г. Москва |
|
13 октября 2009 г. |
Дело N А40-41079/09-142-213 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 октября 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 октября 2009 года
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего - судьи Е.А. Солоповой
судей В.Я. Голобородько, Н.О. Окуловой
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Е.А.Хомяковой
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Инспекции Федеральной налоговой службы N 25 по г. Москве
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 31.07.2009
по делу N А40-41079/09-142-213,
принятое судьей А.А.Дербеневым
по заявлению ООО "Газпром нефть шельф"
к Инспекции Федеральной налоговой службы N 25 по г. Москве
о признании недйствительными решений, об обязании возместить НДС, начислить и выплатить проценты
при участии в судебном заседании:
от заявителя - Н.Е.Саранцев
от заинтересованного лица - Д.Н.Панкин
УСТАНОВИЛ:
ООО "Газпром нефть шельф" (прежнее наименование организации - ООО "Севморнефтегаз") (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы о признании недействительными решений Инспекции Федеральной налоговой службы N 25 по г. Москве (далее - налоговый орган, инспекция, заинтересованное лицо) от 30.12.2008 N 18-20/573, 18-21/2467, обязании возместить путем возврата НДС за второй квартал 2008 в размере 59 162 689 руб., начислить и выплатить проценты за нарушение срока возврата НДС за период с 26.03.2009 по 24.04.2009 в размере 2 399 375,72 руб. (с учетом уточненных требований в соответствии со статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Арбитражный суд города Москвы решением от 31.07.2009 заявленные требования удовлетворил.
Не согласившись с принятым решением, налоговый орган подал апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований общества.
В обоснование своей позиции налоговый орган ссылается на нарушение судом норм права. Кроме того, налоговый орган указывает, что представленный обществом расчет процентов не соответствует нормам Налогового кодекса Российской Федерации. Заявление о возврате налога подано за пределами срока камеральной налоговой проверки и поэтому с учетом п. 2 и ст. 6.1 Налогового кодекса Российской Федерации проценты должны начисляться, по мнению инспекции, с 12-го дня после подачи заявления о возврате налога, т.е. с 03.04.2009.
В отзыве на апелляционную жалобу общество просит решение суда оставить без изменения, как соответствующее действующему законодательству, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании Девятого арбитражного апелляционного суда представитель заинтересованного лица поддержал доводы и требования апелляционной жалобы, представитель заявителя возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность принятого решения проверены в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, письменных пояснений, заслушав представителей участвующих в деле лиц, считает, что решение Арбитражного суда города Москвы от 31.07.2009 подлежит изменению в связи с неправильным применением норм материального права (п. 4 ч.1 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Налоговым органом проведена камеральная налоговая проверка налоговой декларации общества по НДС за второй квартал 2008, представленной в инспекцию 21.07.2008, в которой заявлено возмещение НДС в сумме 59 162 689 руб.
По результатам рассмотрения материалов камеральной налоговой проверки инспекцией вынесены:
решение от 30.12.2008 N 18-20/573 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, согласно которому обществу отказано в возмещении НДС в размере 59 162 689 руб. и доначислен НДС в размере 5 308 477 руб.;
решение от 30.12.2008 N 18-21/2467 об отказе в возмещении суммы НДС, согласно которому обществу отказано в возмещении НДС в размере 64 471 166 руб.
Обществом заявлено требование о возмещении НДС в сумме 59 162 689 руб. за второй квартал 2008.
Основанием для отказа в применении налогового вычета послужили следующие обстоятельства. В ходе камеральной налоговой проверки было установлено, что общество осуществляет изготовление МЛСП "Приразломная" (плавучее средство для добычи нефти - платформа) подрядным способом. Основными подрядчиками при изготовлении платформы являются ФГУП "ПО Севмаш", ЗАО "Морнефтегазпроект". По мнению инспекции, выполнение работ по изготовлению, установке, стыковки конструкций не относятся к строительно-монтажным работам. П. 6 ст. 171 Налогового кодекса Российской Федерации регламентирует порядок применения вычетов при проведении налогоплательщиком капитального строительства основных средств. В данном случае, инспекцией установлено, что акты формы КС-2 и КС-3, являющиеся обязательными для учета строительно-монтажных работ, обществом не составлялись. В этой связи, договоры, заключенные обществом с ФГУП "ПО Севмаш", ЗАО "Морнефтегазпроект", не могут квалифицироваться как договоры на строительство объекта основных средств.
Кроме того, налоговый орган указывает на то, что вычет налога на добавленную стоимость может быть произведен в момент приемки и постановки на учет готового объекта основных средств, то есть когда соблюдены условия использования данного объекта основных средств в операциях, подлежащих налогообложению налогом на добавленную стоимость.
Между тем, вывод налогового органа о том, что МЛСП "Приразломная" является изделием и представляет собой плавучее средство, не подтвержден в нарушение требований ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации доказательствами.
Из материалов дела следует и установлено судом первой инстанции, что МЛСП "Приразломная" предназначена для добычи нефти и представляет собой морскую ледостойкую стационарную платформу, которая в силу положений ряда нормативных актов и актов технического характера (приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 09.07.2003 N 160, СНиП 33-01-2003 (Гидротехнические сооружения) относится к стационарным гидротехническим сооружениям.
Выводы инспекции о том, что акты формы КС-2 и КС-3, являющиеся обязательными для учета строительно-монтажных работ, обществом не составлялись, и поэтому договоры, заключенные обществом с ФГУП "ПО Севмаш", ЗАО "Морнефтегазпроект", не могут квалифицироваться как договоры на строительство объекта основных средств, также подлежат отклонению.
Из положений ст. 171-172 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что для целей вычета по НДС определяющим является факт принятия строительно-монтажных работ к бухгалтерскому учету. Под "принятием к учету" в бухгалтерском учете понимается отражение числового показателя стоимости имущества (приобретенных товаров, работ, услуг) в составе материальных активов организации, перечень статей, который приведен в пункте 20 ПБУ 4/99 (Положение по бухгалтерскому учете "Бухгалтерская отчетность", утв. приказом Минфина России от 06.07.1999 N 43н). Следовательно, принятие к учету означает отнесение (включение) стоимостной оценки показателя в соответствующую группу активов, исходя из характеристики и правил оценки этих активов, которые установлены Положениями по бухгалтерскому учету (ПБУ 1/98 - ПБУ 20/03).
В соответствии с условиями подрядных договоров, заключенных с ФГУП "ПО Севмаш", общество отражало в бухгалтерском учете приемку результатов работ, осуществленных подрядчиками при строительстве, на счете 08 "Вложение в необоротные активы" (субсчет 08.3 "Строительство). Такой порядок отражения затрат на строительство соответствует Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденной приказом Минфина России N 94н от 31.10.2000.
В бухгалтерском балансе общества (форма N 1 по ОКУД) затраты на строительство отражались по строке 130 "Незавершенное строительство".
Из требований п. 6 ст. 171 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что суммы НДС, предъявленные подрядными организациями при проведении капитального строительства подлежат вычету у заказчика при наличии счетов-фактур после принятия им на учет работ по капитальному строительству (отражение их на счете 08 бухгалтерского учета), а не объекта в целом, как основного средства (счет 01 бухгалтерского учета), что подтверждается также письмом Минфина России от 21.09.2007 N 03-07-10/20.
Таким образом, общество было вправе принимать к вычету НДС, предъявленный подрядчиками при строительстве МЛСП "Приразломная" по мере отражения результатов работ на счете бухгалтерского учета 08 "Вложение в необоротные активы".
Позиция налогового органа о необходимости составления Акта по форме ОС-1 не соответствует договорным отношениям между ООО "Севморнефтегаз" и ФГУП "ПО "Севмаш". По условиям договоров ФГУП "ПО Севмаш" не передает готовый объект обществу.
Налоговый орган применение налогового вычета ставит в зависимость от соблюдения условия использования данного объекта основных средств в операциях, подлежащих налогообложению.
Однако ст. 172 Налогового кодекса Российской Федерации такого условия для применения вычета по НДС не установлено. Соответствующая правовая позиция также выражена Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации в постановлении N 14996/05 от 03.05.2006.
Как следует из п. 1 и п. 2 ст. 171 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 настоящего Кодекса, на установленные настоящей статьей налоговые вычеты.
Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав на территории Российской Федерации либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации в таможенных режимах выпуска для внутреннего потребления, временного ввоза и переработки вне таможенной территории либо при ввозе товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации без таможенного контроля и таможенного оформления.
Порядок применения налоговых вычетов установлен статьей 172 Налогового кодекса Российской Федерации. Согласно пункту 1 статьи Налогового кодекса Российской Федерации налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 Кодекса, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), либо на основании иных документов, предусмотренных данной нормой.
Вычетам подлежат только суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории РФ, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав при наличии соответствующих документов.
В силу пункта 5 статьи 172 Налогового кодекса Российской Федерации вычеты сумм налога, предъявленного налогоплательщику подрядными организациями (заказчиками-застройщиками) при проведении капитального строительства, сборке (монтаже) основных средств, суммы налога, предъявленные налогоплательщику по товарам (работам, услугам), приобретенным им для выполнения строительно-монтажных работ, и суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении им объектов незавершенного строительства (пункт 6 статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации, производятся в порядке, установленном пунктом 1 статьи 172 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно п. 1 и п. 2 ст. 169 Налогового кодекса Российской Федерации счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия покупателем предъявленных продавцом товаров (работ, услуг), имущественных прав (включая комиссионера, агента, которые осуществляют реализацию товаров (работ, услуг), имущественных прав от своего имени) сумм налога к вычету в порядке, предусмотренном настоящей главой.
Таким образом, подтверждением права на налоговые вычеты являются счета-фактуры, выставленные с соблюдением положений статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации, принятие товаров (работ, услуг) к учету, а также приобретение товаров (работ, услуг) для осуществления операций, подлежащих налогообложению налогом на добавленную стоимость.
Инспекцией не оспаривается тот факт, что суммы НДС предъявлялись в отношении работ (услуг), приобретаемых для осуществления деятельности, облагаемой НДС (строительство Морской ледостойкой стационарной платформы "Приразломная", предназначенной для добычи нефти).
Претензий в части порядка оформления счетов-фактур либо оформления первичных документов налоговым органом не предъявлено.
В этой связи, оснований для отказа в возмещении НДС по заявленным обществом операциям у налогового органа не имеется.
Согласно акту сверки расчетов общества по налогам, сборам и взносам N 2856 по состоянию на 20.07.2009, у общества не имеется недоимки по федеральному бюджету (л.д. 27-54 т. 3), соответственно, НДС может быть возмещен обществу путем возврата.
Принимая решение в части обязания инспекции начислить и выплатить проценты, суд первой инстанции согласился с расчетом процентов, представленным обществом, и указал, что проценты подлежат начислению за период с 26.03.2009 по 24.07.2009 в размере 2 399 375,72 руб.
Между тем, судом первой инстанции неправильно определен период начисления процентов за нарушение сроков возврата налога на добавленную стоимость. В связи с этим решение суда в части обязании инспекции начислить и уплатить проценты за нарушение сроков возврата налога на добавленную стоимость подлежит изменению по следующим основаниям.
Заявление на возврат налога в сумме 59 162 689 руб. подано обществом в инспекцию после проведения камеральной налоговой проверки - 18.03.2009.
Право на возмещение процентов за несвоевременно возмещенный налог предусмотрено положениями статьи 176 Налогового кодекса Российской Федерации и реализуется в предусмотренном статьей порядке.
В соответствии с пунктом 6 статьи 176 Налогового кодекса Российской Федерации при отсутствии у налогоплательщика недоимки по налогу, иным федеральным налогам, задолженности по соответствующим пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, сумма налога, подлежащая возмещению по решению налогового органа, возвращается по заявлению налогоплательщика на указанный им банковский счет. При наличии письменного заявления налогоплательщика суммы, подлежащие возврату, могут быть направлены в счет уплаты предстоящих налоговых платежей по налогу или иным федеральным налогам.
Согласно пункту 10 статьи 176 Налогового кодекса Российской Федерации при нарушении сроков возврата суммы налога считая с 12-го дня после завершения камеральной налоговой проверки, по итогам которой было вынесено решение о возмещении (полном или частичном) суммы налога, начисляются проценты исходя из ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в дни нарушения срока возмещения.
Заявление подано обществом 18.03.2009, т.е. после проведения камеральной налоговой проверки (решение вынесено 30.12.2008), и с учетом пунктов 2 и 6 ст. 6.1. Налогового кодекса Российской Федерации проценты подлежат начислению по истечении 11 дней, начиная с двенадцатого дня после подачи заявления о возврате, т.е. с 03.04.2009 по 24.07.2009, что соответствует положениям п.10 ст. 176 Налогового кодекса Российской Федерации.
Итого общая сумма подлежащих начислению и уплате процентов с учетом изменения ставки рефинансирования Центрального Банка, составила 2 228 461,25 руб. (448 650,39 руб. + 433 859,71 руб. + 718 169,30 руб. + 216 929,85 руб.). По сумме расчета процентов, произведенного налоговым органом, общество замечаний не имеет.
С учетом изложенного решение суда в части обязания инспекции начислить и уплатить обществу проценты за нарушение срока возврата НДС по налоговой декларации за второй квартал 2008 в размере 170 914,47 руб. подлежит отмене; в удовлетворении требования общества в указанной части следует отказать.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 176, 266-269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 31.07.2009 по делу N А40-41079/09-142-213 изменить.
Отменить решение суда в части обязания Инспекции Федеральной налоговой службы N 25 по г. Москве начислить и уплатить Обществу с ограниченной ответственностью "Газпром нефть шельф" проценты за нарушение срока возврата НДС за второй квартал 2008 в размере 170 914,47 руб.
Отказать Обществу с ограниченной ответственностью "Газпром нефть шельф" в удовлетворении требования в части обязания Инспекции Федеральной налоговой службы N 25 по г. Москве начислить и уплатить Обществу с ограниченной ответственностью "Газпром нефть шельф" проценты за нарушение срока возврата НДС за второй квартал 2008 в размере 170 914,47 руб.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий |
Е.А. Солопова |
Судьи |
В.Я. Голобородько |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-41079/09-142-213
Истец: ООО "Газпром нефть шельф"
Ответчик: ИФНС РФ N 25 по г. Москве