г. Пермь |
|
09 октября 2009 г. |
Дело N А50-10304/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 октября 2009 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 09 октября 2009 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Риб Л.Х.,
судей Васевой Е.Е., Мещеряковой Т.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Лебедевой Н.О.,
при участии:
от заявителя (ИП Ватолин А.В.) - Астафьев С.В. (представитель по доверенности от 23.06.2009г., предъявлено удостоверение адвоката);
от ответчика (ГУВД по Пермскому краю в лице МРЭО ГИБДД ГУВД по Пермскому краю) - представитель не явился;
от третьего лица (Пермская таможня) - Харитонов Д.С. (представитель по доверенности от 30.12.2008г., предъявлено удостоверение);
лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда;
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя - индивидуального предпринимателя Ватолина Андрея Викторовича
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 04 августа 2009 года
по делу N А50-10304/2009,
принятое судьей Н.И. Зверевой
по заявлению индивидуального предпринимателя Ватолина Андрея Викторовича
к Главному управлению внутренних дел по Пермскому краю в лице МРЭО ГИБДД ГУВД по Пермскому краю
третье лицо: Пермская таможня
о признании незаконными действий по отказу в регистрации транспортного средства,
установил:
В Арбитражный суд Пермского края обратился индивидуальный предприниматель Ватолин А. В. с заявлением о признании незаконными действий Главного управления внутренних дел по Пермскому краю в лице МРЭО ГИБДД ГУВД по Пермскому краю, выразившихся в отказе от 13.04.2009г. N 20/5826 в совершении регистрационных действий с транспортным средством НЕОПЛАН 316 SHD (идентификационный номер WAG203166VB26369, года выпуска 1998), и о возложении на ответчика обязанности устранить допущенные нарушения прав и законных интересов предпринимателя, путем осуществления регистрационных действий транспортного средства.
Решением Арбитражного суда от 04.08.2009г. в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда, предприниматель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит принятый судебный акт отменить, заявленные требования удовлетворить. В обоснование жалобы заявитель указывает на незаконность отказа ответчика в постановке транспортного средства на учет в связи с тем, что предприниматель является добросовестным приобретателем автобуса, возможности проверить правомерность выдачи паспорта транспортного средства не имел, при этом паспорт транспортного средства недействительным в установленном порядке не признан.
Ответчик представил письменный отзыв с возражениями на доводы апелляционной жалобы, полностью поддерживает выводы суда первой инстанции о правомерности отказа в совершении регистрационных действий, оснований для отмены судебного акта не усматривает и просит оставить его без изменения.
Третье лицо в отзыве на апелляционную жалобу поддерживает позицию ответчика, считает, что отказ в регистрации транспортного средства произведен правомерно, поскольку на регистрацию не был представлен паспорт транспортного средства, выданный в установленном законодательством порядке.
Присутствующие в заседании суда апелляционной инстанции представители заявителя и третьего лица поддержали свои доводы, приведенные в апелляционной жалобе и отзыве на жалобу соответственно.
Ответчик, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав и оценив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзывов на нее, заслушав присутствующих в заседании представителей сторон, участвующих в деле, проверив правильность применения судом действующего законодательства, суд апелляционной инстанции оснований для удовлетворения жалобы и отмены решения суда не установил.
Как следует из материалов дела, на основании договора купли-продажи N 05/614 от 23.12.2008г. заявителем был приобретен автомобиль НЕОПЛАН 316 SHD (идентификационный номер WAG203166VB26369, года выпуска 1998), MERSEDES-BEHZ-320, 1998 г.
26.12.2008г. предприниматель обратился в МРЭО ГИБДД ГУВД по Пермскому краю с заявлением о регистрации указанного транспортного средства, ранее автобус стоял на регистрационном учете в РЭО УГИБДД МВД по Республике Ингушетия (л.д.7).
13.04.2009г. ответчиком принято решение, оформленное письмом N 20/5826, об отказе в совершении регистрационного действия, основанием для отказа послужило отсутствие таможенного оформления автобуса (л.д.8).
Предприниматель полагая, что действия ответчика являются неправомерными, нарушают его права и законные интересы, обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Принимая решение об отказе в удовлетворении требований, суд первой инстанции пришел к выводу о правомерности действий ответчика.
Выводы суда являются правильными, соответствуют материалам дела и действующему законодательству.
В силу ч. 1 ст. 15 Таможенного кодекса РФ никто не вправе пользоваться и распоряжаться товарами и транспортными средствами до их выпуска иначе как в порядке и на условиях, которые предусмотрены настоящим Кодексом.
В соответствии с п. 3 ст. 15 Федерального Закона от 10.12.1995г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, за исключением транспортных средств, участвующих в международном движении или ввозимых на территорию Российской Федерации на срок не более шести месяцев, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов. Регистрация транспортных средств без документа, удостоверяющего его соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения, запрещается.
Согласно п. 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 12.08.1994г. N 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации" регистрация транспортных средств, принадлежащих юридическим или физическим лицам производится на основании паспортов соответствующих транспортных средств, справок-счетов, выдаваемых юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими торговлю транспортными средствами, либо заключенных в установленном порядке договоров или иных документов, удостоверяющих право собственности на транспортные средства и подтверждающих возможность допуска их к эксплуатации на территории Российской Федерации
На основании п. 3 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (утв. Приказом МВД России от 24.11.2008 N 1001) (далее - Правила) не подлежат регистрации в Госавтоинспекции и не принимаются к производству регистрационных действий транспортные средства: при наличии запретов и ограничений на совершение регистрационных действий, наложенных в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пунктом 8 Правил предусмотрено, что регистрация транспортных средств, принадлежащих юридическим и физическим лицам, изменение регистрационных данных, связанное с заменой номерных агрегатов транспортных средств, производится на основании паспортов транспортных средств, заключенных в установленном порядке договоров либо иных документов, удостоверяющих право собственности на транспортные средства и подтверждающих возможность допуска их к участию в дорожном движении по дорогам общего пользования на территории Российской Федерации.
Транспортные средства, номерные агрегаты, ввезенные на территорию Российской Федерации, регистрируются за юридическими или физическими лицами, указанными в документах, которые были выданы таможенными органами Российской Федерации при таможенном оформлении транспортных средств, номерных агрегатов в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации. Данное требование распространяется также на транспортные средства, номерные агрегаты, зарегистрированные в установленном порядке в органах внутренних дел Российской Федерации, находящихся за ее пределами (п. 19 Правил).
Согласно п. 51 Правил, не производятся регистрация, изменение регистрационных данных, снятие с регистрационного учета транспортных средств и иные регистрационные действия до окончания проверок, осуществляемых в установленном порядке органами внутренних дел, а также при невыполнении требований настоящих Правил и Административного регламента либо в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
При установлении обстоятельств, указанных в пункте 3 настоящих Правил, в соответствии с решением, принятым по результатам проверки, проведенной в установленном законодательством Российской Федерации порядке органами внутренних дел или иными правоохранительными органами, совершенное регистрационное действие с транспортным средством считается недействительным и подлежит аннулированию регистрационным подразделением по месту регистрации транспортного средства. Регистрационные документы, паспорта транспортных средств и регистрационные знаки сдаются в регистрационное подразделение.
Пунктами 4, 55, 75 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (утв. Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 27.01.2003г. N59), действовавшими в момент подачи предпринимателем заявления и документов и утратившими силу с 26.01.2009, также было предусмотрено, что договоры и иные документы, удостоверяющие приобретение, изменение и прекращение права собственности на транспортные средства, принимаются для совершения регистрационных действий при условии представления паспортов транспортных средств, выданных в установленном порядке. При установлении обстоятельств, являющихся основанием для отказа в совершении регистрационных действий, в том числе в результате проверки, проводимой в установленном законодательством Российской Федерации порядке органами внутренних дел или иными правоохранительными органами, проведенная регистрация транспортного средства считается недействительной и подлежит аннулированию регистрационным подразделением по месту регистрации транспортного средства. Регистрационные документы, паспорта транспортных средств и регистрационные знаки сдаются в регистрационное подразделение.
В соответствии с п. 2 Постановления Правительства РФ от 18.05.1993 N 477 "О введении паспортов транспортных средств" паспорта транспортных средств выдаются: таможенными органами Российской Федерации - на транспортные средства и шасси, ввозимые на территорию Российской Федерации после 1 июля 1997 г.; подразделениями Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации - на транспортные средства, выпущенные организациями-изготовителями до 1 июля 1993 г. или ввозимые на территорию Российской Федерации до 1 июля 1997 г., при предъявлении их к регистрации.
Дубликаты утраченных или пришедших в негодность паспортов транспортных средств и шасси транспортных средств выдаются: таможенными органами Российской Федерации - на шасси и незарегистрированные транспортные средства, ввезенные на территорию Российской Федерации после 1 июля 1997 г.; подразделениями Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации - во всех остальных случаях.
Пунктами 7, 57 Положения о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств (утв. Приказом МВД России, Минпромэнерго России, Минэкономразвития России от 23 июня 2005 г. N 496/192/134) также предусмотрено, что подразделениями Госавтоинспекции паспорта выдаются на транспортные средства, изготовленные организациями-изготовителями до 1 июля 1993 года или ввозимые на территорию Российской Федерации до 1 июля 1997 года, при предъявлении их для регистрации и на транспортные средства, зарегистрированные в подразделениях Госавтоинспекции до указанных дат, в случае изменения регистрационных данных либо при снятии их с учета в установленном порядке.
Паспорта выдаются таможенными органами: после завершения таможенного оформления ввозимых на территорию Российской Федерации транспортных средств и (или) шасси в соответствии с таможенными режимами выпуска для внутреннего потребления, реимпорта, свободной таможенной зоны, отказа в пользу государства или перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации физическими лицами для личных, семейных, домашних и иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд, за исключением случаев временного ввоза транспортных средств.
Как видно из материалов дела, приобретенный предпринимателем автобус НЕОПЛАН 316 SHD (идентификационный номер WAG203166VB26369) 1998 года выпуска, после ввоза на территорию Российской Федерации таможенное оформление не прошел, паспорт на указанное транспортное средств выдан РЭО УГИБДД МВД по РИ Ингушетия, что подтверждается ПТС N 06 МА 468122, письмом Пермской таможни (вх.N 10335 от 10.02.2009г.), другими материалами дела и заявителем не оспаривается.
При таких обстоятельствах, с учетом вышеприведенных положений законодательства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для постановки указанного транспортного средства на регистрационный учет в МРЭО ГИБДД ГУВД по Пермскому краю и правомерности отказа ответчика в осуществлении регистрационных действий.
Довод заявителя о том, что он является добросовестным приобретателем имущества, судом апелляционной инстанции отклоняется, поскольку это обстоятельство не имеет правового значения при оценке правомерности действий ГИБДД по отмене регистрации.
Ссылка заявителя на определение Конституционного Суда Российской Федерации 12.05.2006г. N167-О является несостоятельной, так как в данном случае суд изложил свою позицию в решении вопроса по реализации юридической ответственности за неуплату таможенных пошлин в сфере таможенных правоотношений и возможности сохранения за собственником, который на момент приобретения автомобиля не знал или не должен был знать о неисполнении обязанностей по таможенному оформлению прав на него.
Приобретение права на транспортное средство само по себе не порождает обязанность органов Государственной инспекции безопасности дорожного движения допустить это средство к участию в дорожном движении и зарегистрировать его. Правомерность регистрационных действий ГИБДД должна определяться на основе действующего законодательства, регулирующего допуск транспортных средств к эксплуатации и порядок их регистрации.
Таким образом, суд первой инстанции полно и всестороннее исследовал материалы дела, доказательства получили надлежащую правовую оценку, с которой суд апелляционной инстанции согласен.
Нарушений судом первой инстанции норм материального и процессуального права, влекущих отмену оспариваемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах оснований для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения жалобы не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 104, 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 04 августа 2009 года по делу N А50-10304/2009 оставить без изменения, а апелляционную жалобу предпринимателя Ватолина Андрея Викторовича - без удовлетворения.
Возвратить Ватолину Андрею Викторовичу из федерального бюджета госпошлину в сумме 950 (Девятьсот пятьдесят) рублей, излишне уплаченную по чеку - ордеру от 03.09.2009г.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Пермского края.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий |
Л.Х. Риб |
Судьи |
Е.Е. Васева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-10304/2009
Истец: Ватолин Андрей Викторович
Ответчик: ГУВД по Пермскому краю в лице МРЭО ГИБДД ГУВД по Пермскому краю
Третье лицо: Федеральная таможенная служба Пермская таможня
Хронология рассмотрения дела:
06.10.2009 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-8857/09