г.Москва |
Дело N А40-37510/09-96-141 |
20.10.2009 |
N 09АП-16675/2009-АК N 09АП-17965/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14.10.2009.
Постановление изготовлено в полном объеме 20.10.2009
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи Веклича Б.С.
Судей: Цымбаренко И.Б., Москвиной Л.А.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Титаренковым B.C.,
при участии:
от заявителей: от ООО "Русэнергосбыт-М" - Вахлицкая В.В. по доверенности от 09.04.2009, паспорт 07 01 395937, от ООО "Русэнергосбыт" - Реутов Н.К. по доверенности от 15.09.2009, паспорт 45 06 394003, Железников Е.И. по доверенности от 10.08.2009, паспорт 12 02 548544;
от ответчика: Жуков В.Н. по доверенности от 01.04.2009 N 3-61, удостоверение N 4238, Ершов Е.В. по доверенности от 01.04.2009, удостоверение N 4263, Соловьева Е.А. по доверенности от 16.09.2009, паспорт 18 99 108824, Сусликова О.Н. по доверенности от 13.10.2009 N 3-97, удостоверение N 0827;
от третьих лиц: от Правительства Москвы - Княжевская Я.В. по доверенности от 08.05.2008, удостоверение N 19380, Сабиров Р.И. по доверенности от 25.11.2008, удостоверение N 21652, Баранчеева Т.В. по доверенности от 24.12.2008, удостоверение N 19529, от Префектуры ВАО г.Москвы - Савельев A.M. по доверенности от 29.04.2009, паспорт 45 02 981783, от Префектуры ЮВАО г.Москвы - Буркова Е.О. по доверенности от 10.09.2009, паспорт 33 00 257078, от Департамента жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства г.Москвы - Голубятникова Е.В. по доверенности от 11.09.2009, N 05-13-36/9, паспорт 45 03 986858, от Департамента топливно-энергетического хозяйства г.Москвы - Сучков С.Н. по доверенности от 16.09.2009, удостоверение N 19092, от ГУ Инженерная служба ВАО - Савельев A.M. по доверенности от 28.05.2009 N 8, паспорт 45 02 981783, от ГУ Инженерная служба ЮВАО - Буркова Е.О. по доверенности от 18.02.2009, паспорт 33 00 257078, от ОАО "Мосэнергосбыт" - Титова Л.В. по доверенности от 11.01.2009, паспорт 45 02 522186, Смирнов А.А. по доверенности от 25.12.2008, паспорт 46 05 702147, от ОАО "РАО энергетические системы Востока" - Утробин Е.Г. по доверенности от 14.09.2009 N 120, паспорт 94 00 244315, Штульберг Ю.В. по доверенности от 14.09.2009 N 117, паспорт 87 05 039260, Ивановский В.Е. по доверенности от 29.12.2008 N 61, паспорт 80 03 294518;
от Прокуратуры г.Москвы - Епифанцева Н.В., удостоверение N 074472.
Рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы ООО "Русэнергосбыт-М", ООО "Русэнергосбыт"
на решение Арбитражного суда г.Москвы от 13.07.2009 по делу N А40-37510/09-96-141, N А40-37287/09-121-72 судьи Сторублева В.В.
по заявлению ООО "Русэнергосбыт", ООО "Русэнергосбыт-М"
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Москве
третьи лица: Правительство Москвы, Префектура ВАО г.Москвы, Префектура ЮВАО г.Москвы, Департамент жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства г.Москвы, Департамент топливно-энергетического хозяйства г.Москвы, ГУ Инженерная служба ВАО, ГУ Инженерная служба ЮВАО, ОАО "Мосэнергосбыт", ОАО "РАО энергетические системы Востока"
при участии Прокуратуры г.Москвы
о признании незаконными решения от 12.03.2009 по делу N 3-25-18/08 и предписания от 12.03.2009 по делу N 3-25-18/08,
УСТАНОВИЛ
Решением Арбитражного суда г.Москвы от 13.07.2009 отказано в удовлетворении заявлений ООО "Русэнергосбыт", ООО "Русэнергосбыт-М" об оспаривании решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 12.03.2009 по делу N 3-25-18/08 в части, касающейся ООО "Русэнергосбыт", ООО "Русэнергосбыт-М".
При этом суд исходил из законности и обоснованности оспариваемых в части актов антимонопольного органа. Суд посчитал доказанным факт участия в соглашениях и осуществления согласованных действий между органами исполнительной власти Москвы и ООО "Русэнергосбыт", ООО "Русэнергосбыт-М", что привело к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на рынке энергоснабжения населения Восточного и Юго-Восточного административных округов Москвы в нарушение ст.16 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Заявители не согласились с решением суда и обратились с апелляционными жалобами. Просят решение суда отменить по основаниям, предусмотренным ч.1 ст.270 АПК РФ, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование апелляционной жалобы ООО "Русэнергосбыт" указывает на то, что ООО "Русэнергосбыт" не участвовало в соглашениях с Правительством Москвы, которые могли бы привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции. Считает, что действия органов исполнительной власти Москвы и ООО "Русэнергосбыт" направлены на приведение системы оплаты энергоснабжения граждан-потребителей в соответствие с требованиями Жилищного кодекса РФ. Указало на нарушение антимонопольным органом процедуры рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства.
ООО "Русэнергосбыт-М", обосновывая свою позицию, указало на законность заключения договоров энергоснабжения с ГУП ДЭЗ районов Восточного и Юго-Восточного административных округов Москвы. Считает, что судом первой инстанции не дана оценка договорным отношениям ОАО "Мосэнергосбыт" и ООО "Русэнергосбыт-М" по вопросу энергоснабжения граждан-потребителей. Сослалось на допущенные заинтересованным лицом процессуальные нарушения при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства.
Управление Федеральной антимонопольной службы по Москве возражает против удовлетворения апелляционных жалоб, просит решение суда оставить без изменения. Считает, что заключение соглашений и осуществление согласованных действий Правительства Москвы (Комплекс городского хозяйства Москвы), Префектур Восточного и Юго-Восточного административных округов Москвы, ООО "Русэнергосбыт-М", ООО "Русэнергосбыт" в нарушение ст.16 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" привели к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на рынке энергоснабжения граждан-потребителей. Указало на соблюдение процедуры рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства.
Представители третьих лиц - ОАО "Мосэнергосбыт", ОАО "РАО энергетические системы Востока" и Прокуратуры г.Москвы поддержали позицию антимонопольного органа. Представили письменные пояснения.
Представители третьих лиц - Правительства Москвы, Префектуры ВАО г.Москвы, Префектуры ЮВАО г.Москвы, Департамента жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства г.Москвы, Департамента топливно-энергетического хозяйства г.Москвы, ГУ Инженерная служба ВАО, ГУ Инженерная служба ЮВАО поддержали позицию заявителей.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного решения проверена судом апелляционной инстанции в порядке ст.ст.266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, Управление Федеральной антимонопольной службы по Москве в рамках государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также хозяйствующими субъектами в соответствии с п.1 ст.22 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" рассмотрено обращение ОАО "Энергетические системы Востока" о проверке соответствия требованиям антимонопольного законодательства действий Правительства Москвы и ООО "Русэнергосбыт" при организации проведения эксперимента по внедрению новой системы энергоснабжения в Восточном и Юго-Восточном административных округах города Москвы.
В ходе проверки Управлением, в числе прочего установлено, что достигнутые между органами исполнительной власти Москвы и ООО "Русэнергосбыт" соглашения, а также согласованные действия указанных лиц направлены на ограничение деятельности действующего поставщика электроэнергии для населения Восточного и Юго-Восточного административного округах города Москвы - ОАО "Мосэнергосбыт" путем внедрения на указанные рынки в качестве поставщика - ООО "Русэнергосбыт-М".
По результатам проверки Управлением принято решение от 12.03.2009 по делу N 3-25-18/08, согласно оспариваемой части которого ООО "Русэнергосбыт-М" привлечено к участию в деле в качестве ответчика (п.3 решения), Правительство Москвы (Комплекс городского хозяйства Москвы), ООО "Русэнергосбыт-М", ООО "Русэнергосбыт" признаны нарушившими ст.16 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (п.6 решения). В п.8 решения предписано выдать ООО "Русэнергосбыт-М", ООО "Русэнергосбыт" предписание о прекращении ограничивающих конкуренцию соглашений и согласованных действий. В п.9 решения предписано выдать ООО "Русэнергосбыт-М" предписание о перечислении в федеральный бюджет дохода, полученного вследствие нарушения антимонопольного законодательства.
На основании решения от 12.03.2009 по делу N 3-25-18/08 выдано соответствующее предписание. В п.2 предписания указано прекратить ООО "Русэнергосбыт", ООО "Русэнергосбыт-М" ограничивающие конкуренцию соглашения и согласованные действия.
Решения и предписания антимонопольного органа в указанной части обжалованы заявителями в арбитражный суд. Дела по заявлениям ООО "Русэнергосбыт-М", ООО "Русэнергосбыт" объединены судом в одно производство.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции установил наличие соглашений и участие органов исполнительной власти Москвы и ООО "Русэнергосбыт", ООО "Русэнергосбыт-М" в согласованных действиях, нарушающих ст.16 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
В соответствии с п.7 ст.4 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
Статьей 16 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" установлен запрет на соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Как установлено в рамках дела о нарушении антимонопольного законодательства, Правительством Москвы принято решение о приведении процессов энергоснабжения жилищного фонда, расчетов за потребленную электроэнергию в жилых многоквартирных домах в соответствие с законодательством Российской Федерации, а также об организации проведения эксперимента по внедрению новой системы энергоснабжения в Восточном и Юго-Восточном административных округах города Москвы (п.1 Протокола от 09.10.2008) совещания по вопросу реализации электрической энергии потребителям (гражданам) в соответствии с правилами розничных рынков электрической энергии (далее - Протокол от 09.10.2008), утвержденный Первым заместителем Мэра Москвы в Правительстве Москвы П.П. Бирюковым.
В рамках организации проведения эксперимента по внедрению новой системы энергоснабжения в Восточном и Юго-Восточном административных округах города Москвы Префектурам ЮВАО и ВАО г.Москвы поручено отработать новую схему заключения ГУ ИС Районов с ООО "Русэнергосбыт" договоров об организации расчетов за потребленную электрическую энергию с использованием ЕПД. (п.6 Протокола от 09.10.2008).
Пунктом 4 Протокола от 16.10.2008 N 06-07-330/8 совещания по вопросу приведения процессов энергоснабжения жилищного фонда, расчетов за потребленную электроэнергию в жилых многоквартирных домах в соответствие с законодательством Российской Федерации и организации проведение эксперимента по внедрению новой системы энергоснабжения в Восточном и Юго-Восточном административных округах города Москвы (далее - Протокол от 16.10.2008), утвержденного И.о. по координации деятельности Комплекса городского хозяйства Москвы А.Л. Кескиновым, Департаменту жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы (далее - ДЖКХиБ), ГУПу "Московский городской единый информационно-аналитический центр" поручено организовать и контролировать процесс заключения договоров энергоснабжения между управляющими компаниями и ООО "Русэнергосбыт".
Пунктом 2 Протокола от 16.10.2008 ДЖКХиБ, ГУПу "Московский городской единый информационно-аналитический центр", ООО "Русэнергосбыт" поручено подготовить и утвердить для руководства в работе План график внедрения эксперимента с отражением в нем сроков заключения договоров между управляющими компаниями и ООО "Русэнергосбыт".
В рамках реализации Протоколов от 09.10.2008 и от 16.10.2008, п.2 протокола от 28.10.2008 оперативного совещания со службами жилищно-коммунального хозяйства по вопросам организации проведения эксперимента по внедрению новой системы энергоснабжения и переходу на расчеты за потребленную электроэнергию с ООО "Русэнергосбыт", утвержденного первым заместителем Префекта ЮВАО г.Москвы, ГУП ДЕЗ дано поручение о заключении договоров с ООО "Русэнергосбыт".
Пунктом 4 Протокола от 28.10.2008 оперативного совещания со службами жилищно-коммунального хозяйства по вопросам организации проведения эксперимента по внедрению новой системы энергоснабжения и переходу на расчеты за потребленную электроэнергию с ООО "Русэнергосбыт", утвержденного первым заместителем Префекта ЮВАО г. Москвы А.В. Сморяковым ООО "Русэнергосбыт" дано поручение в целях проведения информационно-разъяснительной работы с жителями округа о смене поставщика электроэнергии представить управляющим организациям ЮВАО информационные листы (для размещения на информационных досках в подъездах домов и местах приема населения), буклеты (для распространения по почтовым ящикам жителей), разместить указанную информацию в СМИ и проработать вопрос размещения данной информации на ЕПД.
Пунктом 4 Протокола от 12.11.2008 оперативного совещания со службами жилищно-коммунального хозяйства по вопросам организации проведения эксперимента по внедрению новой системы энергоснабжения и переходу на расчеты за потребленную электроэнергию с ООО "Русэнергосбыт" ГУ ИС ВАО дано поручение представить подписанные договоры купли-продажи электрической энергии в ООО "Русэнергосбыт".
Между тем, при внедрении новой системы энергоснабжения не было учтено, что на территориях Восточного и Юго-Восточного административных округов Москвы гарантирующим поставщиком с 2006 года является ОАО "Мосэнергосбыт", которое на основании прямых действующих договоров с гражданами-потребителями осуществляет энергоснабжение граждан, проживающих в многоквартирных домах на данной территории.
Таким образом, указание на заключение в приоритетном порядке договоров между управляющими компаниями - ГУП ДЕЗ районов ВАО, ЮВАО г.Москвы и ООО "Русэнергосбыт-М", учредителем которого является ООО "Русэнергосбыт", по вопросу энергоснабжения населения осуществлено по инициативе органов исполнительной власти Москвы, в то время, как деятельность по заключению таких договоров относится к обычной хозяйственной деятельности, осуществление которой не требует наличия властных полномочий. В силу же действующего законодательства, выбор энергосбытовой организации осуществляется непосредственно потребителями электроэнергии, которые свободны в выборе контрагента - поставщика энергии, а не вследствие решения органов исполнительной власти.
Учитывая, что ГУП ДЕЗ районов Восточного и Юго-Восточного административных округов Москвы обслуживают до 70% жилищного фонда на данной территории, следует признать, что соглашения и согласованные действия органов исполнительной власти Москвы и ООО "Русэнергосбыт", ООО "Русэнергосбыт-М" ограничивают деятельность ОАО "Мосэнергосбыт" на рынке энергоснабжения населения Восточного и Юго-Восточного административных округов Москвы, что является нарушением ст.16 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
При этом суд апелляционной инстанции считает, что взаимосвязанные согласованные действия исполнительных органов г.Москвы и заявителей, в том числе и по информированию потребителей, могли сформировать у потребителей представление о единственном продавце услуг на рынке энергоснабжения - ООО "Русэнергосбыт-М", а следовательно, привести к утрате прямых договорных отношений между потребителями и гарантирующим поставщиком - ОАО "Мосэнергосбыт".
Правильно проанализировав обстоятельства дела в совокупности с исследованными доказательствами, суд апелляционной инстанции подтверждает правильность выводов, положенных судом первой инстанции в основу принятого по делу решения о том, что заявителями допущено нарушение ст.16 Федерального закона "О защите конкуренции".
Вместе с тем, суд апелляционной инстанции считает, что при рассмотрении настоящего спора судом первой инстанции неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела.
В силу ст.44 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" дело о нарушении антимонопольного законодательства возбуждается при наличии признаков его нарушения. Признаки нарушения устанавливаются при рассмотрении дела.
Отсутствие нарушений антимонопольного законодательства, добровольное устранение нарушения антимонопольного законодательства и его последствий лицом, совершившим такое нарушение, наличие вступившего в законную силу судебного акта, в котором содержатся выводы о наличии или об отсутствии нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях, исключают возможность производства по делу о нарушении антимонопольного законодательства (ст.48 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ).
Материалами дела подтверждается, что на момент вынесения оспариваемых решения и предписания антимонопольного органа между ОАО "Мосэнергосбыт" и ООО "Русэнергосбыт-М" сложились отношения в сфере электроснабжения населения Восточного и Юго-Восточного административных округов Москвы.
Взаимодействие между ОАО "Мосэнергосбыт" и ООО "Русэнергосбыт-М" по заключению договора энергоснабжения в интересах ГУП ДЕЗ Восточного и Юго-Восточного административных округов города Москвы было начато 19.11.2008, когда письмом N 101-08/966 ООО "Русэнергосбыт-М" обратилось в ОАО "Мосэнергосбыт" о заключении договора купли-продажи электроэнергии на объем электропотребления исполнителей коммунальных услуг - ГУП ДЭЗ районов ВАО, ЮВАО г.Москвы в целях оказания услуг собственникам и нанимателям жилых помещений в многоквартирных домах.
Письмом от 18.12.2008 N ИП/94-779/8 ОАО "Мосэнергосбыт" сообщило о том, что направленный ООО "Русэнергосбыт-М" проект договора поставки электроэнергии не содержит существенных условий, в связи с чем не является офертой. При этом ОАО "Мосэнергосбыт" указало на готовность продолжения работы по заключению договора энергоснабжения.
02.02.2009 ОАО "Мосэнергосбыт" и ООО "Русэнергосбыт-М" подписан Регламент, согласно которому жители административных округов Москвы, где проводился эксперимент по внедрению новой системы энергоснабжения с использованием единого платежного документа, оказались вправе сами выбрать себе поставщика электроэнергии. В частности, в п.2.3 Регламента указано, что гражданин вправе перейти по своему усмотрению к другому поставщику.
Руководствуясь данным Регламентом, 02.02.2009 между ОАО "Мосэнергосбыт" и ООО "Русэнергосбыт-М" заключен договор энергоснабжения, предметом которого является продажа ОАО "Мосэнергосбыт" и покупка ООО "Русэнергосбыт-М" электроэнергии для целей энергоснабжения последним многоквартирных жилых домов и граждан-потребителей в Восточном и Юго-Восточном административных округах Москвы. Договор подписан с протоколом разногласий.
07.03.2009 ОАО "Мосэнергосбыт" и ООО "Русэнергосбыт-М" провели совещание по вопросу оформления договорных отношений между указанными организациями в Восточном и Юго-Восточном административных округах Москвы. Повестка совещания: 1. "Принципы формирования "Реестров источников энергоснабжения, энергопринимающего оборудования и средств коммерческого учета электроэнергии и мощности граждан-потребителей (осуществляющих расчеты с исполнителем коммунальных услуг" Приложение N 2 к договорам энергоснабжения между ОАО "Мосэнергосбыт" и ООО "Русэнергосбыт-М"; 2. Подписание Соглашения о замене стороны по договорам энергоснабжения. Результаты переговоров отражены в протоколе от 07.03.2009.
По состоянию на дату рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства N 3-25-18/08 (12.03.2009) между ОАО "Мосэнергосбыт", ГУП ДЕЗ (управляющими организациями) 28 районов Восточного и Юго-Восточного административных округов Москвы и ООО "Русэнергосбыт-М" имелись заключенные Соглашения о перемене лиц в обязательстве, в соответствии с которыми обязательства ГУП ДЕЗ по договорам энергоснабжения с 01.01.2009 переданы ООО "Русэнергосбыт-М".
В марте 2009 года между ОАО "Мосэнергосбыт" и ООО "Русэнергосбыт-М" подписаны Дополнительные соглашения N 1, N 2 (от 03.03.2009 и 10.03.2009 соответственно) об установлении договорных величин потребления электрической энергии на 2009 год, адресов поставки электрической энергии и реестра энергопринимающих устройств, в соответствии с которыми осуществляется формирование объемов электрической энергии, поставляемой на индивидуальные нужды жителей Восточного и Юго-Восточного административных округов Москвы. Оригиналы данных соглашений обозревались судом апелляционной инстанции.
Таким образом, на дату рассмотрения Комиссией УФАС по Москве дела N 3-25-18/08 о нарушении антимонопольного законодательства ОАО "Мосэнергосбыт" и ООО "Русэнергосбыт-М" существовали договорные взаимоотношения, факт наличия которых не был принят в процессе рассмотрения дела к сведению и, соответственно, не был исследован надлежащим образом, что повлекло за собой ошибочный вывод антимонопольного органа об ограничении деятельности ОАО "Мосэнергосбыт".
При этом суд апелляционной инстанции отмечает тот факт, что ОАО "Мосэнергосбыт" и ООО "Русэнергосбыт-М" после вынесения оспариваемого решения антимонопольного органа также продолжили партнерские взаимоотношения по вопросу энергоснабжения населения Восточного и Юго-Восточного административных округов Москвы.
Так, в соответствии с Регламентом перехода гражданина-потребителя на обслуживание к другому поставщику электрической энергии от 02.02.2009 и Регламентом определения объема и стоимости потребления электроэнергии от 27.01.2009 между ОАО "Мосэнергосбыт" и ООО "Русэнергосбыт-М" 29.04.2009 заключен договор энергоснабжения, предметом которого является продажа ОАО "Мосэнергосбыт" и покупка ООО "Русэнергосбыт-М" электроэнергии для целей энергоснабжения последним многоквартирных жилых домов и граждан-потребителей в Восточном и Юго-Восточном административных округах Москвы. Договор с дополнительным соглашением и приложением подписан сторонами без каких-либо разногласий.
04.06.2009 между ОАО "Мосэнергосбыт" и ООО "Русэнергосбыт-М" подписан договор, который определяет, что ОАО "Мосэнергосбыт" - гарантирующий поставщик услуг электроэнергии предоставляет право агенту по выполнению определенных функций - ООО "Русэнергосбыт-М" организацию приема у абонентов оплаты за поставленную ОАО "Мосэнергосбыт" электроэнергию.
Таким образом, в результате достигнутых договоренностей ОАО "Мосэнергосбыт" является гарантирующим поставщиком для населения двух столичных округов, а ООО "Руэнергосбыт-М" занимается организацией расчетов за потребленную электроэнергию.
Кроме того, представители ОАО "РАО энергетические системы Востока", ОАО "Мосэнергосбыт" и ООО "Русэнергосбыт-М" пояснили суду, что между организациями отсутствуют разногласия относительно сумм, уплаченных гражданами за потребленную электроэнергию по системе Единого платежного документа. Каких-либо претензий ОАО "Мосэнергосбыт" к ООО "Русэнергосбыт-М" по данному вопросу не имеет.
Доводы представителей антимонопольного органа, а также ОАО "РАО энергетические системы Востока", ОАО "Мосэнергосбыт" о том, что заключенные договоры являются недействительными сделками, отклоняются как несостоятельные. Из материалов дела не усматривается, что стороны отказывались от исполнения принятых на себя обязательств по данным договорам.
Считая, что ООО "Русэнергосбыт-М" незаконно препятствует осуществлению ОАО "Мосэнергосбыт" своей деятельности по энергоснабжению, вытесняя его с рынка энергоснабжения, ОАО "Мосэнергосбыт" было вправе (не лишено возможности) воздержаться от вступления с недобросовестным, по его мнению, конкурентом - ООО "Русэнергосбыт-М" в какие-либо соглашения, и тем более подписывать с ООО "Русэнергосбыт-М" различного рода документы и брать на себя соответствующие обязательства.
Разграничение сферы деятельности ОАО "Мосэнергосбыт", ООО "Русэнергосбыт-М" на рынке энергоснабжения, а также наличие между указанными организациями договорных отношений до принятия решения от 12.03.2009 по делу N 3-25-18/08 о нарушении антимонопольного законодательства рассматривается судом апелляционной инстанции как отсутствие ограничивающих конкуренцию действий и наличие предусмотренных законом условий, при которых комиссия антимонопольного органа была обязана прекратить рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в отношении группы лиц - ООО "Русэнергосбыт", ООО "Русэнергосбыт-М".
Доказательств того, что на момент принятия антимонопольным органом оспариваемого решения ОАО "Мосэнергосбыт" было исключено из системы поставки электроэнергии, а также, что Общество было поставлено в неравные условия по сравнению с ООО "Руэнергосбыт-М", не представлено. Возможность наступления данных последствий при наличии совместных действий ОАО "Мосэнергосбыт" и ООО "Руэнергосбыт-М" на одном товарном рынке представляется сомнительной и документально не подтверждена.
По смыслу п.1 ст.48 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" установлена обязанность (не право) антимонопольного органа прекратить производство по делу о нарушении антимонопольного законодательства при наличии на то предусмотренных законом обстоятельств.
При таких обстоятельствах решение и предписание Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 12.03.2009 по делу N 3-25-18/08 в оспариваемой части не соответствуют целям - пресечению недобросовестной конкуренции и восстановлению публичного порядка, ст.48 Федерального закона "О защите конкуренции", нарушают права и законные интересы заявителей.
В соответствии с ч.2 ст.201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Учитывая изложенные выше обстоятельства, оспариваемые в части решение и предписание антимонопольного органа в соответствии с приведенной нормой Кодекса подлежат признанию недействительными, а обжалуемое решение суда первой инстанции подлежит отмене с принятием по делу нового судебного акта.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины распределяются судом в порядке ст.110 АПК РФ.
Руководствуясь ст.ст.110, 266, 268, 269, 270, 271 АПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда г.Москвы от 13.07.2009 по делу N А40-37510/09-96-141, N А40-37287/09-121-72 отменить.
Признать недействительными решение и предписание Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 12.03.2009 по делу N 3-25-18/08 в части, касающейся ООО "Русэнергосбыт", ООО "Русэнергосбыт-М".
Возвратить ООО "Русэнергосбыт" из федерального бюджета госпошлину по заявлению и по апелляционной жалобе в общей сумме 5000 руб.
Возвратить ООО "Русэнергосбыт-М" из федерального бюджета госпошлину по заявлению и по апелляционной жалобе в общей сумме 5000 руб.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья: |
Б.С. Веклич |
Судьи |
Л.А. Москвина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-37510/09-96-141
Истец: ООО "Русэнергосбыт", ООО "Русэнергосбыт-М"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по городу Москве и Московской области
Кредитор: Судебный участок N 130 района "Выхино-Жулебино" г. Москвы, (мировому судье В.А. Левшенковой)
Третье лицо: Префектура ЮВАО г. Москвы, Префектура ВАО г. Москвы, Правительство города Москвы, ОАО "РАО Энергетические системы Востока", ОАО "Мосэнергосбыт", Департамент топливно-энергетического хозяйства г. Москвы, Департамент жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства г. Москвы, ГУ Инженерная служба Юго-Восточного административного округа, ГУ Инженерная служба Восточного административного округа
Хронология рассмотрения дела:
20.10.2009 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-16675/2009