г. Киров |
|
16 октября 2009 г. |
Дело N А17-2746/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 октября 2009 г.
Полный текст постановления изготовлен 16 октября 2009 г.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Поляковой С.Г.
судей Тетервака А.В., Самуйлова С.В.,
при ведении протокола судебного заседания судьей Поляковой С.Г.
без участия в судебном заседании представителей сторон,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика Департамента финансов Ивановской области от имени Ивановской области
на решение Арбитражного суда Ивановской области от 13.08.2009г. по делу N А17-2746/2009, принятое судом в составе судьи Романовой Т.В.,
по иску Муниципального унитарного предприятия "Ивановское трамвайно-троллейбусное управление"
к Ивановской области в лице Департамента финансов Ивановской области,
третье лицо: Департамент транспорта и телекоммуникаций Ивановской области,
о взыскании убытков,
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное унитарное предприятие "Ивановское трамвайно-троллейбусное управление" (далее - МУП "Ивановское трамвайно-троллейбусное управление" или МУП "ИвТТУ", истец) обратилось с иском в Арбитражный суд Ивановской области к Ивановской области в лице Департамента финансов Ивановской области (далее - Департамент финансов, ответчик, заявитель) с требованием о взыскании убытков, связанных с предоставлением льгот по провозной плате в 2008 г., в сумме 19.612.151 руб. 69 коп.
Исковые требования МУП "Ивановское трамвайно-троллейбусное управление" основаны на статьях 15, 16, 124, 125, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации и мотивированы тем, что за период с 01.01.2008г. по 31.12.2008г. МУП "ИвТТУ" в связи с перевозкой 5.432.729 пассажиров, имеющих право на льготный проезд, предприятием понесены фактические расходы в размере 57.641.254,69 руб.; однако в соответствии с Указами Губернатора Ивановской области и договорами от 09.01.2008г. N ЛП08-02-1/011, от 28.03.2008г. N ЛП08-02-1/275 (с изменениями от 28.08.2008г.) понесенные предприятием расходы возмещены лишь частично - в сумме 38.029.103 руб.; оставшаяся сумма расходов в размере 19.612.151,69 руб. подлежит компенсации за счет средств областного бюджета.
Ответчик - Департамент финансов в ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции исковые требования не признал; указал, что предприятию компенсированы расходы по перевозке льготников в размере стоимости проезда льготных категорий граждан по действующему на перевозку тарифу, но не выше предельного максимального уровня тарифов, установленного Правительством Ивановской области в постановлении от 31.01.2007г. N 11-П в размере 7 руб. за одну поездку; сослался на недоказанность факта причинения убытков указом губернатора и наличие причинно-следственной связи между установлением льготного проезда отдельным категориям граждан и возникшими у истца убытками.
К участию в деле в силу требований статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации было привлечено третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: Департамент транспорта и телекоммуникаций Ивановской области (далее - Департамент транспорта, третье лицо).
Третье лицо - Департамент транспорта при рассмотрении дела в суде первой инстанции исковые требования истца отклонил; поддержал доводы, изложенные ответчиком; также пояснил, что в соответствии с действующим законодательством МУП "ИвТТУ" компенсирован проезд льготников по действующему тарифу, истцом не доказано наличие состава правонарушения, одним из элементов которого является размер ущерба.
Решением Арбитражного суда Ивановской области от 13.08.2009г. по делу N А17-2746/2009 исковые требования МУП "Ивановское трамвайно-троллейбусное управление" удовлетворены: с Департамента финансов Ивановской области за счет средств казны Ивановской области в пользу МУП "Ивановское трамвайно-троллейбусное управление" взыскано 19.612.151,69 руб. в счет возмещения убытков, связанных с предоставлением льгот по провозной плате.
При вынесении оспариваемого судебного акта суд первой инстанции исходил из того, что убытки у МУП "ИвТТУ" возникли в результате бездействия государственных органов, выразившегося в неисполнении обязательства по финансовому обеспечению предусмотренных Указом Губернатора льгот по оплате транспортных услуг, так как выделенные на указанные цели бюджетные средства не компенсировали в полном объеме реальные расходы истца.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, Департамент финансов Ивановской области от имени Ивановской области обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой (с учетом дополнения к ней), в которой просит решение Арбитражного суда Ивановской области от 13.08.2009г. по делу N А17-2746/2009 отменить и принять по делу новый судебный акт.
Заявитель с вынесенным решением суда первой инстанции не согласен, считает его незаконным и необоснованным в связи с нарушением судом первой инстанции норм материального права.
Департамент финансов в апелляционной жалобе ссылается на необоснованное применение судом первой инстанции статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации; поясняет, что отношения сторон по возмещению разницы в тарифах основаны на договорах об оказании услуг по перевозке льготных категорий граждан на всех видах пассажирского транспорта от 09.01.2008г. N ЛП08-02-1/011, от 28.03.2008г. N ЛП08-02-1/275, согласно которым оплата перевозчику предъявленных талонов осуществляется по действующему у перевозчика тарифу, но не выше уровня тарифов, установленного Правительством Ивановской области; указывает, что с момента заключения и до окончания срока действия указанных договоров, определенные в них условия являются обязательными для каждой из сторон.
По мнению заявителя, суд также неверно применил статью 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации в отношении казны Ивановской области в лице Департамента финансов Ивановской области по возмещению МУП "ИвТТУ" вреда; сообщает, что возмещение перевозчикам стоимости льготного проезда граждан с использованием социальной карты по действующему у перевозчика тарифу осуществляет комитет Ивановской области по транспорту и связи.
Кроме того, ответчик указывает, что все отчеты Комитета по компенсации расходов предприятий-перевозчиков приняты Департаментом финансов Ивановской области и заявленные расходы возмещены в полном объеме; считает, что все обязательства Департамента финансов Ивановской области по спорным правоотношениям исполнены.
Третье лицо - Департамент транспорта в отзыве на апелляционную жалобу поддерживает доводы заявителя; просит решение Арбитражного суда Ивановской области от 13.08.2009г. по делу N А17-2746/2009 отменить, апелляционную жалобу заявителя - удовлетворить; одновременно ходатайствует о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.
Лица, участвующие в деле, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили; о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
В соответствие с пунктом 1 статьи 266, пунктом 1 статьи 123, пунктами 1, 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба заявителя рассмотрена в отсутствие не явившихся представителей лиц, участвующих в деле.
Законность вынесенного решения Арбитражного суда Ивановской области от 13.08.2009г. по настоящему делу проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав представленные доказательства, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, арбитражный суд апелляционной инстанции полагает, что основания для отмены или изменения вынесенного судом первой инстанции решения отсутствуют в силу следующего.
Как следует из материалов дела, основным видом деятельности МУП "ИвТТУ" является оказание услуг по перевозке пассажиров городским транспортом - троллейбусами.
Услуги по перевозке МУП "ИвТТУ" оказывало, в том числе в спорный период - с 01.01.2008г. по 31.12.2008г.
Судами установлено, что с сентября 2008 г. на основании указа Губернатора Ивановской области от 25.08.2008г. N 87-УГ введен новый порядок льготного проезда граждан на пассажирском транспорте с использованием социальной карты жителя Ивановской области.
Во исполнение утвержденного Указом Губернатора Ивановской области порядка льготного проезда граждан на пассажирском транспорте Комитетом Ивановской области по транспорту и связи средства (прежнее наименование Департамента транспорта и телекоммуникаций Ивановской области) с МУП "ИвТТУ" (перевозчик) были заключены договоры от 09.01.2008г. N ЛП08-02-1/011, от 28.03.2008г. N ЛП08-02-1/275 (с изменениями от 28.08.2008г.) об оказании услуг по перевозке льготных категорий граждан на всех видах пассажирского транспорта.
Предметом названных договоров являлось оказание услуг по перевозке категорий граждан, которым предоставляются меры социальной поддержки в соответствии с федеральным и областным законодательством, а также указом Губернатора Ивановской области от 29.12.2005г. N 165-уг, на маршрутах Ивановской области по единым льготным проездным билетам и возмещение связанных с этим затрат перевозчику.
За указанный период истцом было перевезено 5.432.729 пассажиров, имеющих право на предоставление рассматриваемых льгот.
Из бюджета Департаментом финансов Ивановской области в пользу МУП "ИвТТУ" возмещено 38.029.103 руб., из расчета установленного тарифа - 7 руб.
В тоже время, как утверждает истец, фактические расходы МУП "ИвТТУ" по перевозке указанной группы пассажиров составили 57.641.254,69 руб. Определение фактических расходов предприятия истец основывает на заключении о проведении финансовой экспертизы экономического обоснования величины тарифа за одну поездку в муниципальном пассажирском транспорте МУП "ИвТТУ" г. Иваново на период регулирования с 01.01.2008г., проведенном ООО "Аудитор", согласно которому величина экономически обоснованного тарифа за одну поездку в муниципальном транспорте составляет 10,61 руб.
Истец, обращаясь с настоящим исковым заявлением, указал, что расходы, понесенные истцом в связи с предоставлением льгот, были возмещены предприятию не в полном объеме; произвел расчет убытков, связанных с предоставлением льгот по провозной плате в 2008 г., на сумму 19.612.151,69 руб.; просил суд взыскать с Департамента финансов Ивановской области за счет средств казны Ивановской области данные убытки.
Апелляционный суд, оценивая представленные доказательства в их совокупности, анализируя позиции сторон настоящего спора, пришел к выводу о правомерности решения суда первой инстанции об удовлетворении требований истца в силу следующего.
Федеральным законом от 22.08.2004г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и реформированием межбюджетных отношений с разграничением расходных обязательств между Российской Федерации, ее субъектами и муниципальными образованиями, были внесены существенные изменения в значительное число законодательных актов, в том числе с 01.01.2005г. отменены установленные законодательством Российской Федерации льготы, предусматривающие право бесплатного проезда граждан в городском пассажирском транспорте.
Статьей 73 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти.
В соответствии со статьей 26.2 Федерального закона от 06.10.1999г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам ведения субъектов Российской Федерации осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
Указом Губернатора Ивановской области от 29.12.2005г. N 165-уг "О порядке организации проезда граждан льготных категорий на всех видах пассажирского транспорта Ивановской области (в редакции указа Губернатора от 14.02.2006г. N 15-уг) в целях обеспечения доступности транспортных услуг на территории Ивановской области гражданам, имеющим право на меры социальной поддержки, финансируемые за счет средств федерального бюджета и бюджета Ивановской области, введен с 01.01.2006г. единый льготный проездной билет на проезд во всех видах пассажирского транспорта, деятельность которого регулируется органами государственной власти Ивановской области, утверждены перечни категорий граждан, которым предоставляются меры социальной поддержки по льготному проезду на всех видах пассажирского транспорта (областной и федеральный регистры), а также Порядок организации проезда граждан льготных категорий на всех видах пассажирского транспорта Ивановской области (далее - Порядок).
Согласно указанному Порядку на Комитет было возложена обязанность по организации заключения договоров с перевозчиками на организацию обслуживания льготных категорий граждан, сбору, анализу, проверки и систематизации отрывных талонов, представляемых транспортными организациями ежемесячно, а также организации возмещения перевозчикам суммовой разницы между стоимостью проезда по действующему тарифу и ценой проездного билета (талона).
Как следует из материалов дела, во исполнение утвержденного Указом Губернатора Ивановской области Порядка Комитетом с МУП "ИвТТУ" (перевозчик) были заключены договоры от 09.01.2008г. N ЛП08-02-1/011, от 28.03.2008г. N ЛП08-02-1/275 (с изменениями от 28.08.2008г.) об оказании услуг по перевозке льготных категорий граждан на всех видах пассажирского транспорта. В рамках указанных договоров перевозчик осуществил перевозку 5.432.729 пассажира, которым в соответствии с Указами Губернатора Ивановской области от 29.12.2005г. N 165-уг и от 14.02.2006г. N 15-уг предоставлено право льготного проезда.
В соответствии с пунктом 9 Порядка Департамент финансов Ивановской области перечислял Комитету Ивановской области по транспорту и связи средства на возмещение перевозчикам расходов по оказанию услуг по перевозке граждан, которым предоставляются меры социальной поддержки на транспорте, по действующему у перевозчика тарифу, но не выше предельного максимального уровня тарифов, установленного Правительством Ивановской области. При этом средства для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которым относится к ведению Российской Федерации, перечисляются в пределах средств, полученных в виде субвенций из федерального бюджета.
Постановлением Правительства Ивановской области от 31.01.2007г. N 11-п (в ред. Постановления Правительства Ивановской области от 26.02.2007г. N 30-п) утвержден предельный максимальный уровень тарифов на перевозку всеми видами пассажирского транспорта, деятельность которого регулируется органами государственной власти Ивановской области, граждан, имеющих право на меры социальной поддержки на транспорте: в городском сообщении - в размере 7 руб. за одну поездку.
Истцу из бюджета было возмещено 38.029.103 руб., из расчета установленного тарифа - 7 руб. Данные обстоятельства лицами, участвующими в деле, не оспариваются.
Согласно решению Ивановской городской Думы от 27.04.2004г. N 320 тарифы на услуги муниципальных унитарных предприятий и учреждений города Иванова утверждает Ивановская городская Дума, по представлению Главы города.
В силу пункта 5 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку пассажиров, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.
По расчету истца фактические затраты предприятия, связанные с перевозкой льготных категорий граждан в 2008 г., составили 57.641.254,69 руб.
Данный расчет МУП "ИвТТУ" основывает на заключении о проведении финансовой экспертизы экономического обоснования величины тарифа за одну поездку в муниципальном пассажирском транспорте МУП "ИвТТУ" г. Иваново на период регулирования с 01.01.2008г., проведенном ООО "Аудитор".
Согласно названному заключению величина тарифа за одну поездку в муниципальном транспорте составляет 10,61 руб.; величина тарифа является экономически обоснованной ценой, рассчитана на основании достоверной экономической информации и расчет величины тарифа на период регулирования с 01.01.2008г. не содержит неэффективных и необоснованных затрат.
У суда нет оснований считать заключение о проведении финансовой экспертизы экономического обоснования величины тарифа недостоверным либо ненадлежащим доказательством. Ответчиком и третьим лицом выводы, содержащиеся в данном документе, не опровергнуты.
Таким образом, расходы транспортного предприятия должны быть возмещены исходя из величины экономически обоснованного тарифа; установление ограничения размера тарифа не должно вести к убыткам предприятия.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции поддерживает вывод арбитражного суда Ивановской области о том, что убытки у МУП "ИвТТУ" возникли в результате бездействия государственных органов, выразившегося в неисполнении обязательства по финансовому обеспечению предусмотренных Указом Губернатора льгот по оплате транспортных услуг, так как выделенные на указанные цели бюджетные средства не компенсировали в полном объеме реальные расходы истца; на МУП "ИвТТУ", как на коммерческую организацию, не может быть возложено бремя расходов по реализации Указов Губернатора Ивановской области, устанавливающего льготы для отдельных категорий граждан.
В соответствии со статьями 15 и 393 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Согласно статье 16 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
В силу статьи 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта РФ или казны муниципального образования.
Как обоснованно установлено судом первой инстанции, возникновение у истца убытков вызвано неисполнением ответчиком обязательств по компенсации затрат, произведенных предприятием в связи с реализацией законно установленных и обеспеченных бюджетным финансированием льгот; противоправность поведения ответчика в данном случае заключается в уклонении (бездействии) от исполнения своих обязательств по компенсации затрат, которые понес истец в связи с реализацией Указов Губернатора Ивановской области.
В соответствии со статьей 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации, в случаях, когда вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы.
В пункте 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда от 22.06.2006г. N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" разъяснено, что при решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществляемым после 01.01.2005г. предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), судам необходимо иметь в виду положения статей 84, 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей после 01.01.2005г.), статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", разграничивающие полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, в том числе по вопросам социальной защиты населения, и устанавливающие принципы финансового обеспечения осуществления данных полномочий. Ответчиком по указанным делам выступает публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот.
С учетом изложенного, Ивановская область в лице Департамента финансов Ивановской области обязана возместить МУП "ИвТТУ" убытки, возникшие в связи с предоставлением льгот, в сумме 19.612.151 руб. 69 коп.; требования истца о взыскании убытков, связанных с предоставлением льгот по провозной плате в 2008 г., в сумме 19.612.151 руб. 69 коп. признаются апелляционным судом обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Доводы ответчика о том, что отношения сторон по возмещению разницы в тарифах в пределах определенного лимита основаны на договорах об оказании услуг по перевозке льготных категорий граждан на всех видах пассажирского транспорта от 09.01.2008г. N ЛП08-02-1/011, от 28.03.2008г. N ЛП08-02-1/275, подлежат отклонению. Иск МУП "ИвТТУ" заявлен о взыскании убытков, связанных с предоставлением льгот по провозной плате, а не на основании договоров. Наличие убытков, их обоснованность и размер подтверждены материалами дела.
С учетом изложенного не имеют значения и указания ответчика на то, что все отчеты Комитета по компенсации расходов предприятий-перевозчиков приняты Департаментом финансов Ивановской области и заявленные расходы возмещены в полном объеме.
Возражения заявителя жалобы относительно неправомерности взыскания убытков с казны Ивановской области в лице Департамента финансов Ивановской области не могут быть приняты во внимание как противоречащие требованиям действующего законодательства.
Принимая во внимание изложенные нормы права и представленные в материалы дела доказательства, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о наличии правовых и фактических оснований для удовлетворения заявленных исковых требований.
При совокупности установленных обстоятельств суд находит доводы апелляционной жалобы несостоятельными в полном объеме.
В силу рассмотренных фактических обстоятельств дела, представленных доказательств, судом первой инстанции вынесено правомерное и обоснованное решение. Исследование доказательств произведено арбитражным судом надлежащим образом, представленным доказательствам дана надлежащая правовая оценка с позиции их относительности, допустимости и достоверности.
Второй арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемое решение Арбитражного суда Ивановской области является законным, основанным на правильном применении норм права; оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Департамент финансов не имеется.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и являющихся безусловными основаниями для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 258, 266, 268, пунктом 1 статьи 269 и статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда Ивановской области от 13.08.2009г. по делу N А17-2746/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента финансов Ивановской области от имени Ивановской области - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня вступления его в законную силу.
Председательствующий судья |
С.Г. Полякова |
Судьи |
А.В. Тетервак |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А17-2746/2009
Истец: муниципальное унитарное предприятие "Ивановское трамвайно-троллейбусное управление"
Ответчик: Департамент финансов Ивановской области
Третье лицо: Комитет Ивановской области по транспорту и связи
Хронология рассмотрения дела:
16.10.2009 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-4701/2009