г. Владивосток |
|
21 октября 2009 г. |
Дело N А51-3500/2009 |
Резолютивная часть постановления оглашена 15 октября 2009 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 21 октября 2009 г.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего: Т.А. Аппаковой,
судей: И.Л. Яковенко, С.В. Шевченко,
при ведении протокола секретарем судебного заседания: К.А.Сухецкая,
при участии:
от ответчика: Кудрявцев Б.А., представитель по доверенности от 25.02.09,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу муниципального учреждения здравоохранения "Городская больница N 1"
апелляционное производство N 05АП-4417/2009
на решение от 20.07.09,
судьи Анасенко Н.А.,
по делу N А51-3500/2009 Арбитражного суда Приморского края
по иску Военного комиссариата г.Партизанска и Партизанского района
к муниципальному учреждению здравоохранения "Городская больница N 1"
о взыскании 121 409 руб.
УСТАНОВИЛ:
Военный комиссариат г.Партизанска и Партизанского района обратился в Арбитражный суд Приморского края с иском к муниципальному учреждению здравоохранения "Городская больница N 1" (далее по тексту - МУЗ "Городская больница N 1") о взыскании 121 409 руб. неосновательного обогащения.
Решением от 20.07.09 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятым судебным актом, ответчик обратился в Пятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить в связи с неполным выяснением обстоятельств, имеющих значение для дела.
В обоснование жалобы ответчик указал на то, что судом не были исследованы обстоятельства того, что ответчик дополнительных услуг по договору не оказывал, поскольку дополнительные услуги по договору оказывала Приморская краевая клиническая больница, которая и получала денежные средства за свои услуги.
В заседании суда апелляционной инстанции заявитель поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение отменить, жалобу удовлетворить, представитель истца в судебное заседание не прибыл, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещен надлежащим образом.
Исследовав материалы дела и апелляционной жалобы, заслушав пояснения представителя ответчика, апелляционный суд считает, что решение подлежит отмене в связи со следующим.
Как следует из материалов дела, между Военным комиссариатом г.Партизанска и Партизанского района (заказчик) и МУЗ "Городская больница N 1" (исполнитель) заключен договор N 4-Ф об оказании медицинских услуг от 03.01.07, по условиям которого исполнитель в соответствии с постановлением Правительства N 663 от 11.11.06, постановлением губернатора Приморского края N 66 от 27.03.07 проводит дополнительные специальные методы медицинского обследования граждан заказчика при постановке на воинский учет, призыв или поступлении на военную службу по контракту, поступлении на военные сборы, а также граждан ранее признанных ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья при невозможности проведения данных обследований по месту жительства (проживания) в учреждении здравоохранения исполнителя по договору с другими учреждениями здравоохранения Приморского края. Заказчик берет на себя обязательства оплачивать исполнителю затраты, связанные с оказанием медицинских услуг гражданам, нуждающимся в дополнительных специальных методах медицинского обследования, не входящие в рамки территориальной программы обязательного медицинского страхования населения Приморского края, а исполнитель обеспечивать оказание гражданам заказчика медицинских услуг надлежащего качества.
В соответствии с условиями п. 6 и 3 договора N 4-Ф от 03.01.07 истец обязуется своевременно производить оплату по факту оказания медицинских услуг исполнителем, не входящих в рамки территориальной программы обязательного медицинского страхования населения Приморского края согласно представленных исполнителем счетов-фактур.
Компенсация расходов, понесенных в связи с медицинским обследованием граждан, осуществлена в общей сумме 121 409 руб. на основании выставленных счетов-фактур N 2 от 05.02.07, N 7 от 16.04.07, N 8 от 02.05.07, N 9 от 03.05.07, N 18 от 28.05.07, N 45 от 09.07.07, N 63 от 20.09.07, N 74 от 13.11.07, N 85 от 12.12.07, N 9 от 24.01.08, N 26 от 12.02.08, N 45 от 29.02.08, N 91 от 10.04.08, N 118 от 06.05.08, N 121 от 13.05.08, N 152 от 11.06.08, N 155 от 19.06.08, N 192 от 21.07.08, N 199 от 25.07.08, N 71 от 24.03.08.
Факт перечисления денежных средств подтверждается платежными поручениями N 1057 от 15.08.07, N 1133 от 27.09.07, N 1134 от 27.09.07, N 1255 от 13.12.07, N 1323 от 19.12.07, N 122 от 19.02.08, N 123 от 19.02.08, N 211 от 19.03.08, N 304 от 24.04.08, N 305 от 24.04.08, N 343 от 13.05.08, N 369 от 16.05.08, N 420 от 18.06.08, N 474 от 16.07.08, N 497 от 31.07.08, N 516 от 29.08.08, N 556 от 29.08.08, N 1327 от 21.12.07, N 1319 от 17.12.07.
Посчитав, что указанные денежные средства перечислены ответчику без установленных законом либо сделкой оснований, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Пунктом 1 ст. 1102 Гражданского кодекса РФ установлено, что лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение).
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что дополнительное медицинское обследование, проведенное ответчиком, входит в Программу обязательного медицинского страхования, а потому данные медицинские услуги были оказаны ответчиком вне рамок договора N 4-Ф от 03.01.07, в связи с чем были ошибочно оплачены истцом.
Между тем, судом не было учтено следующее.
В соответствии с п. 1 ст. 779 Гражданского кодекса РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
Пунктом 1 ст. 781 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре.
Факт оказания ответчиком медицинских услуг в рамках договора N 4-Ф от 03.01.07 и их стоимость подтверждены материалами дела: счетами-фактурами, платежными поручениями, реестрами затрат на проведение дополнительных методов обследования, не входящих в территориальную программу обязательного медицинского страхования.
Поскольку договор N 4-Ф от 03.01.07 расторгнут не был, а также не был признан недействительным, основания для одностороннего отказа от исполнения обязательства по оплате оказанных услуг отсутствуют.
Обращаясь в суд с требованием о взыскании неосновательного обогащения, истец указал, что оплаченные дополнительные медицинские услуги входили в Программу обязательного медицинского страхования за 2006, 2007, 2008 годы.
Оценивая приведенный довод истца, суд апелляционный инстанции считает необходимым отметить следующее.
В п. 7 ст. 18 Федерального закона РФ от 31.12.05 N 199-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий" признана утратившей силу ст. 16 Федерального закона РФ N 53-ФЗ от 28.03.98 "О воинской обязанности и военной службе", согласно которой финансирование медицинского освидетельствования, медицинского обследования, связанных с исполнением гражданами воинской обязанности, осуществлялось в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
В соответствии с п. 3 ст. 18 Федерального закона РФ от 31.12.05 N 199-ФЗ Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе" дополнен ст. 5.1, из которой следует, что финансовое обеспечение медицинского обследования граждан, указанных в п. 1 настоящей статьи, осуществляется в соответствии с законодательством Российской федерации об охране здоровья граждан.
Согласно ст. 25 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.93 N 5487-1 военнослужащие имеют право на медицинское освидетельствование для определения годности к военной службе и досрочное увольнение с военной службы на основании заключения военно-врачебной комиссии.
Граждане, подлежащие призыву на военную службу и поступающие на военную службу по контракту, проходят медицинское освидетельствование и имеют право на получение полной информации о медицинских противопоказаниях для прохождения военной службы и показаниях на отсрочку или освобождение от призыва на военную службу по состоянию здоровья.
Военнослужащие, граждане, подлежащие призыву на военную службу и поступающие на военную службу по контракту, имеют право на получение медицинской помощи в учреждениях государственной системы здравоохранения.
Согласно программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2007 год, утвержденной постановлением Правительства РФ от 30.12.06 N 885, в рамках территориальных программ осуществляется медицинское обследование граждан при постановке на воинский учет, призыве или поступлении на военную службу по контракту, поступлении в военные образовательные учреждения профессионального образования, призыве на военные сборы за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
В Программу государственных гарантий по оказанию гражданам Российской Федерации, проживающим на территории Приморского края, бесплатной медицинской помощи на 2006 год, утвержденной постановлением Администрации Приморского края от 1 февраля 2006 года N 37-па указанный вид медицинских услуг не входит.
Данный вид медицинских услуг предусмотрен в п. 1.10 Программ государственных гарантий по оказанию гражданам Российской Федерации, проживающим на территории Приморского края, бесплатной медицинской помощи на 2007, 2008 годы, согласно которому в рамках Программы осуществляется медицинское обследование граждан при постановке на воинский учет, призыве или поступлении на военную службу по контракту, поступлении в военные образовательные учреждения профессионального образования, призыве на военные сборы за счет средств краевого бюджета, местных бюджетов и средств обязательного медицинского страхования.
В то же время приведенные изменения федерального законодательства не исключают финансирование из федерального бюджета медицинского освидетельствования граждан при постановке на воинский учет, призыве или поступлении на военную службу исходя из следующего.
Согласно пункту 7 статьи 1 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" компенсация расходов, понесенных организациями и гражданами в связи с исполнением настоящего Федерального закона, является расходным обязательством Российской Федерации и осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Пунктом 1 Положения о подготовке граждан Российской Федерации к военной службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.1999 N 1441, установлено, что финансирование подготовки граждан к военной службе осуществляется за счет средств федерального бюджета. Согласно пункту 2 Положения обязательная подготовка граждан к военной службе предусматривает медицинское освидетельствование и медицинское обследование.
Пунктом 4 Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.02.2003 N 123, предусмотрено, что под медицинским освидетельствованием понимаются изучение и оценка состояния здоровья и физического развития граждан на момент освидетельствования в целях определения их годности к военной службе (службе в органах), обучению (службе) по отдельным военно-учетным специальностям (специальностям), решение других предусмотренных настоящим Положением вопросов с вынесением письменного заключения.
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 N 704 "О порядке компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", затраты, понесенные медицинскими учреждениями в результате освидетельствования граждан в связи с призывом на военную службу, компенсируются за счет средств федерального бюджета военными комиссариатами.
В соответствии с пунктом 19 Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.02.2003 N 123 истец не доказал, что граждане на основании решения комиссии по постановке на воинский учет, призывной комиссии или военного комиссариата были направлены в медицинскую организацию на амбулаторное или стационарное медицинское обследование для уточнения диагноза заболевания, либо для лечения и прошли медицинское обследование.
Исходя из вышеизложенного следует, что как медицинское обследование, так и медицинское освидетельствование включают в себя и услуги по медицинскому осмотру.
Доказательств того, что истцом спорными платежными поручениями оплачены услуги по медицинскому осмотру, которые проводились в связи с медицинским обследованием, а не медицинским освидетельствованием, истцом не представлено.
Кроме того, из представленных истцом в материалы дела документов невозможно однозначно установить, какие виды услуг были оказаны ответчиком в спорный период, и соответственно сделать вывод о том, что данные услуги не должны быть оплачены истцом в рамках договора N 4-Ф от 03.01.07.
Более того, как следует из п. 1 договора N 4-Ф от 03.01.07 ответчик вправе проводить дополнительные специальные методы медицинского обследования граждан истца по договору с другими учреждениями здравоохранения Приморского края.
В представленных в материалы дела платежных поручениях (т.1 л.д. 89, 93, 97, 105, 111, 115, 119, 123, 127, 131, 132) указано, что спорные денежные средства перечислялись ответчиком ГУЗ "Приморская краевая клиническая больница N 1" по договору N 1 от 01.01.07 (т.2 л.д.17), согласно которому ГУЗ "Приморская краевая клиническая больница N1" обязалось проводить дополнительные специальные методы медицинского обследования граждан ответчика при постановке на воинский учет, призыв или поступлении на военную службу по контракту, поступлении в военные образовательные учреждения, профессионального образования, призыве на военные сборы, а также граждан, пребывающих в запасе (п. 1 договора).
Из пояснений ответчика и представленных в материалы дела счетов-фактур, реестров затрат на проведение дополнительных специальных методов медицинского обследования, не входящих в территориальную программу обязательного медицинского страхования следует, что медицинские услуги, оплаченные истцом, были оказаны ГУЗ "Приморская краевая клиническая больница N 1".
Факт перечисления спорных денежных сумм ответчиком ГУЗ "Приморская краевая клиническая больница N 1" подтвержден материалами дела и истцом не оспорен.
Учитывая, что медицинские услуги, оплаченные истцом, были оказаны ГУЗ "Приморская краевая клиническая больница N 1", которому ответчик перечислил спорные денежные средства, следовательно, ответчик не является лицом, которое неосновательно сберегло спорные денежные средства за счет истца.
При изложенных обстоятельствах оснований для взыскания с ответчика денежных средств в размере 121 409 руб. суд апелляционной инстанции не установил, в связи с чем заявленный иск удовлетворению не подлежит.
С учетом изложенного обжалуемый судебный акт подлежит отмене, а апелляционная жалоба ответчика удовлетворению.
При подаче апелляционной жалобы МУЗ "Городская больница N 1" уплачена государственная пошлина в размере 1964 руб. 50 коп., тогда как госпошлина по апелляционной жалобе составляет 1000 рублей, в связи с удовлетворением апелляционной жалобы уплаченная ответчиком государственная пошлина подлежит возврату из федерального бюджета в полном объеме.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 20.07.09 по делу N А51-3500/2009 отменить.
В удовлетворении искового заявления Военного комиссариата г.Партизанска и Партизанского района отказать.
Возвратить муниципальному учреждению здравоохранения "Городская больница N 1" из федерального бюджета 1964 руб. 50 коп. государственной пошлины, уплаченной по платежному поручению N 19491 от 14.08.09.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий: |
Т.А. Аппакова |
Судьи |
И.Л. Яковенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-3500/2009
Истец: Военный комиссариат г.Партизанск и Партизанского района
Ответчик: МУЗ "Городская больница N 1 "