г. Красноярск |
|
"16" октября 2009 г. |
Дело N А33-4979/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена "09" октября 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен "16" октября 2009 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Дунаевой Л.А.,
судей: Бычковой О.И., Демидовой Н.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Скрипниковой И.П.,
при участии:
от заявителя (закрытого акционерного общества "ВостокСибДорСтрой"): Яковлевой А.Н., представителя по доверенности от 16.03.2009;
от ответчика (Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска): Аксаментова Д.М., представителя по доверенности от 11.01.2009;
от третьего лица (управления архитектуры администрации города Красноярска): Рапаковой Т.А., представителя по доверенности от 29.07.2009 N 14794,
рассмотрев апелляционную жалобу департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от "03" июня 2009 года по делу N А33-4979/2009,
принятое судьей Михайловой Т.В.,
УСТАНОВИЛ:
закрытое акционерное общество "ВостокСибДорСтрой" (далее - заявитель, общество, ЗАО "ВостокСибДорСтрой") обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска (далее - ответчик, департамент):
- о признании незаконным отказа департамента в предоставлении земельного участка в собственность;
- об обязании департамента в месячный срок предоставить в собственность ЗАО "ВостокСибДорСтрой" за плату земельный участок с кадастровым номером 24:50:07 00 027:0047, общей площадью 26455 кв.м, расположенный по адресу: Красноярский край, г. Красноярск, ул. Свердловская, 289, с оформлением договора купли - продажи, установив цену выкупа, действующую на момент обращения с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика, привлечено управление архитектуры администрации города Красноярска.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 03 июня 2009 года заявление удовлетворено.
Не согласившись с решением, департамент обратился в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований на том основании, что в соответствии с генеральным планом г. Красноярска, утвержденного решением городского Совета депутатов от 30.03.2001 N В-23 и правилами землепользования и застройки г. Красноярска, утвержденные решением Красноярского городского Совета депутатов от 29.05.2007 г. N В-306 строения 35, 37, принадлежащие обществу на праве собственности, расположены за границами красных линий на землях общего пользования, следовательно, спорный земельный участок не может быть предоставлен обществу в собственность.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал требования апелляционной жалобы, сослался на доводы, изложенные в ней.
Представитель заявителя в судебном заседании с апелляционной жалобой не согласился, представил отзыв, в котором просит в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
В судебном заседании объявлялся перерыв до 12 час.20 мин. 09.10.2009 в соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав представленные доказательства, заслушав доводы представителей сторон, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства, имеющие существенное значение для рассмотрения спора.
ЗАО "ВостокСибДорСтрой" по договорам купли-продажи от 01.08.2005 приобрело в собственность следующие недвижимое имущество:
- нежилое здание общей площадью 161,60 кв.м. по адресу: г.Красноярск, ул.Свердловская, 289, строение 35, кадастровый номер нежилого помещения 24:50:000000:0000:1112446:003;
- нежилое здание общей площадью 127,40 кв.м. по адресу: г.Красноярск, ул.Свердловская, 289, строение 37, кадастровый номер нежилого помещения 24:50:070027:0003:500011;
- нежилое здание общей площадью 326,60 кв.м. по адресу: г.Красноярск, ул.Свердловская, 289, строение 36 (лит.В1), кадастровый номер нежилого помещения 24:50:070027:0003:200012.
Пунктом 2 договоров определено, что право пользования земельным участком, на котором расположено нежилое помещение, основано на договоре аренды земельного участка от 28.04.2005 N 1094. Кадастровые номера земельных участков 24:50:07 00 027:0033, 24:01:124.2003:514, 24:50:07 00 027:0033.
Государственная регистрация перехода права собственности на основании указанных договоров произведена 12.09.2005, выданы свидетельства о государственной регистрации права от 12.09.2005 серии 24 ДЩ N 000561, 000560, 000559.
Распоряжением администрации г.Красноярска от 28.12.2005 N 2348-недв закрытому акционерному обществу "ВостокСибДорСтрой" предоставлен в аренду на 10 лет земельный участок из земель поселений, оценочной зоны N 13, общей площадью 731 кв.м., в том числе 326 кв.м- охранная зона инженерных коммуникаций, находящийся по адресу: г.Красноярск, Свердловский район, ул.Свердловская, 289, строения 35, 36, 37 в целях эксплуатации нежилых зданий.
На основании распоряжения администрации г. Красноярска от 28.12.2005 N 2348-недв с обществом заключен договор аренды земельного участка из земель поселений, оценочной зоны N 13, общей площадью 731 кв.м., в том числе 326 кв. м - охранная зона инженерных коммуникаций, находящийся по адресу: г. Красноярск, Свердловский район, ул. Свердловская, 289, строения 35, 36, 37 в целях эксплуатации нежилых зданий, сроком до 27.12.2015.
Государственная регистрация сделки совершена 25.10.2006.
Согласно кадастровой выписке о земельном участке от 15.04.2008 N 50/08-5422 земельный участок с кадастровым номером 24:50:07 00 027:0250 (с предыдущим N 24:50:07 00 027:0030), площадью 5731 кв.м. по адресу: г. Красноярск, ул. Свердловская, 289, строения 35, 36, 37, отнесен к категории земель населенных пунктов в полном объеме, назначение участка - в целях эксплуатации нежилых зданий.
30.04.2008 общество обратилось с заявлением о предоставлении в собственность за плату с оформлением договора купли-продажи земельного участка, категория земель - земли населенных пунктов, (кадастровый номер 24:50:07 00 027:0250) площадью 5731 кв.м., на котором находятся объекты недвижимости, принадлежащие на праве собственности.
Письмом от 05.03.2009 N 8244 департамент отказал обществу в предоставлении в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером 24:50:07 00: 027:0250 общей площадью 5731 кв.м., расположенного по адресу: г. Красноярск, ул. Свердловская, 289, строение 35, 36, 37, занимаемого объектами недвижимости на том основании, что испрашиваемый земельный участок расположен частично в составе земель общего пользования. Кроме того, заявитель не соблюдает ограничения, установленные в отношении земельного участка, занимаемого инженерными сетями, допуская складирование на участке строительных материалов.
Заявитель, считая действия ответчика по отказу в предоставлении земельного участка в собственность с заключением договора купли-продажи незаконными, обратился в арбитражный суд с заявлением.
Оценив представленные доказательства, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции не установил оснований для отмены судебного акта.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений.
В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания оспариваемого ненормативного правового акта (действий, бездействия) недействительным необходимо наличие одновременно двух условий - несоответствие его закону или иным нормативным правовым актам и нарушение им прав и охраняемых законом интересов субъектов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Суд апелляционной инстанции считает, что департамент не доказал законность отказа в приватизации спорного земельного участка, исходя из следующего.
Согласно части 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом. Исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений.
Из материалов дела следует, что заявителем приобретены в собственность следующие объекты недвижимости:
- нежилое здание общей площадью 161,60 кв.м. по адресу: г. Красноярск, ул. Свердловская, 289, строение 35, кадастровый номер нежилого помещения 24:50:000000:0000:1112446:003;
- нежилое здание общей площадью 127,40 кв.м. по адресу: г. Красноярск, ул. Свердловская, 289, строение 37, кадастровый номер нежилого помещения 24:50:070027:0003:500011;
- нежилое здание общей площадью 326,60 кв.м. по адресу: г. Красноярск, ул. Свердловская, 289, строение 36 (лит.В1), кадастровый номер нежилого помещения 24:50:070027:0003:200012.
На основании приведенной нормы общество обратилось с заявлением о предоставлении в собственность за плату с оформлением договора купли-продажи земельного участка, категория земель - земли населенных пунктов, (кадастровый номер 24:50:07 00 027:0250) площадью 5731 кв. м., на котором находятся объекты недвижимости, принадлежащие на праве собственности.
Департамент отказал обществу, указав, что испрашиваемый земельный участок расположен частично в составе земель общего пользования. Однако ответчик не доказал нахождение спорного участка за границами красных линий.
В соответствии с частью 7 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации границы и размеры земельного участка определяются с учетом фактически используемой площади земельного участка в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Границы земельного участка устанавливаются с учетом красных линий, границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
В пункте 11 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что красные линии - это линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения. Следовательно, красные линии отделяют территории общего пользования, которыми могут беспрепятственно пользоваться неограниченный круг лиц (площади, улицы, проезды, автомобильные дороги, набережные, скверы, бульвары) от других территорий, которые находятся или могут находиться в собственности юридических и физических лиц.
В силу части 4 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
В соответствии с пунктом 8 статьи 28 Федерального закона Российской Федерации от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" отчуждению не подлежат земельные участки в составе земель общего пользования (площади, улицы, проезды, автомобильные дороги, набережные, парки, лесопарки, скверы, сады, бульвары, водные объекты, пляжи и другие объекты).
В пункте 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
Согласно понятию, определенному в пункте 12 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации, территориям общего пользования признаются территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, скверы, бульвары).
Таким образом, земельные участки в составе земель общего пользования, находящиеся в границах красных линий, не могут быть переданы в собственность гражданам и юридическим лицам.
В пункте 1 статьи 4 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что законодательство о градостроительной деятельности регулирует отношения по территориальному планированию, градостроительному зонированию, планировке территории, архитектурно-строительному проектированию, отношения по строительству объектов капитального строительства, их реконструкции, а также по капитальному ремонту, при проведении которого затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов.
В соответствии со статьей 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.
Согласно статье 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации документами территориального планирования муниципальных образований являются:
1) схемы территориального планирования муниципальных районов;
2) генеральные планы поселений;
3) генеральные планы городских округов.
Из положений статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов. Подготовка документации по планировке территории, предусмотренной настоящим Кодексом, осуществляется в отношении застроенных или подлежащих застройке территорий. При подготовке документации по планировке территории может осуществляться разработка проектов планировки территории, проектов межевания территории и градостроительных планов земельных участков.
В соответствии со статьей 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации красные линии включаются в основную часть проекта планировки территории, которая подлежит утверждению.
Порядок подготовки и утверждения документации по планировке территории муниципального образования предусмотрен статьями 45, 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Ответчик со ссылкой на Генеральный план г. Красноярска, утвержденный решением Красноярского городского Совета депутатов от 30.03.2001 N В-23 и правила землепользования и застройки г. Красноярска, утвержденные решением Красноярского городского Совета депутатов от 29.05.2007 г. N В-306, настаивает на том, что спорный земельный участок в части расположен за границей красной линии.
Вместе с тем, согласно информации управления архитектуры администрации г. Красноярска документация по планировке территории, в состав которой входит земельный участок по адресу: г. Красноярск, ул. Свердловская, 289 до настоящего времени не утверждена.
Из представленной ответчиком в материалы дела выкопировки из Генерального плана не следует, что красные лини проходят по территории спорного земельного участка. Более того, из представленного на обозрение Генерального плана, выкопировки из него, не усматривается, что красные линии нанесены на плане.
Выкопировка из топографического плана спорного земельного участка, на котором имеются красные линии, при отсутствии утверждения в установленном порядке границ земельных участков, на которых планируется размещение дороги общего пользования, не может являться надлежащим доказательством позиции департамента.
Следует отметить, что иные основания отказа в предоставлении земельного участка в собственность, в том числе факт несоблюдения ограничений, установленных в связи с расположением на спорном земельном участке инженерных сетей, не имеют правового значения для отказа в передаче в собственность земельного участка в силу вышеуказанных правовых норм.
С учетом изложенного, принимая во внимание, что ответчик не доказал обстоятельства, послуживших основанием для отказа заявителю в предоставлении земельного участка в собственность, а именно не представил генеральный план или утвержденную документацию по планировки спорного земельного участка с нанесенными на них красными линиями, суд апелляционной считает обоснованным вывод суда первой инстанции об удовлетворении заявленных требований.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для его отмены в порядке статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражным судом апелляционной инстанции не установлено. В соответствии со статьей 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение Арбитражного суда Красноярского края от 03 июня 2009 года подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от 03 июня 2009 года по делу N А33-4979/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через суд, принявший решение.
Председательствующий |
Л.А. Дунаева |
Судьи |
О.И. Бычкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-4979/2009
Истец: ЗАО ВостокСибДорСтрой
Ответчик: Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г.Красноярска
Третье лицо: Управление архитектуры Администрации г.Красноярска
Хронология рассмотрения дела:
16.10.2009 Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-2835/2009