г. Красноярск |
|
"12" октября 2009 г. |
Дело N А74-1707/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена "12" октября 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен "12" октября 2009 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Дунаевой Л.А.,
судей: Борисова Г.Н., Первухиной Л.Ф.,
при ведении протокола настоящего судебного заседания Станько О.П.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле,
рассмотрев апелляционную жалобу Саяногорской городской общественной организацией охотников и рыболовов
на решение Арбитражного суда Республики Хакасия
от "16" июля 2009 года по делу N А74-1707/2009,
принятое судьей Тропиной С.М.,
установил:
Саяногорская городская общественная организация охотников и рыболовов (далее - заявитель, организация) обратилась в Арбитражный суд Республики Хакасия с заявлением о признании незаконными действий Управления федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Республике Хакасия (далее - ответчик, Управление), выразившихся в формировании в государственном земельном кадастре неверных сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 19:03:030202:323, общей площадью 1312 кв.м., расположенного по адресу: Республика Хакасия, г. Саяногорск, ул. Индустриальная, 10.
Определениями Арбитражного суда Республики Хакасия от 23 апреля 2009 года и от 25 мая 2009 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены администрация города Саяногорска, Федеральное государственное унитарное предприятие "Федеральный кадастровый центр "Земля", Федеральное государственное учреждение Земельная кадастровая палата по Республике Хакасия.
Решением Арбитражного суда Республики Хакасия от 16 июля 2009 года в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с решением, общественная организация обратилась в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований на том основании, что материалами дела подтверждается девятый вид разрешенного использования земельного участка, находящегося по адресу: г. Саяногорск, ул. Индустриальная, 10, как земельного участка предназначенного для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок.
Управление не согласилось с доводами апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.
Стороны и третьи лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, представителей в судебное заседание не направили. Дело рассмотрено в отсутствие сторон и третьих лиц в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании в соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв до 10 час.40 мин.12.10.2009.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства:
31.03.1980 решением исполнительного комитета Саяногорского городского совета народных депутатов Хакасской автономной области Красноярского края N 97 утвержден акт Государственной комиссии от 31.03.1980 на прием охотничьего магазина в крупнопанельном исполнении в г. Саяногорске полезной площадью 261,5 кв.м., рабочей площадью 246,3 кв.м.
За организацией зарегистрировано право собственности на дом "Охотника" площадью 435,4 кв.м., расположенный по адресу: г. Саяногорск, ул. Индустриальная, 10, литер А. (свидетельство от 24.06.2000 серии 19 МЮ N 027435).
Постановлением администрации город Саяногорска от 09.09.1993 N 579 обществу охотников, рыболовов предоставлен в постоянное пользование земельный участок площадью 1312 кв.м. под административно-хозяйственное здание с магазином по улице Индустриальная.
14.10.1993 организации предоставлен в бессрочное (постоянное) земельный участок площадью 0,1312 га для административно-хозяйственного здания и магазина.
Согласно выписке из государственного земельного кадастра от 23.05.2006 N 03/06-1180 земельному участку, площадью 1312 к.в.м., расположенному по адресу: г. Саяногорск, ул. Индустриальная, 10, присвоен кадастровый номер 19:03:030202:323, вид разрешенного использования земельного участка - под административно-хозяйственное здание с магазином.
В январе и феврале 2009 года заявитель обратился с письменными заявлениями в территориальный (межрайонный) отдел N 2 Роснедвижимости по Республике Хакасия и Омский филиал ФГУП ФКЦ "Земля" об изменении основного вида использования спорного земельного участка с пункта 1.2.7 на пункт 1.2.9 Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 15.02.2007 N39, и об исправлении кадастровой ошибки в части определения кадастровой стоимости.
Ответами от 17.03.2009 и от 19.09.2009 Омский филиал ФГУП ФКЦ "Земля" и Управление федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Республике Хакасия - соответственно, сообщили председателю организации о правильном определении кадастровой стоимости спорного земельного участка с учетом установленного вида разрешенного использования земельного участка.
Изложенные обстоятельства послужили основанием для обращения заявителя в суд с настоящим требованием.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции не установил оснований для отмены судебного акта.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений.
В соответствии с пунктом 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания оспариваемого ненормативного правового акта (действий, бездействия) недействительным необходимо наличие одновременно двух условий - несоответствие его закону или иным нормативным правовым актам и нарушение им прав и охраняемых законом интересов субъектов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Суд апелляционной инстанции считает, что ответчик доказал законность своих действий по отражению в государственном земельном кадастре кадастровой стоимости спорного земельного участка.
Согласно пункту 4 статьи 17 Федерального закона от 02.01.2000 N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре" сведения об экономических характеристиках земельных участков вносятся в документы государственного земельного кадастра на основании данных государственной кадастровой и иной оценки земель и положений нормативных правовых актов органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Согласно пункту 2 статьи 63 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель (далее - Правила). Правила определяют порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации для целей налогообложения и иных целей, установленных законом. Организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами. Для проведения указанных работ привлекаются оценщики или юридические лица, имеющие право на заключение договора об оценке, в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (пункт 1 Правил).
В силу пункта 10 Правил органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной оценки земель.
Методические указания по государственной кадастровой оценке земель и нормативно-технические документы, необходимые для проведения государственной кадастровой оценки земель, разрабатываются и утверждаются Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти (пункт 11 Правил).
Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15.02.2007 N 39 утверждены Методические указания по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов.
Таким образом, Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами, организуя кадастровую оценку земли, на договорной основе привлекает оценщиков, которые при оценке земель должны руководствоваться соответствующими Методическими указаниями. Утверждение результатов оценки производится органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, между Государственным комитетом Республики Хакасия по управлению государственным имуществом (заказчиком) и Федеральным государственным унитарным предприятием "Федеральный кадастровый центр "Земля" заключен контракт от 27.07.2007 N 0008-ок на выполнение работ по теме "Актуализация результатов государственной кадастровой оценки земель населённых пунктов в Республике Хакасия".
Правовыми основаниями для проведения государственной кадастровой оценки земель являлись: республиканская целевая программа "Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учёта объектов недвижимости на территории Республики Хакасия 2003-2007 годы", утверждённая Законом Республики Хакасия от 05.05.2003 N 26; Закон Республики Хакасия от 25.12.2006 N 78-ЗРХ "О республиканском бюджете Республики Хакасия на 2007 год", Постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.1999 N 945 "О государственной кадастровой оценке земель", Постановление Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 "Об утверждении правил проведения государственной кадастровой оценке земель", Методические указания по государственной кадастровой оценке земель населённых пунктов, утверждённые приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15.02.2007 N 39, Постановление Правительство Республики Хакасия от 28.04.2001 N 98 "О государственной кадастровой оценке земель Республики Хакасия".
В декабре 2007 года Федеральным государственным унитарным предприятием "Федеральный кадастровый центр "Земля" подготовлен отчет об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов республики Хакасия, который был направлен в Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости.
Согласно акту проверки отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков направленному Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости письмом от 27.12.2007 N ВС/2052, порядок выполнения работ соответствует Методическим указаниям по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов.
Постановлением Правительства Республики Хакасия от 26.12.2007 N 414 утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Республики Хакасия.
27.12.2007 отчет по государственной оценке земель населенных пунктов Республики Хакасия был передан Государственным комитетом Республики Хакасия по управлению государственным имуществом в государственный фонд данных Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Республике Хакасия.
В соответствии с пунктом 9 Правил, результаты государственной кадастровой оценки внесены в государственный земельный кадастр.
Для спорного земельного участка с кадастровым номером 19:03:030202:323 установлена кадастровая стоимость в сумме 1 4525 217,60 рублей. Кадастровая стоимость указанного земельного участка определена с учетом кадастрового квартала и вида разрешенного использования.
При определении вида разрешенного использования земель для государственной кадастровой оценки спорному земельному участку был присвоен седьмой вид разрешенного использования, к которому согласно пункту 1.2.7 Методических указаний относятся земельные участки, предназначенные для размещения административных и офисных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечении, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии.
Порядок расчета кадастровой стоимости земельных участков в составе видов разрешенного использования, указанных в подпунктах 1.2.1-1.2.10, установлен пунктом 2.2.1 Методических указаний.
В соответствии с пунктом 1.2. Методических указаний и, исходя из сведений о виде разрешенного использования земельного участка - "под административно-хозяйственное здание с магазином", указанных в правоустанавливающих документах на земельный участок, спорный земельный участок с кадастровым номером 19:03:030202:323 отнесен к группам следующих видов разрешенного использования:
1.2.5 Земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания (удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка для данного вида разрешенного использования - 1605,43 рублей/кв.м);
1.2.7 Земельные участки, предназначенные для размещения административных и офисных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии (удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка для данного вида разрешенного использования - 11071,05 рублей кв.м).
Особенности расчета кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов с более чем одним видом разрешенного использования устанавливаются пунктом 2.7. Методических указаний, в соответствии с которым по результатам расчетов устанавливается кадастровая стоимость земельных участков того вида разрешённого использования земельного участка, для которого указанное значение наибольшее.
Кадастровая стоимость спорного земельного участка определена в размере 11 071,05 рублей/кв.м.
Суд апелляционной инстанции не принимает доводы заявителя о необходимости использовать удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка для девятого вида разрешенного использования земельного участка, как земельного участка, предназначенного для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок. Постановлением администрации г. Саяногороска от 09.09.1993 N 579 и государственным актом на право собственности, владения, пользования землей от 14.10.1993 подтверждается, что общественной организации в постоянное бессрочное пользование предоставлен земельный участок площадью 1312 кв.м. по ул. Индустриальная г. Саяногорска под административно-хозяйственное здание с магазином. Таким образом, указанная в постановлении цель использования земельного участка с учетом предоставления его общественной организации свидетельствует о том, что спорный земельный участок не предоставлялся для размещения производственного и административного здания промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" до принятия в установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации порядке правил землепользования и застройки решения об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид такого использования принимаются органами местного самоуправления.
В соответствии с требованиями статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации и в порядке установленном пунктом 6.2 статьи 3 Правил землепользования и застройки части территории городского округа муниципального образования город Саяногорск (на переходный период), принятых решением Саяногорского городского Совета депутатов от 09.07.2008 N 166, в случае, когда изменение одного вида на другой вид разрешенного использования недвижимости не связано с конструктивным преобразованием, собственник, пользователь, владелец, арендатор недвижимости направляет уведомление о намерении изменить вид использования недвижимости в Департамент архитектуры, градостроительства и недвижимости г. Саяногорска, который после соответствующей проверки изложенных в уведомлении сведений на соблюдение требований настоящих Правил, направляет уведомителю заключение о соответствии или несоответствии изменения вида использования недвижимости требованиям настоящих Правил.
В случае получения заключения о соответствии изменения вида разрешенного использования объектов (земельного участка и здания) градостроительным регламентам, установленных Правилами, собственник, пользователь, владелец, арендатор обеспечивает внесение соответствующих изменений в документы учета недвижимости и документы о регистрации прав на недвижимость, в части касающиеся земельного участка обращается в Департамент архитектуры, градостроительства и недвижимости г. Саяногорска с соответствующим заявлением об изменении сведений о земельном участке.
Таким образом, в компетенцию Управления не входит решение вопроса об изменении вида разрешенного вида использования. Из материалов дела следует и заявителем не оспаривается, что вид разрешенного использования администрацией г. Саяногорска в отношении спорного земельного участка не уточнялся.
Следовательно, у Управления отсутствовали основания для снижения кадастровой стоимости земельного участка, площадью 1312 кв.м с кадастровым номером 19:03:030202:323, расположенного по адресу: Республик Хакасия, г. Саяногорск, ул. Индустриальная, 10.
При изложенных обстоятельствах решение суда первой инстанции об отказе в удовлетворении заявления организации является законным и обоснованным, оснований для его отмены в порядке статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судом апелляционной инстанции не установлено. Значит, согласно статье 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, решение арбитражного суда первой инстанции от 29 мая 2009 года следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Хакасия от 16 июля 2009 года по делу N А74-1707/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
Л.А. Дунаева |
Судьи |
Г.Н. Борисов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А74-1707/2009
Истец: "Саяногорская общественная организация охотников и рыболовов"
Ответчик: Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости по Республике Хакасия
Третье лицо: ФГУП "Федеральный кадастровый центр "Земля", ФГУ "Земельная кадастровая палата" по РХ, Администрация г. Саяногорска