г.Москва |
Дело N А40-37958/09-153-99 |
5 октября 2009 г. |
N 09АП-17905/2009-АК |
Резолютивная часть постановления объявлена 01.10.2009.
Постановление изготовлено в полном объеме 05.10.2009
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи Веклича Б.С.
Судей: Гончарова В.Я., Поташовой А.П.
при ведении протокола судебного заседания: помощником судьи Кальщиковой А.П.,
Рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции ФНС России N 6 по г.Москве
на решение Арбитражного суда г.Москвы от 24.07.2009 по делу N А40-37958/09-153-99, судьи Кастальской М.Н.
по заявлению ООО "Играющий мир"
к Инспекции ФНС России N 6 по г.Москве
о признании недействительным предписания N 1 от 01.04.2009 о прекращении деятельности всех игорных заведений (структурных подразделений) организатора азартных игр ООО "Играющий мир",
при участии:
от заявителя: Бочаровой А.С. по доверенности от 03.03.2009 N 32, паспорт 45 00 958111;
от заинтересованного лица: Иванова К.В. по доверенности от 17.09.2009 N 32, удостоверение УРN 405792;
УСТАНОВИЛ
Решением Арбитражного суда г.Москвы от 24.07.2009, принятым по данному делу, удовлетворено заявление ООО "Играющий мир" о признании недействительным предписания Инспекции ФНС России N 6 по г.Москве от 01.04.2009 N 1 о прекращении деятельности всех игорных заведений (структурных подразделений) организатора азартных игр.
Заинтересованное лицо не согласилось с решением суда первой инстанции и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт. В обоснование своей позиции указало на то, что деятельность ООО "Играющий мир" не отвечает требованиям ч.6 ст.6 Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" в части соблюдения минимальной величины чистых активов, поскольку заявитель не мог учитывать исключительное имущественное право на все составляющие Комплекса (программного обеспечения для ведения букмекерского бизнеса) как нематериальный актив. Считает оспариваемое предписание законным, принятым в рамках предоставленных налоговому органу полномочий.
Представитель заявителя поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласился, считает их необоснованными, просит решение суда оставить без изменения, а в удовлетворении жалобы - отказать. Представил письменный отзыв на жалобу.
Проверив в соответствии со ст.ст.266, 268 АПК РФ законность и обоснованность принятого решения, заслушав представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, Инспекцией ФНС России N 6 по г.Москве проведена проверка деятельности ООО "Играющий мир" на предмет соответствия требованиям, установленным ч.6 ст.6, частями 1, 3 - 5 ст.8, ч.2 ст.14, частями 2 и 3 ст.15, ч.2 ст.16 Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 29.12.2006 N 244-ФЗ).
По результатам проверки составлен акт от 12.02.2009, согласно которому размер чистых активов Общества по состоянию на 01.07.2007, 01.10.2007, 01.01.2008, 01.04.2008, 01.07.2008, 01.10.2008 составлял менее 100 млн. руб., поскольку согласно расчету, представленному ООО "Играющий мир", основную часть чистых активов составляли нематериальные активы в размере 64 946 тыс. руб., выраженные в виде исключительных имущественных прав на программное обеспечение для ведения букмекерского бизнеса.
Установив в деятельности Общества нарушение п.1 ч.6 ст.6 Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ, согласно которому стоимость чистых активов организатора азартных игр в течение всего периода осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр в казино и залах игровых автоматов не может быть менее 600 миллионов рублей, Инспекция ФНС России N 6 по г.Москве вынесла предписание от 01.04.2009 N 1. Обществу предписано немедленно прекратить деятельность по организации и проведению азартных игр.
Не согласившись с указанным предписанием, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что предписание от 01.04.2009 N 1 не соответствует закону, нарушает права и законные интересы заявителя. Суд указал, что налоговым органом не доказан факт нарушения заявителем требований Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ.
Часть 3 ст.16 Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" возлагает контроль за соблюдением организатором азартных игр требований данной статьи на уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах.
Из указанной нормы следует, что для осуществления контроля исполнения Федерального закона "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" орган, осуществляющий функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, должен быть нормативно уполномочен Правительством Российской Федерации.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 22.02.2008 N 116 "О внесении изменений в положение о Федеральной налоговой службе" на Федеральную налоговую службу возложены полномочия по осуществлению контроля и надзора за соблюдением организаторами азартных игр требований, установленных частями 1, 2 ст.16 Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ.
Порядок реализации налоговыми органами возложенных на них полномочий по осуществлению контроля и надзора за соблюдением организаторами азартных игр требований, установленных частями 1, 2 ст.16 Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ установлен Приказом Министерства финансов РФ от 08.11.2007 N 100н, которым утверждена Инструкция о порядке проведения Федеральной налоговой службой проверки технического состояния игрового оборудования и соблюдения организаторами азартных игр требований, предъявляемых к игорным заведениями (далее - Инструкция).
Пунктами 5, 15, 16 Инструкции предусмотрено, что проверка проводится на основании распоряжения соответствующего территориального налогового органа; результаты проверки оформляются актом проверки; в случае выявления в результате проведения проверки в рамках обеспечения исполнения положения, предусмотренного частью 6 статьи 16 Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ, нарушений требований, установленных частью 1 и 2 статьи 16 Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ, руководителем налогового органа по месту постановки на учет организатора азартных игр выносится предписание об устранении выявленных нарушений: о прекращении деятельности всех игорных заведений (структурных подразделений) организатора азартных игр, не соответствующих требованиям, установленным частями 1 и 2 статьи 16 Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ; об устранении иных нарушений.
Таким образом, предписание вынесено в пределах предоставленных Инспекции полномочий.
Вместе с тем, суд поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что указанное предписание не соответствует закону и создает препятствия в осуществлении предпринимательской деятельности.
В соответствии с ч.6 ст.6 Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" стоимость чистых активов организатора азартных игр в течение всего периода осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр не может быть менее 100 миллионов рублей - для организаторов азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах.
Согласно ст.12 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта опенки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Как усматривается из материалов дела, нематериальный актив в виде исключительных имущественных прав на программное обеспечение для ведения букмекерского бизнеса приобретен Обществом у ООО "Степь" на основании договора от 20.09.2004 N 1/17.
Согласно п.1.2 Договора ООО "Играющий мир" приобретает исключительное имущественное право на все составляющие Комплекса (программного обеспечения для ведения букмекерского бизнеса) в том числе на использование, повсеместное тиражирование, распространение экземпляров программы путем ее продажи или передачи во временное пользование (прокат). Эти же права сохраняются и на последующие версии данного Комплекса, а также всех его составляющих и приложений.
В обоснование размера стоимости нематериального актива, заявителем представлен отчет от 27.06.2007 N ИН-07-19061 об определении рыночной стоимости объектов интеллектуальной собственности.
Согласно отчету об определении рыночной стоимости объектов интеллектуальной собственности программный комплекс для ведения букмекерского бизнеса для целей постановки на баланс по состоянию на 19.06.2007, рыночная стоимость установлена в размере 63 716 000 рублей.
Как следует из положений ст.13 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", в случае наличия спора о достоверности величины рыночной или иной стоимости объекта оценки, установленной в отчете, в том числе и в связи с имеющимся иным отчетом об оценке этого же объекта, указанный спор подлежит рассмотрению судом, арбитражным судом в соответствии с установленной подведомственностью, третейским судом по соглашению сторон спора или договора или в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, регулирующим оценочную деятельность. Суд, арбитражный суд, третейский суд вправе обязать стороны совершить сделку по цене, определенной в ходе рассмотрения спора в судебном заседании, только в случаях обязательности совершения сделки в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно Информационному письму Президиума ВАС РФ от 30.05.2005 N 92 "О рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании оценки Имущества, произведенной независимым оценщиком", разъяснил, что оспаривание достоверности величины стоимости объекта оценки, определенной независимым оценщиком, путем предъявления самостоятельного иска возможно только в том случае, когда законом или иным нормативным актом предусмотрена обязательность такой величины сторон сделки, государственного органа, должностного лица, органов управления юридического лица. Кроме того, в этом случае оспаривание достоверности величины стоимости объекта оценки возможно только до момента заключения договора (издания акта государственным органом либо принятия решения должностным лицом или органом управления юридического лица), в связи с чем, выводы налогового органа о признании отчетов независимых оценщиков об определении рыночной стоимости имущественных прав на компьютерные программы недостоверными, являются несостоятельными и противоречат действующему законодательству.
В настоящем случае, судом первой инстанции правомерно установлено, что отчет от 27.06.2007 N ИН-07-19061 об определении рыночной стоимости объектов интеллектуальной собственности не оспорен в судебном порядке.
Положениями ст.100 Налогового кодекса РФ и Приказом Федеральной налоговой службы от 25.12.2006 N САЭ-3-06/892@ "Об утверждении форм документов, применяемых при проведении и оформлении налоговых проверок; оснований и порядка продления срока проведения выездной налоговой проверки; порядка взаимодействия налоговых органов по выполнению поручений об истребовании документов; требований к составлению акта налоговой проверки" установлено требование документального подтверждения фактов нарушений законодательства о налогах и сборах, выявленных в ходе проверки, кроме того, акт не должен содержать субъективных предположений проверяющих, не основанных на достаточных доказательствах, при этом под достаточностью доказательств понимается совокупность допустимых доказательств.
Таким образом, налоговый орган не вправе был исключать из расчетов стоимости чистых активов внесенные в уставной капитал имущественные права, денежную оценку которых произвели в установленном законом порядке независимые оценщики.
Следовательно, судом первой инстанции правомерно установлено, что оспариваемое предписание являются незаконным, необоснованно препятствующим ООО "Играющий мир" в осуществлении предпринимательской деятельности.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, в связи с чем отмене не подлежит. Нормы материального и процессуального права применены судом правильно.
С учетом изложенного, руководствуясь ст.ст.266, 267, 268, 269, 271 АПК РФ, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда г.Москвы от 24.07.2009 по делу N А40-37958/09-153-99 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья: |
Б.С. Веклич |
Судьи |
Ж.В. Поташова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-37958/09-153-99
Истец: ООО "Играющий мир"
Ответчик: ИФНС РФ N 6 по г. Москве
Хронология рассмотрения дела:
05.10.2009 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-17905/2009