г. Москва |
Дело N А40-57295/08-153-548 |
07.10.2009 г. |
N 09АП-16047/2009-АК |
Резолютивная часть постановления объявлена 01.10.2009 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 07.10.2009 г.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи Москвиной Л.А.
судей: Якутов Э.В., Свиридова В.А.
при ведении протокола судебного заседания председательствующим судьей Москвиной Л.А.
Рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Донарис"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 10.03.2009 г.
по делу N А40-57295/08-153-548, принятое судьей Барыкиным С.А.
по заявлению ООО "Донарис"
к 1) Департаменту земельных ресурсов города Москвы, 2) Префектуре ЮВАО г. Москвы, 3) Правительству города Москвы
третье лицо: Государственное учреждение города Москвы "Московский государственный объединенный художественный историко-архитектурный и природно-ландшафтный музей-заповедник"
о признании незаконными решений и действий
при участии в судебном заседании:
от заявителя: Свиридов И.Т. по доверенности от 02.10.2008 г.
от ответчиков: 1) Григорян Э.В. по доверенности от 24.12.2008 г., 2) Астапенко В.В. по доверенности от 04.06.2009 г., 3) Однокурцева Е.А. по доверенности от 03.09.2009 г.
от третьего лица: Чекалов В.Н. по доверенности от 18.12.2008г.;
УСТАНОВИЛ
ООО "Донарис" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд г.Москвы с заявлением о признании незаконным отказа Департамента земельных ресурсов г. Москвы 05.08.2008 г. N 33-5ТИ-1324/8-(0)-1; об обязании Департамента земельных ресурсов г. Москвы направить в адрес ООО "Донарис" проект договора купли-продажи земельного участка, расположенного по адресу: г. Москва, Красноказарменная ул., вл. 3а, площадью 832 кв.м. кадастровый номер 770401003056; признании незаконным бездействия Правительства города Москвы, выразившееся в неоформлении в установленный срок распорядительного документа о предоставлении в собственность общества спорного земельного участка; об обязании Правительства города Москвы подготовить и направить заявителю проект договора купли-продажи земельного участка (с учетом уточнения заявленных требований в порядке ст. 49 АПК РФ).
Решением от 10.03.2009 г. Арбитражный суд г. Москвы отказал в удовлетворении заявленных требований.
Не согласившись с принятым решением, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, удовлетворить заявленные требования в полном объеме, ссылаясь на его незаконность и необоснованность. В обоснование доводов апелляционной жалобы заявитель указывает на то, что отказ Департамента земельных ресурсов г. Москвы в предоставлении земельного участка в собственность не соответствует Земельному кодексу Российской Федерации. Указывает, что Постановлением Правительства Москвы от 27.06.2006г. N 431-ПП "О передаче земельных участков на территории города Москвы в частную собственность" Департаменту земельных ресурсов г. Москвы предоставлены полномочия по заключению от имени Правительства Москвы договоров купли продажи земельных участков, а также поручено в соответствии с утвержденным Постановлением порядком осуществлять прием и рассмотрение заявлений граждан и юридических лиц, сбор необходимых документов и материалов для принятия решений о предоставлении земельных участков, подготовку решений о предоставлении участков в частную собственность.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 13.05.2009 г. решение Арбитражного суда г. Москвы от 10.03.2009 по делу N А40-57295/08-153-548 изменено. Признан незаконным отказ Департамента земельных ресурсов г. Москвы от 05.08.2008 г. N33-5ТИ-1324/8-(0)-1, как не соответствующий ст.ст. 28, 36 Земельного кодекса Российской Федерации. На Департамент земельных ресурсов г. Москвы возложена обязанность направить в адрес ООО "Донарис" проект договора купли-продажи земельного участка, расположенного по адресу: г.Москва, ул. Красноказарменная, вл. 3а, площадью 832 кв.м., кадастровый номер 770401003056, в двухнедельный срок с даты принятия настоящего постановления. В остальной части решение суда оставлено без изменения.
Постановлением Федерального арбитражного суда Московского округа постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 13.05.2009 г. по делу N А40-57295/08-153-548 отменено и дело направлено на новое рассмотрение в Девятый арбитражный апелляционный суд.
Направляя дело на новое рассмотрение, суд кассационной инстанции указал на необходимость исследовать следующие вопросы:
отнесения спорного земельного участка к землям особо охраняемых территорий;
реализации мероприятий, указанных в пунктах 1.1, 1.2 Распоряжения Правительства Москвы от 30.10.2007 г. N 2416-РП "О первоочередных мерах по воссозданию Дворцово-паркового ансамбля "Лефортово";
возможность отчуждения в частную собственность спорного земельного участка с учетом норм Федерального закона от 21.12.2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" (пункт 8 статьи 28), главы XVII Земельного кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель заявителя доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, изложил свою позицию, указанную в апелляционной жалобе, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Считает отказ необоснованным, поскольку в соответствии с действующим законодательством заявитель как собственник зданий, строений обладает исключительным правом на приватизацию земельного участка, занятого этим строением и необходимым для его использования.
В судебном заседании представитель Департамента земельных ресурсов г. Москвы поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы согласен, считает ее необоснованной, просил решение суда первой инстанции оставить изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать. Указал на то, что соответствии с Распоряжение Правительства Москвы 30.01.2009 . N 131-РП "О выводе непрофильных организаций и освобождении территории Дворцово-паркового ансамбля "Лефортово" заявитель подлежит выводу с территории дворцово-паркового ансамбля "Лефортово". Полагает, что в соответствии с Федеральным законом от 21.12.2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", отчуждение в частную собственность спорного земельного участка не представляется возможным.
В судебном заседании представитель Префектуры ЮВАО г. Москвы поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласен, считает необоснованной, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а удовлетворении апелляционной жалобы - отказать.
Полностью поддержал позицию Департамента земельных ресурсов г. Москвы.
В судебном заседании представитель Правительства города Москвы поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласен, считает ее необоснованной, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать.
Полностью поддержал позицию Департамента земельных ресурсов г. Москвы.
В судебном заседании представитель третьего лица поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласен, считает ее необоснованной, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать.
Полностью поддержал позицию Департамента земельных ресурсов города Москвы.
Рассмотрев дело в порядке ст.ст.266, 268 АПК РФ, апелляционный суд выслушав объяснения представителей сторон, изучив материалы дела, исследовав доводы жалобы и отзыва на нее, не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения решения суда первой инстанции, исходя из следующего.
Как видно из материалов дела, ООО "Донарис" принадлежит на праве собственности здание по адресу: г. Москва, ул. Красноказарменная, д. 3а, площадью 1168,2 кв.м., что подтверждается свидетельством серии 77 АГ 374253.
Земельный участок площадью 823 кв.м., расположенный по указанному адресу предоставлен ООО "Донарис" на условиях краткосрочной аренды по договору от 05.07.2005 г. N М-04-507589 для эксплуатации административного здания сроком до 06.08.2008 г. кадастровый номер 770401003056.
ООО "Донарис" обратилось в службу "одного окна" Департамента земельных ресурсов г. Москвы с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка, площадью 823кв.м., расположенного по адресу: г.Москва, Красноказарменная ул. вл. 3а, кадастровый номер 770401003056.
К указанному заявлению были приложены документы, предусмотренные ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации, а также Приказом МЭРТ от 30.10.2007 г. N 370 "Об утверждении перечня документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения".
Письмом от 05.08.2008 г. N 33-5ТИ-1324/8-(0)-1 Департамент земельных ресурсов г.Москвы сообщил заявителю о том, что протоколом N 27 от 04.08.2008 г. Комиссией по земельным отношениям и градостроительному регулированию ЮВАО г. Москвы не согласована возможность оформления земельно-правовых отношений, в связи с тем, что согласно распоряжению Правительства Москвы от 30.10.2007 N 2416-РП "О первоочередных мерах по воссозданию Дворцово-паркового ансамбля "Лефортово" территория согласно утвержденному проекту планировки подлежит реорганизации под восстановление и реконструкцию парка.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения заявителя в Арбитражный суд г. Москвы с настоящим заявлением.
Согласно ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ч. 4 ст. 198 АПК РФ заявление о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда организации стало известно о нарушении ее прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Установленный ч. 4 ст. 198 АПК РФ срок заявителем соблюден.
В соответствии с ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 6 Постановления Пленума Верхового Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 г. N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" указано, что основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным, является, одновременно, как его несоответствие закону или иному нормативно-правовому акту, так, и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов граждан или юридических лиц, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, проверка факта нарушения оспариваемым актом действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на подачу заявления в суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных обществом требований, суд первой инстанции правомерно указал на то, что Департамент земельных ресурсов г. Москвы не является органом исполнительной власти, уполномоченным на основании ст. 29 Земельного кодекса Российской Федерации принимать решения о предоставлении и об отказе в предоставлении земельных участков.
Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что отказ Департамента земельных ресурсов г. Москвы в предоставлении земельного участка в собственность не противоречит действующему Земельному кодексу Российской Федерации, не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Суд апелляционной инстанции считает указанные выводы суда первой инстанции законными и обоснованными.
Предусмотренный Постановлением Правительства Москвы от 27.06.2006 г. N 431-ПП порядок предоставления в собственность земельных участков как один из промежуточных этапов решения этого вопроса предусматривает его согласование префектурой.
В данном случае основанием для прекращения процесса предоставления заявителю в собственность земельного участка явилось решение об отказе в таком согласовании, принятое Комиссией и утвержденное Префектурой ЮВАО г. Москвы.
Заявителем названное решение не оспорено.
После изменения им предмета спора никаких требований к Префектуре ЮВАО г. Москвы им не предъявлялось.
Непосредственно к Правительству Москвы с заявлением о предоставлении земельного участка заявитель не обращался, соответственно, данный ответчик не мог допустить и не допускал оспариваемое бездействие.
Во исполнение указаний суда кассационной инстанции судом апелляционной инстанции установлено, что в соответствии с Паспортом на памятник садово-паркового искусства (наименование памятника: Дворцово-парковый ансамбль Лефортово, адрес: ЮВАО, р-н "Лефортовский" Красноказарменная ул., 1) спорный земельный участок с кадастровым номером 770401003056 включен в заповедную территорию "Басманное-Лефортово", расположен на земельном участке Дворцово-паркового ансамбля "Лефортово" (далее - ДПА "Лефортово") по адресу: г. Москва, Красноказарменная ул. вл. 3а и входит в границу ансамбля (территорию памятника) утвержденную Постановлением Правительства Москвы N 545 от 07.07.1998 г. (глава "Заповедные территории", раздел 11).
Согласно приложения 3 ("Режимы содержания зоны охраны памятников истории и культуры центральной части г. Москвы (В пределах Камер-Колледжского вала)" на территории памятника запрещена строительная и хозяйственная деятельность кроме реставрации, регенерации и мероприятий для обеспечения физической сохранности памятника и условий его восприятия.
Таким образом, в соответствии с указанным распоряжением на территории ДПА "Лефортово" запрещена любая деятельность за исключением соответствующей статусу и назначению памятника.
Наличие Заявителя на территории ДПА и ведение им хозяйственной деятельности противоречит упомянутому постановлению.
Распоряжением Правительства Москвы от 15.08. 2005 г. N 1544-РП "О Московском государственном объединенном художественном историко-архитектурным и природно-ландшафтном музее-заповеднике" принято решение о передаче земельного участка Дворцово-паркового ансамбля "Лефортово" (далее - ДПА "Лефортово") в постоянное (бессрочное) пользование (п. 1).
Постановлением Правительства Москвы от 31.10.2006 г. N 853-ПП "О корректировке границ объединенной охранной зоны N 211, границ зоны охраняемого ландшафта N 4 и утверждении режимов регулирования градостроительной деятельности на территории зон охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры)" установлено, что на территории ДПА "Лефортово" (территория Р1 в приложении 3 к постановлению) устанавливается режим научной реставрации объектов культурного наследия.
Указанный режим предусматривает реставрационное воссоздание утраченных элементов и устранение диссонирующих объектов в соответствии с согласованном в установленном порядке объектом комплексной научной реставрации и приспособления; обеспечение условий доступности объекта культурного наследия в целях его экспонирования.
Распоряжением Правительства Москвы от 30.10.2007 г. N 2416-РП "О первоочередных мерах по воссозданию Дворцово-паркового ансамбля "Лефортово" (п. 1.2) поставлена задача подготовки проекта правового акта Правительства Москвы по вопросу изъятия для государственных нужд ряда земельных участков, включая спорный земельный участок, отказ в заключении договора купли-продажи которого оспаривает заявитель.
Распоряжением Правительства Москвы от 30.01.2009 г. N 131-РП "О выводе непрофильных организаций и освобождении территории Дворцово-паркового ансамбля "Лефортово" заявитель включен в перечень непрофильных организаций, планируемых к выводу с территории ДПА (приложение 1 п. 12).
Так как заявитель является собственником нежилого здания, расположенного на земельном участке в отношении права на приобретение которого заявителем ведется спор, исключительный характер права существует в силу наличия в собственности заявителя имущества, расположенного на указанном участке.
После вывода заявителя с территории ДПА "Лефортово" в соответствии с упомянутым ранее Распоряжением Правительства Москвы от 30.01.2009 г. N 131- РП, исключительный характер права на участок заявителем будет утрачен.
В соответствии с абзацем 4 п. 8 ст. 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", отчуждению не подлежат земельные участки в составе земель общего пользования, в том числе такие как улицы, проезды, автомобильные дороги, набережные, парки, лесопарки, скверы, сады, бульвары, водные объекты, пляжи.
Спорный земельный участок находиться в границах Дворцово-паркового ансамбля "Лефортово", в связи с чем в соответствии с указанной нормой не подлежит отчуждению (продаже).
В силу ч. 3 ст. 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Исходя из изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что заявителем не приведены правовые основания незаконности оспариваемого отказа и бездействия ответчиков, нарушении ими прав и законных интересов заявителя и не представлены допустимые доказательства в обоснование приведенных доводов, в связи с чем, основания для удовлетворения заявленных обществом отсутствуют.
Иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, с учетом установленных в суде обстоятельств, не опровергают выводы суда первой инстанции и не свидетельствуют о наличии оснований для отмены принятого по делу судебного акта.
Таким образом, суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал обстоятельства дела, что установлено при рассмотрении спора и в апелляционном суде, поскольку в обоснование жалобы ответчик указывает доводы, которые были предметом рассмотрения в суде первой инстанции и получили надлежащую оценку в судебном решении.
При таких данных, апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, поскольку оно принято по представленному и рассмотренному заявлению, с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства, в связи с чем, основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 АПК РФ, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда г.Москвы от 10.03.2009 по делу N А40-57295/08-153-548 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий: |
Л.А. Москвина |
Судьи |
В.А. Свиридов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-57295/08-153-548
Истец: ООО "Донарис"
Ответчик: Префектура ЮВАО г. Москвы, Правительство города Москвы, Департамент земельных ресурсов города Москвы
Третье лицо: ГУ г. Москвы "Московский государственный объединённый художественный историко-архитектурный и природно-ландшафтный музей-заповедник"
Хронология рассмотрения дела:
15.01.2010 Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа N КГ-А40/14763-09-П
07.10.2009 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-6598/2009
11.08.2009 Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа N КГ-А40/7277-09
13.05.2009 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-6598/2009