г. Красноярск |
|
"16" октября 2009 г. |
Дело N А33-8019/2009 г. |
Резолютивная часть постановления объявлена "09" октября 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен "16" октября 2009 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Бычковой О.И.
судей: Демидовой Н.М., Дунаевой Л.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Станько О.П.,
при участии представителей:
заявителя - председателя Красноярской региональной общественной организации спортивный клуб "Олимпиец" Шириева А.Р., Федотова А.А. по доверенности от 17.09.2009
Управления Федеральной регистрационной службы по Красноярскому краю - Чернышовой М.В. по доверенности от 29.12.2008 N 70-55/36364,
Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска - Мироновой Л.В. по доверенности от 20.08.2009 N 50,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной регистрационной службы по Красноярскому краю
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от 20 июля 2009 года по делу N А33-8019/2009, принятое судьей Шишкиной И.В.,
УСТАНОВИЛ:
Красноярская региональная общественная организация спортивный клуб "Олимпиец" обратилась в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Управлению Федеральной регистрационной службы по Красноярскому краю о признании незаконным отказа в государственной регистрации права собственности на нежилые помещения N 15 и 16, расположенные по адресу: г. Красноярск, Центральный район, ул. Парижской коммуны, 39-а.
К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены администрация города Красноярска, Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска, муниципальное образование г. Красноярск в лице Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 20 июля 2009 года по делу А33-8019/2009 заявление удовлетворено.
Не согласившись с данным судебным актом, Управление Федеральной регистрационной службы по Красноярскому краю обратилось с апелляционной жалобой в Третий арбитражный апелляционный суд.
В апелляционной жалобе управление ссылается на следующие доводы:
- заявитель имеет право приобрести долю в праве общей долевой собственности на объект недвижимого имущества, созданный в результате реконструкции, а не право собственности на нежилые помещения;
- соглашение от 01.12.2008 направлено не на определение долей в праве собственности на объект, а на выдел доли в натуре; соглашение не соответствует требованиям действующего законодательства и свидетельствует об отсутствии у заявителя права собственности на спорные нежилые помещения;
- объектом инвестиционного соглашения являются не только нежилые помещения N 15 и N 16, но и все другие помещения, реконструкция которых была произведена заявителем;
- спорные помещения являются неотделимым улучшением арендованного заявителем имущества.
Красноярская региональная общественная организация спортивный клуб "Олимпиец" и Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска представили отзывы на апелляционную жалобу, в которых считают решение суда первой инстанции законным и обоснованным, апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие администрации города Красноярска, надлежащим образом извещенной о времени и месте судебного разбирательства.
Законность и обоснованность принятого решения проверены в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав представленные доказательства, заслушав доводы представителей сторон, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства, имеющие существенное значение для рассмотрения спора.
Между Департаментом недвижимости администрации г. Красноярска (арендодатель), КРООО спортивный клуб "Олимпиец" (арендатор) заключен договор аренды от 26.02.2002 N ВС 6575, согласно которому арендатору в пользование передано нежилое помещение - комнаты N 3-7 на втором этаже общей площадью 374,9 кв.м. в здании по адресу г. Красноярск, ул. П. Коммуны, 39 для использования под спортивный клуб (пункт 1.1 договора аренды). Срок действия договора с 10.02.2002 по 10.01.2003 (пункт 4 договора). Дополнительным соглашением N 2 от 27.02.2003 срок действия договора аренды продлен до 10.01.2018.
Дополнительным соглашением N 3 от 20.03.2003 предмет договора изменен, указано, что в аренду переданы комнаты 1-5 нежилого помещения N 10 на втором этаже нежилого двухэтажного здания по ул. П. Коммуны, 39 А общей площадью 377,6 кв.м. для использования под спортивный клуб. Договор зарегистрирован в ЕГРП 15.04.2003.
Согласно справке ДФГУП "Крастехинвентаризация" помещению площадью 377,6 кв.м. по ул. П. Коммуны, 39-А, указанному в техническом паспорте цифрами 1-5 литерами Г2,Г14, присвоен адрес г. Красноярск, ул. П. Коммуны, 39-А, помещение 1 (ранее ул. П. Коммуны, 39).
Распоряжением администрации г.Красноярска от 23.01.2007 N 134-арх КРОО спортивный клуб "Олимпиец" предварительно согласовано место размещения пристройки к нежилому зданию на земельном участке площадью 51 кв.м. по ул. П. Коммуны, 39А, утвержден акт о выборе данного земельного участка, участок передан в аренду на один год для проведения проектно-изыскательских работ.
Распоряжением администрации г.Красноярска от 30.05.2008 N 721-ж КРОО спортивный клуб "Олимпиец" предварительно согласовано место размещения пристройки к нежилым зданиям на земельном участке N 2 площадью 35 кв.м. по ул. П. Коммуны, 39А, утвержден акт о выборе данного земельного участка, участок передан в аренду на один год для проведения проектно-изыскательских работ.
Распоряжением заместителя Главы города - начальника Департамента градостроительства от 23.04.2007 N 1223-арх заявителю разрешено произвести реконструкцию нежилых помещений N 3-7 по ул. П. Коммуны, 39а по согласованной и утвержденной проектно-сметной документации с надстройкой двух этажей и устройством двух пристроек (в редакции распоряжения от 11.11.2008 N 1372-ж); КРОО спортивный клуб "Олимпиец" предоставлен дополнительно в аренду на 3 года земельный участок N 2 для строительства пристройки к нежилым зданиям по указанному адресу.
В материалы дела представлены договоры аренды от 26.04.2007 N 922 и 20.11.2008 N 2975 в отношении двух земельных участков, предоставленных заявителю для использования в целях строительства двух пристроек к нежилым помещениям по ул. П. Коммуны, 39-А.
Администрацией г. Красноярска КРОО спортивный клуб "Олимпиец" выдано разрешение на строительство от 24.06.2008 N ДГи-1356, согласно которому организации разрешена реконструкция нежилого здания с надстройкой двух этажей, общая площадь пристроенных помещений, включая лестничные клетки - 618,58 кв.м., общая площадь здания после реконструкции 1 411,11 кв.м., в том числе площадь гаражных боксов - 377.6 кв.м.
Администрацией г. Красноярска заявителю выдано разрешение на ввод объекта в эксплуатацию от 11.12.2008 N 31-12397, согласно которому разрешено ввести в эксплуатацию объект капитального строительства - реконструкция нежилых помещений N 3-7 с надстройкой двух этажей и устройством пристройки по ул. П. Коммуны, 39-А, помещения N 15, 16, общей площадью 615 кв.м.
КРОО спортивный клуб "Олимпиец" 15.12.2008 обратилась в Управление ФРС по Красноярскому краю с заявлением о государственной регистрации права собственности на помещение N 15 площадью 296,2 кв.м. и помещение N 16 площадью 318,8 кв.м. по адресу г. Красноярск, ул. П. Коммуны, 39-А.
На государственную регистрацию представлен соответствующий пакет документов, в том числе, соглашение от 01.12.2008 "Об определении долей в праве собственности на объект, созданный в процессе реконструкции" с дополнительным соглашением от 20.03.2009.
Сообщениями об отказе от 20.04.2009 Управление ФРС по Красноярскому краю отказало КРОО спортивный клуб "Олимпиец" в государственной регистрации права собственности на помещения N 15 и N 16.
КРОО спортивный клуб "Олимпиец" с отказами регистрирующего органа не согласна, считает их не соответствующими действующему законодательству, нарушающим права и законные интересы организации, в связи с чем, обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании отказов незаконными.
Оценив представленные доказательства, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело.
Удовлетворяя требование о признании незаконными отказов в государственной регистрации права собственности на спорные помещения, суд первой инстанции исходил из того, что спорные помещения являются новыми объектами недвижимого имущества, возникшими в результате реконструкции; помещения не являются неотделимыми улучшениями арендованного заявителем имущества; право собственности возникло у заявителя в силу факта создания новых объектов недвижимости за счет собственных средств.
Суд апелляционной инстанции считает данные выводы соответствующими действующему законодательству и обстоятельствам дела исходя из следующего.
Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона N 122-ФЗ от 21.07.1997 "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним представляет собой юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права, которое может быть оспорено лишь в судебном порядке.
В соответствии с пунктом 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.
Статьей 218 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрены основания приобретения права собственности на имущество.
В соответствии с пунктом 1 данной статьи право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.
Из содержания приведенной нормы следует, что право собственности на недвижимое имущество может возникнуть в том случае, если оно создано на земельном участке, отведенном в установленном законом порядке для целей строительства, с соблюдением градостроительных норм и правил, получением необходимых разрешений и согласований, принято в эксплуатацию в надлежащей форме.
Согласно пункту 1 статьи 25 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" право собственности на созданный объект недвижимого имущества регистрируется на основании документов, подтверждающих факт его создания.
Как следует из материалов дела, заявитель обратился в регистрирующий орган с заявлением о государственной регистрации права собственности на нежилые помещения N 15 и N 16, расположенные по адресу: г. Красноярск, Центральный район, ул. Парижской коммуны, 39-а.
В качестве документов, подтверждающих создание помещений N 15 и N 16, заявитель представил на государственную регистрацию следующие документы:
- распоряжения администрации г.Красноярска от 23.01.2007 N 134-арх, 30.05.2008 N 721-ж, 11.11.2008 N 1372-ж, согласно которым заявителю предварительно согласовано место размещения пристройки к нежилому зданию на земельных участках площадью 35 кв.м. и 51 кв.м. по ул. П. Коммуны, 39А, утверждены акты о выборе данных земельных участков, участки переданы в аренду на один год для проведения проектно-изыскательских работ; разрешено произвести реконструкцию нежилых помещений N 3-7 по ул. П. Коммуны, 39а по согласованной и утвержденной проектно-сметной документации с надстройкой двух этажей и устройством двух пристроек;
- договоры аренды земельных участков от 26.04.2007 N 922 и 20.11.2008 N 2975;
- разрешение на строительство от 08.05.2007 N Дги-1356 (продлено 24.06.2008), согласно которому заявителю разрешена реконструкция нежилого здания с надстройкой двух этажей;
- технический паспорт от 03.04.2008 на помещения N 15, N 16, согласно которому помещение N 15 расположено на 3 этаже здания (Лит В.15, г. Красноярск, ул. П.Коммуны, 39 "А"), имеет отдельный вход с улицы; помещение N 16 расположено на 4 этаже здания, имеет отдельный вход с улицы;
- информация из технического паспорта от 14.04.2008 N 497, согласно которой объекты недвижимости после реконструкции - нежилые помещения N 15, N 16 расположены на вновь пристроенных 3 и 4 этажах (лит В.15) по адресу: г. Красноярск, ул. П.Коммуны, 39 "А";
- разрешение на ввод объекта в эксплуатацию от 11.12.2008 N 31-12397, согласно которому заявителю разрешено ввести в эксплуатацию помещения N 15, N 16, расположенные по адресу: г. Красноярск, ул. П.Коммуны, 39 "А".
В материалах дела имеются документы (справка о фактической стоимости строительного объекта от 16.07.2009, реестр затрат на реконструкцию нежилого здания, соглашение об определении долей в праве собственности на объект, созданный в процессе реконструкции объекта муниципальной собственности от 01.12.2008), подтверждающие, что надстройка 3 и 4 этажей осуществлялась за счет средств и сил заявителя.
Оценив в совокупности представленные в материалы дела доказательства, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что в результате реконструкции здания (г. Красноярск, ул. П.Коммуны, 39 "А") путем надстройки 3 и 4 этажей заявителем созданы самостоятельные объекты недвижимости - нежилые помещения N 15 и N 16.
Разрешение на ввод в эксплуатацию помещений N 15 и N 16 подтверждает, что реконструкция здания в части надстройки двух этажей выполнена в соответствии с разрешением на строительство, объекты недвижимости, созданные в результате реконструкции, соответствуют градостроительному плану земельного участка и проектной документации.
Согласно кадастровому паспорту помещения от 17.02.2009, объект недвижимости - помещение N 15 общей площадью 296,2 кв.м., расположенное на 3 этаже здания по адресу: г. Красноярск, ул. П.Коммуны, 39 "А", поставлен на кадастровый учет, помещению присвоен кадастровый номер 24:50:030231:0000:04:401:002:000833760:0001:20015.
Согласно кадастровому паспорту помещения от 17.02.2009, объект недвижимости - помещение N 16 общей площадью 318,8 кв.м., расположенное на 4 этаже здания по адресу: г. Красноярск, ул. П.Коммуны, 39 "А", поставлен на кадастровый учет, помещению присвоен кадастровый номер 24:50:030231:0000:04:401:002:000833760:0001:20016.
Таким образом, материалами дела подтвержден факт создания заявителем в установленном законом порядке новых объектов недвижимости - помещений N 15 и N 16.
Доводы апелляционной жалобы о том, что заявитель имеет право приобрести долю в праве общей долевой собственности на объект недвижимого имущества, созданный в результате реконструкции, а не право собственности на нежилые помещения; соглашение от 01.12.2008 направлено на выдел доли в натуре; объектом инвестиционного соглашения являются не только нежилые помещения N 15 и N 16, но и все другие помещения, реконструкция которых была произведена заявителем, рассмотрены судом апелляционной инстанции и отклонены по следующим основаниям.
Согласно доводам апелляционной жалобы Управление Федеральной регистрационной службы по Красноярскому краю полагает, что между заявителем и муниципальным образованием г. Красноярск возникли инвестиционные отношения в связи с реконструкцией здания по адресу: г. Красноярск, ул. П.Коммуны, 39 "А".
Правовые и экономические основы инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, на территории Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 25.02.1999 N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений".
Согласно статье 1 указанного закона под инвестициями понимаются денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта; под инвестиционной деятельностью - вложение инвестиций и осуществление практических действий в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта.
В силу пункта 1 статьи 3 указанного закона объектами капитальных вложений в Российской Федерации являются находящиеся, в том числе, в муниципальной собственности различные виды вновь создаваемого и (или) модернизируемого имущества, за изъятиями, устанавливаемыми федеральными законами.
Статья 19 Федерального закона "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" устанавливает формы и методы регулирования инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, органами местного самоуправления
В соответствии с абзацем 6 подпункта 2 пункта 1 указанной статьи одной из форм регулирования органами местного самоуправления инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, является прямое участие органов местного самоуправления в инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, в том числе, путем:
- разработки, утверждения и финансирования инвестиционных проектов, осуществляемых муниципальными образованиями;
- размещения средств местных бюджетов для финансирования инвестиционных проектов в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.
В материалах дела отсутствуют документы, свидетельствующие о наличии между заявителем и муниципальным образованием г. Красноярск инвестиционных отношений по реконструкции здания по адресу: г. Красноярск, ул. П.Коммуны, 39 "А". Инвестиционный договор не заключался, средства местного бюджета на реконструкцию здания не выделялись.
Принимая во внимание, что помещения N 15 и N 16, созданные в результате реконструкции здания, в силу пункта 6 статьи 12 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" являются самостоятельными объектами недвижимости, входящими в состав здания, факт совместной инвестиционной деятельности муниципального образования г. Красноярск и заявителя по созданию помещений судом не установлен, помещения созданы исключительно за счет средств заявителя, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что заявитель правомерно обратился в регистрирующий орган с заявлением о регистрации права собственности на нежилые помещения, а ни на долю в праве общей долевой собственности на нежилое здание.
Довод апелляционной жалобы о том, что спорные помещения N 15 и N 16 являются неотделимым улучшением арендованного заявителем имущества, отклоняется судом апелляционной инстанции как необоснованный в силу следующего.
Как следует из материалов дела, на основании договора аренды от 26.02.2002 N ВС 6575 (с учетом дополнительных соглашений N2 от 27.02.2003, N3 от 20.03.2003) заявителю переданы в пользование комнаты 1-5 нежилого помещения N 10 на втором этаже нежилого двухэтажного здания по ул. П. Коммуны, 39 А общей площадью 377,6 кв.м. для использования под спортивный клуб. Срок действия договора - до 10.01.2018.
Согласно техническому паспорту, комнаты 1-5 нежилого помещения N 10 являются отдельным помещением, расположенным на втором этаже здания. Указанное помещение является изолированным от других помещений, расположенных на втором этаже, имеет отдельный вход.
Из смысла статьи 623 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что неотделимые улучшения арендованного имущества, выполненные как с согласия арендодателя, так и без него, являются собственностью арендодателя.
Под улучшениями арендованного имущества следует понимать изменения, повышающие эффективность использования имущества, расширяющие возможности или улучшающие условия пользования им и соответственно повышающие стоимость арендованного имущества. То есть, указанные изменения должны быть произведены в отношении самого арендованного имущества.
В данном случае, заявитель арендует комнаты 1-5 нежилого помещения N 10. Надстройка 3 и 4 этажей к зданию, на втором этаже которого наряду с иными помещениями находятся арендуемые комнаты, не является улучшением указанных комнат помещения N10, поскольку 3 и 4 этажи здания не являются конструктивными элементами арендуемых комнат, не повышают эффективность использования комнат, также как не расширяют возможности и не улучшают условия пользования комнатами как самостоятельным объектом арендных правоотношений.
При изложенных обстоятельствах, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для его отмены, в порядке статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от 20 июля 2009 года по делу N А33-8019/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа.
Председательствующий |
О.И. Бычкова |
Судьи |
Н.М. Демидова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-8019/2009
Истец: Красноярская региональная общественная организация спортивный клуб Олимпиец
Ответчик: Управление Федеральной регистрационной службы по Красноярскому краю
Третье лицо: МО в лице Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г.Красноярска, Департамент муниципального имущества и земельных отношений , Администрация города Красноярска