город Омск |
|
08 октября 2009 г. |
Дело N А46-11511/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 октября 2009 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 октября 2009 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кливера Е.П.
судей Ивановой Н.Е., Рыжикова О.Ю.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Михайловой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-6199/2009) Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Омской области (далее - Территориальное управление Росимущества по Омской области)
на решение Арбитражного суда Омской области от 14.07.2009 по делу N А46-11511/2009 (судья Солодкевич И.М.), принятое
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Институт строительных технологий" (далее - ООО "ИСТ"; Общество)
к Территориальному управлению Росимущества по Омской области
о признании незаконным распоряжения от 19.01.2009 N 10-р,
при участии в судебном заседании:
от ТУ ФАУГИ по Омской области - Чепилко Т.В. по доверенности от 11.01.2009 N 59-Д, действительной до 31.12.2009 (удостоверение N 138 от 14.04.2008);
от ООО "ИСТ" - Карасева В.С. по доверенности от 16.03.2009, действительной до 16.03.2010 (личность удостоверена паспортом гражданина РФ),
УСТАНОВИЛ:
ООО "ИСТ" обратилось в арбитражный суд с заявлением к Территориальному управлению Росимущества по Омской области о признании незаконным распоряжения от 19.01.2009 N 10-р.
Решением Арбитражного суда Омской области от 14.07.2009 требование ООО "ИСТ" удовлетворено.
В обоснование принятого решения суд первой инстанции отметил, в частности, что отдельным основанием для удовлетворения требования ООО "ИСТ" является отсутствие полномочия у Территориального управления Росимущества по Омской области на самостоятельную отмену ранее вынесенного распоряжения.
Не согласившись с принятым судебным актом, Территориальное управление Росимущества по Омской области обратилось с апелляционной жалобой в Восьмой арбитражный апелляционный суд, в которой просит решение суда от 14.07.2009 отменить, принять по делу новый судебный акт - об отказе в удовлетворении заявленного Обществом требования.
Податель апелляционной жалобы указывает, что оспариваемый заявителем акт издан уполномоченным государственным органом в пределах своей компетенции, в соответствии с нормами действующего гражданского законодательства.
ООО "ИСТ" письменного отзыва на апелляционную жалобу заинтересованного лица не представило, однако в устном выступлении в суде апелляционной инстанции просило решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании участвующие в деле лица поддержали свои доводы по мотивам, изложенным выше.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, заслушав представителей участвующих в деле лиц, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
28.02.2007 за Российской Федерацией зарегистрировано право собственности на земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером 55:36:07 01 06:3037, местоположение которого установлено в 120 м восточнее относительно 2-этажного здания, имеющего почтовый адрес: г. Омск, Советский административный округ, ул. Физкультурная, д. 1, общей площадью 24893 м2, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации серии АВ 55 N 415548, выданным 28.02.2007 Управлением Федеральной регистрационной службы по Омской области.
19.11.2007 между ООО "ИСТ" и Территориальным управлением Росимущества по Омской области заключен договор аренды N 144-ТУ, в соответствии с которым упомянутый выше земельный участок был предоставлен Обществу на срок с 26.11.2007 по 24.11.2008 в аренду для использования в общественно-деловых целях.
07.11.2008 (до истечения срока действия данного договора) Территориальное управление Росимущества по Омской области со ссылкой на статью 209 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), часть 2 статьи 9, часть 2 статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) и пункт 4 раздела II Положения о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Омской области, утвержденного Приказом Федерального агентства по управлению федеральным имуществом от 01.02.2005 N 37 (далее - Положение о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Омской области), приняло распоряжение N 881-р о предоставлении ООО "ИСТ" этого земельного участка в аренду сроком на 49 лет.
25.11.2008 между Обществом и вышеуказанным уполномоченным органом государственной власти заключен договор аренды N 207-ТУ земельного участка с кадастровым номером 55:36:07 01 06:3037 сроком с 01.06.2009 по 29.05.2058.
Право аренды 29.12.2008 зарегистрировано Управлением Федеральной регистрационной службы по Омской области в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество.
Территориальным управлением Росимущества по Омской области принято распоряжение за N 10-р об отмене распоряжения от 07.11.2008 за N 881-р и об обращении в Арбитражный суд Омской области с иском о признании зарегистрированного права аренды недействительным, сославшись на пункт 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 03.04.2008 N 234 "Об обеспечении жилищного и иного строительства на земельных участках, находящихся в федеральной собственности" (далее - Постановление Правительства Российской Федерации от 03.04.2008 N 234).
19.02.2009 Арбитражным судом Омской области принято исковое заявление Территориального управления Росимущества по Омской области к ООО "ИСТ" о признании недействительным в силу ничтожности договора аренды земельного участка N 207-ТУ от 25.11.2008 и применении последствий его недействительности в виде признания государственной регистрации возникшего на его основании права недействительной и обязании передать земельный участок, выступающий предметом сделки, истцу по акту приема-передачи.
Решением Арбитражного суда Омской области, вынесенным 16.04.2009 по делу N А46-3349/2009, исковые требования Территориального управления Росимущества по Омской области удовлетворены частично, договор аренды земельного участка N 207-ТУ от 25.11.2008 и его государственная регистрация, произведенная 29.12.2008 за N 55-55-01/232/2008-261, признаны недействительными; в удовлетворении исковых требований в остальной части отказано.
Постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда, принятым 09.06.2009, решение Арбитражного суда Омской области от 16.04.2009 по названному делу оставлено без изменений.
Постановлением Федерального арбитражного суда Западно-Сбирского округа от 10.09.2009 N Ф04-5063/2009(13174-А46-9) состоявшиеся судебные акты по делу N А46-3349/2009 были отменены, дело передано на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
ООО "ИСТ", узнав о том, что распоряжение от 07.11.2008 за N 881-р отменено распоряжением от 19.01.2009 N 10-р, подало в Арбитражный суд Омской области настоящее заявление.
14.07.2009 Арбитражный суд Омской области принял обжалуемое решение.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.
Согласно пункту 1 статьи 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом (пункт 2 статьи 209 ГК РФ).
Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом (статья 129 ГК РФ), в силу пункта 3 статьи 209 ГК РФ осуществляются их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.
Между тем, свободное усмотрение собственника земельного участка ограничено нормами земельного законодательства.
При реализации полномочий собственника Российская Федерация выступает в гражданских правоотношениях по общему правилу на равных началах с другими их участниками (статьи 124, 125 ГК РФ), также ограничена в области земельных отношений предписаниями, предусмотренными ЗК РФ, обладающим в сфере этих правоотношений приоритетом.
Пункт 1 статьи 5 ЗК РФ относит к участникам земельных отношений Российскую Федерацию, участие которой в них должно быть подчинено основным принципам земельного законодательства, установленным статьей 1 ЗК РФ.
Пункт 1 статьи 1 ЗК РФ определяет, что при регулировании земельных отношений применяется принцип разграничения действия норм гражданского законодательства и норм земельного законодательства в части регулирования отношений по использованию земель.
Этот принцип находит проявление в статье 3 ЗК РФ, согласно которой земельное законодательство регулирует отношения по использованию и охране земель в Российской Федерации как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (земельные отношения); имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами (пункты 1 и 3).
Состав земельного законодательства и внутренняя иерархия законов и подзаконных актов, входящих в его состав, закреплены в статье 2 ЗК РФ, в силу которой оно состоит из ЗК РФ, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации.
Нормы земельного права, содержащиеся в других федеральных законах, законах субъектов Российской Федерации, должны соответствовать ЗК РФ.
Земельные отношения могут регулироваться также указами Президента Российской Федерации, которые не должны противоречить ЗК РФ, федеральным законам.
Правительство Российской Федерации принимает решения, регулирующие земельные отношения, в пределах полномочий, определенных ЗК РФ, федеральными законами, а также указами Президента Российской Федерации, регулирующими земельные отношения.
Подпунктами 2 и 5 пункта 1 статьи 9 ЗК РФ к полномочиям Российской Федерации в области земельных отношений отнесено установление ограничений прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков, а также ограничений оборотоспособности земельных участков; резервирование земель, изъятие земельных участков, в том числе путем выкупа, для нужд Российской Федерации. Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (пункт 2 статьи 9 ЗК РФ).
Таким образом, проанализировав перечисленные выше правовые нормы, суд первой инстанции правильно пришел к выводу о том, что распоряжение земельными участками, в том числе находящимися в федеральной собственности, в частности, посредством предоставления их в аренду гражданам и юридическим лицам, может быть ограничено применительно к обстоятельствам, имеющимся в настоящем споре, если такие земельные участки ограничены в обороте или зарезервированы.
Порядок предоставления земельных участков в аренду регламентирован статьями 22 и 28 3КРФ.
В соответствии с пунктами 2, 3 статьи 22, пунктом 1 статьи 28 ЗК РФ юридические лица могут иметь расположенные в пределах территории Российской Федерации земельные участки на праве аренды, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Земельные участки, за исключением указанных в пункте 4 статьи 27 ЗК РФ (изъятия земельного участка), могут быть предоставлены их собственниками в аренду в соответствии с гражданским законодательством и ЗК РФ.
По истечении срока договора аренды земельного участка его арендатор имеет преимущественное право на заключение нового договора аренды земельного участка, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 статьи 35, пунктом 1 статьи 36 и статьей 46 ЗК РФ.
В силу статьи 27 ЗК РФ оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и ЗК РФ (пункт 1).
Земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством. Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не представляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами (пункт 2).
Содержание ограничений оборота земельных участков устанавливается ЗК РФ, федеральными законами (пункт 3).
В пунктах 4 и 5 статьи 27 ЗК РФ перечислены земельные участки, находящиеся в федеральной собственности, изъятые из оборота и ограниченные в нем.
Земельный участок с кадастровым номером 55:36:07 01 06:3037 исходя из пунктов 4, 5 статьи 27 ЗК РФ, не изъят и не ограничен в обороте.
Права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным ЗК РФ, федеральными законами (пункт 1 статьи 56 ЗК РФ).
Могут устанавливаться следующие ограничения прав на землю:
1) особые условия использования земельных участков и режим хозяйственной деятельности в охранных, санитарно-защитных зонах;
2) особые условия охраны окружающей среды, в том числе животного и растительного мира, памятников природы, истории и культуры, археологических объектов, сохранения плодородного слоя почвы, естественной среды обитания, путей миграции диких животных;
3) условия начала и завершения застройки или освоения земельного участка в течение установленных сроков по согласованному в установленном порядке проекту, строительства, ремонта или содержания автомобильной дороги (участка автомобильной дороги) при предоставлении прав на земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности;
4) иные ограничения использования земельных участков в случаях, установленных настоящим Кодексом, федеральными законами (пункт 2 статьи 56 ЗК РФ).
Ограничения прав на землю устанавливаются актами исполнительных органов государственной власти, актами органов местного самоуправления или решением суда.
Ограничения прав на землю устанавливаются бессрочно или на определенный срок.
Ограничения прав на землю сохраняются при переходе права собственности на земельный участок к другому лицу. Ограничение прав на землю подлежит государственной регистрации в порядке, установленном Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". Ограничение прав на землю может быть обжаловано лицом, чьи права ограничены, в судебном порядке (пункты 3-7 статьи 56 ЗК РФ).
Отдельной нормой земельного законодательства (статья 56.1 ЗК РФ) урегулировано ограничение прав на землю в связи с резервированием земель для государственных или муниципальных нужд.
Предусмотренные подпунктами 2 и 3 пункта 1 статьи 40 ЗК РФ права собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков могут быть ограничены в связи с резервированием земель для государственных или муниципальных нужд. Ограничения права собственности и иных вещных прав на земельные участки в связи с резервированием земель для государственных или муниципальных нужд устанавливаются ЗК РФ, другими федеральными законами (пункты 1, 2).
Порядок резервирования земель для государственных или муниципальных нужд установлен Правительством Российской Федерации в Положении о резервировании земель для государственных и муниципальных нужд, утв. Постановлением от 22.07.2008 N 561.
До принятия указанного Постановления в целях обеспечения жилищного и иного строительства на земельных участках, находящихся в федеральной собственности и не используемых для реализации полномочий Российской Федерации, определенных федеральными законами, Правительством Российской Федерации в пунктах 1, 2 Постановления от 03.04.2008 N 234 был установлен запрет для федеральных органов исполнительной власти на проведение аукционов по привлечению инвестиций и на согласование сделок, связанных с распоряжением земельными участками, находящимися в федеральной собственности. При этом указанные участки должны быть:
а) предоставлены федеральным государственным учреждениям, федеральным государственным унитарным предприятиям, Российской академии наук, отраслевым академиям наук и созданным такими академиями организациям либо не предоставлены гражданам или юридическим лицам;
б) расположены в границах населенных пунктов либо в пределах:
- 30 километров от границ населенных пунктов с численностью населения более 1 млн. человек;
- 15 километров от границ населенных пунктов с численностью населения от 100 тыс. человек до 1 млн. человек;
- 5 километров от границ населенных пунктов с численностью населения до 100 тыс. человек.
Однако запрет, установленный Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2008 N 234, не является проявлением изъятия или ограничения оборотоспособности земель, равно как и ограничения прав на землю по основаниям, не связанным с их резервированием.
Не могут быть изъяты или ограничены в обороте все земли, находящиеся в федеральной собственности, не предоставленные до определенного дня гражданам или юридическим лицам.
Земельный участок с кадастровым номером 55:36:07 01 06:3037 не занят объектами, перечисленными в пункте 4 статьи 27 ЗК РФ, не входит в состав территорий и земель, названных в пункте 5 статьи 27 ЗК РФ, следовательно, он может находиться в обороте, в том числе, может быть сдан в аренду в предусмотренном ЗК РФ и ГК РФ порядке.
Запрет, установленный Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2008 N 234, по своей правовой природе является ограничением прав на землю.
Но ограничение на землю, в понимании статьи 56 ЗК РФ, как обоснованно пришел к выводу суд первой инстанции, предполагает, во-первых, ограничение, связанные не с распоряжением, а с использованием земельных участков, во-вторых, могут быть установлены только по основаниям, установленным ЗК РФ и федеральными законами, среди которых такое основание как обеспечение жилищного и иного строительства, не усматривается, в-третьих, такие ограничения нуждаются в конкретизации тех земель (земельных участков), в отношении которых такие ограничения действуют.
Проанализировав перечисленные выше правовые нормы, суд первой инстанции правильно отклонил как не согласующийся с положениями ЗК РФ вывод заинтересованного лица о том, что земельный участок с кадастровым номером 55:36:07 01 06:3037, находящийся в федеральной собственности, зарезервирован для государственных нужд, в отношении него ограничено право на распоряжение, а его представление на праве аренды противоречит Постановлению Правительства Российской Федерации от 03.04.2008 N 234.
Арбитражный суд первой инстанции также обоснованно отметил, что на дату принятия Территориальным управлением Росимущества по Омской области распоряжения от 07.11.2008 N 881-р, земельный участок с кадастровым номером 55:36:07 01 06:3037 был предоставлен и находился в пользовании ООО "ИСТ", поскольку в соответствии с пунктом 2.1 договора аренды N144-ТУ, его срок истекал 24.11.2008.
В связи с этим пункт 1 Постановления Правительства РФ от 03.04.2008 N 234 при его буквальном толковании при принятии распоряжения от 19.01.2009 N 10-р не был соблюден заинтересованным лицом.
В апелляционной жалобе ее заявитель указывает со ссылкой на пункт 6 раздела III Положения о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Омской области, определяющего права Территориального управления, что им принят оспариваемый акт в рамках его полномочий.
Однако суд апелляционной инстанции, также как и суд первой инстанции, принимает во внимание не тождественность такого полномочия как принимать в пределах своей компетенции меры по устранению нарушений законодательства Российской Федерации в сфере приватизации, управления и распоряжения федеральным имущество, в том числе путем направления материалов в правоохранительные органы для привлечения виновных лиц к ответственности, с полномочием на отмену вынесенных в пределах имеющейся компетенции собственных распоряжений.
Действие полномочия на принятие в пределах своей компетенции меры по устранению нарушений законодательства Российской Федерации в сфере приватизации, управления и распоряжения федеральным имущество, в том числе путем направления материалов в правоохранительные органы для привлечения виновных лиц к ответственности сводится к пресечению противоправной деятельности других лиц, но не в устранении им нарушений, допущенных самим территориальным органом Федерального агентства по управлению государственным имуществом.
Вывод заинтересованного лица об ином противоречит положениям ЗК РФ, в частности статье 61 ЗК РФ.
Учитывая изложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что, удовлетворив заявленное ООО "ИСТ" требование, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Нормы материального права применены Арбитражным судом Омской области правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Следовательно, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, а потому апелляционная жалоба заявителя удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Омской области от 14.07.2009 по делу N А46-11511/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Е.П. Кливер |
Судьи |
Н.Е. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-11511/2009
Истец: Общество с ограниченной ответственностью "Институт строительных технологий"
Ответчик: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Омской области