г. Пермь |
|
09 октября 2009 г. |
Дело N А50-11577/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 октября 2009 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 09 октября 2009 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Грибиниченко О. Г.,
судей Полевщиковой С.Н., Сафоновой С.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Мокрецовой В.В.
при участии:
от заявителя индивидуального предпринимателя Кондакова С. А.: не явились, извещены надлежащим образом,
от заинтересованного лица Агентства по природопользованию Пермского края: Черепанова М.С., удостоверение, доверенность от 11.02.2009, Воловенко С.В., паспорт, доверенность от 08.10.2009,
лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционные жалобы
заявителя индивидуального предпринимателя Кондакова С. А., заинтересованного лица Агентства по природопользованию Пермского края
на решение Арбитражного суда Пермского края от 27 августа 2009 года
по делу N А50-11577/2009,
принятое судьей Зверевой Н.И.
по заявлению индивидуального предпринимателя Кондакова С. А.
к Агентству по природопользованию Пермского края
о признании недействительным решения в переоформлении договора,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Кондаков С.А. обратился в Арбитражный суд Пермского края с заявлением (с учетом уточнения заявленных требований в порядке, определенном ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) о признании недействительным решения Агентства по природопользованию Пермского края от 29.10.2008, обязании заинтересованного лица заключить договор аренды участка лесного фонда на условиях проекта договора в редакции истца.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 27.08.2009 заявленные требования удовлетворены частично. Признано недействительным решение Агентства по природопользованию Пермского края от 29.10.2008 в части указания площади участка лесного фонда в размере 770 га, на Агентство по природопользованию Пермского края возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в части указания в договоре аренды лесного участка от 30.12.2008 N 263 (п. 2) площадью 802 га.
Не согласившись с судебным актом, предприниматель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда изменить, признать незаконным решение Агентства по природопользованию Пермского края от 29.10.2008, обязать Агентство заключить договор аренды участка лесного фонда на условиях проекта договора аренды в редакции истца.
В обоснование доводов апелляционной жалобы указывает, что договор безвозмездного пользования участком лесного фонда от 20.06.2001 N 1 в настоящее время является действующим, в нем предусмотрены все виды лесопользования, поэтому отказ Агентства включить в договор аренды такой вид лесопользования как осуществление охоты и ведения охотничьего хозяйства неправомерен.
Агентство представило отзыв на жалобу, в котором против удовлетворения апелляционной жалобы возражало, ссылаясь на то, что при подаче заявления о переоформлении договора безвозмездного пользования участком лесного фонда предпринимателем не указывались виды лесопользования, на включении которых в договор аренды настаивает истец.
Предприниматель, его представитель в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились.
Агентство по природопользованию Пермского края также обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права.
По мнению Агентства, судом не была применена ст. 69 Лесного кодекса Российской Федерации о проектировании лесных участков, проводимом при лесоустройстве.
Агентство указывает на то, что согласно картографическому материалу по лесоустройству площадь лесного участка составляет 770 га, что не было учтено судом первой инстанции.
В судебном заседании представители заинтересованного лица поддержали доводы апелляционной жалобы, а также доводы отзыва на апелляционную жалобу предпринимателя.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 20.06.2001 между Чайковским лесхозом Министерства природных ресурсов Российской Федерации, ФГУ "Чайковский сельский лесхоз" ГУ "Пермагролес" и предпринимателем Кондаоквым С.А. был заключен договор безвозмездного пользования участком лесного фонда N 1.
Согласно условиям договора предпринимателю в безвозмездное пользование сроком на 49 лет для проведения всех видов лесопользования передан участок лесного фонда площадью 802 га в кварталах с 1 по 4, в соответствии с приложениями N 1, 2, 3 к договору.
Договор зарегистрирован в установленном действующим законодательством порядке 29.08.2001.
Видами использования лесных участков в соответствии с приложением N 2 к договору являются заготовка древесины, другие виды лесных пользований (л.д. 49).
На основании решения Арбитражного суда Пермского края от 29.10.2008 по делу N А50-12170/2008 предприниматель обратился в Агентство по природопользованию Пермского края с заявлением о переоформлении договора безвозмездного пользования участком лесного фонда на договор аренды лесного участка.
29.10.2008 Агентством по природопользованию Пермского края принято решение о переоформлении договора безвозмездного пользования участком лесного фонда от 20.06.2001 N 1 на договор аренды лесного участка. Предпринимателю направлен на подписание проект договора аренды лесного участка от 30.12.2008 N 263 (л.д. 21-36), в котором, в том числе определены: площадь участка - 770 га, местоположение участка: Пермский край, Чайковский муниципальный район, ГКУ "Чайковское лесничество", Чайковское сельское участковое лесничество, N кварталов 1, 2, 3, 4 (леса, ранее находившиеся во владении подсобного хозяйства комбината шелковых тканей) (п. 2), вид использования лесного участка - заготовка древесины с предварительно определенным годовым объемом использования лесов в защитных лесах (п. 4), дата окончания срока действия договора - 28.08.2050. (п. 29).
Полагая, что действия Агентства по природопользованию Пермского края, выразившиеся в указании в пунктах 2, 4 проекта договора аренды лесного участка от 30.12.2008 N 263 размера площади 770 га и вида пользования - заготовка древесины, являются незаконными и нарушают его права и законные интересы, предприниматель обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования в части признания недействительным решения Агентства от 29.10.2008 в части указания площади участка лесного фонда в размере 770 га, суд первой инстанции исходил из того, что материалами дела подтверждается, что площадь передаваемого в аренду лесного участка составляет 802 га.
Отказывая в удовлетворении требований об изменении вида использования лесного участка, суд первой инстанции пришел к выводу, что вид пользования при аренде лесного участка не может изменяться, поскольку желаемый вид пользования не был указан в заявлении о переоформлении договора безвозмездного пользования участком лесного фонда.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционных жалоб, заслушав пояснения стороны, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что решение суда соответствует действующему законодательству, оснований для его отмены не имеется.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ. "О введении в действие Лесного кодекса РФ" (далее - Вводный закон) с 01.01.2007 введен в действие новый Лесной кодекс Российской Федерации.
В статьях 1 и 94 Лесного кодекса Российской Федерации закреплен принцип платности использования лесов.
Статьей 4 Вводного закона установлено, что договоры аренды участков лесного фонда должны быть приведены в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации до 1 января 2009 года. Для приведения договора аренды участка лесного фонда и договора безвозмездного пользования участком лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации осуществляется подача заявлений о переоформлении таких договоров на договор аренды лесного участка или договор безвозмездного срочного пользования лесным участком. Порядок приведения договоров аренды участков лесного фонда и договоров безвозмездного пользования участками лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В силу п. 2, 3 Порядка приведения договоров аренды участков лесного фонда и договоров безвозмездного пользования участками лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 04.10.2007 N 258, для приведения договоров аренды участков лесного фонда, договоров безвозмездного пользования участками лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации лицами, использующими соответствующие участки лесного фонда, осуществляется подача заявления о переоформлении таких договоров на договор аренды участка лесного фонда или договор безвозмездного срочного пользования лесным участком (заявление о переоформлении). Заявление о переоформлении подается в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на предоставление в пределах земель лесного фонда лесных участков в аренду, безвозмездное срочное пользование.
Согласно п. 7 Порядка приведения договоров аренды участков лесного фонда и договоров безвозмездного пользования участками лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации по результатам рассмотрения заявления о переоформлении уполномоченным органом выносится решение о переоформлении договора аренды участка лесного фонда или договора безвозмездного пользования участком лесного фонда на договор аренды лесного участка или договор безвозмездного срочного пользования лесным участком. Данное решение должно содержать сведение о виде использования, с целью приведения условий договора в соответствие со ст. 25, 29 - 47 Лесного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 4 статьи 4 Вводного закона для приведения договоров аренды участков лесного фонда и договоров безвозмездного пользования участками лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации не требуется проведение государственного кадастрового учета лесных участков.
Согласно ч. 1 и ч. 2 ст. 4.1 Вводного закона до 01.01.2010 допускается предоставление гражданам, юридическим лицам лесных участков в составе земель лесного фонда без проведения государственного кадастрового учета.
Как видно из п. 2 договора безвозмездного пользования участком лесного фонда от 20.06.2001 N 1 площадь участка лесного фонда составляет 802 га в кварталах с 1 по 4.
При этом в приложениях N 1, 2, 3 к договору от 20.06.2001 также указана площадь 802 га.
Паспорт земельного участка (выписка из Единого государственного реестра земель) (л.д. 52), реестр кадастровых единиц кадастрового блока 59:12:154 00 001 (л.д. 53, 54), кадастровый паспорт земельного участка от 30.04.2009 (л.д. 72, 73) свидетельствуют о том, что площадь участка лесного фонда, занимаемым индивидуальным предпринимателем, фактически составляет 802 га.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что площадь предоставленного предпринимателю участка лесного фонда составляет 802 га.
Кроме того, Агентство в суде апелляционной инстанции не обосновало невозможность представления заявителю участка, указанной площадью.
Ссылки Агентства на картографические материалы по лесоустройству арбитражным апелляционным судом не принимаются, поскольку опровергаются иными доказательствами, имеющимися в материалах дела.
Также в рассматриваемом деле спор существует относительно вида пользования.
В силу п. 1 ст. 72 Лесного кодекса Российской Федерации по договору аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, арендодатель предоставляет арендатору лесной участок для использования в целях, предусмотренных ст. 25 настоящего Кодекса.
Статьей 25 Лесного кодекса Российской Федерации установлено 15 возможных видов использования лесов.
В соответствии с п. 8 Порядка решение о переоформлении договора безвозмездного пользования участком лесного фонда на договор аренды лесного участка должно содержать, в том числе вид использования лесов.
Из анализа норм лесного законодательства следует, что приведение ранее заключенных договоров (аренды и безвозмездного пользования) производится путем их переоформления.
Из анализа норм лесного законодательства следует, что суть переоформления заключается не в изменении старых договоров, а в заключении новых договоров в зависимости от вида использования лесов с учетом требований Лесного кодекса Российской Федерации.
Из заявления, поданного предпринимателем в Агентство по природопользованию Пермского края 30.09.2008 (л.д. 55), следует, что вид использования лесов им не определен.
Как видно из материалов дела, Агентством вид использования лесов - заготовка древесины определен исходя из условий договора безвозмездного пользования участком лесного фонда от 20.06.2001 N 1 (л.д. 49).
Поскольку при подаче заявления о переоформлении предприниматель не указал вид использования лесов (ведение охотничьего хозяйства и осуществление охоты, ведение сельского хозяйства), то определение Агентством вида использования лесов - заготовка древесины является правомерным.
Ссылки предпринимателя на то, что договор безвозмездного пользования от 20.06.2001 N 1 предусматривает все виды лесопользования, является действующим, отклоняются арбитражным апелляционным судом, поскольку указанный договор является ничтожным как несоответствующий Лесному кодексу Российской Федерации от 04.12.2006 N 200-ФЗ.
Выводы суда первой инстанции основаны на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств (ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
На основании изложенного и руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 27.08.2009г. оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить индивидуальному предпринимателю Кондакову С.А. излишне уплаченную госпошлину по апелляционной жалобе в размере 950 (девятьсот пятьдесят) рублей по чеку-ордеру N 306 от 07.09.2009г.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Пермского края.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий |
О. Г. Грибиниченко |
Судьи |
С. Н. Сафонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-11577/2009
Истец: Кондаков Сергей Анатольевич
Ответчик: Агентство по природопользованию Пермского края