г. Киров |
|
12 октября 2009 г. |
Дело N А82-5752/2009-37 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 октября 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 октября 2009 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Черных Л.И.,
судей Лобановой Л.Н., Хоровой Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Козловой Е.В.,
без участия в судебном заседании представителей сторон:
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Ярославской области
на решение Арбитражного суда Ярославской области от 17.07.2009 по делу N А82-5752/2009-37, принятое судом в составе судьи Ландарь Е.В.,
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Переславский торговый двор"
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Ярославской области
о признании недействительным решения от 18.03.2009 N 122 и требования от 14.05.2009 N 593,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Переславский торговый двор" обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Ярославской области от 18.03.2003 N 122 и требования от 14.05.2009 N 593.
Решением Арбитражного суда Ярославской области от 17.07.2009 заявленные требования удовлетворены.
Инспекция не согласилась с принятым судебным актом и обратилась во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить.
Заявитель апелляционной жалобы считает, что в соответствии с постановлением Администрации Ярославской области от 24.12.2007 N 729-а, в редакции постановления Правительства Ярославской области от 23.04.2008 N 177-п, утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Ярославской области по состоянию на 01.01.2008 и в отношении земельного участка, принадлежащего Обществу, утвержден удельный показатель кадастровой стоимости, составляющий 5 467 рублей 82 копейки за 1 квадратный метр. Результаты оценки земель внесены в Единый государственный реестр земель 22.02.2008, то есть до 01.03.2008, как предусмотрено пунктом 14 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации. Данные о результатах государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов г.Переславля и Переславского района были опубликованы в газете "Переславская неделя" 20 и 27.02.2008, 05.03.2008. Вывод суда о несвоевременном доведении до Общества сведений о кадастровой стоимости земельного участка не исключает обязанность налогоплательщика по представлению уточненной декларации (расчета) как при исчислении земельного налога, так и авансовых платежей после доведения до него необходимых сведений. Кроме того, Инспекция считает, что судом первой инстанции нарушены нормы процессуального права, поскольку судебный акт затрагивает права и обязанности лиц, не привлеченных к участию в деле, - Правительства Ярославской области и Администрации города Переславля-Залесского. Подробно доводы Инспекции изложены в апелляционной жалобе и дополнениях к апелляционной жалобе.
Общество в отзыве на апелляционную жалобу и дополнениях к отзыву не согласно с доводами налогового органа, просит решение суда оставить без изменения.
Инспекция и Общество извещены о месте и времени слушания дела надлежащим образом, в судебное заседание представителей не направили. Налоговый орган просит рассмотреть дело без участия своего представителя.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей сторон.
Законность решения Арбитражного суда Ярославской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Инспекция провела камеральную налоговую проверку представленного Обществом налогового расчета по авансовым платежам по земельному налогу за 3 квартал 2008 года и установила, что при наличии утвержденных результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Ярославской области, подлежащих применению с 01.01.2008 (постановление Администрации Ярославской области от 24.12.2007 N 729-а в редакции постановления Правительства Ярославской области от 23.04.2008 N 177-п), Общество использовало данные кадастровой стоимости земельных участков, действующие до 01.01.2008. Удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка, принадлежащего Обществу, согласно утвержденным результатам государственной кадастровой оценки земель составляет 5 467 рублей 82 копейки за 1 квадратный метр, а не 5 рублей 46 копеек за 1 квадратный метр, как применил налогоплательщик. Налоговый орган пришел к выводу, что установленное нарушение привело к занижению Обществом авансового платежа по земельному налогу за 3 квартал 2008 года на 1 030 865 рублей.
Результаты проверки отражены в акте от 02.02.2008 N 16, на основании которого заместителем начальника Инспекции принято решение от 18.03.2009 N 122 об отказе в привлечении Общества к ответственности за совершение налогового правонарушения. Данным решением Обществу предложено уплатить 1 030 865 рублей недоимки по земельному налогу.
Решением Управления Федерального налоговой службы по Ярославской области от 06.05.2009 N 189 решение Инспекции оставлено без изменения и утверждено.
14.05.2009 Инспекция выставила Обществу требование N 593 об уплате земельного налога в сумме 1 030 543 рублей.
Не согласившись с решением и требованием налогового органа, Общество обжаловало их в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, Арбитражный суд Ярославской области руководствовался пунктами 1 и 3 статьи 391, пунктом 1 статьи 393, пунктами 12 и 14 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации, статьей 33 Земельного кодекса Российской Федерации, Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 "Об утверждении правил государственной кадастровой оценки земель", Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.02.2008 N 52 "О порядке доведения кадастровой стоимости земельных участков до сведения налогоплательщиков", постановлением Администрации Ярославской области от 24.12.2007 N 729-а в редакции постановлений Правительства Ярославской области от 21.02.2008 N 52-П, от 23.04.2008 N 177-п, и исходил из того, что налоговая база по налогу за 2008 год не могла быть исчислена исходя из кадастровой стоимости, утвержденной в текущем налоговом периоде; информация о новой стоимости земельного участка, принадлежащего заявителю, не была доведена до налогоплательщика в установленных законодательством порядке и срок.
Рассмотрев апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Как видно из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Обществом по договору купли-продажи от 07.12.2007 приобретен в собственность земельный участок, расположенный в г.Переславль-Залесский, ул.Магистральная, д.39, Ярославской области, кадастровый номер 76:18:011117:0001, площадью 68 651 кв.м., для строительства и дальнейшей эксплуатации торгово-сервисного центра. Право собственности на данный земельный участок зарегистрировано Обществом 24.01.2008 в установленном законом порядке.
Согласно статье 390 Кодекса налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
На основании пункта 3 статьи 391 Кодекса налогоплательщики - организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.
Статьей 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Правила проведения государственной кадастровой оценки земель утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316. В пункте 10 указанных Правил установлено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
В силу пункта 14 статьи 396 Кодекса по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, не позднее 1 марта этого года.
Данный порядок установлен в постановлении Правительства Российской Федерации от 07.02.2008 N 52, согласно которому территориальные органы Федерального агентства кадастра объектов недвижимости бесплатно предоставляют налогоплательщикам земельного налога, признаваемым таковыми в соответствии со статьей 388 Налогового кодекса Российской Федерации, сведения о кадастровой стоимости земельных участков в виде кадастрового номера объекта недвижимости и его кадастровой стоимости для целей налогообложения по письменному заявлению налогоплательщика в порядке, установленном статьей 14 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости". При этом до 01.03.2008 указанные сведения предоставляются в порядке, установленном статьей 22 Федерального закона "О государственном земельном кадастре". Сведения о кадастровой стоимости земельных участков для целей налогообложения размещаются на официальном сайте Федерального агентства кадастра объектов недвижимости в сети Интернет.
Как видно из материалов дела, постановлением Администрации Ярославской области от 24.12.2007 N 729-а "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Ярославской области" утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Ярославской области в виде средних взвешенных по площади значений удельных показателей кадастровой стоимости земель (руб./кв.м). В данном случае для города Переславль-Залесский по 5 виду разрешенного использования утверждено среднее для населенного пункта значение - 5 581,92 руб./кв.м.
В соответствии со статьями 50.1, 53.1 Закона Ярославской области от 07.03.2001 N 16-з "О правовых актах Ярославской области" на территории Ярославской области официальному опубликованию подлежат, в частности постановления Правительства Ярославской области; официальным опубликованием постановления Правительства Ярославской области считается первая публикация его полного текста в газете "Губернские вести".
Из материалов дела видно, что постановление Администрации Ярославской области от 24.12.2007 N 729-а опубликовано в газете "Губернские вести" 23.01.2008.
Первоначальный текст постановления Администрации Ярославской области, а также текст этого постановления в редакции постановления Правительства Ярославской области от 21.02.2008 N 52-П, опубликованного в газете "Губернские вести" 29.02.2008, не содержал сведений об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Ярославской области по состоянию на 01.01.2008.
Постановлением Правительства Ярославской области от 23.04.2008 N 177-п (после 01.03.2008) в постановление Администрации Ярославской области от 24.12.2007 N 729-а внесено изменение о том, пункт 1 постановления и наименование результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Ярославской области, утвержденных постановлением, дополнены словами "по состоянию на 01.01.2008". Данное постановление опубликовано в газете "Губернские вести" 30.04.2008.
В ответ на письменное заявление налогоплательщика в территориальный орган Федерального агентства кадастра объектов недвижимости Отдел по г.Переславлю и Переславскому муниципальному району Управления Роснедвижимости по Ярославской области письмом от 05.05.2008 N 07-09/415 сообщил Обществу, что на 01.01.2008 удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 76:18:011117:01 составляет 5,46 руб./кв.м.
Указание в данном письме на то, что удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка по утвержденной оценке составляет 5 467,82 руб./кв.м, не соответствует постановлению Администрации Ярославской области от 24.12.2007 N 729-а, поскольку в данном постановлении не содержится сведений об утверждении удельных показателей в указанном размере.
В материалах дела отсутствуют и налоговым органом не представлены доказательства, подтверждающие размещение до 01.03.2008 в сети Интернет сведений о кадастровой стоимости земельного участка, принадлежащего Обществу, по состоянию на 01.01.2008, а также на момент представления в налоговый орган расчета по авансовым платежам по земельному налогу за 3 квартал 2008 года.
Письмо Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Ярославской области от 30.03.2009 N 06-09/344, в котором указано, что новые результаты кадастровой оценки были внесены в Единый государственный реестр земель 22.02.2008; письмо Мэра г.Переславля-Залесского от 24.04.2009 N 1228, в котором указано на размещение на официальном сайте администрации 26.02.2008 результатов государственной кадастровой оценки земельных участков; представленные налоговым органом (листы 4, 5 том 3), не могут свидетельствовать о том, что информация была размещена в сети Интернет, поскольку документально факт размещения информации на указанные в письмах даты, а также в установленный законом срок и на момент представления налогоплательщиком налогового расчета за 3 квартал 2008 года, не подтвержден.
Распечатки страниц сайта сети Интернет (листы 13, 34 том 3) не подтверждают размещение сведений о кадастровой стоимости земельного участка, принадлежащего Обществу, поскольку земельный участок разделен на несколько частей, при сложении указанной кадастровой стоимости которых не получается результат о кадастровой стоимости земельного участка, используемой налоговым органом. Кроме того, указанные в распечатках стоимости не подтверждены документально, в том числе сведениями об их утверждении.
В данном случае налоговый орган ссылается на опубликование в газете "Переславская неделя" 05.03.2008 (после 01.03.2008) сведений о кадастровой стоимости земельного участка, принадлежащего Обществу (лист 24 том 3). Между тем, из материалов дела видно, что производилась публикация не постановления Администрации Ярославской области от 24.12.2007 N 729-а, а размещалась информация о кадастровой стоимости, данные о которой не были утверждены указанным постановлением либо другим актом органа исполнительной власти Ярославской области. Поэтому из публикации в газете "Переславская неделя" нельзя было сделать вывод о том, что в данном случае опубликованы утвержденные по состоянию на 01.01.2008 результаты государственной кадастровой оценки земель, которые подлежат применению в 2008 году.
Ссылка налогового органа в апелляционной жалобе на постановление Мэра города Переславля-Залесского от 28.02.2006 N 177 "Об утверждении порядка доведения до сведения налогоплательщиков кадастровой стоимости земельный участков" (как на установленный способ доведения необходимых сведений путем опубликования их в газете "Переславская неделя") не может быть принята во внимание, поскольку данное постановление регулирует порядок размещения сведений о кадастровой стоимости земельных участков, утвержденной постановлением Администрации Ярославской области от 25.04.2005 N 59-а, а не рассматриваемого постановления от 24.12.2007 N 729-а; кроме того, в данном случае, как указано выше, примененный налоговым органом размер удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка не соответствует постановлению Администрации Ярославской области от 24.12.2007 N 729-а, поскольку в данном постановлении не содержится сведений об утверждении удельных показателей в указанном размере.
Требование Инспекции о представлении пояснений (внесении исправлении в налоговую отчетность) от 21.08.2008 N 12-30/1237 (лист дела 37 том 3) также не извещает налогоплательщика о том, что удельный показатель кадастровой стоимости принадлежащего ему земельного участка по состоянию на 01.01.2008 равен 5 467,82 руб./кв.м.; в указанном требовании отражено, что согласно письму Управления Роснедвижимости от 05.05.2008 удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка составляет 5,46 руб./кв.м.
С учетом изложенного, исследовав представленные в дело доказательства и оценив их в совокупности, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что в рассматриваемом случае Общество не имело возможности самостоятельно определить налоговую базу и уплатить земельный налог в виде авансового платежа за 3 квартал 2008 года в отношении принадлежащего ему земельного участка из расчета удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка, равного 5 467,82 рублей за квадратный метр, поскольку указанный размер удельного показателя налогоплательщик не получил ни из текста постановления Администрации Ярославской области от 24.12.2007 N 729-а, ни из письма территориального органа Роснедвижимости, не имел возможности получить его из публикации в газете "Губернские вести" при прочтении утверждаемых результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Ярославской области, не подтверждается размещение данных сведений на момент представления расчета по авансовым платежам по земельному налогу за 3 квартал 2008 года в сети Интернет. Само по себе размещение различной несогласуемой между участками информации в сети Интернет, информации в газете "Переславская неделя" об удельном показателе кадастровой стоимости земельного участка при наличии иного размера удельного показателя кадастровой стоимости в тексте постановления Администрации Ярославской области от 24.12.2007 N 729-а и в письме территориального органа Роснедвижимости и при отсутствии документального подтверждения того, что в газете "Переславская неделя" публикуются утвержденные по состоянию на 01.01.2008 и подлежащие применению с 01.01.2008 сведения о кадастровой стоимости земельных участков, не может служить основанием для того, чтобы признать Общество обладающим всей необходимой информацией для исполнения установленной законом обязанности по исчислению и уплате земельного налога в виде авансового платежа за 3 квартал 2008 года в указанном налоговым органом размере.
При таких обстоятельствах Арбитражный суд Ярославской области правомерно признал недействительным оспариваемые решение и требование Инспекции.
Судом апелляционной инстанции не принимается ссылка заявителя апелляционной жалобы о нарушении судом первой инстанции норм процессуального права, поскольку в настоящем деле ООО "Переславский торговый двор" заявило требование о признании недействительным решения Инспекции о доначислении авансового платежа по земельному налогу за конкретный земельный участок, следовательно, решение суда первой инстанции касается только прав и обязанностей Общества и Инспекции и не затрагивает права и обязанности Правительства Ярославской области и Администрации города Переславля-Залесского.
С учетом изложенного апелляционная жалоба налогового органа удовлетворению не подлежит.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации налоговый орган освобожден от уплаты государственной пошлины с апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда Ярославской области от 17.07.2009 по делу N А82-5752/2009-37 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Ярославской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в установленном порядке.
Председательствующий |
Л.И. Черных |
Судьи |
Л.Н. Лобанова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А82-5752/2009
Истец: Общество с ограниченной ответственностью "Переславский торговый двор"
Ответчик: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 1 по Ярославской области
Хронология рассмотрения дела:
12.10.2009 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-4011/2009