г. Владивосток |
|
16 октября 2009 г. |
Дело N А59-2954/2009 |
Резолютивная часть постановления оглашена 13.10.2009г.
Постановление в полном объеме изготовлено 16.10.2009г.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего: Н.В. Алферовой,
судей: Г.А. Симоновой, О.Ю. Еремеевой
при ведении протокола секретарем судебного заседания: О.А. Оноприенко
при участии:
от ИП Ковалева О.А., Сахалинской таможни - представители не явились, извещены надлежаще;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Сахалинской таможни апелляционное производство N 05АП-4828/2009
на решение от 18 августа 2009 г. судьи Джавашвили В.Н. по делу N А59-2954/2009 Арбитражного суда Сахалинской области по заявлению индивидуального предпринимателя Ковалева Олега Александровича к Сахалинской таможне о признании незаконным решения по корректировке таможенной стоимости
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Ковалев Олег Александрович обратился в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене решения Сахалинской таможни по таможенной стоимости товарной партии, задекларированной по ГТД N 10707070/291208/П001076, принятого 19.03.2009.
Решением суда от 18.08.2009г. заявленные требования удовлетворены. Судебный акт мотивирован тем, что таможенный орган не представил суду доказательств, свидетельствующих о недостоверности использованных индивидуальным предпринимателем при таможенном оформлении документов и сведений о таможенной стоимости товара. Предпринимателем представлены в таможенный орган все имеющиеся у него в силу делового оборота документы, подтверждающие заявленную им стоимость задекларированного товара.
Обжалуя решение суда, Сахалинская таможня просит его отменить, как незаконное и необоснованное. В доводах жалобы заявитель указывает, что перечень документов, установленный Приказом ФТС РФ N 536 от 25.04.2007 является обязательным при таможенном оформлении, но не исчерпывающим, в первую очередь для декларанта при реализации его права на подтверждение заявленной стоимости, а также для таможенного органа при проведении таможенного контроля. Тот факт, что иностранный контрагент не исполняет условия договора перевозки, заключенного в соответствии с Инкотермс-2000, свидетельствует о фиктивности сделки и, как следствие, о наличии условий, влияние которых не может быть учтено, что в соответствии с положениями закона "О таможенном тарифе", является основанием для неприменения метода определения таможенной стоимости по цене сделки с ввозимыми товарами. Вывод суда о недоказанности отсутствия у таможенного органа информации по объективным причинам для последовательного применения методов таможенной оценки, опровергается имеющимся в дела доказательствами. Принимая во внимание, что декларант отказался от проведения консультаций с таможенным органом по выбору метода определения таможенной стоимости считает, что невозможность применения методов 2-5 из-за отсутствия соответствующей ценовой информации можно признать объективной.
В отзыве на апелляционную жалобу предприниматель Ковалев О.А. решение считает законным и обоснованным, просит оставить жалобу без удовлетворения.
Индивидуальный предприниматель Ковалев. О.А., Сахалинская таможня, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства в заседание суда не явились, в порядке ст. 156 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке статей 266, 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ, правильность применения норм материального и процессуального права, апелляционный суд считает, что решение отмене не подлежит по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что предприниматель в соответствии с контрактом N К-1 от 02.04.2007г., дополнениями к нему от 19.10.2007г., от 14.05.2008г. и от 02.06.2008г., приложением N К-1\258 от 23.12.2008г., а также изменением-3 от 20.10.2008г., заключенным с компанией "Т.М.Компании" (Япония), ввез на территорию Российской Федерации товар -бывшее в эксплуатации шасси для грузового автомобиля, "Хино Рэнджер" с дизельным двигателем, в сборе: с КПП, навесным оборудованием, колесами, мостами, бамперами, амортизатором, карданом, крановой установкой, 1997 года выпуска, весом нетто 1500 кг., в количестве 1 шт., общей стоимостью 165 000 японских иен; бывшее в эксплуатации шасси для легкового автомобиля, "Нисан Террано", с дизельным двигателем, в сборе: с КПП, навесным оборудованием, колесами, мостами, бамперами, амортизатором, карданом, топливным баком,1993 года выпуска, весом нетто 1000 кг., в количестве 1 шт., общей стоимостью 50000 японских иен. Товар поступил на условиях CFR - Холмск, Россия.
Данный товар задекларирован по ГТД N 10707070/291208/П001076 (далее - ГТД), а таможенная стоимость заявлена по первому методу (по цене сделки с ввозимыми товарами).
В подтверждение заявленной таможенной стоимости к таможенному оформлению предпринимателем вместе с ГТД были представлены следующие документы: контракт от 02.04.2007г. N К-1, дополнения от 19.10.2007г., от 14.05.2008г., а также приложение N К-1\258 от 23.12.2008г. к контракту, содержащее спецификацию поставляемого товара, коммерческий инвойс N 258 от 25.12.2008г., коносамент N Д1/22 от 26.12.2008г., паспорт сделки N 08050003/0503/0001/2/0 от 22.05.2007г., оформленный Южно-Сахалинский филиал АКБ "Холмск" ЗАО г. Южно-Сахалинск.
В ходе таможенного контроля, таможенный орган установил, что представленные к таможенному оформлению документы и сведения недостаточны для подтверждения заявленной декларантом таможенной стоимости товаров по первому методу.
В требовании от 11.01.2009 указал на необходимость скорректировать сведения о таможенной стоимости на товар N 1-2 и представить документы, подтверждающие обеспечение уплаты таможенных платежей на сумму 45 792 рублей 24 копеек.
Уведомлениями от 29.12.2008г. и от 11.01.2009г. таможня сообщила предпринимателю о необходимости внесения исправлений в гр. 31 ГТД по товару N 2 относительно кода ТН ВЭД, об обращении декларантом в аккредитованные органы по сертификации для подтверждения экологического класса по тов. N 1, а также оформить бланк корректировке таможенной стоимости.
11.01.2009г. таможня направила предпринимателю запрос N 1 о предоставлении в срок до 24.02.2009г. дополнительных документов для подтверждения заявленной стоимости: экспортной декларации страны отправителя с заверенным переводом; прайс-листа продавца с переводом; сведений, разъясняющие различия по комплектации товара, заявленного в ГТД, и указанного в товаросопроводительных и коммерческих документах; бухгалтерских документов о поставке товаров на учет; договоров на поставку товара для его продажи на внутреннем рынке РФ; калькуляции цены реализации; оферт, заказов, прайс-листов продавцов идентичных (однородных) товаров того же класса или вида; пояснений о влияющих на цену физических характеристиках, качестве и репутации на рынке ввозимых товаров; данных бухгалтерского учета, а также иные документы, которые в равной степени могут заменить запрашиваемые; документов и сведений о принадлежащих голосующих акциях российских и иностранных организаций; банковских платежных документов по оплате счетов-фактур (инвойсов) по декларируемой партии товаров; платежных поручений с отметками банка, выписки из лицевого счета с указанием номеров контракта, паспорта сделки, счета покупателя и продавца; документов, позволяющих идентифицировать платежи с ввезенными товарами; пояснений по условиям продажи товаров, которые могли повлиять на цену сделки; оригиналов действующих приложений, дополнений, изменений, спецификаций к представленному договору (контракту), а также оригинал самого договора (контракта).
Письмом предприниматель частично исполнил запрос и представил пояснения по условиям продажи товаров, заявление на перевод N 01 от 13.09.2008г., дополнение к контракту N 2 от 02.06.2008г., письмо ТМС от 12.01.2009г. на английском языке; письмо ТМС от 12.01.2009г. на русском языке.
Другие запрошенные документы представлены не были, о чем декларант направил таможенному органу мотивированный ответ.
Представление дополнительных документов не повлияло на позицию таможни о несогласии с избранным декларантом методом таможенной стоимости. В результате анализа комплекта документов, представленного в целях подтверждения заявленной таможенной стоимости, поскольку предприниматель отказался определять таможенную стоимость спорных товаров методом, отличным от метода по стоимости сделки с ввозимыми товарами, 19.03.2009 таможней принято окончательное решение, в соответствии с которым таможенная стоимость спорного товара определена на основании резервного метода таможенной оценки.
Не согласившись с корректировкой таможенной стоимости ввезенного товара, предприниматель обратился с заявлением в арбитражный суд, который при рассмотрении возникшего спора пришел к обоснованному выводу об отсутствии у таможенного органа законных оснований для корректировки таможенной стоимости спорного товара в сторону ее увеличения, оценив в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) представленные лицами, участвующими в деле, доказательства в обоснование требований предпринимателя и возражений на них таможни. При этом суд правомерно исходил из следующего.
В соответствии с пунктом 2 статьи 323 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) заявленная декларантом таможенная стоимость товара и представляемые им сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной и документально подтвержденной информации.
Пунктом 4 указанной статьи установлено, что, если представленные декларантом документы и сведения не являются достаточными для принятия решения в отношении заявленной таможенной стоимости товаров, таможенный орган в письменной форме запрашивает у декларанта дополнительные документы и сведения и устанавливает срок для их представления, который должен быть достаточен для этого.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 63 ТК РФ таможенные органы вправе требовать при производстве таможенного оформления представления только тех документов и сведений, которые необходимы для обеспечения соблюдения таможенного законодательства Российской Федерации и представление которых предусмотрено в соответствии с настоящим Кодексом.
Как следует из разъяснений, содержащихся в пункте 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.07.2005 N 29 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с определением таможенной стоимости товаров", под несоблюдением установленного пунктом 2 статьи 323 Таможенного кодекса Российской Федерации и пунктом 1 статьи 15 Закона N 5003-1 условия о документальном подтверждении, количественной определенности и достоверности цены сделки с ввозимыми товарами следует понимать отсутствие документального подтверждения заключения сделки в любой не противоречащей закону форме или отсутствие в документах, выражающих содержание сделки, ценовой информации, относящейся к количественно определенным характеристикам товара, информации об условиях его поставки и оплаты либо наличие доказательств недостоверности таких сведений.
Материалами дела установлено, что предприниматель в целях документального подтверждения выбранного им метода оценки таможенной стоимости товара, с учетом запроса таможни от 11.01.2009 N 1, представил в таможню все имеющиеся у него в силу делового оборота документы (объяснив невозможность представления иных), исследовав которые суд пришел к основанному выводу о том, что они содержат все необходимые сведения, подтверждающие заявленную декларантом таможенную стоимость товара, определенную по стоимости сделки с ввозимыми товарами. Таможенный же орган не представил доказательства наличия оснований, препятствующих применению основного метода таможенной оценки.
Довод заявителя жалобы о том, что предприниматель документально не подтвердил стоимость расходов, предусмотренных п.1 ст. 19.1 Закона "О таможенном тарифе" правомерно отклонен судом первой инстанции.
В соответствии с пунктом 2.1 контракта поставка товара осуществляется на условиях CFR-Корсаков, CFR -Холмск (Инкотермс 2000).
В соответствии с условиями CFR (Инкотермс 2000) покупатель не несет расходы, связанные с транспортировкой товара до порта назначения, так как в согласованную между покупателем и продавцом цену включены все возможные расходы, которые могут возникнуть и которые несет продавец до момента прибытия товара в порт назначения.
Согласно положениям Контакта продавец в соответствии с избранным условием поставки товара обязан выбрать морского перевозчика, организовать погрузку товара на борт морского судна, оплатить стоимость фрахта, уведомить покупателя о принятии морским перевозчиком товара для перевозки. Продавец осуществляет оплату всех расходов в соответствии с избранным условием поставки товара (CFR). Момент перехода права собственности на товар определяется датой выгрузки товара в порту назначения (пп. 2.2, 2.3, 2.4 Контракта). Доказательств заключения и исполнения контракта на иных условиях таможенным органом не представлено.
Указанное свидетельствует о несостоятельности довода таможенного органа о необходимости представления декларантом доказательства включения в цену сделки расходов, понесенных иностранным партнером по погрузке товаров на борт судна и по транспортировке до порта назначения.
Арбитражный суд апелляционной инстанции рассмотрев довод таможни о недостаточности документов, представленных декларантом для подтверждения заявленной стоимости товара, приходит к выводу о том, что дополнительно истребованные таможней документы не могли быть представлены предпринимателем по объективным причинам, необходимость в данных документах для определения таможенной стоимости по первому методу таможней не доказана, а невозможность их представления - не опровергнута.
Следует учитывать, что Перечень документов, представляемых в обоснование применения первого метода определения таможенной стоимости ввозимых товаров, содержится в п. 1 приложения 1 к Перечню документов и сведений, необходимых для таможенного оформления товаров в соответствии с выбранным таможенным режимом, утвержденному Приказом Государственного таможенного комитета Российской Федерации от 25.04.2007 N 536.
Таким образом, непредставление предпринимателем дополнительно запрошенных Сахалинской таможней документов, в том числе: экспортной декларации страны вывоза товаров, оферты, заказы, прайс-листы не могло послужить основанием для принятия оспариваемого решения, поскольку запрашиваемые документы не входят в обязательный Перечень документов для подтверждения сведений по таможенной стоимости, утвержденный приказом ГТК России от 25.04.2007 N536, которыми подтверждается таможенная стоимость товаров по первому методу таможенной оценки.
Ссылаясь в апелляционной жалобе на представление запрошенных документов не в полном объеме, таможня не доказала, каким образом эти факты повлияли на цену сделки.
Таможенный орган, обязанный доказать обоснованность принятого им решения, не представил доказательства наличия объективной невозможности получения или использования информации, позволяющей применить иные методы, чем нарушил установленное законом правило последовательного применения иных методов таможенной оценки.
Как разъяснил Высший Арбитражный Суд РФ в п. 6 Постановления Пленума от 26.07.05 N 29, ссылка таможенного органа на отсутствие у него ценовой и иной информации для использования какого-либо метода определения таможенной стоимости может быть принята во внимание как обоснование неприменения этого метода лишь в случае подтверждения объективной невозможности получения или использования такой информации, в том числе содержащихся в базах данных таможенных органов. Сахалинская таможня документально не подтвердила эти обстоятельства и не доказала, что имелись объективные препятствия к получению ценовой информации по идентичным товарам.
Вместе с тем, из систематического толкования положений статьи 24 Закона РФ "О таможенном тарифе" следует, что необходимы строгая адресность данных и четкая идентификация соответствующих товаров при использовании таможенными органами шестого (резервного) метода.
То есть цена (стоимость) должна относиться к конкретному товару, который описан таким образом, что может быть однозначно идентифицирован (коммерческое наименование товара, его описание на ассортиментном уровне, сведения о фирме-изготовителе, материал, технические параметры и прочие характеристики в зависимости от вида товара).
Суд первой инстанции правомерно не принял в качестве доказательства представленную Сахалинской таможней ценовую информацию, поскольку корректировка таможенной стоимости производилась таможенным органом в соответствии с иной ГТД, в которой усматривается несопоставимость условий ввоза товара, а также необходимых идентификационных признаков товаров.
Учитывая изложенное, коллегия считает, что суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что представленные декларантом в таможенный орган документы содержат достоверные и документально подтвержденные сведения для подтверждения таможенной стоимости ввезенного товара, определенной по первому методу, а в свою очередь таможенный орган в нарушение части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (пункты 2, 3, 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.07.2005 N 29 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с определением таможенной стоимости товаров") не доказал наличие обстоятельств, препятствующих применить предпринимателю первый метод определения таможенной стоимости.
Поскольку судом установлено, что декларантом были представлены необходимые документы в подтверждение заявленной таможенной стоимости, вывод суда об отсутствии у таможенного органа оснований для отказа в принятии первого метода оценки стоимости товара соответствует фактическим обстоятельствам дела и требованиям действующего таможенного законодательства.
При таких обстоятельствах оспариваемое решение Сахалинской таможни по принятию таможенной стоимости товаров, задекларированных по ГТД N 10707070/291208/П001076 правомерно признано незаконным.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ст. 270 АПК РФ основанием для отмены решения суда не установлено, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 18 августа 2009 г. по делу N А59-2954/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
Н.В. Алферова |
Судьи |
О.Ю. Еремеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А59-2954/2009
Истец: ИП Ковалев Олег Александрович
Ответчик: Сахалинская таможня