г. Пермь |
|
16 октября 2009 г. |
Дело N А50-14674/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 октября 2009 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 16 октября 2009 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Карповой Т.Е.,
судей Гребенкиной Н.А., Усцова Л.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Спиридоновой Т.Н.
при участии:
от заявителя (Общества с ограниченной ответственностью "Мерит"): не явился,
от ответчика (Администрации города Перми): не явился,
от ответчика (Департамента земельных отношений администрации города Перми): не явился,
(лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда)
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя - Общества с ограниченной ответственностью "Мерит"
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 25 августа 2009 года
по делу N А50-14674/2009,
принятое судьей Кощеевой М.Н.,
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Мерит"
к Администрации города Перми, Департаменту земельных отношений администрации города Перми,
о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка для целей, не связанных со строительством, и возложении обязанности подготовить, утвердить и выдать схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте города,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Мерит" (далее по тексту - ООО "Мерит") обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании незаконными действий Администрации города Перми в лице Комиссии по рассмотрению заявлений о предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством, выразившихся в отказе (согласно протоколу заседания Комиссии N 54 от 26.03.2009) в предоставлении ООО "Мерит" в аренду на три года земельного участка по адресу: г. Пермь, ул. Куйбышева, 119, для благоустройства территории, а также с требованием об отмене указанного решения Комиссии по рассмотрению заявлений о предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством, от 26.03.2009 (протоколу N 54) и об обязании Администрации города Перми в лице уполномоченных органов устранить допущенные нарушения его прав и законных интересов путем совершения действий по утверждению и выдаче заявителю схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в целях последующего выполнения заявителем за свой счет кадастровых работ и осуществления кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
В качестве заинтересованных лиц заявитель привлек к участию в деле Администрацию города Перми и Департамент земельных отношений администрации города Перми.
В судебном заседании 24.08.2009 ООО "Мерит" в порядке ст. 49 АПК РФ заявило об изменении предмета требований: просит признать незаконным отказ Комиссии по рассмотрению заявлений о предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством, в предоставлении заявителю земельного участка по адресу: г. Пермь, ул. Куйбышева, 119 (протокол N 54 от 26.03.2009), а также обязать Администрацию города Перми в лице уполномоченных органов подготовить, утвердить и выдать обществу с ограниченной ответственностью "Мерит" схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте города Перми.
Изменение предмета требований принято судом.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 25 августа 2009 г. заявленные требования удовлетворены частично. Суд признал отказ Комиссии по рассмотрению заявлений о предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством, в предоставлении ООО "Мерит" испрашиваемого земельного участка незаконным, не соответствующим Земельному кодексу РФ, Порядку предоставления гражданам и юридическим лицам земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участков, собственность на которые не разграничена, для целей, не связанных со строительством, на территории города Перми.
Суд обязал Департамент земельных отношений администрации города Перми устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "Мерит".
В удовлетворении остальной части требований заявителю отказано.
ООО "Мерит" (заявитель) с решением суда от 25 августа 2009 года в части отказа в удовлетворении требований о возложении на администрацию города Перми в лице уполномоченных органов обязанности по подготовке, утверждению и выдаче схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте города Перми не согласился, в связи с чем обратился в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда в указанной части отменить, принять по делу новый судебный акт. Заявитель полагает, что суд неправильно применил нормы материального права - неправильно истолковал закон (статью 34 Земельного кодекса Российской Федерации, пункт 1.3 Правил разработки схем расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, утвержденных Постановлением администрации города Перми N 108 от 06.03.2009). По мнению ООО "Мерит", в силу ст. 34 ЗК РФ обязанность по подготовке схемы расположения земельного участка возложена на орган местного самоуправления. На заявителя возложена обязанность по выполнению за свой счет только кадастровых работ. Заявитель полагает, что Правила разработки схем расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, утвержденные Постановлением администрации города Перми от 06.03.2009г N 108, не затрагивают вопроса о том, за чей счет осуществляется разработка схемы расположения земельных участков.
Администрации города Перми и Департамент земельных отношений администрации города Перми отзыва на апелляционную жалобу не представили.
Законность и обоснованность решения проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации только в обжалуемой части.
Как следует из материалов дела, ООО "Мерит" является собственником объекта недвижимого имущества: 2 -этажного кирпичного здания швейной мастерской, лит. А, общей площадью 720, 5 кв.м., расположенного по адресу: г. Пермь, Свердловский район, ул. Куйбышева, 119 (свидетельство о государственной регистрации права собственности от 16.03.2009 59 ББ 178575 (л.д. 20).
Приказом Департамента земельных отношений администрации города Перми от 29.06.2009 N 1163-р земельный участок площадью 1126, 6 кв.м. с кадастровым номером 59:01:44 1 0947:13, находящийся по адресу: г. Пермь, Свердловский район, ул. Куйбышева, 119, предоставлен ООО "Мерит" в собственность под 2 -этажное кирпичное здание швейной мастерской, лит. А, принадлежащее владельцу на праве собственности (л.д. 42).
На основании приказа от 29.06.2009 N 1163-р Департаментом земельных отношений администрации города Перми и ООО "Мерит" 23.07.2009 подписан договор купли-продажи N 0737-09 земельного участка площадью 1126, 6 кв.м. с кадастровым номером 59:01:44 1 0947:13 (л.д. 43).
05 марта 2009 года ООО "Арт-Билар" (правопредшественник ООО "Мерит") обратилось в Департамент земельных отношений администрации города Перми с заявлением о предоставлении ему в аренду дополнительного земельного участка, расположенного по адресу: г. Пермь, ул. Куйбышева, 119, для благоустройства территории (исх. N 67 от 04.03.2009, л.д. 10).
26 марта 2009 года Комиссией по рассмотрению заявлений о предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством (далее по тексту - Комиссия), принято решение об отказе в предоставлении испрашиваемого земельного участка для благоустройства территории в связи с тем, что земельный участок расположен на территории общего пользования, а также в связи с тем, что имеются жалобы, содержащие просьбу о не предоставлении участка (выписка из протокола N 54 от 26.03.2009, л.д. 12).
Арбитражный суд Пермского края признал отказ Комиссии незаконным.
Решение суда в этой части не оспаривается.
В удовлетворении требования о возложении на Администрацию города Перми в лице уполномоченных органов обязанности по подготовке, утверждению и выдаче схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте города Перми, суд отказал, указав, что Правилами разработки схем расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, утвержденными Постановлением администрации города Перми от 06.03.2009г N 108, обязанность по утверждению и выдаче схемы земельного участка возложена на Департамент земельных отношений администрации города Перми, однако, действующим законодательством не урегулирован вопрос о том, кем должна быть подготовлена указанная схема. Суд пришел к выводу о том, что поскольку схема расположения земельного участка не разрабатывалась, отсутствуют основания для возложения на Департамент земельных отношений администрации города Перми обязанности по утверждению и выдаче этой схемы.
ООО "Мерит" с решением суда в части отказа в удовлетворении требований о возложении на Департамент земельных отношений администрации города Перми обязанности по подготовке, утверждению и выдаче схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте города Перми, не согласился и обжаловал его в суд апелляционной инстанции.
Порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, определяется статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации
В соответствии с пунктом 2 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 4 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Из указанного пункта следует, что за счет заявителя выполняются кадастровые работы.
Кем и за чей счет разрабатываются схемы расположения земельного участка законодатель не указал
Министерство экономического развития Российской Федерации в письме от 9 апреля 2009 г N Д23-918 указало, что Земельный кодекс не устанавливает обязанности заинтересованного лица разрабатывать схему земельного участка за счет собственных средств в отличие от выполнения кадастровых работ.
06 марта 2009 Администрацией города Перми принято Постановление N 108 "Об утверждении правил разработки схем расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории".
Согласно пункту 3 указанного Постановления утверждение и выдача схем расположения земельных участка осуществляется Департаментом земельных отношений администрации города Перми.
Согласно пункту 1.2 Правил разработки схем расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории указанные правила определяют порядок согласования, утверждения схем расположения земельного участка или участков на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, требования к ее разработке, сроки действия схемы.
Пунктом 1.3 Правил установлено, что схемы разрабатываются гражданами и юридическими лицами, осуществляющими геодезические и картографические работы для целей, предусмотренных действующим законодательством.
Иными словами, указанным пунктом определены требования, предъявляемые к разработчикам схем.
Указания на то, что схемы разрабатываются за счет лиц, обратившихся с заявлениями о предоставлении им земельных участков, Правила не содержат.
Поскольку Земельным кодексом РФ на орган местного самоуправления возложена обязанность по утверждению и выдаче заявителю схемы земельного участка, а органом местного самоуправления - Администрацией города Перми указанная обязанность возложена на Департамент земельных отношений администрации города Перми, ООО "Мерит" вправе требовать от Департамента земельных отношений администрации города Перми утверждения и выдачи схемы расположения испрашиваемого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте города Перми.
То обстоятельство, что Администрацией города Перми не разрешен вопрос о том, за чей счет разрабатываются схемы земельных участков, не должно являться препятствием для получения заявителем утвержденной схемы расположения испрашиваемого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, как это предписано пунктом 4 ст. 34 Земельного кодекса РФ, в случае, когда отсутствуют препятствия для предоставления земельного участка.
В силу вышеизложенного, решение Арбитражного суда Пермского края по настоящему делу подлежит изменению, как принятое в нарушение п. 3 ч. 2 ст. 270 АПК РФ (неправильное истолкование закона).
В соответствии со статьей 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
ООО "Мерит" при подаче апелляционной жалобы уплачена госпошлина в сумме 1 000 руб.
Поскольку статьей 333.40 не предусмотрена возможность возврата из федерального бюджета госпошлины в случае, когда сторона, не в пользу которой принят судебный акт, освобождена от уплаты госпошлины, с Департамента земельных отношений администрации города Перми следует взыскать в пользу ООО "Мерит" судебные издержки в сумме 1 000 руб.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 110, 258, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 25 августа 2009 г. по делу N А50-14674/2009 изменить в части отказа в удовлетворении требований о возложении на Департамент земельных отношений администрации города Перми обязанности по подготовке, утверждению и выдаче схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте города Перми.
Изложить резолютивную часть в следующей редакции:
"Признать отказ Комиссии по рассмотрению заявлений о предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством, в предоставлении ООО "Мерит" земельного участка по адресу: г. Пермь, ул. Куйбышева, 119 (протокол N 54 от 26.03.2009) незаконным, не соответствующим Земельному кодексу РФ, Порядку предоставления гражданам и юридическим лицам земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участков, собственность на которые не разграничена, для целей, не связанных со строительством, на территории города Перми.
Обязать Департамент земельных отношений администрации города Перми устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "Мерит".
Обязать Департамент земельных отношений администрации города Перми в месячный срок с даты вступления в законную силу постановления суда апелляционной инстанции утвердить и выдать обществу с ограниченной ответственностью "Мерит" схему расположения земельного участка, расположенного по адресу: г. Пермь, ул. Куйбышева, 119, на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
В удовлетворении остальной части требований отказать.
Взыскать с Администрации города Перми в пользу ООО "Мерит" в возмещение судебных расходов по заявлению 1 000 (одну тысячу) рублей.
Взыскать с Департамента земельных отношений администрации города Перми в пользу ООО "Мерит" в возмещение судебных расходов по заявлению 1 000 (одну тысячу) рублей".
Взыскать с Департамента земельных отношений администрации города Перми в пользу ООО "Мерит" в возмещение судебных расходов по апелляционной жалобе 1 000 (одну тысячу) рублей.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Пермского края.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий |
Т.Е. Карпова |
Судьи |
Н.А. Гребенкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-14674/2009
Истец: ООО "Мерит"
Ответчик: Департамент земельных отношений Администрации г. Перми, Администрация г. Перми