанций правомерно исходили из того, что поскольку сумма задолженности по налогам и сборам уплачена налогоплательщиком в рамках утвержденного в январе 2000 года первоначального графика, до момента принятия налоговыми органами уточнений дополнений к решению о реструктуризации задолженности от 09.01.2000 N 9, Общество имеет право на списание сумм задолженности по пеням и штрафам.
Суд кассационной инстанции считает обоснованными выводы судебных инстанций по следующим основаниям.
Согласно пункту 1 Порядка проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом, утвержденного постановлением от 03.09.1999 N 1002, реструктуризации подлежит задолженность по обязательным платежам в бюджет, исчисленная по данным учета налоговых органов по состоянию на 1-е число месяца подачи налогоплательщиком заявления о предоставлении права на ее реструктуризацию.
Режим реструктуризации задолженности по обязательным платежам различен и поставлен в зависимость от того, является ли она задолженностью по налогам и сборам в течение шести лет, по пеням и штрафам - в течение четырех лет после погашения задолженности по налогам и сборам.
Согласно пункту 5 названного Порядка при погашении реструктурируемой задолженности в течение четырех лет и полном и своевременном внесении налоговых платежей в федеральный бюджет в течение четырех лет производится полное списание задолженности по пеням и штрафам.
Включение дополнительных платежей в основную задолженность возлагает на общество дополнительное бремя и фактически влечет за собой лишение его права на списание задолженности по пеням и штрафам согласно пункту 5 Порядка рефинансирования задолженности в соответствии с первоначально утвержденным графиком.
Судебными инстанциями установлено, что Обществом выполнены условия проведения реструктуризации налогоплательщиком задолженности по налогам и сборам и доказан факт уплаты сумм реструктуризированных задолженностей перед различными бюджетами по налогам и сборам в течение 4-х лет после принятия соответствующих (перечисленных выше) решений о реструктуризации.
То есть в соответствии с пунктом 5 названного Порядка в данном случае, учитывая полное и своевременное внесение налоговых платежей в федеральный бюджет в установленный срок, налогоплательщик имеет право на проведение полного списания задолженности по пеням и штрафам.
Согласно ч. 4 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Поскольку сумма задолженности по налогам и сборам уплачена налогоплательщиком в рамках утвержденного в январе 2000 года первоначального графика до момента принятия налоговыми органами уточнений и дополнений к оспариваемому решению, изменения и дополнения в оспариваемое решение налогового органа внесены Инспекциями в нарушение требований Постановления Правительства Российской Федерации от 3 сентября 1999 года N 1002 "О порядке и строках проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом".
Ссылка Инспекции в кассационной жалобе на то, что суды необоснованно расширили пределы спора, рассмотрев в ходе оспаривания одного ненормативного акта вопрос законности и обоснованности иных ненормативных актов, не может быть принята во внимание судом кассационной инстанции, так как иным ненормативным актам (решения N 39 от 30.12.2001, N 36-у от 30.12.2001, изменения N 1 от 27.12.2002) судами первой и апелляционной инстанций дана оценка в связи с тем, что оспариваемое по данному делу решение налогового органа основано на положениях этих актов. При этом судами не решался вопрос о законности этих актов, а дана оценка обстоятельствам, установленным в них. В резолютивной части судебных актов первой и апелляционной инстанции эти ненормативные акты не упоминаются.
Суд кассационной инстанции, учитывая, что оспариваемое решение налогового органа не содержит сведений о размере штрафов и пени, в списании которых отказано, в нем не приведены основания, по которым налоговый орган отказал в их списании, считает вывод судебных инстанций о незаконности оспариваемого ненормативного акта налогового органа обоснованным.
В соответствии с ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Налоговым органом не приведены какие-либо доказательства, опровергающие выводы судов первой и апелляционной инстанций и подтверждающие соответствие его решения закону.
При таких обстоятельствах оснований для отмены судебных актов не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение от 03.03.2006 по делу N А40-500/06-141-8 Арбитражного суда г. Москвы и постановление от 22.06.2006 N 09АП-4540/06-АК Девятого арбитражного апелляционного суда оставить без изменения, кассационную жалобу МИ ФНС России по КН N 6 - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 13 октября 2006 г. N КА-А40/9774-06
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании