город Омск |
|
08 октября 2009 г. |
Дело N А46-8935/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 октября 2009 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 октября 2009 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кливера Е.П.
судей Ивановой Н.Е., Рыжикова О.Ю.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Михайловой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-5415/2009) открытого акционерного общества "Омскгидропривод" (далее - ОАО "Омскгидропривод"; Общество)
на решение Арбитражного суда Омской области от 29.06.2009 по делу N А46-8935/2009 (судья Суставова О.Ю.), принятое
по заявлению ОАО "Омскгидропривод"
к инспекции Федеральной налоговой службы по Кировскому административному округу г. Омска (далее - ИФНС России по КАО г. Омска; Инспекция)
о признании недействительным постановления от 16.03.2009 N 7440,
при участии в судебном заседании:
от ОАО "Омскгидропривод" ? представитель не явился, лицо о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом;
от ИФНС России по КАО г. Омска - Удиной Д.И. по доверенности от 29.06.2009 N 15-12, сохраняющей силу в течение трех лет (личность удостоверена паспортом гражданина РФ),
УСТАНОВИЛ:
ОАО "Омскгидропривод" обратилось в арбитражный суд с заявлением к ИФНС России по КАО г. Омска, в котором просило признать недействительным постановление N 7440 от 16.03.2009 о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет имущества налогоплательщика (плательщика сборов) - организации, индивидуального предпринимателя или налогового агента - организации, индивидуального предпринимателя.
Решением Арбитражного суда Омской области от 29.06.2009 в удовлетворении требования Общества отказано.
В обоснование принятого решения суд первой инстанции указал на соблюдение налоговым органом: требований законодательства о налогах и сборах в части сроков и порядка направления налогоплательщику требований об уплате пеней; процедуры взыскания налогов, сборов, пеней, штрафов за счет за счет денежных средств на расчетных счетах ОАО "Омскгидропривод"; процедуры принудительного взыскания налогов, сборов, пеней, штрафов за счет имущества налогоплательщика (плательщика сборов).
Не согласившись с принятым судебным актом, Общество обратилось с апелляционной жалобой в Восьмой арбитражный апелляционный суд, в которой просило решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт - об удовлетворении требования ОАО "Омскгидропривод".
Податель апелляционной жалобы указывает на то, что к оспариваемому постановлению, которое было направлено в службу судебных приставов, не были приложены соответствующие документы, содержащие отметки банков или иных кредитных организаций. В материалах дела имеются лишь справки банков об остатках денежных средств на расчетных счетах Общества.
ОАО "Омскгидропривод" отмечает, что выставленные Инспекцией инкассовые поручения от 09.02.2009 N 108727, N 108728 были поставлены в картотеку, а на момент вынесения обжалуемого ненормативного акта Инспекция повторно взыскала одну и ту же сумму налога.
Общество ссылается, что в отношении части задолженности срок на принудительное взыскание в бесспорном порядке истек.
ОАО "Омскгидропривод", надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения настоящего дела в порядке апелляционного производства, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило.
ИФНС России по КАО г. Омска в устном выступлении в суде апелляционной инстанции и в письменном отзыве на апелляционную жалобу, просила решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Инспекция указала, что обжалуемый ненормативный акт соответствует требованиям законодательства о налогах и сборах.
Апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителя ОАО "Омскгидропривод", надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания и не заявившего ходатайства о его отложении.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, письменный отзыв на апелляционную жалобу, заслушав представителя ИФНС России по КАО г. Омска, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
ОАО "Омскгидропривод" зарегистрировано 11.02.1994 в качестве юридического лица Городской регистрационной палатой Департамента недвижимости Администрации г. Омска, о чем в Единый государственный реестр юридических лиц 25.07.2002 инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Кировскому административному округу г.Омска внесена запись за основным государственным регистрационным номером 1025501377472.
ИФНС России по КАО г. Омска требованием N 58087 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 19.01.2009 предложено ОАО "Омскгидропривод" в срок до 07.02.2009 уплатить в бюджет пени, начисленные на недоимку по единому социальному налогу, зачисляемому в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, по срокам уплаты 15.07.2008, 15.08.2008, 15.09.2008, 15.10.2008 в сумме 4835 руб. 44 коп.
Указанное требование было направлено по юридическому адресу ОАО "Омскгидропривод" 20.01.2009, что подтверждается копией почтовой квитанции N 24402 от 20.01.2009, списка заказных почтовых отправлений от 20.01.2009, списка N 116 заказных писем, поданных в 15 ОПС.
ИФНС России по КАО г. Омска требованием N 58091 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 19.01.2009 было предложено ОАО "Омскгидропривод" в срок до 07.02.2009 уплатить в бюджет пени, начисленные на недоимку по налогу на имущество организаций, по срокам уплаты 30.07.2008, 30.10.2008 в сумме 13035 руб. 91 коп.
Указанное требование было также направлено по юридическому адресу ОАО "Омскгидропривод" 20.01.2009, что подтверждается копией почтовой квитанции N 24402 от 20.01.2009, списка заказных почтовых отправлений от 20.01.2009, списка N 116 заказных писем, поданных в 15 ОПС.
Поскольку требование N 58087 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 19.01.2009 не было исполнено налогоплательщиком в добровольном порядке, ИФНС России по КАО г. Омска 09.02.2009 было вынесено решение N 99786 о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика (плательщика сборов) - организации, индивидуального предпринимателя или налогового агента - организации, индивидуального предпринимателя в банках, в сумме 4835 руб. 44 коп.
Данное решение было направлено в адрес налогоплательщика 13.02.2009, что подтверждается копией почтовой квитанции N 26169 от 13.02.2009, списка заказных почтовых отправлений от 13.02.2009, списка N 332 заказных писем, поданных в 15 ОПС.
Поскольку требование N 58091 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 19.01.2009 не было исполнено налогоплательщиком в добровольном порядке, ИФНС России по КАО г. Омска 09.02.2009 было вынесено решение N 99787 о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика (плательщика сборов) - организации, индивидуального предпринимателя или налогового агента - организации, индивидуального предпринимателя в банках, в сумме 13035 руб. 91 коп.
Данное решение было направлено в адрес налогоплательщика 13.02.2009, что подтверждается копией почтовой квитанции N 26169 от 13.02.2009, списка заказных почтовых отправлений от 13.02.2009, списка N 332 заказных писем, поданных в 15 ОПС.
Согласно сведений об открытых (закрытых) счетах в кредитных организациях у ОАО "Омскгидропривод" имеется 29 расчетных счетов, открытых в разных кредитных организациях.
ИФНС России по КАО г. Омска были сделаны запросы в кредитные организации, в которых у ОАО "Омскгидропривод" открыты расчетные счета, об остатках денежных средств на расчетных счетах на период взыскания сумм задолженности.
Согласно полученным ответам от кредитных организаций денежные средства находились только на расчетных счетах двух кредитных учреждений (о чем свидетельствуют имеющиеся в материалах дела документы).
На основании решения ИФНС России по КАО г. Омска от 09.02.2009 N 99786 в Филиал ГПБ (ОАО) в г. Омске было передано инкассовое поручение N 108728 от 09.02.2009 на сумму 4835 руб. 44 коп., которое 13.02.2009 было поставлено в картотеку.
На основании решения ИФНС России по КАО г. Омска от 09.02.2009 N 99787 в Филиал "ТрансКредитБанка" в г. Омске было передано инкассовое поручение N 108727 от 09.02.2009 на сумму 13035 руб. 91 коп., которое 12.02.2009 было поставлено в картотеку.
Перечисленные решения о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика (плательщика сборов) - организации, индивидуального предпринимателя или налогового агента - организации, индивидуального предпринимателя в банках были оставлены без исполнения в связи с отсутствием денежных средств на расчетных счетах ОАО "Омскгидропривод", что послужило основанием для вынесения 16.03.2009 налоговым органом постановления N 7440 о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет имущества налогоплательщика (плательщика сборов).
Полагая, что постановление N 7440 о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет имущества налогоплательщика (плательщика сборов) от 16.03.2009 нарушает права и законные интересы ОАО "Омскгидропривод", последнее обратилось в арбитражный суд первой инстанции с соответствующим заявлением.
29.06.2009 Арбитражный суд Омской области принял обжалуемое решение.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан уплачивать законно установленные налоги.
В силу пункта 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате налога налогоплательщик должен исполнить самостоятельно в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Исходя из положений статей 31 и 32 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговые органы имеют право требовать от налогоплательщиков устранения выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах и контролировать выполнение указанных требований; взыскивать недоимки по налогам и сборам, а также взыскивать пени в порядке, установленном настоящим Кодексом; обязаны соблюдать законодательство о налогах и сборах, осуществлять контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов; направлять налогоплательщику или налоговому агенту копии акта налоговой проверки и решения налогового органа, а также в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, налоговое уведомление и требование об уплате налога и сбора.
Абзац 3 пункта 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации определено, что неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Согласно пункту 1 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации требованием об уплате налога признается направленное налогоплательщику письменное извещение о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок эту неуплаченную сумму налога.
В соответствии с пунктами 4 и 6 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога должно содержать сведения о суммах задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке уплаты налога, установленного законодательством о налогах и сборах, сроке исполнения требования, а также о мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Во всех случаях требование должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положения закона о налогах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог. Требование может быть передано руководителю (законному или уполномоченному представителю) организации лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату получения этого требования. Если указанным способом требование вручить невозможно, оно направляется по почте заказным письмом и считается полученным по истечение шести дней с даты направления заказного письма.
В соответствии с пунктом 1 статьи 72 Налогового кодекса Российской Федерации пени являются способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов.
Пени начисляются налогоплательщику в случае уплаты причитающихся сумм налогов (сборов) в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки и рассчитываются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, и уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме (пункты 1, 3, 5 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации).
В пункте 19 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 5 от 28.02.2001 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации" разъяснено, что требование об уплате налога представляет собой процесс досудебного урегулирования спора. Отсутствие в требовании указаний на размер недоимки и основания ее возникновения, даты, с которой начинается начисление пени, и ставки пени не позволяет сделать вывод, что досудебное урегулирование в порядке, предусмотренном статьей 69 Налогового кодекса Российской Федерации, осуществлено.
Такое официальное толкование норм налогового права создает для налогоплательщика условия, когда он, исходя из содержания требования об уплате налога и пеней, в состоянии четко проверить обоснованность начисления пеней по налогам.
В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога за счет денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщика в банке, в порядке, предусмотренном статьей 46 Налогового кодекса Российской Федерации, а также путем взыскания налога за счет иного имущества налогоплательщика в порядке, предусмотренном статьей 47 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации взыскание налога производится по решению налогового органа (далее - решение о взыскании) путем направления в банк, в котором открыты счета налогоплательщика или налогового агента, инкассового поручения (распоряжения) на списание и перечисление в соответствующие бюджеты (внебюджетные фонды) необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика или налогового агента.
При этом решение о взыскании налога за счет средств, находящихся на счетах налогоплательщика в банках, принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога (пункт 3 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 7 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика или налогового агента или отсутствии информации о счетах налогоплательщика или налогового агента налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика или налогового агента в соответствии со статьей 47 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 6 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации взыскание пеней производится в том же порядке, что и взыскание недоимки.
Проанализировав вышеприведенные правовые нормы, суд первой инстанции правильно пришел к выводу о том, что принудительное взыскание недоимки по налогам и пеней - длящийся процесс, состоящий из нескольких последовательно проводимых налоговым органом этапов.
На первом этапе налоговым органом направляется налогоплательщику требование с предложением в установленный срок уплатить сумму налога (пеней).
На втором этапе налоговым органом применяются принудительные меры взыскания, предусмотренные статьями 46 и 47 Налогового кодекса Российской Федерации.
Несоблюдение налоговым органом любого из условий, предъявляемых законодателем к процедуре принудительного взыскания налога, сбора, штрафа, пеней является основанием для признания ненормативного правового акта налогового органа, изданного на соответствующем этапе процедуры принудительного взыскания налога, сбора, штрафа, пеней незаконным.
В силу пункта 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основание своих требований и возражений.
Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо (пункт 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Судом первой инстанции установлено и из имеющихся в материалах дела документов следует, что ОАО "Омскгидропривод" в налоговый орган были представлены расчеты авансовых платежей по единому социальному налогу и налоговые расчеты по авансовым платежам по налогу на имущество.
В связи с тем, что ОАО "Омскгидропривод" не уплатило в срок, установленный законодательством о налогах и сборах, исчисленные самим налогоплательщиком суммы авансовых платежей по единому социальному налогу и налогу на имущество, ИФНС России по КАО г.Омска в порядке статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации было произведено начисление пеней на данную недоимку по налогам.
20.01.2009 ИФНС России по КАО г. Омска в порядке статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации направила в адрес ОАО "Омскгидропривод" заказным письмом требование N 58087 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 19.01.2009, в соответствии с которым Обществу предлагалось в срок до 07.02.2009, уплатить в бюджет пени в сумме 48358 руб. 44 коп., начисленную на недоимку по единому социальному налогу; требование N 58091 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 19.01.2009, в соответствии с которым заявителю предлагалось в срок до 07.02.2009, уплатить в бюджет пени в сумме 13035 руб. 91 коп., начисленную на недоимку по налогу на имущество.
Факт направления указанных требований по юридическому адресу ОАО "Омскгидропривод" подтверждается имеющимися в материалах дела копиями почтовой квитанции N 24402 от 20.01.2009, списка заказных почтовых отправлений от 20.01.2009, списка N 116 заказных писем, поданных в 15 ОПС.
При данных обстоятельствах суд апелляционной инстанции поддерживает вывод суда первой инстанции о соблюдении ИФНС России по КАО г. Омск требований налогового законодательства в части сроков и порядка направления налогоплательщику требований об уплате пеней.
Таким образом, поскольку вышеупомянутые требования не были исполнены налогоплательщиком в срок до 07.02.2009, ИФНС России по КАО г. Омск имела законные основания для вынесения 09.02.2009 решений N 99787 и N 99786 о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика (плательщика сборов) - организации, индивидуального предпринимателя или налогового агента - организации, индивидуального предпринимателя в банках.
Решения N 99786 и N 99787 от 09.02.2009 вынесены налоговым органом в срок, установленный пунктом 3 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации.
Доказательством направления указанных решений по юридическому адресу налогоплательщика являются имеющиеся в материалах дела копии почтовой квитанции N 26169 от 13.02.2009, списка заказных почтовых отправлений от 13.02.2009, списка N 332 заказных писем, поданных в 15 ОПС.
Названные решения о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика (плательщика сборов) - организации, индивидуального предпринимателя или налогового агента - организации, индивидуального предпринимателя в банках были оставлены без исполнения в связи с отсутствием денежных средств на расчетных счетах ОАО "Омскгидропривод", что послужило основанием для вынесения 16.03.2009 налоговым органом постановления N 7440 о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет имущества налогоплательщика (плательщика сборов), которое также было направлено в адрес налогоплательщика 24.03.2008.
Ссылка Общества в апелляционной жалобе на то, что оспариваемое постановление принято в отношении недоимки со сроками уплаты 15.07.2008, 30.07.2008, 15.08.2008, 15.09.2008, 15.10.2008, 30.10.2008, в связи с чем, в отношении части задолженности срок на принудительное взыскание в бесспорном порядке истек, не принимается судом апелляционной во внимание, так как, во-первых, податель жалобы не конкретизировал в отношении какой части сумм истек срок на принудительное взыскание. Во-вторых, заявитель не учел, что речь идет о пенях, выставленных на определенную дату, а не о недоимке.
Утверждение ОАО "Омскгидропривод" о том, что инкассовые поручения от 09.02.2009 N 108727, N 108728 были поставлены в картотеку и на момент принятия оспариваемого ненормативного акта Инспекцией не отозваны, в связи с чем, налоговый орган повторно взыскал одну и ту же сумму подлежит отклонению.
Общество не представило в материалы дела каких-либо доказательств, подтверждающих, что с него фактически взыскали спорные денежные средства дважды. Тем самым налогоплательщик в нарушение части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не доказал нарушение его прав оспариваемым постановлением.
Довод ОАО "Омскгидропривод" о несоблюдении налоговым органом процедуры выставления инкассовых поручений ко всем счетам, имеющимся у Общества, является несостоятельным, поскольку в материалах настоящего дела имеются ответы банков, где открыты счета заявителя, согласно которым у ОАО "Омскгидропривод" на дату вынесения обжалуемого постановления (16.03.2009) отсутствуют денежные средства.
Суд апелляционной инстанции считает необходимым отметить, что соблюдение вышеназванной процедуры заключается в установлении самого факта отсутствия у налогоплательщика денежных средств на счетах в банках, отсутствия счетов в коммерческих банках и других кредитных организациях (статья 11 Налогового кодекса Российской Федерации), а также в соответствующем документальном оформлении данного факта: направлении запросов, получении ответов, составлении актов и т.п.
Учитывая изложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что, отказав в удовлетворении заявленного ОАО "Омскгидропривод" требования, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Нормы материального права применены Арбитражным судом Омской области правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Следовательно, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, а потому апелляционная жалоба заявителя удовлетворению не подлежит.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционных жалоб в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на ОАО "Омскгидропривод".
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Омской области от 29.06.2009 по делу N А46-8935/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Е.П. Кливер |
Судьи |
Н.Е. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-8935/2009
Истец: Открытое акционерное общество "Омскгидропривод"
Ответчик: Инспекция Федеральной налоговой службы по Кировскому административному округу г. Омска
Кредитор: судебный пристав - исполнитель МРО СП по ОИП УФССП по Омской области Ольейник Т.В.
Хронология рассмотрения дела:
08.10.2009 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-5415/2009