г. Красноярск |
|
"16" октября 2009 г. |
Дело NА33-10985/2009 г. |
Резолютивная часть постановления объявлена "12" октября 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен "16" октября 2009 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Бычковой О.И.
судей: Демидовой Н.М., Первухиной Л.Ф.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Скрипниковой И.П.,
при участии представителей:
заявителя - Козловой Е.В. по доверенности от 01.06.2009, Синевой Е.А. по доверенности от 01.12.2008,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "РЭНДОМ"
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от "06" августа 2009 года по делу N А33-10985/2009, принятое судьей Севастьяновой Е.В.,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "РЭНДОМ" обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к судебному приставу-исполнителю Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Черкашиной Т.Н. о признании незаконными действий, выразившихся в вынесении постановления о взыскании исполнительского сбора от 27 мая 2009 года, постановления о возбуждении исполнительного производства от 27 мая 2009 года в рамках исполнительного производства N 12182/ЛА/2009; об обязании отменить указанные постановления; об обязании Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Красноярскому краю вернуть обществу незаконно удержанную сумму в размере 26 208,57 рублей.
Взыскателем по исполнительному производству является общество с ограниченной ответственностью "КРИС ПЛЮС".
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 06 августа 2009 года в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с данным судебным актом, общество обратилось в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять новое решение об удовлетворении заявления.
В апелляционной жалобе общество указало, что письменная форма заявления об отложении исполнительских действий не предусмотрена частью 1 статьи 38 Федерального закона "Об исполнительном производстве", указанным законом в равной степени допускается заявление ходатайств, уведомлений, возражений как в письменной форме, так и в устной; ходатайство об отложении исполнительных действий заявлено представителем общества 07.05.2009 в устной форме; факт заявления ходатайства в устной форме подтверждает должник и взыскатель, что отражено в протоколе судебного заседания от 16.07.2009; материалы исполнительного производства N 12182/ЛА/2009 не являются объективными доказательствами по делу, так как они не прошиты, не пронумерованы, не скреплены скоросшивателем, отсутствует опись.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие судебного пристава-исполнителя и взыскателя, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Законность и обоснованность принятого решения проверены в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав представленные доказательства, заслушав представителей заявителя, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства, имеющие существенное значение для рассмотрения спора.
Общество с ограниченной ответственностью "РЭНДОМ" зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1022401800321.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 27.02.2009 по делу N А33-16091/2008 с ООО "РЭНДОМ" в пользу ООО "КРИС ПЛЮС" взыскано 1 436 527,03 рублей основного долга и 18 682, 64 рублей судебных расходов. На исполнение указанного решения выдан исполнительный лист N 0267737.
Судебным приставом - исполнителем Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Митрошкиной Л.А. вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства от 24.04.2009 N 12182/ЛА/2009, в соответствии с которым ООО "РЭНДОМ" установлен срок - 5 дней для добровольного исполнения требований содержащихся в исполнительном документе со дня получения настоящего постановления.
Копия указанного постановления получена ООО "РЭНДОМ" 04.05.2009 (вх. N 139), что подтверждается соответствующей отметкой на постановлении.
Общество 26.05.2009 направило судебному приставу-исполнителю уведомление (вх. N 15286) о том, что между ООО "РЭНДОМ" и ООО "КРИС ПЛЮС" заключено соглашение о проведении взаиморасчетов от 20.05.2009, согласно которому задолженность общества перед взыскателем в размере 1 455 209,67 рублей погашена в полном объеме.
Судебным приставом - исполнителем межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Черкашиной Т.Н. 27.05.2009 вынесено постановление об окончании исполнительного производства N 12182/ЛА/2009 в связи с исполнением требований исполнительного документа в полном объеме.
Судебным приставом - исполнителем межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Черкашиной Т.Н. 27.05.2009 в отношении общества вынесены постановления: о взыскании исполнительского сбора в размере 101 864,67 рублей в связи с неисполнением в установленный 5-дневный срок требований исполнительного документа без уважительных причин; о возбуждении исполнительного производства N 15334/ТН/2009 о взыскании исполнительского сбора.
Общество с указанными постановлениями не согласно, считает их вынесенными с нарушением норм действующего законодательства и нарушающими права и законные интересы общества, в связи с чем, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Оценив представленные доказательства, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Согласно части 1 статьи 329 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решения и действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя могут быть оспорены в арбитражном суде в случаях, предусмотренных Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации и другим федеральным законом, по правилам, установленным главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, судебным приставом-исполнителем Черкашиной Т.Н. 27.05.2009 в отношении общества вынесены постановления: о взыскании исполнительского сбора в размере 101 864,67 рублей; о возбуждении исполнительного производства N 15334/ТН/2009 о взыскании исполнительского сбора.
Основанием для возбуждения исполнительного производства послужил факт неисполнения обществом в добровольном порядке в установленный 5-дневный срок требований постановления о возбуждении исполнительного производства от 24.04.2009 N 12182/ЛА/2009.
Отказывая в удовлетворении требований общества, суд первой инстанции исходил из того, что требования исполнительного документа в срок до 12.05.2009 обществом не исполнены; надлежащие доказательства направления судебному приставу-исполнителю ходатайства об отложении исполнительных действий не представлены.
Суд апелляционной инстанции считает данные выводы суда первой инстанции правомерными и обоснованными в силу следующего.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации. Неисполнение судебных актов, а также невыполнение требований арбитражных судов влечет за собой ответственность, установленную настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Согласно статье 12 Федерального закона "О судебных приставах" судебный пристав-исполнитель обязан принимать меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.
Условия и порядок принудительного исполнения исполнительных документов регулируются Федеральным законом от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве".
Как следует из материалов дела, в соответствии со статьями 14, 30 указанного закона, на основании исполнительного листа N 0267737, выданного на исполнение решения Арбитражного суда Красноярского края от 27.02.2009 по делу N А33-16091/2008, судебным приставом - исполнителем Митрошкиной Л.А. вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства от 24.04.2009 N 12182/ЛА/2009.
Указанным постановлением должнику - ООО "РЭНДОМ" предложено в 5- дневный срок со дня получения постановления добровольно исполнить требование исполнительного документа - перечислить взысканную сумму 1 455 209,67 рублей на расчетный счет взыскателя или депозитный счет МО СП по исполнению особых исполнительных производств.
Копия указанного постановления получена ООО "РЭНДОМ" 04.05.2009 (вх. N 139), что подтверждается соответствующей отметкой на постановлении.
Как правильно установлено судом первой инстанции и не оспаривается обществом, по истечении указанного срока, то есть до 12.05.2009, требование исполнительного документа обществом исполнено не было.
В соответствии с пунктами 1, 2, 3 статьи 112 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа.
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества.
Исполнительский сбор является мерой принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства и представляет собой санкцию штрафного характера, т.е. возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично - правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.
Таким образом, статья 112 Федерального закона "Об исполнительном производстве" является специальной нормой, на основании которой на должника в случае виновного неисполнения им исполнительного документа имущественного характера в срок, установленный для его добровольного исполнения, налагается взыскание в виде штрафных санкций. Целью данной нормы является пресечение правонарушений, совершаемых в процессе принудительного исполнения судебных и иных решений.
В качестве оснований для признания незаконными оспариваемых постановлений о взыскании исполнительского сбора в размере 101 864,67 рублей и о возбуждении исполнительного производства N 15334/ТН/2009 о взыскании исполнительского сбора общество указывает, что судебный пристав-исполнитель был извещен взыскателем о намерении должника погасить сумму задолженности в добровольном порядке; взыскатель уведомил судебного пристава-исполнителя о необходимости отложения до 20.05.2009 исполнительных действий; в рамках заявленного срока должник в добровольном порядке исполнил требования исполнительного документа.
В подтверждение указанных доводов общество ссылается на то, что ходатайство об отложении исполнительных действий заявлено представителем общества 07.05.2009 в устной форме; факт заявления ходатайства в устной форме подтверждает должник и взыскатель, что отражено в протоколе судебного заседания от 16.07.2009.
Оценив указанные доводы общества, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Статьей 37 Федерального закона "Об исполнительном производстве" установлен порядок предоставления отсрочки или рассрочки исполнения судебных актов, изменения способа и порядка их исполнения.
Пунктами 1, 2 указанной статьи предусмотрено, что взыскатель, должник, судебный пристав-исполнитель вправе обратиться с заявлением о предоставлении отсрочки или рассрочки исполнения судебного акта в суд. В случае предоставления должнику отсрочки исполнения судебного акта исполнительные действия не совершаются и меры принудительного исполнения не применяются в течение срока, установленного судом.
Согласно пунктам 1, 2, 3, 4 статьи 38 Федерального закона "Об исполнительном производстве" судебный пристав-исполнитель вправе отложить исполнительные действия и применение мер принудительного исполнения по заявлению взыскателя или по собственной инициативе на срок не более десяти дней. Судебный пристав-исполнитель обязан отложить исполнительные действия и применение мер принудительного исполнения на основании судебного акта. В заявлении взыскателя и судебном акте должна быть указана дата, до которой откладываются исполнительные действия и применение мер принудительного исполнения. Об отложении исполнительных действий или применения мер принудительного исполнения судебный пристав-исполнитель выносит постановление, в котором указывается дата, до которой откладываются исполнительные действия или применение мер принудительного исполнения.
Таким образом, из содержания приведенных правовых норм следует, что должнику предоставлено право обратиться в суд с заявлением о предоставлении отсрочки или рассрочки исполнения судебного акта. Отложение исполнительных действий по заявлению должника не предусмотрено указанным законом.
Кроме того, в приведенных правовых нормах отсутствует не только само право обращения должника с ходатайством об отложении исполнительных действий, но и прямо указано, что отсрочка или рассрочка исполнения судебного акта, так же как и отложение исполнительных действий осуществляются уполномоченным на то органом только на основании соответствующего заявления. Учитывая, что отношения судебного пристава-исполнителя и сторон исполнительного производства носят публично-правовой характер, а также то, что указанным законом прямо не предусмотрена возможность заявления сторонами исполнительного производства ходатайств в устной форме, все ходатайства и иные заявления должны быть оформлены в письменной форме.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции отклоняет как несостоятельные доводы апелляционной жалобы о том, что письменная форма заявления об отложении исполнительских действий не предусмотрена частью 1 статьи 38 Федерального закона "Об исполнительном производстве", указанным законом в равной степени допускается заявление ходатайств, уведомлений, возражений как в письменной форме, так и в устной; ходатайство об отложении исполнительных действий заявлено представителем общества 07.05.2009 в устной форме; факт заявления ходатайства в устной форме подтверждает должник и взыскатель, что отражено в протоколе судебного заседания от 16.07.2009.
Ссылка общества на статью 50 Федерального закона "Об исполнительном производстве" является несостоятельной, поскольку в указанной статье устная форма предусмотрена только для объяснений сторон исполнительного производства в процессе совершения исполнительных действий.
Таким образом, учитывая, что письменное ходатайство взыскателя об отложении исполнительных действий в материалах дела отсутствует, соответствующее постановление судебным приставом-исполнителем не выносилось, факты того, что общество устно извещало судебного пристава-исполнителя о намерении должника погасить сумму задолженности в добровольном порядке; ходатайство об отложении исполнительных действий заявлено представителем общества 07.05.2009 в устной форме, не имеют правового значения, поскольку не влекут правовых последствий в публично-правовых отношениях по исполнению исполнительных документов.
Ссылка общества на то, что в протоколе судебного заседания от 16.07.2009 отражен факт подтверждения должником и взыскателем факта заявления ходатайства в устной форме, отклоняется судом апелляционной инстанции, поскольку данные сведения в протоколе отсутствуют, замечания на протокол обществом не представлялись.
Оценив в совокупности представленные в материалы дела доказательства, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что оспариваемые постановления вынесены в соответствии с требованиями Федерального закона "Об исполнительном производстве", правовые основания для признания постановлений незаконными отсутствуют.
Довод апелляционной жалобы о том, что материалы исполнительного производства N 12182/ЛА/2009 не являются объективными доказательствами по делу, является несостоятельным, поскольку не опровергает вывод суда о правомерности оспариваемых постановлений с учетом того, что отсутствие письменного ходатайства об отложении исполнительных действий общество не оспаривает.
На основании вышеизложенного, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для его отмены в порядке статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражным судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от 06 августа 2009 года по делу N А33-10985/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через суд, принявший решение.
Председательствующий |
О.И. Бычкова |
Судьи |
Н.М. Демидова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-10985/2009
Истец: ООО "РЭНДОМ"
Ответчик: СПИ МО СП по исполнению особых исполнительных производств УФССП по КК Черкашина Татьяна Николаевна
Третье лицо: ООО "КРИС ПЛЮС"
Хронология рассмотрения дела:
16.10.2009 Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-3993/2009