г. Владивосток |
Дело |
28 марта 2011 г. |
N А51-15771/2010 |
Резолютивная часть постановления оглашена 21 марта 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 28 марта 2011 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего: О.Ю. Еремеевой
судей: Т.А. Солохиной, Г. М. Грачева
при ведении протокола секретарем судебного заседания: Е.В. Жариковой
при участии:
от департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края: представитель Атрошко М.В., доверенность N 29/03-20-13809 от 01.09.2010 сроком до 31.12.2011, удостоверение N 217 сроком действия до 31.12.2015;
от ИП Мамедовой Виктории Владимировны: представитель Науменко Ю.В., доверенность N 8310 от 20.12.2010 сроком на один год, паспорт;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края
апелляционное производство N 05АП-832/2011
на решение от 27.12.2010
судьи Л.П. Нестеренко
по делу N А51-15771/2010 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению ИП Мамедовой Виктории Владимировны (ИНН 253807983601, ОГРН 306253808200050)
к департаменту земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края (ИНН 2538111008, ОГРН 1072540005724)
об оспаривании действий
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Мамедова Виктория Владимировна (далее - заявитель, ИП Мамедова В.В., предприниматель) обратилась в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании незаконными действия департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края (далее - ответчик, департамент) по отказу в предоставлении в аренду земельных участков с кадастровым номером 25:28:030018:327 площадью 725 кв.м. для строительства кафе и кадастровым номером 25:28:0300118:328 площадью 213 кв.м. для благоустройства (обслуживания) прилегающей территории, расположенных в районе ул. Добровольского, 15 в г. Владивостоке Приморского края, изложенному в письме от 13.07.2010 N 29/02-20-10673, и обязании департамент принять решение о предоставлении в аренду указанных земельных участков.
Решением от 27.12.2010 заявленные требований удовлетворены частично. Суд признал незаконными действия департамента по отказу в предоставлении предпринимателю в аренду земельного участка с кадастровым номером 25:28:030018:327 площадью 725 кв.м. для строительства кафе, изложенному в письме от 13.07.2010 N 29/02-20-10673, в связи с их несоответствием Земельному кодексу РФ и обязал департамент в двухнедельный срок принять решение о предоставлении в аренду предпринимателю указанного земельного участка для строительства кафе. Удовлетворяя заявленные требования, суд со ссылкой в порядке части 2 статьи 69 АПК РФ на решение Арбитражного суда Приморского края от 24.03.2010 по делу N А51-2308/2010 пришел к выводу, что нахождение земельного участка, испрашиваемого предпринимателем для строительства кафе, площадью 725 кв.м., вблизи от объекта строительства автомобильной дороги бухта Патрокл - мостовой переход через бухту Золотой Рог не названо в законе как препятствие к предоставлению земельного участка для строительства. В части оспаривания действий департамента по отказу в предоставлении земельного участка с кадастровым номером 25:28:03 0018:328 площадью 213 кв.м. в удовлетворении заявленных требований отказано.
Обжалуя в порядке апелляционного производства решение суда от 27.12.2010, департамент земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края просит его отменить в части признания незаконным отказа департамента в предоставлении предпринимателю земельного участка с кадастровым номером 25:28:030018:327 площадью 725 кв.м., в обоснование заявленных требований указал следующее: В ходе строительства объекта автомобильной дороги бухта Патрокл - мостовой переход через бухту Золотой Рог возникла необходимость в сдвиге трассы, что повлекло отклонение от утвержденных 20.11.2009 проектных решений, в связи с чем с 15.10.2010 проектная документация находится на повторной государственной экспертизе. В результате сдвига трассы размещение объектов строительства ближе 5 метров от откоса, на котором фактически находится испрашиваемый предпринимателей под строительство кафе земельный участок, может повлечь обрушение откоса. Кроме того, в настоящее время в границах земельного участка площадью 725 кв.м. происходит выемка грунта, в результате чего площадь участка изменилась. Размещение кафе на спорном участке при сложившихся обстоятельствах нарушает требования СНиПов 2.07.01-89 и II-12-77. По границе постоянного отвода и по краю выемки откоса предусмотрено перильное ограждение. По спорному земельному участку в рамках подготовки саммита АТЭС-2012 будут проходить инженерные коммуникации, водовод, газопровод, кабельная линия 220 кВ.
В заседании арбитражного суда апелляционной инстанции 17.03.2011 в порядке статьи 163 АПК РФ объявлялся перерыв до 21.03.2011.
В судебном заседании представитель департамента поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель предпринимателя в судебном заседании и в письменном отзыве на апелляционную жалобу с доводами жалобы не согласился, решение суда в обжалуемой департаментом части просит оставить в силе. Предприниматель считает, что заявленные департаментом обстоятельства были предметом оценки Арбитражного суда Приморского края в решениях от 24.03.2010 по делу N А51-2308/2010 и от 27.12.2010 по настоящему делу N А51-15771/2010 и признаны судом не препятствующими предоставлению предпринимателю испрашиваемого земельного участка. Кроме того, предприниматель указывает на то, что изменения проекта строительства автомобильной дороги, на которые ссылается департамент, в установленном порядке не утверждены.
В соответствии с частью 5 статьи 268 АПК РФ коллегия проверяет законность и обоснованность решения суда в части признания незаконными действий департамента по отказу в предоставлении предпринимателю в аренду земельного участка с кадастровым номером 25:28:030018:327 площадью 725 кв.м. для строительства кафе, изложенному в письме департамента от 13.07.2010 N 29/02-20-10673.
Исследовав материалы дела, заслушав доводы представителей лиц, участвующих в деле, проверив правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, арбитражный суд апелляционной инстанции установил следующее:
21.06.2010 предприниматель Мамедова В.В. обратилась в департамент земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края с заявлением о предоставлении в аренду сроком на пять лет земельного участка общей площадью 938 кв.м. (725 кв.м. для строительства кафе и 213 кв.м. для благоустройства (обслуживания) прилегающей территории), расположенного в районе д. 15 по ул. Добровольского в г. Владивостоке.
Письмом от 13.07.2010 N 29/02-20-10673 департамент отказал заявителю в предоставлении земельного участка, ссылаясь на то, что прилегающая к испрашиваемым земельным участкам территория находится в зоне производства работ по строительству объекта саммита АТЭС 2010 "строительство автомобильной дороги бухта Патрокл - мостовой переход через бухту Золотой Рог".
Не согласившись с отказом департамента в предоставлении в аренду вышеназванного земельного участка, изложенного в письме от 13.07.2010 N 29/02-20-10673, предприниматель обратилась с рассматриваемым заявлением в арбитражный суд.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными. (часть 2 статьи 201 АПК РФ).
Таким образом, для признания ненормативного правового акта и действий (бездействия) незаконными необходимо одновременное наличие двух условий: во-первых, несоответствие ненормативного правового акта закону или иному нормативно правовому акту; во-вторых, нарушение прав и законных интересов заявителя, в виде возложения каких-либо обязанностей, создания препятствий в осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 1 статьи 28 Земельного кодекса РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.
Предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 Земельного кодекса РФ. (пункт 1 статьи 29 Земельного кодекса РФ).
Порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности предусмотрен статьей 30 Земельного кодекса РФ.
Согласно части статьи 30 Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов осуществляется в аренду.
В соответствии со статьей 31 Земельного кодекса РФ гражданин или юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении земельного участка для строительства, обращается в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.
Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями. (часть 2 статьи 31 Земельного кодекса РФ).
Согласно пункту 5 статьи 31 Земельного кодекса РФ результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно - защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории с возможными вариантами их выбора.
Основанием для принятия департаментом оспариваемого отказа в предоставлении в аренду предпринимателю земельного участка с кадастровым номером 25:28:030018:327, площадью 725 кв.м. для строительства кафе в районе ул. Добровольского, 15 в г. Владивостоке Приморского края, изложенного в письме от 13.07.2010 N 29/02-20-10673, явилось то обстоятельство, что испрашиваемый земельный участок находится в зоне производства работ по строительству объекта саммита АТЭС 2010 "Строительство автомобильной дороги бухта Патрокл - мостовой переход через бухту Золотой Рог".
Материалами дела установлено, что распоряжением администрации г. Владивостока от 31.10.2008 N 2972 предпринимателю были утверждены проекты границ земельных участков, расположенных в г. Владивостоке в районе ул. Добровольского, 15: площадью 725 кв.м. для строительства с предварительным согласованием места размещения кафе и площадью 213 кв.м. для благоустройства прилегающей территории.
10.07.2009 предприниматель обратилась в департамент земельных ресурсов и землеустройства Приморского края (в настоящее время - департамент земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края) с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка в районе ул. Добровольского, 15 общей площадью 938 кв.м. (725 кв.м. + 213 кв.м.) для строительства и обслуживания кафе с предварительным согласованием места размещения объекта.
Письмом от 11.11.2009 N 29/02-20-11651 департамент отказал в предварительном согласовании места размещения объекта, поскольку согласно полученной из департамента дорожного хозяйства Приморского края информации испрашиваемый земельный участок находится в непосредственной близости от зоны строительства автомобильной дороги бухта Патрокл - мостовой переход через бухту Золотой Рог. Департамент также указал, что предварительно согласовать место размещения объекта не представляется возможным до окончания строительных работ по автомобильной дороге.
Указанные действия департамента по отказу в предварительном согласовании места размещения объекта предприниматель обжаловала в судебном порядке, и вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Приморского края от 24.03.2010 по делу N А51-2308/2010 признаны незаконными действия департамента по отказу в предварительном согласовании места размещения объекта, изложенному в письме от 11.11.2009 N 29/02-20-11651, в части, касающейся земельного участка площадью 725 кв.м. в районе ул. Добровольского, 15 в г. Владивостоке.
В решении от 24.03.2010 по делу N А51-2308/2010 суд сделал вывод о том, что нахождение земельного участка, испрашиваемого предпринимателем для строительства кафе, площадью 725 кв.м., вблизи от объекта строительства автодороги не названо в законе как препятствие к предоставлению земельного участка для строительства.
Во исполнение решения арбитражного суда от 24.03.2010 по делу N А51-2308/2010 департаментом 30.04.2010 издано распоряжение N 680 о предварительном согласовании места размещения кафе на земельном участке площадью 725 кв.м. в районе ул. Добровольского, 15 в г. Владивостоке.
Указанные обстоятельства положены судом первой инстанции по настоящему делу в порядке части 2 статьи 69 АПК РФ в основу принятия решения об отказе в признании незаконными оспариваемых в рамках данного дела действий департамента по отказу в предоставлении в аренду предпринимателю земельного участка с кадастровым номером 25:28:030018:327, площадью 725 кв.м. для строительства кафе, изложенному в письме департамента от 13.07.2010 N 29/02-20-10673, в связи с их несоответствием Земельному кодексу РФ.
Действительно, в соответствии с частью 2 статьи 69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Однако при рассмотрении данного спора судом первой инстанции не приняты во внимание следующие обстоятельства:
Строительство автомобильной дороги "п. Новый - Де Фриз - Седанка - бухта Патрокл" является частью объектов саммита АТЭС-2012.
В соответствии с частью 12 статьи 4 Федерального закона от 08.05.2009 N 93-ФЗ "Об организации проведения встречи глав государств и правительств стран - участников форума "Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество" в 2012 году, о развитии города Владивостока как центра международного сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" вид разрешенного использования земельных участков, которые предназначены для размещения необходимых для проведения саммита объектов в соответствии с документацией по планировке территории или решением о предварительном согласовании мест их размещения, определяется в соответствии с указанными документацией или решением. Вид разрешенного использования земельных участков, предназначенных для размещения необходимых для проведения саммита объектов, считается установленным или измененным со дня утверждения документации по планировке территории для размещения необходимых для проведения саммита объектов или принятия решения о предварительном согласовании мест их размещения либо образования земельного участка в соответствии с указанной документацией.
Из пояснений департамента и материалов дела коллегией установлено, что после принятия судом решения от 24.03.2010 по делу N А51-2308/2010 возникли новые обстоятельства, а именно: в ходе строительства объекта автомобильной дороги "п. Новый - Де Фриз - Седанка - бухта Патрокл" через бухту Золотой Рог возникла необходимость в сдвиге трассы, что повлекло отклонение от утвержденных ранее 20.11.2009 проектных решений, действовавших на момент утверждения предпринимателю схемы расположения спорного земельного участка. В результате сдвига трассы объекта строительства саммита АТЭС-2012 испрашиваемый предпринимателем земельный участок стал находиться ближе 5 метров от откоса, под котором проходит стоящаяся к саммиту дорога. В настоящее время в границах земельного участка площадью 725 кв.м. происходит выемка грунта, в результате чего площадь испрашиваемого заявителем под строительство кафе участка изменилась. По границе постоянного отвода и по краю выемки откоса предусмотрено перильное ограждение, а также по спорному земельному участку в рамках подготовки саммита АТЭС-2012 будут проходить инженерные коммуникации, водовод, газопровод, кабельная линия 220 кВ.
Указанные обстоятельства подтверждаются представленными в материалах дела фотографиями спорного участка, письмом департамента дорожного хозяйства Приморского края от 15.12.2010 N 45/8381 (л.д. 50-52, 54).
С 15.10.2010 проектная документация по строительству автомобильной дороги как объекта саммита АТЭС-2012 находится на повторной государственной экспертизе.
Градостроительная деятельность в связи с организацией проведения саммита имеет упрощенную процедуру, регламентированную статьей 4 Федерального закона от 08.05.2009 N 93-ФЗ.
Учитывая, что в силу части 9 статьи 4 Федерального закона от 08.05.2009 N 93-ФЗ документация по планировке территории для размещения необходимых для проведения саммита объектов, утверждается без проведения публичных слушаний, а подготовка и утверждение документации по планировке территории для размещения необходимых для проведения саммита объектов допускаются при отсутствии документов территориального планирования (часть 11 статьи 4 Федерального закона от 08.05.2009 N 93-ФЗ), при изложенных обстоятельствах, с учетом положений статьи 11 Земельного кодекса РФ о реализации местных программ использования земель, коллегия считает, что отказ департамента в утверждении заявителю в предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 25:28:030018:327 площадью 725 кв.м. для строительства кафе в районе ул. Добровольского, 15 в г. Владивостоке Приморского края, изложенный в письме от 13.07.2010 N 29/02-20-10673, в связи с непосредственным расположением испрашиваемого участка в зоне строительства объекта саммита АТЭС-2012, является правомерным.
Ссылка заявителя и суда на судебный акт от 24.03.2010 по делу N А51-2308/2010 в рассматриваемом случае не может иметь безусловного значения. Фактически спорный земельный участок, испрашиваемый предпринимателем под строительство кафе, не существует в тех границах, в которых он поставлен на кадастровый учет, и на момент рассмотрения настоящего дела в суде изменились обстоятельства, которые не существовали на момент вынесения решения суда от 24.03.2010 по делу N А51-2308/2010.
Таким образом, оспариваемый отказ департамента в представлении предпринимателю спорного земельного участка осуществлен в целях реализации федеральной целевой программы о развитии города Владивостока как центра международного сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе и в рамках процедуры предварительного согласования места размещения объектов саммита АТЭС-2012, в рамках которой осуществлен выбор земельного участка под строительство дороги, что не противоречит статье 31 Земельного кодекса РФ, и соответствует тому, что испрашиваемый предпринимателем земельный участок должен эксплуатироваться на основе эффективности и разумности, что при сложившихся новых обстоятельствах невозможно.
Исключительность рассматриваемого случае обусловлена, в том числе целями и задачами Российской Федерации на Дальнем Востоке в рамках организации проведения встречи глав государств и правительств стран - участников форума "Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество" в 2012 году и развитием города Владивостока как центра международного сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
Коллегия считает, что права и законные интересы предпринимателя в рассматриваемом случае также не затронуты, учитывая приоритетное значение расположения объектов саммита АТЭС-2012. Поскольку в настоящее время решается вопрос об использовании спорного земельного участка для целей саммита АТЭС-2012, у предпринимателя отсутствует подлежащее защите право на спорный земельный участок до внесения изменений в проект объекта АТЭС-2012, а также уточнения координат изменившегося в связи с этим земельного участка.
На основании вышеизложенного, в соответствии с частью 3 статьи 211 АПК РФ в удовлетворении требований предпринимателя о признании незаконными действий департамента по отказу в предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 25:28:030018:327 площадью 725 кв.м. для строительства кафе в районе ул. Добровольского, 15 в г. Владивостоке Приморского края, изложенного в письме от 13.07.2010 N 29/02-20-10673, должно быть отказано.
Решение суда первой инстанции в соответствии со статьей 270 АПК РФ в указанной части подлежит отмене.
Учитывая, что в результате удовлетворения апелляционной жалобы, заявленные предпринимателем требования не подлежат удовлетворению в полном объеме, коллегия принимает судебный акт с соответствующей резолютивной частью.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 27.12.2010 по делу N А51-15771/2010 Арбитражного суда Приморского края в обжалуемой части отменить.
В удовлетворения требований индивидуального предпринимателя Мамедовой Виктории Владимировны отказать.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий: |
О.Ю. Еремеева |
Судьи |
Т.А. Солохина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-96129/09-86-475б
Истец: ИФНС РФ N 43 по г. Москве
Ответчик: ООО "Сигма Капитал Партнерз"
Третье лицо: Федеральная налоговая служба России
Хронология рассмотрения дела:
14.10.2009 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-19399/2009