Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 19 сентября 2006 г. N КА-А40/8856-06
(извлечение)
Инспекция ФНС России по г. Миассу Челябинской области обратилась в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о взыскании с ООО "Золотой век" налоговой санкции в размере 645 руб., наложенной решением от 22.11.2005 г. N 2344.
Определением Арбитражного суда г. Москвы от 27.03.2006 г. производство по делу прекращено на основании пункта 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Суд счел, что взыскание санкции должно производиться во внесудебном порядке в соответствии с положениями статьи 103.1 Налогового кодекса (в редакции изменений, внесенных Федеральным законом от 04.11.2005 г. N 137-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию административных процедур урегулирования споров" (далее - ФЗ-137), поскольку ее размер не превышает 50 тысяч рублей, а требование о ее взыскании заявлено в суд после 01.01.2006 г.
Постановлением от 01.06.2006 г. Девятого арбитражного апелляционного суда определение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Инспекции ставится вопрос об отмене определения как принятого с неправильным применением Налогового кодекса Российской Федерации и о направлении дела для рассмотрения в суд первой инстанции.
Ссылаясь на пункт 3 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции ФЗ-137), в соответствии с которым инкассовое поручение в банк может быть направлено не позднее 60 дней по истечении срока исполнения требования, полагая невозможным применение бесспорного порядка взыскания санкций, наложенных до вступления ФЗ-137 в действие, Инспекция считает, что заявленное требование подлежит рассмотрению в суде.
Отзыв на жалобу не представлен.
В соответствии с п. 3 ст. 284 АПК РФ, совещаясь на месте, суд определил рассмотреть дело без участия представителей сторон, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность судебных актов в порядке ст. 286 АПК РФ, суд кассационной инстанции считает жалобу Инспекции подлежащей отклонению по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 213 АПК РФ государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы, наделенные в соответствии с федеральным законом контрольными функциями, вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о взыскании с лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, установленных законом обязательных платежей и санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания.
ФЗ-137, вступившим в силу с 01.01.2006 года, предусмотрен иной (внесудебный) порядок взыскания предусмотренных ст. 103.1 НК РФ санкций, наложение которых налогоплательщиком не обжаловано.
В соответствии с внесенными в статьи 46-47 НК РФ дополнениями, вступившими в силу с 01.01.2006 г., их положения о порядке взыскания налогов и пеней применяются при взыскании штрафов лишь в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда N 30 от 22.06.2006 г. "О некоторых вопросах применения статьи 103.1 Налогового кодекса Российской Федерации в части регулирования внесудебного порядка взыскания налоговых санкций" разъяснено, что, поскольку статья 103.1, пункт 7 статьи 114 НК РФ не содержат отсылки к статье 46 Кодекса, а предусматривают специальный порядок взыскания сумм налоговых санкций с налогоплательщиков (налоговых агентов), положение пункта 3 статьи 46 НК РФ о предельном сроке взыскания этих сумм во внесудебном порядке в данном случае не применяется.
Привлечение к налоговой ответственности должно быть осуществлено до истечения срока давности привлечения к налоговой ответственности, предусмотренного статьей 113 НК РФ.
Взыскание неуплаченных добровольно налоговых санкций в пределах, определенных абзацем первым пункта 7 статьи 114, пунктом 1 статьи 103.1 НК РФ применительно к подпункту 3 пункта 1 статьи 14 Федерального закона "Об исполнительном производстве" может быть осуществлено в течение шести месяцев путем направления судебному приставу-исполнителю соответствующих документов. При этом при решении вопроса о начале исчисления указанного срока необходимо руководствоваться тем же подходом, что и при определении начала исчисления срока взыскания сумм налоговых санкций в судебном порядке.
При таких обстоятельствах довод налогового органа о невозможности распространения порядка взыскания санкций, установленного ФЗ-137, на решение налогового органа о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности, вынесенное до вступления ФЗ-137 в силу, подлежит отклонению как не соответствующий закону.
В Информационном письме от 20.02.06 г. N 105 "О некоторых вопросах, связанных с вступлением в силу Федерального закона от 04.11.2005 г. N 137-ФЗ "О внесении изменении и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию административных процедур урегулирования споров" Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации указал, что при обращении налоговых органом в арбитражные суды после 31.12.2005 г. с заявлением о взыскании налогов и санкций, которые в соответствии с законом взыскиваются налоговым органом самостоятельно, такие заявления возвращаются арбитражным судом применительно к пункту 1 части 1 статьи 129 АПК РФ. В случае принятия к производству заявления о взыскании таких санкций производство по делу подлежит прекращению на основании пункта 1 части 1 статьи 150 АПК РФ.
Налоговый орган обратился в суд с требованием о взыскании штрафа 02.02.2006 г.
Таким образом, определение суда о прекращении производства по делу соответствует действующему законодательству и отмене не подлежит.
Руководствуясь ст.ст. 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
определение от 27.03.2006 г. по делу N А40-8082/06-76-83 Арбитражного суда г. Москвы и постановление от 01.06.2006 г. N 09АП-5887/2006-АК Девятого арбитражного апелляционного суда оставить без изменения, кассационную жалобу ИФНС России по г. Миассу Челябинской области - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 19 сентября 2006 г. N КА-А40/8856-06
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании