город Омск |
|
26 октября 2009 г. |
Дело N А70-4542/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 октября 2009 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 октября 2009 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Гладышевой Е.В.,
судей Гергель М.В., Зориной О.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Кичигиной З.В.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-6647/2009) открытого акционерного общества "Тюменьэнергобанк"
на решение Арбитражного суда Тюменской области от 06.08.2009
по делу N А70-4542/2009 (судья Максимова Н.Я.),
принятое по иску открытого акционерного общества "Тюменьэнергобанк"
к обществу с ограниченной ответственностью "Консультационно-аналитический Центр "Муниципальное развитие"
о взыскании 32 609 362 руб. 65 коп. и по встречному иску общества с ограниченной ответственностью "Консультационно-аналитический Центр "Муниципальное развитие" к открытому акционерному обществу "Тюменьэнергобанк" о взыскании 1 706 487 руб. 23 коп.,
при участии в судебном заседании представителей:
от открытого акционерного общества "Тюменьэнергобанк" - представитель не явился,
от общества с ограниченной ответственностью "КАЦ "Муниципальное развитие" - представитель не явился,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Тюменьэнергобанк" (далее по тексту - ОАО "Тюменьэнергобанк", банк) обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Консультационно-аналитический Центр "Муниципальное развитие" (далее по тексту - ООО "КАЦ "Муниципальное развитие", общество) о взыскании 32 609 362 руб. 65 коп., в том числе:
- задолженность по кредитному договору N 655 от 05.04.2006: 1 562 915руб. 86 коп. - сумма основного долга, 140 174 руб. 30 коп. - сумма процентов за просроченный кредит, 200 267 руб. 73 коп. - сумма платы за ведение ссудного счёта и 69 875 руб. 39 коп. -штрафная неустойка за просроченную плату за ведение ссудного счёта;
- задолженность по кредитному договору N 6906701 от 01.07.2007: 29 443 282 руб. - сумма просроченного основного долга, 866 479 руб. 49 коп. - сумма просроченных процентов за кредит, 83 685 руб. 15 коп. -сумма штрафной неустойки, 221 308 руб. 61 коп. - сумма платы за ведение ссудного счета и 21 374 руб. 13 коп. - штрафная неустойка за просроченную плату за ведение ссудного счёта.
ООО "КАЦ "Муниципальное развитие", в свою очередь, заявило встречный иск о взыскании с ОАО "Тюменьэнергобанк" 1 706 487 руб. 23 коп. Определением от 18.06.2009 данный встречный иск принят судом к производству для совместного рассмотрения с первоначальным иском.
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 06.08.2009 по делу N А70-4542/2009 требования ОАО "Тюменьэнергобанк" о взыскании 32 609 362 руб. 65 коп. удовлетворены. Требования ООО "КАЦ "Муниципальное развитие" о взыскании 1 06 487 руб. 23 коп. также суд удовлетворил. В связи с чем, судом первой инстанции, в порядке статьи 132 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) произведён зачет первоначальных требований банка и встречных требований общества, с учётом которого с ООО "КАЦ "Муниципальное развитие" в пользу ОАО "Тюменьэнергобанк" взыскана задолженность в размере 30 902 875 руб. 42 коп., а именно: 29 299 710 руб. 63 коп. основного долга, 1 006 653 руб. 79 коп. - процентов за просроченный кредит, 421 576 руб. 34 коп. - платы за ведение ссудного счёта, 91 249 руб. 52 коп. - штрафной неустойки, 21 374 руб. 13 коп. - штрафной неустойки за просроченную плату за ведение ссудного счёта, а также 79 967 руб. 56 коп. расходов по уплате государственной пошлины. Этим же решением с банка в доход федерального бюджета взыскана государственная пошлина в сумме 20 032 руб. 44 коп.
При принятии решения суд первой инстанции исходил из того, что ОАО "Тюменьэнергобанк" представлены доказательства, подтверждающие факт неисполнения обществом обязательств по выплате кредитов и процентов на общую сумму 32 609 362 руб. 65 коп., в то же время, ООО "КАЦ "Муниципальное развитие" представлены документы, свидетельствующие о наличие у банка перед ним задолженности в сумме 1 706 487 руб. 23 коп.
Не соглашаясь с указанным судебным актом в части удовлетворения исковых требований ООО "КАЦ "Муниципальное развитие" и проведения зачёта первоначальных и встречных требований, ОАО "Тюменьэнергобанк" в апелляционной жалобе просит его отменить в этой части, принять по делу новый судебный акт об оставлении требований общества без рассмотрения.
В обоснование апелляционной жалобы банк, ссылаясь на положения подпункта 4 пункта 4 части 9 статьи 20 Федерального закона N 395-1 "О банках и банковской деятельности" и пункта 10 статьи 50.40 Федерального закона от 25.02.1999 N 40-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций", указывает на неправомерное проведение зачёта первоначальных и встречных требований, поскольку Приказом Банка России N ОД-915 от 03.12.2008 у ОАО "Тюменьэнергобанк" была отозвана лицензия на осуществление банковских операций. Кроме того, 19.06.2009 Арбитражным судом Тюменской области ОАО "Тюменьэнергобанк" признано несостоятельным (банкротом) и в отношении него введено конкурсное производство.
Представители сторон, надлежащим образом извещенные в соответствии со статьёй 123 АПК РФ о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не явились.
На основании статей 156, 266 АПК РФ суд считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие неявившихся участников процесса.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, проверив законность и обоснованность судебного акта в порядке части 5 статьи 268 АПК РФ в обжалуемой части, суд апелляционной инстанции установил следующее.
Как усматривается из материалов дела, ОАО "Тюменьэнергобанк" 12 мая 2009 г. обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с иском к ООО "КАЦ "Муниципальное развитие", общество) о взыскании 32 609 362 руб. 65 коп.
ООО "КАЦ "Муниципальное развитие", в свою очередь, 25.06.2009 заявило встречный иск о взыскании с ОАО "Тюменьэнергобанк" 1 706 487 руб. 23 коп.
Предъявление встречного иска обусловлено тем, что 01.05.2003 между ООО "КАЦ "Муниципальное развитие" и ОАО "Тюменьэнергобанк" заключен договор N 68 на расчетно-кассовое обслуживание. ООО "КАЦ "Муниципальное развитие" открыт расчетный счет в валюте Российской Федерации N 40702810700000000108.
Согласно письму банка остаток средств на счете по состоянию на 03.12.2008 составляет 1 706 487 руб. 23 коп.
В соответствии с условиями договоров банк обязался по распоряжению клиента перечислять средства со счета не позднее дня, следующего за днем поступления в банк соответствующего платежного документа (пункт 3.2). Аналогичное положение содержится и в статье 849 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Суд первой инстанции, удовлетворяя первоначальный и встречный иск и производя зачет требований, исходил из того, что требования ООО КАЦ "Муниципальное развитие" и ОАО "Тюменьэнергобанк" являются обоснованными и документально подтвержденными.
При вынесении решения суд первой инстанции, руководствуясь нормами исключительно гражданского законодательства, исходил из того, что встречное требование направлено к зачету первоначального требования, признание первоначальных и встречных исков заявлены надлежащими лицами, не противоречат закону и не нарушают права других лиц.
Между тем, оценив в порядке статьи 71 АПК РФ имеющиеся в деле документы, апелляционный суд пришел к выводу о том, что судом первой инстанции при принятии обжалуемого решения в части удовлетворения встречных требований и проведения зачёта первоначальных и встречных требований не были учтены следующие обстоятельства.
Приказом Банка России N ОД-915 от 03.12.2008 у ОАО "Тюменьэнергобанк" с 04.12.2008 отозвана лицензия на осуществление банковских операций, назначена временная администрация по управлению банком.
Согласно статье 20 Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности" с момента отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций до дня вступления в силу решения арбитражного суда о признании кредитной организации несостоятельной (банкротом) или о ликвидации кредитной организации запрещается прекращение обязательств перед кредитной организацией путем зачета встречных однородных требований.
Запрет на осуществление зачета встречных однородных требований установлен также пунктом 22.10 Положения Центрального банка Российской Федерации N 279-П "О временной администрации по управлению кредитной организацией".
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 50.19 Федерального закона от 25.02.1999 N 40-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" со дня принятия арбитражным судом решения о признании кредитной организации банкротом и об открытии конкурсного производства продолжают действовать последствия отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций, предусмотренные статьей 20 Федерального закона "О банках и банковской деятельности".
В силу абзаца третьего части 10 статьи 50.40 Федерального закона от 25.02.1999 N 40-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" погашение требований кредиторов путем заключения соглашения об отступном, о новации обязательства, а также путем зачета требований в ходе конкурсного производства при банкротстве кредитных организаций не допускается
Таким образом, с момента отзыва лицензии действует запрет на прекращение обязательств перед кредитной организацией путем зачета встречного требования, которое продолжает действовать в ходе конкурсного производства со дня принятия решения о признании кредитной организации несостоятельной (банкротом). Как отмечено ранее, лицензия на осуществление банковских операций отозвана у ОАО "Тюменьэнергобанк" с 04.12.2008.
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 19.06.2009 по делу N А70-8795/3-2008 ОАО "Тюменьэнергобанк" признано несостоятельным (банкротом) и в отношении него открыто конкурсное производство сроком на один год со дня принятия решения.
Таким образом, в рассматриваемом случае, суд первой инстанции удовлетворил 30.07.2009 (день объявления резолютивной части решения по настоящему делу) требования истца путем зачета встречного однородного требования ООО "КАЦ "Муниципальное развитие", при этом, у ОАО "Тюменьэнергобанк" с 04.12.2008 уже была отозвана лицензия на осуществление банковских операций и принято решение арбитражного суда о признании истца несостоятельным (банкротом), тем самым нарушил требования Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности", которым установлен запрет на прекращение обязательств перед кредитной организацией путем зачета встречных однородных требований с момента отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций.
Учитывая изложенное, основания для удовлетворения требований общества и банка в порядке статьи 132 АПК РФ у суда первой инстанции отсутствовали.
Кроме того, суд первой инстанции не учёл следующее.
В соответствии с пунктом 4 части 9 статьи 20 Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности" со дня отзыва лицензии запрещается совершение сделок с имуществом кредитной организации, в том числе исполнение кредитной организацией обязательств, за исключением сделок, связанных с текущими обязательствами кредитной организации, определяемыми в соответствии с настоящей статьей.
Частью 6 статьи 22.1 Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности" установлено, что для установления кредиторов кредитной организации и размера их требований к кредитной организации временная администрация вправе осуществлять в порядке, установленном пунктами 7 - 12 настоящей статьи, учет требований кредиторов в реестре требований кредиторов, форма которого устанавливается нормативным актом Банка России по согласованию с Агентством.
Согласно части 8 данной нормы кредиторы кредитной организации вправе предъявить свои требования к кредитной организации в любой момент в период деятельности временной администрации. При предъявлении таких требований кредитор обязан указать наряду с существом предъявляемых требований сведения о себе, в том числе фамилию, имя, отчество, дату рождения, реквизиты документов, удостоверяющих его личность, и почтовый адрес для направления корреспонденции (для физического лица), наименование, место нахождения (для юридического лица), а также банковские реквизиты (при их наличии).
Частью 11 статьи 22.1 Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности" установлено, что на основании полученных требований кредиторов временная администрация составляет реестр требований кредиторов кредитной организации, в котором указываются сведения о кредиторах, предъявивших свои требования, о размере таких требований, об очередности удовлетворения каждого такого требования, а также основания их возникновения.
В силу части 13 статьи 22.1 указанного Закона, реестр требований кредиторов кредитной организации передается конкурсному управляющему или ликвидатору кредитной организации в порядке, установленном пунктом 2 статьи 31 настоящего Федерального закона.
По правилам пункта 1 статьи 50.28 Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности" кредиторы вправе предъявлять свои требования к кредитной организации в любой момент в ходе конкурсного производства, а также в порядке, установленном статьей 22.1 настоящего Федерального закона, в период деятельности в кредитной организации временной администрации.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 50.27 Федерального закона от 25.02.1999 N 40-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" под текущими обязательствами кредитной организации, в частности, понимаются денежные обязательства, основания которых возникли в период со дня отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций до дня завершения конкурсного производства.
Таким образом, в случае разрешения судом вопроса о наличии, либо отсутствии у кредитной организации, признанной несостоятельной (банкротом), денежных обязательств перед третьими лицами, суд должен выяснить, являются ли данные денежные обязательства кредитной организации текущими, то есть определить момент возникновения обязательств.
В данном случае основания денежных обязательств ОАО "Тюменьэнергобанк" перед ООО КАЦ "Муниципальное развитие" возникли до даты отзыва у банка лицензии на осуществление банковских операций.
Следовательно, обязательства ОАО "Тюменьэнергобанк" по возврату денежных средств ответчику в данном случае не являются текущими, в связи с чем должны устанавливаться и удовлетворяться в порядке статьей 50.28, 50.36 и 50.40 Федерального закона от 25.02.1999 N 40-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций".
В соответствии с частью 2 статьи 50.7 Федерального закона от 25.02.1999 N 40-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" о принятии заявления о признании кредитной организации банкротом арбитражный суд выносит определение, которым возбуждается производство по делу о банкротстве.
Как следует из решения Арбитражного суда Тюменской области от 19.06.2009 по делу N А70-8795/3-2008 заявление Центрального Банка Российской Федерации о признании ОАО "Тюменьэнергобанк" несостоятельным (банкротом) принято к производству определением Арбитражного суда Тюменской области от 18.12.2008.
Встречное исковое заявление ООО КАЦ "Муниципальное развитие" о взыскании с ОАО "Тюменьэнергобанк" задолженности заявлено 27.05.2009 и принято к производству, как было указано выше, 18.06.2009, то есть после возбуждения производства по делу о несостоятельности (банкротстве).
Следовательно, требование ООО КАЦ "Муниципальное развитие" о взыскании с ОАО "Тюменьэнергобанк" 1 706 487 руб. 23 коп. должно быть рассмотрено в рамках дела о банкротстве.
По правилам пункта 4 статьи 148 АПК РФ арбитражный суд оставляет исковое заявление без рассмотрения, если после его принятия к производству установит, что заявлено требование, которое в соответствии с федеральным законом должно быть рассмотрено в деле о банкротстве.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции в части удовлетворения исковых требований ООО "КАЦ "Муниципальное развитие" и проведения зачёта первоначальных и встречных требований, подлежит изменению, в этой части следует принять по делу новый судебный акт об оставлении требований общества без рассмотрения.
Судебные расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение иска в суде первой инстанции и апелляционной жалобы, по правилам статьи 110 АПК РФ относятся на ответчика.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 269, пунктом 4 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Тюменской области от 06.08.2009 по делу N А70-4542/2009 изменить, изложив его резолютивную часть в следующей редакции.
Исковые требования открытого акционерного общества "Тюменьэнергобанк" удовлетворить.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Консультационно-аналитический центр "Муниципальное развитие" в пользу открытого акционерного общества "Тюменьэнергобанк" 32 609 362 руб. 65 коп. задолженности, в том числе:
- задолженность по кредитному договору N 655 от 05.04.2006: 1 562 915руб. 86 коп. - сумма основного долга, 140 174 руб. 30 коп. - сумма процентов за просроченный кредит, 200 267 руб. 73 коп. - сумма платы за ведение ссудного счёта и 69 875 руб. 39 коп. -штрафная неустойка за просроченную плату за ведение ссудного счёта;
- задолженность по кредитному договору N 6906701 от 01.07.2007: 29 443 282 руб. - сумма просроченного основного долга, 866 479 руб. 49 коп. - сумма просроченных процентов за кредит, 83 685 руб. 15 коп. -сумма штрафной неустойки, 221 308 руб. 61 коп. - сумма платы за ведение ссудного счета и 21 374 руб. 13 коп. - штрафная неустойка за просроченную плату за ведение ссудного счёта.
Исковые требования общества с ограниченной ответственностью "Консультационно-аналитический центр "Муниципальное развитие" о взыскании с открытого акционерного общества "Тюменьэнергобанк" 1 706 487 руб. 23 коп. оставить без рассмотрения.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Консультационно-аналитический центр ""Муниципальное развитие" в пользу открытого акционерного общества "Тюменьэнергобанк" судебные расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение иска в суде первой инстанции в размере 100 000 руб. и за рассмотрение апелляционной жалобы в размере 1 000 руб.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Е.В.Гладышева |
Судьи |
М.В. Гергель |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А70-4542/2009
Истец: Открытое акционерное общество "Тюменьэнергобанк"
Ответчик: Общество с ограниченной ответственностью "Консультационно-аналитический центр "Муниципальное развитие"
Хронология рассмотрения дела:
21.05.2010 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-6565/10
11.05.2010 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-6565/10
28.01.2010 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N А70-4542/2009
26.10.2009 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-6647/2009
16.09.2009 Определение Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-6647/09