город Омск |
|
08 октября 2009 г. |
Дело N А75-4648/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 октября 2009 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 октября 2009 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ивановой Н.Е.,
судей Кливера Е.П., Рыжикова О.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания
Радченко Н.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-5836/2009, 08АП-5838/2009) закрытого акционерного общества "Нефтьстройинвест" и Государственного учреждения - Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 09.07.2009 по делу N А75-4648/2009 (судья Шабанова Г.А.), принятое по заявлению закрытого акционерного общества "Нефтьстройинвест"
к Государственному учреждению - Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре
о признании недействительным решения от 13.03.2009 N 3 с/c,
при участии в судебном заседании представителей:
от закрытого акционерного общества "Нефтьстройинвест" - Шелестный В.В. по доверенности от 02.04.2009, действительной до 31.12.2010 (паспорт 5297 011217 выдан Первомайским УВДСАО г. Омска 26.031998);
от Государственного учреждения - Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре - Маруанова А.А. по доверенности от 03.07.2009 N 272, действительной до 03.07.2010 (паспорт 6708 853452 выдан Отделом УФМС России по ХМАО - Югре в гор. Ханты-Мансийске 14.10.2008);
УСТАНОВИЛ:
Закрытое акционерное общество "Нефтьстройинвест" (далее - ЗАО "Нефтьстройинвест", общество) обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с заявлением (уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) к государственному учреждению - Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - ГУ РО ФСС РФ по ХМАО-Югре, Фонд) о признании частично недействительным решения от 13.03.2009 N 3 с/с в части непринятия к зачету расходов, произведенных страхователем - плательщиком единого социального налога на цели обязательного социального страхования в размере 97 367 руб. 57 коп.
Решением от 09.07.2009 по делу N А75-4648/2009 Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры частично удовлетворил заявленные ЗАО "Нефтьстройинвест" требования, признав незаконным решение ГУ РО ФСС РФ по ХМАО-Югре N 3 с/с от 13.03.2009 в части непринятия к зачету расходов в общей сумме 46 967 руб. 72 коп.
В удовлетворении остальной части заявленных требований арбитражным судом отказано.
Удовлетворяя требований общества, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", Порядка оформления документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность, утвержденного Приказом Минздравмедпрома Российской Федерации N 5 от 13.01.1995, Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации N 101 от 12.02.1994, исходил из того, что нарушения установленного порядка оформления листков нетрудоспособности имели устранимый характер, в связи с чем расходы по листкам нетрудоспособности с внесенными в них лечебными учреждениями надлежаще заверенными исправлениями могут быть приняты к зачету. Кроме того, суд первой инстанции указал, что в силу части 1 статьи 14 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному пенсионному страхованию", статьи 1 Федерального закона от 20.04.2007 N 54-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О минимальном размере оплаты труда и другие законодательные акты Российской Федерации" с учетом районного северного коэффициента 50% обоснованными являются расходы, произведенные обществом по листам временной нетрудоспособности ВР 2961635 и ВР 2961634 на имя Агзамова С.Х. в сумме 5583 руб. 96 коп.
Обосновывая отказ в удовлетворении требований общества, суд первой инстанции исходил из того, что Федеральный закон N 180-ФЗ от 22.12.2005 "Об отдельных вопросах исчисления и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам и размерах страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в 2006 году" (регулировал исчисление и выплату пособий по временной нетрудоспособности в 2006 году) и Федеральный закон от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию" (регулировал исчисление и выплату пособий по временной нетрудоспособности в 2007 году) имеют специальный порядок исчисления пособий по временной нетрудоспособности, в связи с чем в таких случаях должен применяться порядок, установленный указанными Законами, а не порядок, установленный Законом Российской Федерации от 19.02.1993 N 4520-1 (в ред. Федерального закона от 29.12.2004) "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях".
В апелляционной жалобе ЗАО "Нефтьстройинвест" просит решение арбитражного суда в части признания правомерным непринятия к зачету расходов на цели обязательного социального страхования отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
По мнению общества, поскольку статья 24 Закона Российской Федерации от 19.02.1993 N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях", предусматривающая право лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в случае временной нетрудоспособности получать пособие по временной нетрудоспособности в размере полного заработка с учетом районного коэффициента и процентной надбавки, но не выше максимального размера пособия, в связи с принятием Федерального закона N 180-ФЗ от 22.12.2005 "Об отдельных вопросах исчисления и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам и размерах страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в 2006 году" изменена не была, то она продолжает действовать во времени параллельно с нормами, установленными Федеральными законами N 180-ФЗ от 22.12.2005 "Об отдельных вопросах исчисления и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам и размерах страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в 2006 году" и от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию", так как, во-первых, нормы, установленные указанными Федеральными законами не могут отменить норм, установленных Законом Российской Федерации от 19.02.1993 N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях", во-вторых, нормы, установленные Законом Российской Федерации от 19.02.1993 N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" имеют специальный характер по отношению к нормам, установленным обозначенными Федеральными законами.
Таким образом, вывод Арбитражного суда ХМАО-Югры о том, что порядок выплаты пособий по временной нетрудоспособности, установленный Федеральными законами N 180-ФЗ от 22.12.2005 и от 29.12.2006 N 255-ФЗ имеет специальный характер по отношению к Закону N4520-1, является ошибочным.
Не согласившись с решением арбитражного суда в части удовлетворения требований в применении районного коэффициента при расчете пособия по временной нетрудоспособности при нарушении лицом режима, предписанного врачом по листу нетрудоспособности ВР 2961634 и ВР 2961635 на имя С.Х. Агзамова в сумме 5583 руб. 96 коп., ГУ РО ФСС РФ по ХМАО-Югре обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда от 09.07.2009 по делу N А75-4648/2009 в указанной части отменить, принять новый судебный акт согласно расчетов Фонда.
В судебном заседании суда представители ЗАО "Нефтьстройинвест", ГУ РО ФСС РФ по ХМАО-Югре поддержали требования, заявленные в апелляционных жалобах.
В письменном отзыве на апелляционную жалобу и выступлении в судебном заседании представитель ЗАО "Нефтьстройинвест" просит оставить решение арбитражного суда в части применения районного коэффициента при расчете пособия по временной нетрудоспособности при нарушении лицом режима, предписанного врачом по листу нетрудоспособности ВР 2961634 и ВР 2961635 на имя С.Х. Агзамова в сумме 5583 руб. 96 коп. без изменения, апелляционную жалобу Фонда - без удовлетворения.
Рассмотрев материалы дела, апелляционные жалобы, отзыв, выслушав лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
В период с 28.01.2009 по 10.02.2009 специалистом-ревизором Филиала N 1 Регионального отделения Фонда социального страхования по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре проводилась документальная выездная проверка ЗАО "Нефтьстройинвест" на предмет правомерности расходов на цели обязательного социального страхования, произведенных страхователем-плательщиком единого социального налога в счет начисленного единого социального налога, подлежащего зачислению в Фонд за период с 01.01.2006 по 31.12.2008.
По результатам проверки были выявлены нарушения и неприняты к зачету расходы, произведенные ЗАО "Нефтьстройинвест" с нарушением требований законодательства по обязательному социальному страхованию в сумме 97 367 рублей 57 копеек, о чем 10.02.2009 составлен акт N 3 с/с (л.д. 11-15).
По результатам рассмотрения акта 13.03.2009 ГУ РО ФСС РФ по ХМАО-Югре принято решение N 3 с/с "О непринятии к зачету расходов, произведенных страхователем-плательщиком единого социального налога на цели обязательного социального страхования" (л.д. 10).
Указанным решением не приняты к зачету расходы в сумме 97 367 рублей 57 копеек, ЗАО "Нефтьстройинвест" предложено отразить указанные суммы в бухгалтерском учете и расчетной ведомости по средствам Фонда, а также представить уточненный расчет по авансовым платежам по единому социальному налогу.
Посчитав, что решение от 13.03.2009 N 3 с/с в части непринятия к зачету расходов, произведенных страхователем - плательщиком единого социального налога на цели обязательного социального страхования в размере 97 367 руб. 57 коп. является незаконными, ЗАО "Нефтьстройинвест" обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с заявлением о признании его недействительным.
09.07.2009 Арбитражным судом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры принято обжалуемое решение.
Означенное решение обжалуется ЗАО "Нефтьстройинвест" в суд апелляционной инстанции в части признания правомерным непринятия к зачету расходов на цели обязательного социального страхования; ГУ РО ФСС РФ по ХМАО-Югре в части удовлетворения требований в применении районного коэффициента при расчете пособия по временной нетрудоспособности при нарушении лицом режима, предписанного врачом по листу нетрудоспособности ВР 2961634 и ВР 2961635 на имя Агзамова С.Х.
В соответствии с частью 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
Поскольку лицами, участвующими в деле возражений не заявлено, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции в обжалуемых ЗАО "Нефтьстройинвест" и ГУ РО ФСС РФ по ХМАО-Югре частях.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в обжалуемой части в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции находит его подлежащим частичному изменению, исходя из следующего.
1. По эпизоду, связанному с непринятием расходов в размере 36 438 руб. 75 коп.
Согласно оспариваемому решению ГУ РО ФСС РФ по ХМАО-Югре от 13.03.2009 N 3 с/с основанием для непринятия расходов в сумме 36 438 руб. 75 коп. послужило неверное произведение расчета пособий по временной нетрудоспособности работникам со стажем менее трех месяцев Ахметжанову Г.В., Исламову И.К.
Оставляя решение ГУ РО ФСС РФ по ХМАО-Югре в указанной части без изменения, суд первой инстанции исходил из нарушения обществом специального порядка исчисления максимального пособий по временной нетрудоспособности, в том числе для застрахованных лиц, проработавших менее трех месяцев в районах крайнего Севера и приравненных к ним местностях, установленного статьей 3 Федерального закона N 180-ФЗ от 22.12.2005 "Об отдельных вопросах исчисления и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам и размерах страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в 2006 году".
Суд апелляционной инстанции полагает, что указанная позиция суда первой инстанции соответствует положениям Федерального закона N 180-ФЗ от 22.12.2005 "Об отдельных вопросах исчисления и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам и размерах страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в 2006 году" в части, регламентирующей исчисление максимального пособий по временной нетрудоспособности, исходя из следующего.
Согласно пункту 3 статьи 3 Федерального закона N 180-ФЗ "Об отдельных вопросах исчисления и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам и размерах страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в 2006 году" (далее - Закон N 180-ФЗ) застрахованному лицу, которое в течение последних 12 календарных месяцев перед наступлением временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам проработало фактически менее трех месяцев, пособие по временной нетрудоспособности (за исключением пособия по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием) и пособие по беременности и родам выплачиваются в размере, не превышающем за полный календарный месяц минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом, а в районах и местностях, в которых в установленном порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате, - минимального размера оплаты труда с учетом этих коэффициентов. В случае если застрахованное лицо в течение последних 12 календарных месяцев перед наступлением временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам работало у нескольких работодателей, при определении периода фактической работы учитывается также период (периоды) его работы у предыдущего (предыдущих) работодателя (работодателей).
Обоснованно отклонена ссылка на статью 24 Закона Российской Федерации от 19.02.1993 N 4520-1 (в ред. Федерального закона от 29.12.2004) "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" (далее - Закон от 19.02.2005 N 4520-1).
Статьей 24 Закона от 19.02.2005 N 4520-1 предусмотрена выплата пособия по временной нетрудоспособности лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в случае временной нетрудоспособности, в размере полного заработка с учетом районного коэффициента и процентной надбавки, но не выше максимального размера пособия, установленного федеральным законом.
Согласно статье 183 Трудового кодекса Российской Федерации при временной нетрудоспособности работодатель выплачивает работнику пособие по временной нетрудоспособности в соответствии с федеральным законом, при этом размеры пособий и условия их выплаты устанавливаются федеральным законом.
Статьей 3 Закона N 180-ФЗ установлен специальный порядок исчисления максимального пособий по временной нетрудоспособности, в том числе для застрахованных лиц, проработавших менее трех месяцев в районах крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в связи с чем при исчислении сумм пособий по временной нетрудоспособности работодателю следует исходить из минимального размера оплаты труда с учетом местного коэфиициента, а не фактически выплаченного работнику полного заработка.
В силу изложенного суд апелляционной инстанции поддерживает вывод суда первой инстанции о неубедительности фактической и правовой позиции ЗАО "Нефтьстройинвест" по рассматриваемому эпизоду, а также о необоснованном принятии расходов в размере 36 438 руб. 75 коп.
Таким образом, оспариваемое решение ГУ РО ФСС РФ по ХМАО-Югре соответствует положениям законодательства при расчете пособия.
2. По эпизоду, связанному с непринятием расходов в размере 6608 руб. 97 коп.
Как следует из оспариваемого решения ГУ РО ФСС РФ по ХМАО-Югре от 13.03.2009 N 3 с/с основанием для непринятия расходов в сумме 6608 руб. 97 коп. послужило неправомерная оплата пособия по временной нетрудоспособности в повышенном размере работникам с почасовой оплатой труда при суммированном учете рабочего времени работнику Зиатдинову М.В. (б/л ВБ N 6346862, ВВ N 8968227, ВВ N 8968448).
Оценив представленные в материалы дела доказательства по рассматриваемому эпизоду, суд первой инстанции счел правомерной позицию ГУ РО ФСС РФ по ХМАО-Югре о неправомерном исчислении и выплате пособия по временной нетрудоспособности Зиатдинову М.В.
Суд апелляционной инстанции соглашается с данным выводом, при этом исходит из следующего.
Частью 2 статьи 2 Закона N 180-ФЗ установлено, что исчисление средней заработной платы осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации в соответствии со статьей 139 Трудового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 13 Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11.04.2003 N 213, действовавшем в 2006 году, при определении среднего заработка работника, которому установлен суммированный учет рабочего времени, используется средний часовой заработок. Средний часовой заработок исчисляется путем деления суммы заработной платы, фактически начисленной за расчетный период, на количество часов, фактически отработанных в этот период. Средний заработок работника определяется путем умножения среднего часового заработка на количество рабочих часов в периоде, подлежащем оплате.
Ссылки общества на статью 24 Закона от 19.02.2005 N 4520-1 обоснованно отклонены судом первой инстанции, поскольку вышеназванными нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере обязательного социального страхования, установлен специальный порядок исчисления средней заработной платы, который распространяется и на застрахованных лиц, работающих в районах крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Материалами дела подтверждено и обществом по существу не оспаривается, что исчисление и выплата пособия во временной нетрудоспособности Зиатдинову М.В., которому установлен суммированный учет рабочего времени, производилось исходя из среднедневного заработка, то есть в нарушение вышеназванного порядка, в связи с чем суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения обжалуемого решения арбитражного суда первой инстанции в указанной части.
3. По эпизоду, связанному с непринятием расходов в размере 1570 руб. 96 коп.
Согласно оспариваемому решению ГУ РО ФСС РФ по ХМАО-Югре от 13.03.2009 N 3 с/с основанием для непринятия расходов в сумме 1 570 руб. 96 коп. послужило неправомерная оплата двух первых дней пособия по временной нетрудоспособности за счет средств Фонда Хребтову Е.С.
Оставляя решение ГУ РО ФСС РФ по ХМАО-Югре в указанной части без изменения, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 1 Закона N 180-ФЗ застрахованным лицам, работающим по трудовым договорам, заключенным с организациями, индивидуальными предпринимателями и физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, признаваемыми налогоплательщиками единого социального налога в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 235 Налогового кодекса Российской Федерации, пособия по временной нетрудоспособности вследствие заболевания или травмы (за исключением несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний) выплачиваются за первые два дня временной нетрудоспособности за счет средств работодателя, а за остальной период начиная с третьего дня временной нетрудоспособности - за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации.
Факт оплаты двух первых дней пособия по временной нетрудоспособности за счет средств Фонда Хребтову Е.С. установлен судом первой инстанции и ЗАО "Нефтьстройинвест" по существу не оспаривается.
При данных обстоятельствах следует признать обоснованным вывод суда первой инстанции о том, что по эпизоду связанному с непринятием расходов в размере 1570 руб. 96 коп., оспариваемое решение ГУ РО ФСС РФ по ХМАО-Югре соответствует положениям законодательства при расчете пособия.
4. По эпизоду, связанному с непринятием расходов в размере 11 365 руб. 13 коп.
Как следует из оспариваемого решения ГУ РО ФСС РФ по ХМАО-Югре от 13.03.2009 N 3 с/с основанием для непринятия расходов в сумме 11 365 руб. 13 коп. послужило неверный расчет пособия по временной нетрудоспособности с нарушением режима, предписанного лечащим врачом, по листкам временной нетрудоспособности ВР 2961635 и ВР 2961634 на имя Агзамова С.Х. в размере 9069 руб. 31 коп. и ВГ N 9612911 на имя Хайрулина Р.В. в размере 2295 руб. 82 коп.
В отношении расчета пособия Агзамову С.Х.
Признав недействительным решение ГУ РО ФСС РФ по ХМАО-Югре в части возмещения из средств Фонда в сумме 5583 руб. 96 коп., суд первой инстанции исходил из того, что расчет пособия Агзамову С.Х. по листкам временной нетрудоспособности ВР 2961635 и ВР 2961634 на имя Агзамова С.Х. в размере 5583 руб. 96 коп. должен быть произведен в соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному пенсионному страхованию", статьи 1 Федерального закона от 20.04.2007 N 54-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О минимальном размере оплаты труда и другие законодательные акты Российской Федерации" с учетом районного северного коэффициента 50%.
В апелляционной жалобе ГУ РО ФСС РФ по ХМАО-Югре, не соглашаясь с данным выводом арбитражного суда, ссылается на то, что принятию к зачету подлежат расходы в сумме 4212 руб. 70 коп., а не 5583 руб. 96 коп, поскольку районный коэффициент в случае нарушений режима не применяется в связи с отсутствием такой нормы в законодательстве при расчете пособия. Кроме того, Фонд отмечает, что судом первой инстанции при расчете пособия Агзамову С.Х. по листкам временной нетрудоспособности ВР 2961635 и ВР 2961634 допущена арифметическая ошибка.
Оценив представленные в материалы дела доказательства по рассматриваемому эпизоду, суд апелляционной инстанции находит основания для изменения обжалуемого решения арбитражного суда по данному эпизоду, исходя из следующего.
Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному пенсионному страхованию" (далее - Закон N 255-ФЗ) основаниями для снижения размера пособия по временной нетрудоспособности являются:
1) нарушение застрахованным лицом без уважительных причин в период временной нетрудоспособности режима, предписанного лечащим врачом;
2) неявка застрахованного лица без уважительных причин в назначенный срок на врачебный осмотр или на проведение медико-социальной экспертизы;
3) заболевание или травма, наступившие вследствие алкогольного, наркотического, токсического опьянения или действий, связанных с таким опьянением.
Частью 2 указанной статьи предусмотрено что, при наличии одного или нескольких оснований для снижения пособия по временной нетрудоспособности, указанных в части 1 настоящей статьи, пособие по временной нетрудоспособности выплачивается застрахованному лицу в размере, не превышающем за полный календарный месяц минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом:
1) при наличии оснований, указанных в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи, - со дня, когда было допущено нарушение;
2) при наличии оснований, указанных в пункте 3 части 1 настоящей статьи, - за весь период нетрудоспособности.
Доводы Фонда относительно того, что при расчете пособия по временной нетрудоспособности в случае нарушения застрахованным лицом режима районный коэффициент не применяется, судом апелляционной инстанции расцениваются как несостоятельные и основанные на ошибочном толковании норм действующего законодательства.
Нарушение застрахованным лицом режима, предписанного лечащим врачом, в силу вышеназванной нормы является основанием для исчисления и выплаты пособия исходя из минимального размера оплаты труда, а не среднего заработка. Применение же районного коэффициента, который установлен законодателем за проживание в тяжелых природно-климатических условиях, не может ставиться в зависимость от соблюдения застрахованным лицом режима, поскольку согласно действующему законодательству размер пособия по временной нетрудоспособности в районах и местностях, где установлены районные коэффициенты к заработной плате, определяются с учетом этих коэффициентов.
Между тем, суд апелляционной инстанции признает обоснованным довод Фонда о допущенной судом первой инстанции при расчете пособия Агзамову С.Х. по листкам временной нетрудоспособности ВР 2961635 и ВР 2961634 арифметической ошибки.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждено, что сотрудник ЗАО "Нефтьстройинвест" Агзамов С.Х. находился на больничном в период с 08.11.2008 по 26.11.2008 и с 27.11.2008 по 03.12.2008, о чем свидетельствуют больничные листы ВР 2961634 и ВР 2961635 (л.д. 40, 42).
Как следует из буквального содержания листка временной нетрудоспособности ВР 296 1634 Агзамов С.Х. не явился на прием 19.11.2008, следовательно, за период с 08.11.2008 по 18.11.2008 пособие по временной нетрудоспособности должно быть начислено в порядке установленном частью 1 статьи 14 Закона N 255-ФЗ, то есть исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за последние 12 календарных месяцев, предшествующих месяцу наступления временной нетрудоспособности, первые два дня - за счет средств работодателя, а остальные дни - за счет средств Фонда (часть 2 статьи 3 Закона N 255-ФЗ).
Средний дневной заработок Агзамова С.Х. для расчета пособия по временной нетрудоспособности составил 399 рублей 94 копейки. Таким образом, за счет средств Фонда в период с 10.11.2008 по 18.11.2008 подлежит оплате сумма 399 руб. 94 коп. х 9 дней = 3599 руб. 46 коп.
Минимальный размер оплаты труда, рассчитанный заявителем в соответствии со статьей 1 Федерального закона от 20.04.2007 N 54-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О минимальном размере оплаты труда и другие законодательные акты Российской Федерации" с учетом районного северного коэффициента 50% составил 3450 руб. в месяц (2300 руб. х 1,5 = 3450 руб.), и 115 руб. в день - в ноябре 2008 года, 111 руб. 29 коп. - в декабре 2008 года соответственно.
Пособие по временной нетрудоспособности, подлежащее выплате Агзамову С.Х. за период с 19.11.2008 по 30.11.2008 составило 1380 рублей (115 руб. х 12 дней), за период с 01.12.2008 по 03.12.2008 - 333 руб. 87 коп. (111 руб. 29 коп. х 3 дня).
Таким образом, по листкам временной нетрудоспособности ВР 2961634 и ВР 2961635 подлежит уплате пособие в сумме 5313 руб. 33 коп. (3599 руб. 46 коп. + 1 380 рублей + 333 руб. 87 коп.). Согласно приложению N 2 к акту от 10.02.2009 N 3 с/с (л.д. 18-19) общество выплатило Агзамову С.Х. пособие в сумме 9598 руб. 56 коп., не принято к зачету как излишне выплаченная сумма 9 069 рублей 31 копейка, таким образом, принята к зачету сумма 529 руб. 29 коп. (9 598 руб. 56 коп. - 9069 руб. 31 коп. = 529 руб. 29 коп.). Соответственно, возмещению из средств Фонда подлежит сумма 4784 руб. 08 коп. (5313 руб. 33 коп.- 529 руб. 29 коп. = 4784 руб. 08 коп.).
В силу изложенного обжалуемое решение Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 09.07.2009 подлежит частичному изменению, апелляционная жалоба ГУ РО ФСС РФ по ХМАО-Югре в части арифметической ошибки - удовлетворению.
В отношении расчета пособия Хайрулину Р.В.
Оставляя решение ГУ РО ФСС РФ по ХМАО-Югре в указанной части без изменения, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
Поскольку Федеральным законом от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию" как указывалось выше установлен специальный порядок исчисления размера пособий по временной нетрудоспособности в случае нарушения застрахованным лицом установленного лечащим врачом режима.
В связи с этим ссылки общества на статью 24 Закона Российской Федерации от 19.02.1993 N 4520-1 (в ред. Федерального закона от 29.12.2004) "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" (далее - Закон от 19.02.2005 N 4520-1), согласно которой в случае временной нетрудоспособности лица, работающие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, вправе получать пособие по временной нетрудоспособности в размере полного заработка с учетом районного коэффициента и процентной надбавки, обоснованно отклонены судом первой инстанции.
На основании изложенных обстоятельств, суд апелляционной инстанции поддерживает вывод суда первой инстанции о правомерном непринятии ГУ РО ФСС РФ по ХМАО-Югре оплаты по листку нетрудоспособности Хайрулину Р.В. (б/л ВГ N 9612911) в размере 2295 руб. 82 коп., в связи с чем суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения обжалуемого решения арбитражного суда первой инстанции в указанной части.
Доводы общества, изложенные в апелляционной жалобе о том, что поскольку статья 24 Закона N 4520-1, предусматривающая право лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в случае временной нетрудоспособности получать пособие по временной нетрудоспособности в размере полного заработка с учетом районного коэффициента и процентной надбавки, но не выше максимального размера пособия, в связи с принятием Закона N 180-ФЗ изменена не была, то она продолжает действовать во времени параллельно с нормами, установленными Законами N 180-ФЗ и N 255-ФЗ, так как, во-первых, нормы, установленные указанными Федеральными законами не могут отменить норм, установленных Законом N 4520-1, во-вторых, нормы, установленные Законом N 4520-1 имеют специальный характер по отношению к нормам, установленным обозначенными Федеральными законами, судом апелляционной инстанции отклоняются по следующим основаниям.
С учетом внесенных в статьи 4 и 24 Закона N 4520-1 изменений в новой редакции изложена и его статья 5 "Гарантии в области занятости населения, оплаты труда, продолжительности отпусков, льгот для отдельных категорий населения, социального страхования и пенсионного обеспечения, медицинского обслуживания, порядок установления трудового стажа". Установлено, что с 01.01.2005 гарантии в области занятости населения, оплаты труда, продолжительности отпусков, льгот для отдельных категорий населения, социального страхования и пенсионного обеспечения, медицинского обслуживания, порядок установления трудового стажа регулируются Трудовым кодексом Российской Федерации, законодательством Российской Федерации в области социального страхования, пенсионного обеспечения и занятости населения.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны. Судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в связи с рассмотрением апелляционной, кассационной жалобы, распределяются по правилам, установленным настоящей статьей (часть 5 указанной статьи).
Поскольку в удовлетворении апелляционной жалобы ЗАО "Нефтьстройинвест", судом апелляционной инстанции отказано, расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы общества относятся на подателя жалобы.
В соответствии со статьей 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации ГУ РО ФСС РФ по ХМАО-Югре освобождено от уплаты государственной пошлины, в связи с чем государственная пошлина по апелляционной жалобе ГУ РО ФСС РФ по ХМАО-Югре не распределяется.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, пунктом 4 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 09.07.2009 по делу N А75-4648/2009 изменить, изложив его в следующей редакции:
"Заявленные закрытым акционерным обществом "Нефтьстройинвест" требования удовлетворить частично.
Признать недействительным решение государственного учреждения Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре N 3 с/с от 13.03.2009 в части непринятия к зачету расходов в общей сумме 46 167 руб. 84 коп.
В удовлетворении остальной части заявленных требований отказать.
Взыскать с государственного учреждения - Региональное Отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре в пользу закрытого акционерного общества "Нефтьстройинвест" расходы по уплате государственной пошлины в сумме 2 000 (две тысячи) руб.".
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Н.Е. Иванова |
Судьи |
Е.П. Кливер |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А75-4648/2009
Истец: закрытое акционерное общество "Нефтьстройинвест"
Ответчик: Государственное учреждение-Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре