город Омск |
|
08 октября 2009 г. |
Дело N А46-11322/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 октября 2009 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 октября 2009 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Рыжикова О.Ю.
судей Ивановой Н.Е., Кливера Е.П.
при ведении протокола судебного заседания: Михайловой Н.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-5953/2009) общества с ограниченной ответственностью "БИНА" на решение Арбитражного суда Омской области от 20.07.2009 по делу N А46-11322/2009 (судья Храмцов К.В.), по заявлению общества с ограниченной ответственностью "БИНА" к инспекции Федеральной налоговой службы N1 по Центральному административному округу г. Омска
3-е лицо Управление Федеральной службы судебных приставов по Омской области , Межрайонный отдел судебных приставов по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Омской области Шмидт А.К.
о признании незаконным решения от 07.04.2009 N 9761 в части взыскания земельного налога,
при участии в судебном заседании представителей:
от ООО "Бина" - Затула В.С. (паспорт 5203 N 753804 УВД ЦАО г. Омска 23.10.2003 по доверенности N 32 от 02.12.2008 сроком на 1 год.);
от ИФНС России N 1 по ЦАО г. Омска - Котикова А.О. (удостоверение N 338653 действительно до 31.12.2009, по доверенности N 03/16487 от 08.09.2009).
УСТАНОВИЛ:
Решением от 20.07.2009 по делу N А46-11322/2009 Арбитражный суд Омской области отказал в удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью "БИНА" (далее - ООО "БИНА", общество, налогоплательщик) о признании незаконным решения инспекции Федеральной налоговой службы N1 по Центральному административному округу г. Омска (далее - ИФНС России по ЦАО г.Омска, инспекция, налоговый орган) N 9761 от 07.04.2009 в части взыскания земельного налога в размере 444 345 руб.
В обоснование принятого судебного акта суд первой инстанции указал на то, что действия налогового органа соответствуют действующему законодательству и не нарушают права и законные интересы общества.
В апелляционной жалобе общество просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований в полном объеме, ссылаясь при этом на то, что судом первой инстанции не исследован довод заявителя о невозможности установить налоговую базу в виду не определенности кадастровой стоимости участка.
Инспекция в отзыве с доводами апелляционной жалобе не согласилась считает их необоснованными, просит решение оставить без изменения апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании представитель ООО "БИНА" поддержал требования, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт, пояснив, что решение налогового органа от 07.04.2009 N 9761 не соответствует действующему законодательству в части взыскания земельного налога, поскольку кадастровая стоимость указанных земельных участков, представляющая собой налоговую базу, внесены в государственный кадастр недвижимости с нарушением действующего законодательства.
В ходе судебного заседания от представителя общества поступило письменное ходатайство о приостановлении разбирательства по делу А46-11322/2009 до вступления в законную силу решения от 16.09.2009 по делу N А46-11698/2009 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "БИНА" к Управлению Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Омской области о признании незаконным бездействия и обязании осуществить действия по исключению сведений о кадастровой стоимости земельных участков из государственного кадастра недвижимости.
По заявленному ходатайству суд определил: в удовлетворении отказать в виду отсутствия оснований для приостановления производства по делу.
Представитель Инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Центральному административному округу г. Омска с доводами апелляционной жалобы не согласился, просил оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, установил следующие обстоятельства.
ООО "БИНА" принадлежат на праве собственности:
- земельный участок с кадастровым номером 55:36:08 01 16:80, площадью 20 838 кв.м., местоположение которого установлено относительно строения (КПП), имеющего почтовый адрес: г. Омск, ул. 21-я Амурская, д. 46 Б,
- земельный участок с кадастровым номером 55:36:04 01 02:6, площадью 1 872 кв.м., местоположение которого установлено относительно административного здания, имеющего почтовый адрес: г. Омск, Центральный АО, ул. Рабиновича, д. 77.
23.07.2008 ООО "БИНА" в ИФНС России N 1 по ЦАО г. Омска был подан налоговый расчет по авансовым платежам по земельному налогу за 2 квартал 2008 г.
02.09.2008 заявителем был подан уточненный налоговый расчет по авансовым платежам по земельному налогу за 2 квартал 2008 г.
ИФНС России N 1 по ЦАО г. Омска в порядке статьи 69 НК РФ в адрес ООО "БИНА" было направлено требование N 91356 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 13.02.2009, которым организации было предложено в срок до 06.03.2009 погасить недоимку по налогу в размере 455263 руб., в том числе по земельному налогу в размере 444 345 руб.
В связи с тем, что в установленный срок требования не были исполнены, налоговым органом 10.03.2009 было принято решение N 99195 о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика -организации, индивидуального предпринимателя или налогового агента - организации, индивидуального предпринимателя в банках в сумме 475 157 руб. 78 коп.
В связи с недостаточностью средств на расчетных счетах общества, 07.04.2009 ИФНС России N 1 по ЦАО г. Омска принято решение N 9761 о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет имущества налогоплательщика (плательщика сборов) - организации, индивидуального предпринимателя или налогового агента - организации, индивидуального предпринимателя в сумме 475 157 руб. 78 коп.
Считая указанное решение несоответствующим действующему законодательству в части взыскания земельного налога, поскольку кадастровая стоимость земельных участков, представляющая собой налоговую базу, равно как и удельный показатель кадастровой стоимости, внесены в государственный кадастр недвижимости с нарушением действующего законодательства, общество обратилось в арбитражный суд.
20.07.2009 Арбитражным судом Омской области принято обжалуемое решение.
Суд апелляционной инстанции, проверив в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда первой инстанции, не находит оснований для его изменения или отмены, а доводы апелляционной жалобы не принимает как необоснованные, исходя из следующего.
С 1 января 2006 года в соответствии со статьей 1 Федерального закона от 29.11.2004 N 141-ФЗ вступила в силу глава 31 Налогового кодекса Российской Федерации "Земельный налог".
Пункт 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации устанавливает, что плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Объектом налогообложения в силу пункта 1 статьи 389 Налогового кодекса Российской Федерации признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог.
В соответствии со статьей 390 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
Согласно статье 66 Земельного кодекса Российской Федерации, для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
В силу пункта 14 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, не позднее 1 марта этого года.
Таким образом, плательщики земельного налога за 2008 год обязаны самостоятельно исчислить подлежащий к уплате налог исходя из кадастровой стоимости земельного участка, которая определяется по состоянию на 01.01.2008 и которая в целях исчисления земельного налога налогоплательщиками подлежит доведению до их сведения в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, не позднее 01.03.2008 (статьи 391, 396 Налогового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с указанным пунктом статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, не позднее 1 марта этого года (редакция, вступившая в силу с 01.01.2008).
В целях реализации положений пункта 14 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации путем принятия Постановления от 07.02.2008 N 52 установило, что территориальные органы Федерального агентства кадастра объектов недвижимости бесплатно предоставляют налогоплательщикам земельного налога, признаваемым таковыми в соответствии со статьей 388 Налогового кодекса Российской Федерации, сведения о кадастровой стоимости земельных участков в виде кадастрового номера объекта недвижимости и его кадастровой стоимости для целей налогообложения по письменному заявлению налогоплательщика в порядке, установленном статьей 14 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости". При этом до 01.03.2008 указанные сведения предоставляются в порядке, установленном статьей 22 Федерального закона "О государственном земельном кадастре". Сведения о кадастровой стоимости земельных участков для целей налогообложения размещаются на официальном сайте Федерального агентства кадастра объектов недвижимости в сети Интернет.
В соответствии с пунктами 3.2.6, 3.3.1 Положения об Управлении Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Омской области, утвержденного Приказом Роснедвижимости от 30.12.2004 N П/119, к функциям Управления Роснедвижимости по Омской области относится организация ведения государственного земельного кадастра, проведение государственной кадастровой оценки земель.
Согласно пункту 3 Административного регламента исполнения Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки", утвержденного Приказом Минэкономразвития РФ от 28.06.2007 N 215, государственная функция по организации проведения государственной кадастровой оценки земель исполняется Роснедвижимостью и Управлениями Роснедвижимости по субъектам РФ.
Правила проведения государственной кадастровой оценки земель утверждены Постановлением Правительства РФ от 08.04.2000 N 316 (далее по тексту - Правила проведения государственной кадастровой оценки земель).
Согласно пунктам 1 и 2 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами; государственная кадастровая оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения.
Государственная кадастровая оценка земель проводится не реже одного раза в 5 лет и не чаще одного раза в 3 года (пункт 3 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель).
В соответствии с пунктом 4 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования.
Согласно пункту 8 данных Правил в процессе государственной кадастровой оценки земель проводится оценочное зонирование территории; оценочной зоной признается часть земель, однородных по целевому назначению, виду функционального использования и близких по значению кадастровой стоимости земельных участков; в зависимости от территориальной величины оценочных зон их границы совмещаются с границами земельных участков с учетом сложившейся застройки и землепользования, размещения линейных объектов (улиц, дорог, рек, водотоков, путепроводов, железных дорог и др.), а также границами кадастровых районов или кадастровых кварталов; по результатам оценочного зонирования составляется карта (схема) оценочных зон и устанавливается кадастровая стоимость единицы площади в границах этих зон.
Государственная кадастровая оценка земель проводится с учетом данных земельного, градостроительного, лесного, водного и других кадастров. Результаты государственной кадастровой оценки земель вносятся в государственный земельный кадастр (пункт 9 Правил).
В соответствии с пунктом 10 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
Во исполнение пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, пунктов 3, 10 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, а также в соответствии с пунктами 35, 36 статьи 4 Закона Омской области "О регулировании земельных отношений в Омской области" Правительство Омской области Постановлением N 174-п (далее по тексту - Постановление N 174-п) утвердило результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов города Омска в границах кадастрового района 55:36 согласно приложению к настоящему постановлению.
Постановление N 174-п в редакции Постановления от 26.11.2008 N 193-п, была утверждена кадастровая стоимость каждого земельного участка, в том числе Общества. Сведения о данных кадастровой оценки во исполнение пункта 14 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации были размещены на интерент-сайте Управления Роснедвижимости, то есть доведены до сведения всех налогоплательщиков.
Кроме того суд апелляционной инстанции отмечает что, Постановлением N 174-п была утверждена стоимость 1 квадратного метра земель для земельных участков, находящихся в соответствующем кадастровом квартале, в зависимости от вида разрешенного пользования, что соответствует требованиям пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации.
Фактически определение кадастровой стоимости конкретного земельного участка согласно Постановлению N 174-п в редакции от 19.12.2007 осуществляется путем умножения площади земельного участка на удельный показатель кадастровой стоимости, который, в свою очередь, определяется по таблице приложения с учетом месторасположения земельного участка и вида разрешенного пользования.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что налоговый орган обоснованно, доначислил земельный налог.
Соответственно, Общество должно было рассчитать свои налоговые обязательства исходя из кадастровой стоимости земли, установленной Постановлением N 174-п.
При таких обстоятельствах, налоговым органом правомерно были доначислены Обществу спорные суммы по земельному налогу.
Суд апелляционной инстанции считает необходимым отметить, что в случае изменения кадастровой стоимости земельного участка, в следствии обращения общества с требованиями по делу N А46-11698/2009, оно не лишено права представить уточненные налоговые декларации.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции считает, что судом первой инстанции при вынесении решения оценены все представленные сторонами доказательства в их совокупности и взаимосвязи, выводы, изложенные в решении суда первой инстанции, соответствуют материалам дела, нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права при вынесении решения судом первой инстанции не допущено, в силу чего основания для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
В связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы, в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы относятся на подателя апелляционной жалобы, то есть на Общество.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Омской области от 20.07.2009 по делу N А46-11322/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
О.Ю. Рыжиков |
Судьи |
Н.Е. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-11322/2009
Истец: Общество с ограниченной ответственностью "БИНА"
Ответчик: Инспекция Федеральной налоговой службы N1 по Центральному административному округу г. Омска
Третье лицо: Управление Федеральной службы судебных приставов по Омской области , Межрайонный отдел судебных приставов по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Омской области Шмидт А.К.
Хронология рассмотрения дела:
03.11.2009 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-5265/2009